Проблемы сознательности учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:14, доклад

Описание

Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы сознательности учения……………...4
1.1 Учение как вид деятельности………………………………………………...4
1.2 Сознательность учения как существенный принцип обучения………….12
1.3 Психологическая сущность сознательности учения………………………18
1.4 Проблема роли учителя при формировании сознательности учения…..26
ГЛАВА 2. Исследование мотивации учения школьников……………..31
2.1 Контрольный этап эксперимента…………………………………………...31
Заключение ……...…………………………………………………………..37
Список литературных источников…………………………………………38
Приложение………………………………………………………………….40

Работа состоит из  1 файл

Проблемы сознательности учения.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

     Содержательными характеристиками мотивов являются следующие:

-наличие личностного  смысла  учения  для  ученика;

-наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности  и всего поведения  ребенка;

-место  мотива   в  общей   структуре  мотивации;

-самостоятельность возникновения и проявления мотива;

-уровень  осознания   мотива;

-степень распространения мотива на разные типы деятельности,  виды учебных предметов, формы учебных заданий.

Обобщая, можно сказать, что мотивы  учения могут личными  и  общественными, т.е. вытекать из непосредственного интереса к процессу учения либо быть опосредованными другими мотивами общественного характера.

Таким образом, выделяются следующие группы мотивов, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету:

1. Непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается.

Этот интерес к самому предмету бывает в некоторых случаях  настолько сильным и стойким, что учащийся оказывается в состоянии  отделить самый предмет, его интересующий, от неинтересного его преподавания.

2. Интерес вызывает  характер той умственной деятельности, которой требует предмет.

3. В некоторых случаях  интерес вызывается или по  крайней мере подкрепляется соответствием  склонностям подростка, а также  тем, что данные дисциплины хорошо ему даются.

Здесь отчетливо выступает  своеобразная диалектика интересов  и деятельности; если, с одной  стороны, интересы побуждают к деятельности в соответствующем направлении, то оказывается, что, с другой стороны, успешная деятельность, направленная на овладение определенным предметом, вызывает или повышает интерес к нему.

Ученик может плохо  заниматься, потому что у него нет  интереса к занятиям, и он может  утратить интерес к занятиям, потому что он стал в силу тех или иных условий плохо заниматься.

4. Опосредованный интерес  к предмету вызывается, далее,  связью его с намеченной в  будущем практической деятельностью(14).

 Психологической проблемой в рамках освещения проблемы сознательности учения может  являться изучение динамики интересов, их развития, распада, перемещения в ходе обучения.

В одних случаях перемещение  интересов может быть  вызвано самым фактом появления нового предмета. В других случаях появление одних интересов и исчезновение других мотивируются качеством преподавания.  Наконец, сдвиги в интересах к тому или иному предмету наблюдаются в связи с развитием способностей учащихся. По мере продвижения к старшим классам все чаще выступает интерес к математике, к наукам, требующим логической работы мысли, в то время как в младших классах относительно более силен интерес к конкретному описательному и повествовательному материалу. Эти сдвиги интересов связаны с развитием способностей, в частности с ростом способности к рассуждению, к отвлеченному теоретическому мышлению. Развитие же способности к отвлеченному теоретическому мышлению в свою очередь связано с овладением в ходе обучения системой теоретического знания и обусловлено им (14).

        Школьная  учеба как основная  деятельность связана с определенным  периодом в жизни подрастающего человека. Она может начаться лишь тогда, когда ребенок достигает некоторой  ступени развития, когда ему становится доступен новый тип мотивации деятельности — установка на результат, сознание обязанностей, способность принять на себя задание. Школьный возраст кладет начало новому типу отношений ребенка к миру, к себе и своим обязанностям и новому типу познания. Это период опосредованного познания, когда ведущую роль в развитии ребенка начинает играть систематизированный общественно-исторический опыт, обобщенный в системе научного знания.

 

 

1.2 Сознательность учения как существенный принцип обучения.

Всякая научная система  предполагает свой ведущий принцип. Основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное  функционирование обучения, называют принципами обучения. Принципы обучения – это те условия, на базе которых строится обучающая деятельность учителя и познавательная деятельность ученика. Разработка принципов обучения велась уже несколько веков назад. Впервые заговорил и попытался сформулировать принципы обучения педагог Ян Коменский. В своем труде «Великая дидактика» он называл их основоположениями, на которых должен строиться весь педагогический процесс. Коменский сформулировал ряд правил в обучении, которыми пользуются педагоги по сей день: от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному и т. д. Помимо него обоснованием дидактических принципов занимались Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Руссо, например, считал, что принципиальной основой обучения является контакт ребенка с природой. Такой принцип получил название «принцип природосообразности обучения». Песталоцци рассматривал наглядность как основу педагогической деятельности. Он считал, что наглядность подводит базу к логическому мышлению.

Неоценимую роль в  разработке принципов обучения сыграл К. Д. Ушинский. Он выделяет ряд  принципов, используемых  и в современной дидактике.

1. Систематичность, доступность и посильность обучения.

2. Сознательность и активность обучения.

3. Прочность знаний.

4. Наглядность обучения.

5. Народность обучения.

6. Воспитывающий характер обучения.

7. Научность обучения.

       В современных учебниках  педагогики так же равноправно перечисляется ряд дидактических принципов, среди которых нет того принципа, который связывал бы этот ряд в систему. Однако, «реальная педагогическая деятельность фактически давно разрушила это унылое рядоположение и справедливо выделила подлинно центральный, подлинно ведущий принцип: принцип сознательности. Этот принцип должен быть и теоретически понят как ведущий, но это значит, что он должен быть понят по-новому»[7, c.3].

Активность,  как  качество  деятельности  личности,  является  неотъемлемым   условием и показателем реализации любого принципа обучения. Активация учения школьников, таким образом, выступает как мобилизация  учителем  с  помощью  специальных   средств интеллектуальных, нравственно-волевых и  физических  сил  учеников  на  достижение  конкретных  целей обучения и воспитания.

Физиологической   основой   познавательной    активности    является рассогласование  между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое  значение на этапе включения ученика  в  активную  познавательную деятельность  имеет ориентировочно-исследовательский  рефлекс,  представляющий  собой   реакцию организма  на  необычные  изменения  во  внешней  среде.   Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние.  Возбуждение исследовательского   рефлекса    -   необходимое   условие    познавательной   деятельности.

Уровни познавательной активности выделила  Шаламова Т.И. (1982г.)

       Первый уровень -  воспроизводящая активность.

Характеризуется   стремлением   ученика    понять,    запомнить    и воспроизвести знания, овладеть способом  его  применения  по  образцу.  Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника,  отсутствием  у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: Почему?

       Второй уровень - интерпретирующая активность.

  Характеризуется стремлением ученика к  выявлению  смысла  изучаемого содержания,  стремлением  познать  связи  между  явлениями   и   процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до  конца,  при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

       Третий уровень - творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их  взаимосвязей,  но  и  найти  для  этой  цели  новый способ. Характерная  особенность  -   проявление  высоких   волевых   качеств  ученика, упорство и настойчивость  в  достижении  цели,  широкие  и  стойкие  познавательные   интересы.   Данный   уровень   активности    обеспечивается  возбуждением высокой степени рассогласования между  тем,  что  ученик  знал,  что уже встречалось  в  его  опыте  и  новой  информацией,  новым  явлением (15).

Принцип связи обучения с жизнью, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть  отрыв  обучения  от  жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.

       Принцип  научности создает основу для  активной деятельности  учащихся  не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но  и  для  его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность  изучаемых явлений  неразрывно  связано  с  качественной  познавательной  деятельностью школьников.

       Принцип   сознательности  и прочности усвоения  знаний  может быть реализован только в процессе активного учения.

      Принцип  наглядности, выражая, в  основном,  единство  конкретного  и абстрактного,  теснейшим  образом  связанный  с   сознательностью   усвоения знаний, реализуется  при  активном  мышлении  учащихся,  особенно  на  этапе перехода от конкретного  к  абстрактному,  и  наоборот,  от  абстрактного  к конкретному.

       Принцип  индивидуального подхода к учащимся  в условиях  коллективного характера   обучения  предполагает   включение  каждого  ученика  в   процесс учения. При  этом  уровень  активности  будет  зависеть  от  учета  реальных учебных возможностей школьников.

       Реализация  принципа сознательности и активности является существенной для успешного обучения. Суть этого принципа заключается в том, что целенаправленное творческое саморазвитие учителей создает благоприятные условия и для творческого саморазвития учащихся. Одной из приоритетных целей и педагогических технологий может и должна стать технология обучения, ориентированная на творческое саморазвитие учащихся. Вся система учебно-воспитательной работы в школе сегодня  и сама жизнедеятельность школы должны рассматриваться как система жизнедеятельности, ориентированная на целенаправленное творческое саморазвитие всех элементов учебно-воспитательного процесса.

       Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения следует учитывать, что учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

        Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся.

       Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание»[13, с. 48]. На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие  признаки сознательного усвоения знаний:

- учащиеся должны уметь  облекать свои знания в правильную  словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не могу» - признак отсутствия знаний);

- сознательность выражается  и в положительном отношении  учащихся к изучаемому материалу,  в их заинтересованности;

- признаком сознательного  усвоения учебного материала  является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Правила принципа сознательности и активности в обучении [4, с. 45]:

1. Учащимся всегда  должен быть ясен смысл поставленных  перед ними учебных задач, они  должны понимать цель обучения.

 Урок должен начинаться  постановкой проблемы и вестись  с опорой на предыдущий опыт  учащихся, на имеющуюся у них  систему знаний. Учитель должен  использовать все имеющиеся в  его распоряжении приемы, чтобы  вызвать интерес у учащихся  к изучаемому материалу.

2. Учащиеся должны  усваивать в процессе обучения  не только информацию о предметах  и явлениях, а понимать их внутреннюю  сущность, должны прийти к пониманию  закономерностей, которые смогут  потом использовать на практике.

Примером реализации этого правила может служить деятельность В.Ф.Шаталова, который давал материал по каждой изучаемой теме в полном объеме, чтобы учащиеся увидели внутренние закономерности изучаемого явления. А потом, в процессе неоднократного повторения, добивался усвоения отдельных фактов и деталей и их систематизации.

3. Исследования психологов  показывают, что важнейшим условием  активности учащихся является  наличие самоконтроля и самооценки  в процессе обучения. Поэтому  одной из задач педагога является  формирование у них потребности и навыков такой деятельности. Самоконтроль и самооценка должны стать обязательным элементом современных обучающих технологий.

4. Особая роль в  сознательном и активном усвоении  знаний принадлежит интересу, который может проявляться благодаря использованию ярких примеров, использованию неизвестного учащимся дополнительного учебного материала и т. п.

       Таким   образом,  принцип   активности   в   обучении   находится   в диалектическом единстве со  всеми принципами в их системе.

Для реализации принципа сознательности и активности необходимо формировать интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. Учащимся должно быть интересно не только получать новую информацию, но и учиться, им должен быть интересен сам процесс познания. Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», о чем писал Д.И. Писарев - они формируются в процессе познавательной деятельности.

Информация о работе Проблемы сознательности учения