Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 11:14, доклад
Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Введение …………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретические основы сознательности учения……………...4
1.1 Учение как вид деятельности………………………………………………...4
1.2 Сознательность учения как существенный принцип обучения………….12
1.3 Психологическая сущность сознательности учения………………………18
1.4 Проблема роли учителя при формировании сознательности учения…..26
ГЛАВА 2. Исследование мотивации учения школьников……………..31
2.1 Контрольный этап эксперимента…………………………………………...31
Заключение ……...…………………………………………………………..37
Список литературных источников…………………………………………38
Приложение………………………………………………………………….40
Анализируя полученные данные, можно каждого из опрошенных школьников отнести к определенной категории. По условиям опросника дети, набравшие определенной количество баллов, имеют определенный уровень школьной мотивации.
25—30 баллов (максимально высокий уровень) — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10—14 баллов — низкая школьная мотивация.
Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Распределение испытуемых по категориям отражено в таблице 2.
Таблица 2. Уровни мотивации школьников.
Уровень
№ испытуемого |
Максималь-но высокий уровень |
хорошая школьная мотивация |
положитель-ное отношение к школе |
низкая школьная мотивация |
негатив-ное отноше-ние к школе |
1 |
* |
||||
2 |
* |
||||
3 |
* |
||||
4 |
* | ||||
5 |
* |
||||
6 |
* |
||||
7 |
* |
||||
8 |
* |
||||
9 |
* | ||||
10 |
* |
||||
11 |
* |
||||
12 |
* |
||||
13 |
* |
Таким образом, мы получили следующее распределение испытуемых по уровням школьной мотивации (Таблица 3).
Таблица 3. Распределение испытуемых по уровням.
Уровень
Испытуемые |
Максималь-но высокий уровень (высокий) |
хорошая школьная мотивация (выше среднего) |
положитель-ное отношение к школе (средний) |
низкая школьная мотивация (ниже среднего) |
негатив-ное отноше-ние к школе (низкий) |
Кол-во |
3 |
3 |
4 |
1 |
2 |
% |
23 |
23 |
31 |
8 |
15 |
На рисунке 1 отражено соотношение уровней мотивации по численности учащихся.
Рисунок 1.
Таким образом, можно отметить, что в исследуемой группе наибольшее количество учащихся имеют положительное отношение к школе, т.е. средний уровень школьной мотивации, а низкую школьную мотивацию (уровень ниже среднего) имеет всего 8% испытуемых.
Если анализировать качественные показатели, то получаем следующую картину:
8 % испытуемых посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках предпочитает заниматься посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
15% испытуемых испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
23% испытуемых отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
23% испытуемых успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также как и предыдущая группа, изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм.
31% учащихся имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, чем у учащихся с высоким познавательными мотивами, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Таким образом, высказанная в начале исследования гипотеза не подтвердилась. Высокую мотивацию учения и преобладающую познавательную мотивацию учения имеют всего 23% испытуемых.
Можно сделать следующий вывод: у учащихся 4 класса общеобразовательной школы такое качество, как сознательность учения сформировано слабо.
Заключение.
Учение является своеобразным видом деятельности, в котором цель сдвинута по сравнению с деятельностью, для которой она служит подготовкой. В Большом психологическом словаре (2) сознательность учения определяется как осознанное отношение к учению, реализуемое через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с целями и мотивами учения. Сознательное учение характеризуется осознанием ответственности за учебные достижения, активностью и самостоятельностью при усвоении и применении знаний, овладением приемами умственной деятельности, что обеспечивает самоуправление учебной деятельностью. В рамках изучения сознательности учения различают полностью осознаваемые учебные действия (актуально сознаваемые) и действия, которые являются не самоцелью, а лишь средством выполнения основной задачи и потому протекают как бы сами собой, но под контролем сознания (то есть становятся автоматизированными). Сознательность учения, в основе которой лежит овладение учебной деятельностью, способствует формированию самосознания, самооценки учащихся, воспитанию волевых качеств, навыков самоконтроля, организации умственной работы, развитию познавательных интересов и так далее.
Активная позиция в учении, превращение его в личностно значимое событие возможно, если обучение не будет сводится лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где ученик вместе с учителем будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят.
Другими словами, в процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. Педагог должен при этом ставить осознанные цели и воспитывать в ученике познавательную активность. Таким образом будет реализоваться принцип сознательности и активности учения, являющийся по сути, центральным, или, как назвал его А.П. Леонтьев, «ведущим» среди прочих принципов дидактики.
Список литературных источников:
1. Березовин Н.А. ,Сманцер А.П. «Воспитание у школьников интереса к учению». Минск, «Народная асвета», 1987,- 75с.
2. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б.Е., Зинченко В.А. Изд. : Олма-пресс. 2004.- 506с.
3. В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.
4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.
6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.
7. Леонтьев А.Н. К вопросу о сознательности учения \\ Психологическая наука и образование. –1997. –№1. –с.4-12.
8. Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1972.
9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.
10. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии//Психол. Журн. Т\2, № 6, С. 3-22.
11. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1989.
12. Немов Р.С. «Психология» Книга 2, 2-е издание М: Просвещение «ВЛАДОС» 1995.
13. Поддьяков А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст \\ Вопросы психологии- 2003.- № 2 , с.122-131.
14. Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии».- М.: «Академия», 1995, -540с.
15. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.
16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д., 2000.
17.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.
18. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.:Педагогика, 1990.
19. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник учителя», М.: «Совершенство», 1998, -432с.
20. Харламов И.Ф. « Как активизировать учение школьников». Минск, «Народная асвета», 1975, -208с.
21.Чевышева В.В. Психология трудового обучения, М«: Просвещение. 1969.
22. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация "Логос", 1996.
23. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
24. Якунин В.А. Педагогическая психология. – М., 1998
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
АНКЕТА ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе или не очень?
А) Не очень, Б) нравится, В) не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) Чаще хочется остаться дома, Б) бывает по-разному, В) иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
А) Не знаю, Б) остался бы дома, В) пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
А) Не нравится, Б) бывает по-разному, В) нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) Хотел бы, Б) не хотел бы, В) не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы
в школе остались одни
А) Не знаю, Б) не хотел бы, В) хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
А) Часто, Б) редко, В) не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) Точно не знаю, Б) хотел бы, В) не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
А) Мало, Б) много, В) нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А) Нравятся, Б) не очень, В) не нравятся.
Обработка:
Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
ответ, позволяющий судить
об отрицательном отношении
Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.