Профессиональная направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

Объект исследования: профессиональная направленность личности

Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6

1.1Процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6

1.2Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………….10

1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17

Выводы по I главе………………………………………………………..20

II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности……………………………………………….21

2.1Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств……………………………………………………………………21

2.2Психодиагностика профессиональной направленности личности. Ход исследования……………………………………………………………..26

2.3Результаты исследования. Обработка и интерпритация…………...29

Выводы по II главе……………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика.docx

— 73.92 Кб (Скачать документ)
 

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 

КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ 

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

ПСИХОДИАННОСТИКА 

«Профессиональная направленность личности» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        

                                                                                                Выполнила

Верховая  Любовь Викторовна,

студентка 5 курса з/о,

сентябрьского набора 2008 

Проверила 
 
 
 
 
 

КИРОВ, 2010 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………3

I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6

1.1Процесс профессионального  самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6

1.2Психологические  механизмы формирования профессиональной  направленности личности……………………………………………….10

1.3Взаимосвязь  ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17

Выводы по I главе………………………………………………………..20

II. Психодиагностические  методы изучения профессиональной  направленности личности……………………………………………….21

2.1Механизмы  формирования и структура профессионально  важных качеств……………………………………………………………………21

2.2Психодиагностика  профессиональной направленности  личности. Ход исследования……………………………………………………………..26

2.3Результаты  исследования. Обработка и интерпритация…………...29

Выводы по II главе……………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………44

 

      Введение 

     В современных условиях возрастают требования к каждому человеку как специалисту  в определенном виде деятельности. Как показывает практика, почти во всех видах деятельности одного старания и желания недостаточно. Успешность во многом зависит от наличия у  человека способностей и склонностей  к этому роду деятельности, от его  профессиональной направленности.

     Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов.

     Согласно  исследований таких зарубежных ученых как Р. Доре (1983), М.С. Каланиди (1980), Е. Х. Эриксон (1968), профессия? выбранная в разрез профессиональной направленности личности человека негативно влияет на его здоровье, учащаются физиологические и психологические проблемы, а при удачном выборе профессии повышается самоуважение и позитивное представление человека о себе.

     В отечественной литературе изучению проблем профессионального становления  личности посвящены труды таких  ученых как, Ростунова А. Т., Кулагина Б.В., Кузьминой Н. В.

     В психологической литературе рассмотрению профессиональной направленности личности посвящены труды К.М Гуревича, Е.А Климова, Н.Д Левитова, А.Н. Леонтьева, Л.М Митиной,

     Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

     Объект исследования: профессиональная направленность личности

     Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

     Исходя  из выше изложенного нами была сформулирована гипотеза исследования: предполагаем, что профессиональная направленность на профессию психолога имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора.

     Для достижения цели и подтверждения  гипотезы необходимо решить следующие  задачи:

  • Рассмотреть процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе
  • Выявить психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности
  • Раскрыть взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности
  • Выявить механизмы формирования и структура профессионально важных качеств
  • Произвести психодиагностику профессиональной направленности группы студентов. Ход исследования
  • Определить результаты исследования. Произвести обработку и интерпретацию

     Теоретическое значение и новизна исследования обусловлена тем, что в современной  литературе в достаточной мере описаны  те качества личности, обуславливающие  успешность в профессиональной деятельности будущего или уже работающего  специалиста. Но недостаточно работ  направленных на изучение зависимости успешности в учебной деятельности в стенах вуза от профессиональной направленности личности студентов.

     Практическая  значимость настоящей работы заключается  в возможности применения результатов  исследования при профессиональном отборе студентов и разработке на их основе психолого–педагогических рекомендаций.

 

      I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности 

     1.1Процесс  профессионального  самоопределения  личности в психолого - педагогической литературе 

     Выбор профессии, или профессиональное самоопределение  основа самоутверждения человека в  обществе, одно из главных решений  в жизни.

     Существуют  различные варианты определения  понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой  выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения  высвечивает двусторонность явлений  выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект, и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность  явления выбора профессии.

     Выбор профессии - это не одномерный акт, а  процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит  от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

     В психологической литературе нет  единого взгляда на то, как формируется  выбор профессии, и какие факторы  влияют на этот процесс. По этому вопросу  существует ряд точек зрения, в  защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это  объясняется сложностью процесса профессионального  самоопределения и двухсторонностью самой ситуации выбора профессии1.

     Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии  как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой - характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

     В контексте понимания выбора профессии  как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Несомненно, этот подход более продуктивен, тат как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

     Существует  еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших  событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается в далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете, течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни.

     Если  процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит  в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии  или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного  отношения, а не о тех объективных  связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т. п.). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л.И. Божевич обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т. п2.

     Указание  на избирательно-положительное отношение  человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие «отношение к профессии» само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление  нашей активности и указывает  на ее объект. В основе положительного положения нескольких человек к  одной и той же профессии могут  лежать различные потребности и  стремления. Только путем анализа  системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно  судить о его реальном психологическом  содержании.

     В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики. К первой относят  полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень  направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов  предпочтения профессии. Избирательное  отношение к профессии чаще всего  начинается с возникновения частных  мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

     Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все  более распространенной системы  мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным  образом организованы, находиться в  различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут  быть ведущие мотивы.

Информация о работе Профессиональная направленность личности