Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 08:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Объект исследования: профессиональная направленность личности
Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Введение…………………………………………………………………3
I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6
1.1Процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6
1.2Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………….10
1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17
Выводы по I главе………………………………………………………..20
II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности……………………………………………….21
2.1Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств……………………………………………………………………21
2.2Психодиагностика профессиональной направленности личности. Ход исследования……………………………………………………………..26
2.3Результаты исследования. Обработка и интерпритация…………...29
Выводы по II главе……………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………
Направленность
характерологических
Более высокие показатели по шкале М говорят о том, что студенты первой группы люди с развитым воображением, более мечтательные и немного рассеянные, чем студенты второй группы.
Студенты первой и второй групп обнаружили направленность характерологических особенностей по шкале N к положительному полюсу (N+). Это говорит о том, что они - люди проницательные, склонные к поиску логики, в поступках, эмоциональных реакциях окружающих и собственных переживаниях.
Высокие показатели по фактору О (гипотимия - гипертимия), направленные к положительному полюсу, говорят о склонности студентов первой группы к самообвинениям. Они неизменно чем-то озабочены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе они замкнуты и обособленны. У студентов второй группы эти качества менее выражены.
Анализ результатов по фактору Q1 (радикализм - консерватизм) показал, что для студентов первой группы более характерны разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению новой информации по различным областям знания, склонность к экспериментированию, чем для студентов второй группы (Q1+). Студенты второй группы в большей степени доверяют авторитетам.
Анализ результатов по фактору Q2 (p = 0.025) показал, что студенты первой группы независимы, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они не нуждаются в «чувстве локтя», в одобрении и поддержке со стороны.
У второй группы более выражена склонность работать и принимать решения вместе с другими людьми. Поддержка и одобрение окружающих для них во многом решающий фактор(Q2-).
Более высокие показатели у студентов первой группы по шкале Q3 направленные к положительному полюсу (Q3+) говорят об их организованности, умении контролировать себя, упорно и планомерно следовать поставленной цели.
Анализ
результатов по фактору Q4 (напряженный
- невозмутимый) свидетельствуют о
напряженности, озабоченности
Таким образом, для студентов первой группы характерны следующие индивидуально - психологические особенности: открытость, легкость в общении, невнимательность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность, склонность к лидерству, жизнерадостность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами.
Студенты второй группы обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, менее выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, неуступчивость, жизнерадостность, беспечность, совестливость, аккуратность, смелость, тянущиеся к другим людям, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, тактичность, неуверенность в своих силах, настроенность на перемены, вольномыслие, зависимость от группы, несамостоятельность, держащие себя под контролем, умеющие подчинять себя правилам, напряженные.
В целом, выявленный в исследовании профиль по тесту Кеттелла не соответствует известным типовым профилям препоавателей. Учителя, в отличие от других специалистов, работающих с детьми, характеризуются выраженной конкретностью мышления (среднее значение по фактору В), нормативностью поведения и суждений (значения по фактору G выше среднего) и скорее практичностью, чем склонностью к применению своего воображения (фактор М). Сопоставление этих факторов с тем, что мы наблюдали у студентов со специализацией педагог, позволяет заключить, что качества, составляющие основу предрасположенности к учительскому труду у студентов, со специализацией педагог не сформированы.
Однако, в этом есть и положительный момент. Описанные качества личности, внутренне организуют мотивацию к занятиям той деятельностью, которая в будущем усилит, обострит, акцентирует их, приближая к такой степени выраженности, когда эти личностные свойства будут оценены другими как отрицательные, отталкивающие, нежелательные.
Если
обратиться к спискам выделенных
в анкете студентами привлекательных
и нежелательных качеств
Выявленный профиль Кеттелла для студентов второй группы частично совпадает со стандартным профилем Кеттелла. В литературе отмечают, что для них характерно развитое логическое мышление (В+), они должны быть в эмоционально устойчивыми (С+), склонны к лидерству (Е+), проявлять такие качества как трезвость и серьезность (F-). Для успешного ведения работы они должны быть практичны и реалистичны, они верят больше рассудку, чем чувствам (I-). По фактору М они должны проявлять средние показатели, т. е. они должны быть как мечтательными, с развитым воображением, так и прагматичны. Психологи в бизнесе должны проявлять как консерватизм, уважать традиции, так и стремиться проверить все самостоятельно (Q1 средний).
Студенты, избравшие своей специальностью профессию психолог в бизнесе не видят отрицательных черт своей профессии. Среди положительных черт профессии они указывают терпение, любопытство, знание своего дела, настойчивость, целеустремленность, ответственность, интерес.
В результате исследования ценностных ориентаций личности по тесту Рокича была составлена иерархия ценностей студентов первой и второй групп.
Иерархия предпочитаемых терминальных ценностей имеет одинаковую направленность у первой и второй групп. Абстрактные жизненные ценности (творчество, счастье других людей) носят пассивный характер (красота природы и искусства). По мнению Франкла: у человека, который особенно стремится к наслаждениям и развлечениям оказывается в конечном счете фрустрировано стремление к смыслу12.
Следует отметить, что у студентов со специализацией психолог в бизнесе ведущее место среди ценностей занимает творчество (возможность творческой деятельности).
При
анализе инструментальных ценностей
было также обнаружено сходство иерархий,
хотя направленность этих иерархий носит
у педагогов более
Следует отметить, что иерархия ценностей двух групп слабо структурирована, что говорит о недостаточной сформированности системы ценностей. Показатели по тесту СЖО выявили, что студенты первой группы имеют низкую осмысленность жизни, чем студенты второй группы.
Низкие баллы по первой шкале «Цели в жизни» характеризуют у студентов второй группы отсутствие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Показатели по шкале 2 говорят о том, как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы по этой шкале у студентов второй группы - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.
Шкала 3 отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют студентов первой группы как людей неудовлетворенных прожитой частью жизни.
Показатели по шкале 4 «Локус контроля – Я» у студентов первой группы более низкие, по сравнению с показателями студентов второй группы. Это говорит о неверии в собственные силы и неумении контролировать события собственной жизни.
По
шкале «Локус контроля - жизнь или
управляемость жизнью» у
Достоверных различий по тесту СЖО обнаружено не было.
Значимая степень достоверности различий была выявлена при анализе ответа на вопрос анкеты о профессии матери. Матери студентов, выбравших специализацию - педагог в большенстве своем имеют профессию - рабочая. Мы считаем, что выбор будущей профессии у студентов, входящих в первую группу может быть обусловлен, в том числе, и желанием родителей повысить статус своих детей.
Проведенный
нами корреляционный анализ обнаружил
тесную взаимосвязь между
Так фактор I теста Кеттелла коррелирует с первой субшкалой по тесту СЖО (осмысленность целей) r = 0,60 (р£0,05).
Направленность по фактору I к положительному полюсу говорит о педагогах как о людях с художественным мышлением, чувствительных, тянущихся к другим. Следовательно, педагоги в большей степени, чем психологи в бизнесе осмысливают цели своего обучения (выбора профессии). В отличии от педагогов, у психологов в бизнесе должна быть направленность к отрицательному полюсу по фактору I, т. к. для данной специальности характерен рационализм и реализм. Однако корреляционный анализ показывает, что данная личностная характеристика не выражена и это может объяснить слабую осмысленность целей деятельности.
Была обнаружена корреляция фактора Q4 (напряженный - невозмутимый) со шкалой «Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью» по тесту СЖО r = - 0,49 (р< 0,05).
Направленность фактора Q4 к положительному полюсу характеризует студентов первой и второй группы как людей напряженных, озабоченных планами. У студентов со специализацией психолог в бизнесе эти качества выражены в большей степени, чем у студентов со специализацией педагоги, и для них в большей степени убеждены в том, что свобода выбора у них сильно ограничена. Они не склонны строить планы на будущее.
Анализ связей показателя по шкале Q3 теста Кеттелла с терминальной ценностью 4 (интересная работа) показал, что для студентов первой и второй групп характерна обратная зависимость r = - 0.64, p < 0.05). Студенты – педагоги в больше степени склонны контролировать себя, подчиняться правилам, чем студенты второй группы, и, следовательно, студенты – педагоги в большей степени ценят интересную работу.
Была обнаружена прямая зависимость между фактором Q4 (напряженный - невозмутимый) и терминальной ценностью 6 (любовь) r = 0.63 (р<0,05).
Студенты со специализацией педагоги в меньшей степени напряжены и озабочены планами, чем студенты второй группы. При этом любовь имеет для них меньшую ценность, хотя, любовь в интерпретации - любовь к детям является ПВК учителя.
Прослеживается взаимосвязь между терминальной ценностью 14 (свобода) и фактором G по тесту Кеттелла r = 0,49 (р<0,05) и фактором О r = 0,48 (р<0,05).
Это говорит о том, что студенты со специализацией педагоги более моралистичны и аккуратны, чем студенты второй группы, при этом они неуверены в себе. Поскольку зависимость между факторами прямая, то студенты – педагоги меньше ценят самостоятельность, они более конформны.
Обнаружена корреляция шкалы G с интернальной ценностью 1 (аккуратность) r = - 0,49 (р<0,05).
Направленность
по шкале G к положительному полюсу
указывает на то, что студенты – педагоги
более аккуратны, чем студенты второй
группы, и содержат в порядке не только
свои вещи, но и дела. Отмечается, что это
качество является профессионально важным
для любой профессии.
Выводы
по II главе
Оцениваемые в настоящем исследовании характерологические и ценностно – смысловые характеристики студентов со специализацией психолог - педагог и психолог в бизнесе обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы. Анализ ценностных ориентаций студентов первой и второй групп обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Среди предпочитаемых ценностей студенты со специализацией психолог в бизнесе назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к деятельности.
Информация о работе Профессиональная направленность личности