Профессиональная направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

Объект исследования: профессиональная направленность личности

Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6

1.1Процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6

1.2Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………….10

1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17

Выводы по I главе………………………………………………………..20

II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности……………………………………………….21

2.1Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств……………………………………………………………………21

2.2Психодиагностика профессиональной направленности личности. Ход исследования……………………………………………………………..26

2.3Результаты исследования. Обработка и интерпритация…………...29

Выводы по II главе……………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика.docx

— 73.92 Кб (Скачать документ)

     Направленность  характерологических особенностей по фактору L (подозрительный - доверчивый) к положительному полюсу (L+) у студентов обеих групп свидетельствуют о подозрительности, недоверии и настороженном отношении к другим. В коллективе они держатся обособленно, с завистью относятся к успехам других, считают, что их недооценивают, не признают их достижения. Однако, у студентов первой группы эти качества более выражены.

     Более высокие показатели по шкале М  говорят о том, что студенты первой группы люди с развитым воображением, более мечтательные и немного  рассеянные, чем студенты второй группы.

     Студенты  первой и второй групп обнаружили направленность характерологических  особенностей по шкале N к положительному полюсу (N+). Это говорит о том, что  они - люди проницательные, склонные к  поиску логики, в поступках, эмоциональных  реакциях окружающих и собственных  переживаниях.

     Высокие показатели по фактору О (гипотимия - гипертимия), направленные к положительному полюсу, говорят о склонности студентов первой группы к самообвинениям. Они неизменно чем-то озабочены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к самоупрекам, недооценивают свои возможности, принижают свою компетентность, знания и способности. В обществе они замкнуты и обособленны. У студентов второй группы эти качества менее выражены.

     Анализ  результатов по фактору Q1 (радикализм - консерватизм) показал, что для  студентов первой группы более характерны разнообразные интеллектуальные интересы, стремление к получению новой  информации по различным областям знания, склонность к экспериментированию, чем для студентов второй группы (Q1+). Студенты второй группы в большей  степени доверяют авторитетам.

     Анализ  результатов по фактору Q2 (p = 0.025) показал, что студенты первой группы независимы, самостоятельны, по собственной инициативе не ищут контакта с окружающими, предпочитают делать все сами: сами принимают решения, сами добиваются их исполнения, сами несут ответственность. Они не нуждаются в «чувстве локтя», в одобрении и поддержке со стороны.

     У второй группы более выражена склонность работать и принимать решения вместе с другими людьми. Поддержка и одобрение окружающих для них во многом решающий фактор(Q2-).

     Более высокие показатели у студентов  первой группы по шкале Q3 направленные к положительному полюсу (Q3+) говорят  об их организованности, умении контролировать себя, упорно и планомерно следовать  поставленной цели.

     Анализ  результатов по фактору Q4 (напряженный - невозмутимый) свидетельствуют о  напряженности, озабоченности неудовлетворенности  стремлений. Для студентов второй группы характерна в большей степени  некоторая фрустрированность (Q4+). Они более напряженны, эмоционально неустойчивы, раздражительны и нетерпеливы.

     Таким образом, для студентов первой группы характерны следующие индивидуально - психологические особенности: открытость, легкость в общении, невнимательность, эмоциональная устойчивость, самоуверенность, склонность к лидерству, жизнерадостность, беспечность, аккуратность, смелость или даже дерзость, чувствительность, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, обидчивость, умение подчиняться правилам, напряженность, озабоченность планами.

     Студенты  второй группы обнаружили следующие индивидуально-психологические особенности: открытость, менее выраженную способность к логическому мышлению, эмоциональная устойчивость, спокойствие, самоуверенность, склонность к лидерству, неуступчивость, жизнерадостность, беспечность, совестливость, аккуратность, смелость, тянущиеся к другим людям, подозрительность, развитое воображение, мечтательность, тактичность, неуверенность в своих силах, настроенность на перемены, вольномыслие, зависимость от группы, несамостоятельность, держащие себя под контролем, умеющие подчинять себя правилам, напряженные.

     В целом, выявленный в исследовании профиль  по тесту Кеттелла не соответствует известным типовым профилям препоавателей. Учителя, в отличие от других специалистов, работающих с детьми, характеризуются выраженной конкретностью мышления (среднее значение по фактору В), нормативностью поведения и суждений (значения по фактору G выше среднего) и скорее практичностью, чем склонностью к применению своего воображения (фактор М). Сопоставление этих факторов с тем, что мы наблюдали у студентов со специализацией педагог, позволяет заключить, что качества, составляющие основу предрасположенности к учительскому труду у студентов, со специализацией педагог не сформированы.

     Однако, в этом есть и положительный момент. Описанные качества личности, внутренне организуют мотивацию к занятиям той деятельностью, которая в будущем усилит, обострит, акцентирует их, приближая к такой степени выраженности, когда эти личностные свойства будут оценены другими как отрицательные, отталкивающие, нежелательные.

     Если  обратиться к спискам выделенных в анкете студентами привлекательных  и нежелательных качеств личности педагога, на основании сказанного можно заключить, что таким образом доброта (+), отзывчивость (+), обаяние (+), вырождается в имеющую защитный характер злость (-), нервозность (-) или в равнодушие (-), невнимание к ученикам (-), любовь к детям (+) - в любовь к любимчикам (-) и так далее.

     Выявленный  профиль Кеттелла для студентов второй группы частично совпадает со стандартным профилем Кеттелла. В литературе отмечают, что для них характерно развитое логическое мышление (В+), они должны быть в эмоционально устойчивыми (С+), склонны к лидерству (Е+), проявлять такие качества как трезвость и серьезность (F-). Для успешного ведения работы они должны быть практичны и реалистичны, они верят больше рассудку, чем чувствам (I-). По фактору М они должны проявлять средние показатели, т. е. они должны быть как мечтательными, с развитым воображением, так и прагматичны. Психологи в бизнесе должны проявлять как консерватизм, уважать традиции, так и стремиться проверить все самостоятельно (Q1 средний).

     Студенты, избравшие своей специальностью профессию психолог в бизнесе  не видят отрицательных черт своей профессии. Среди положительных черт профессии они указывают терпение, любопытство, знание своего дела, настойчивость, целеустремленность, ответственность, интерес.

     В результате исследования ценностных ориентаций личности по тесту Рокича была составлена иерархия ценностей студентов первой и второй групп.

     Иерархия  предпочитаемых терминальных ценностей  имеет одинаковую направленность у  первой и второй групп. Абстрактные  жизненные ценности (творчество, счастье  других людей) носят пассивный характер (красота природы и искусства). По мнению Франкла: у человека, который особенно стремится к наслаждениям и развлечениям оказывается в конечном счете фрустрировано стремление к смыслу12.

     Следует отметить, что у студентов со специализацией психолог в бизнесе ведущее место  среди ценностей занимает творчество (возможность творческой деятельности).

     При анализе инструментальных ценностей  было также обнаружено сходство иерархий, хотя направленность этих иерархий носит  у педагогов более индивидуалистический характер. Они более ценят непримиримость к недостаткам в себе и других, рационализм, в то время как, психологи  в бизнесе отдают предпочтение эффективности  в делах. Помимо этого прослеживается взаимосвязь между отвергаемыми инструментальными ценностями и  рейтингом положительных личностных качеств педагога и психолога  в бизнесе, составленный студентами первой и второй групп. Это еще  раз подтверждает отсутствие направленности на конкретную деятельность у студентов  первой и второй группы.

     Следует отметить, что иерархия ценностей  двух групп слабо структурирована, что говорит о недостаточной  сформированности системы ценностей. Показатели по тесту СЖО выявили, что студенты первой группы имеют низкую осмысленность жизни, чем студенты второй группы.

     Низкие  баллы по первой шкале «Цели в  жизни» характеризуют у студентов  второй группы отсутствие в жизни  целей в будущем, которые придают  жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

     Показатели  по шкале 2 говорят о том, как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы  по этой шкале у студентов второй группы - признак неудовлетворенности  своей жизнью в настоящем, при  этом, однако, ей могут придавать  полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в  будущее.

     Шкала 3 отражает оценку пройденного отрезка  жизни, ощущение того, насколько продуктивна  и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют студентов  первой группы как людей неудовлетворенных  прожитой частью жизни.

     Показатели  по шкале 4 «Локус контроля – Я» у  студентов первой группы более низкие, по сравнению с показателями студентов  второй группы. Это говорит о неверии  в собственные силы и неумении контролировать события собственной  жизни.

     По  шкале «Локус контроля - жизнь или  управляемость жизнью» у студентов  первой группы показатели ниже показателей  студентов второй группы. Это говорит  о том, что для студентов первой группы более характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь  человека неподвластна сознательному  контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

     Достоверных различий по тесту СЖО обнаружено не было.

     Значимая  степень достоверности различий была выявлена при анализе ответа на вопрос анкеты о профессии матери. Матери студентов, выбравших специализацию - педагог в большенстве своем имеют профессию - рабочая. Мы считаем, что выбор будущей профессии у студентов, входящих в первую группу может быть обусловлен, в том числе, и желанием родителей повысить статус своих детей.

     Проведенный нами корреляционный анализ обнаружил  тесную взаимосвязь между характерологическими особенностями личности, входящих в  структуру ПВК студентов первой и второй группы и ценностно – смысловыми компонентами их будущей деятельности.

     Так фактор I теста Кеттелла коррелирует с первой субшкалой по тесту СЖО (осмысленность целей) r = 0,60 (р£0,05).

     Направленность  по фактору I к положительному полюсу говорит о педагогах как о людях с художественным мышлением, чувствительных, тянущихся к другим. Следовательно, педагоги в большей степени, чем психологи в бизнесе осмысливают цели своего обучения (выбора профессии). В отличии от педагогов, у психологов в бизнесе должна быть направленность к отрицательному полюсу по фактору I, т. к. для данной специальности характерен рационализм и реализм. Однако корреляционный анализ показывает, что данная личностная характеристика не выражена и это может объяснить слабую осмысленность целей деятельности.

     Была  обнаружена корреляция фактора Q4 (напряженный - невозмутимый) со шкалой «Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью» по тесту СЖО r = - 0,49 (р< 0,05).

     Направленность  фактора Q4 к положительному полюсу характеризует студентов первой и второй группы как людей напряженных, озабоченных планами. У студентов со специализацией психолог в бизнесе эти качества выражены в большей степени, чем у студентов со специализацией педагоги, и для них в большей степени убеждены в том, что свобода выбора у них сильно ограничена. Они не склонны строить планы на будущее.

     Анализ  связей показателя по шкале Q3 теста Кеттелла с терминальной ценностью 4 (интересная работа) показал, что для студентов первой и второй групп характерна обратная зависимость r = - 0.64, p < 0.05). Студенты – педагоги в больше степени склонны контролировать себя, подчиняться правилам, чем студенты второй группы, и, следовательно, студенты – педагоги в большей степени ценят интересную работу.

     Была  обнаружена прямая зависимость между  фактором Q4 (напряженный - невозмутимый) и терминальной ценностью 6 (любовь) r = 0.63 (р<0,05).

     Студенты  со специализацией педагоги в меньшей  степени напряжены и озабочены  планами, чем студенты второй группы. При этом любовь имеет для них  меньшую ценность, хотя, любовь в  интерпретации - любовь к детям является ПВК учителя.

     Прослеживается  взаимосвязь между терминальной ценностью 14 (свобода) и фактором G по тесту Кеттелла r = 0,49 (р<0,05) и фактором О r = 0,48 (р<0,05).

     Это говорит о том, что студенты со специализацией педагоги более моралистичны и аккуратны, чем студенты второй группы, при этом они неуверены в себе. Поскольку зависимость между факторами прямая, то студенты – педагоги меньше ценят самостоятельность, они более конформны.

     Обнаружена  корреляция шкалы G с интернальной ценностью 1 (аккуратность) r = - 0,49 (р<0,05).

     Направленность  по шкале G к положительному полюсу указывает на то, что студенты – педагоги более аккуратны, чем студенты второй группы, и содержат в порядке не только свои вещи, но и дела. Отмечается, что это качество является профессионально важным для любой профессии. 

     Выводы  по II главе 

     Оцениваемые в настоящем исследовании характерологические  и ценностно – смысловые характеристики студентов со специализацией психолог - педагог и психолог в бизнесе обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы. Анализ ценностных ориентаций студентов первой и второй групп обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Среди предпочитаемых ценностей студенты со специализацией психолог в бизнесе назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к деятельности.

Информация о работе Профессиональная направленность личности