Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 08:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Объект исследования: профессиональная направленность личности
Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Введение…………………………………………………………………3
I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6
1.1Процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6
1.2Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………….10
1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17
Выводы по I главе………………………………………………………..20
II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности……………………………………………….21
2.1Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств……………………………………………………………………21
2.2Психодиагностика профессиональной направленности личности. Ход исследования……………………………………………………………..26
2.3Результаты исследования. Обработка и интерпритация…………...29
Выводы по II главе……………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………
Обычно
мотивы, лежащие в основе профессиональной
направленности, неоднородны по происхождению,
характеру связи с профессией.
В этом плане правомерно выделение,
во-первых, группы мотивов, выражающих
потребность в том, что составляет
основное содержание профессии. Другая
группа мотивов связана с отражением
некоторых особенностей профессии
в общественном сознании (мотивы престижа,
общественной значимости профессии). Очевидно,
что связь индивидуального
В
мотивации профессионального
1.2Психологические
механизмы формирования
профессиональной
направленности личности
Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек – профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности, идущей от субъекта.
Исследование профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития не может быть осуществлено в отрыве от системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, то есть от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данного отношения приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности.
Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла.
Однако полного совпадения реально достигнуто быть не может по следующим причинам.
Во-первых, не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Правда, указанной соображение имеет частный характер, поскольку существует возможность перестройки системы мотивов и повышение уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое соображение.
Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.
Таким образом, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор или участие в нем, неизбежно. Поскольку, как было отмечено выше, основное содержание развития профессиональной направленности состоит в повышении ее уровня, этот процесс невозможен без преодоления указанного несоответствия. При определенных условиях оно приобретает характер диалектического противоречия, становится движущей силой развития профессиональной направленности.
Процесс формирования профессиональной направленности можно представить в виде модели, разработанной А. А. Ростуновым, на примере студентов ВУЗов, где мотивообразующим компонентом выступают перспективы4.
Схема 1. Модель
формирования профессиональной направленности
Как показано на этой модели, потребности, увлечения и интересы студента возникают на основе осознания перспектив и адекватной оценки степени рассогласования требований перспектив с наличными склонностями, знаниями и умениями. На основе общезначимых перспектив формируются мировоззрения, взгляды, убеждения и идеалы, система целей и установок, намерения. Перспективы выступают в данном случае в качестве отдельной цели студента.
Формирование
и поддержание устойчивой направленности
личности студента представляет собою
непрерывный процесс
Изменение
общественной значимости перспективы,
осознание ее и адекватная оценка
степени рассогласования
В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней5. Начальная ступень. Учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако у него нет самостоятельности и не проявляется инициатива.
Вторая ступень. Учащийся имеет фиксированную установку на профессию и более устойчивые интересы; у него проявляются склонности, однако больше его интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся цель дает общее направление учебнопроизводственной деятельности, у него проявляется чувство уверенности в себе, самостоятельность; формируется чувство ответственности.
Третья ступень. Учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; проявляет особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; идет самоутверждение личности через профессиональный труд.
Четвертая
ступень. Страстное увлечение своей
профессией; человек и дело сливается
в единое целое; направленность формируется
при наличии больших
Развитие
профессиональной направленности нельзя
понять, ограничив его источник лишь
внутренним миром личности, активности
ее сознания. Это подтверждается тем,
что осознание рассматриваемого
противоречия еще недостаточно для
его разрешения. Возможность обострения
данного противоречия во многом будет
зависеть от характера соподчинения
таких более общих
Познавательная
деятельность, обеспечивающая приток
новой информации о профессии, ее
требованиях к человеку, более
эффективна при полной профессиональной
направленности (преобладании прямых
мотивов выбора). Открывающиеся перед
человеком новые горизонты
При
преобладании побочных мотивов новая
информация о требованиях, идущих от
специфического содержания деятельности,
не всегда достаточна для изменения
первоначального личностного
Несомненно,
что наибольшие возможности для
пробуждения рассматриваемого противоречия
содержатся в преобразовательной деятельности,
поскольку в ней ценностные отношения
личности непосредственно
Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, при которой перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, ее творческие стороны.
Следует
учесть, что в основе изменения
мотивационного отношения к деятельности
лежит изменение
При правильной организации преобразовательной деятельности студентов на каждом последовательном ее этапе требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие и разрешается. Показатель его разрешения - чувство удовлетворения, свидетельствующее о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности.
Иногда мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы сдвигается на ее средства, в связи с чем возникают новые по содержанию мотивы.
В других случаях развитие потребности обусловлено самим процессом усвоения новых форм поведения и деятельности, овладением готовыми предметами культуры.
Несомненно,
существуют и другие механизмы развития
потребностей. Происходящее в процессе
деятельности зарождение новых потребностей
также свидетельствует о
Однако этот процесс прежде всего заключается в развитии ведущей потребности от элементарных ее форм ко все более сложным: от одностороннего, или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности.
Такое развитие потребности в основном содержании деятельности и обусловливает изменение ее личностного смысла и в конечном счете повышение уровня профессиональной направленности7.
Таким
образом, психологическими механизмами
профессиональной направленности личности
могут выступать сложная
В связи с изложенным выше пониманием движущих сил профессиональной направленности для развития последней необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Возможности различных видов деятельности в этом отношении неравноценны.
1.3Взаимосвязь ценностно -
смысловых и индивидуально
- психологических компонентов
в процессе формирования
профессиональной направленности
Существенным
критерием правильного выбора профессии
является соответствие склонностей
и способностей человека тем требованиям,
которые данная профессия предъявляет
к работнику. Несомненно, что такое
соответствие будет тем более
оптимальным, чем сильнее гармония
между склонностью и
Информация о работе Профессиональная направленность личности