Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 08:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Объект исследования: профессиональная направленность личности
Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Введение…………………………………………………………………3
I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6
1.1Процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6
1.2Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………….10
1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17
Выводы по I главе………………………………………………………..20
II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности……………………………………………….21
2.1Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств……………………………………………………………………21
2.2Психодиагностика профессиональной направленности личности. Ход исследования……………………………………………………………..26
2.3Результаты исследования. Обработка и интерпритация…………...29
Выводы по II главе……………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………
Принципиальное решение некоторых основных сторон данного вопроса содержится в исследованиях А. Г. Ковалева и В. Н. Мясищева, а также Б. М. Теплова, посвященных проблеме способностей. Важнейшие положения, относящиеся к данной проблеме и обоснованные ими, заключаются в следующем. Способности нельзя рассматривать как скрытые до поры до времени внутренние возможности человека. Они всегда есть производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности.
О способностях судят по деятельности. Самое же существенное в том, что в деятельности способности не только проявляются, но и создаются. Исходя из этого и решается вопрос о взаимоотношении между склонностями и способностями. Представляя собой избирательное отношение к деятельности, потребность в ней, склонность приводит к пробуждению и мобилизации скрытых до этого сил человека, помогает выявлению и формированию его способностей, в значительной степени определяет его профессиональную направленность.
Таким
образом, развитие способностей к деятельности
не может происходить вне
А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев подчеркивают, что случаи несовпадения склонностей и способностей свидетельствуют о наличии побочных влияний.
Очевидно,
что деятельность ребенка, вызванная
принуждением со стороны родителей
или стремлением к успеху, к
самоутверждению, нельзя рассматривать
как действительную склонность. Поэтому,
когда говорят о случаях
Особый
интерес представляет мотивационная
сторона деятельности. Склонность к
ней пробуждается в связи с
такими индивидуальными особенностями,
благодаря которым человек
Захваченность деятельностью, соответствующей возможностями человека, обеспечивает ее результативность. Способности человека получают признание у окружающих и начинают осознаваться их носителями. Осознание собственных способностей приводит, при благоприятных условиях, к возникновению дополнительного мотива деятельности. Повышается требовательность к себе, растет чувство ответственности перед обществом за результат своей деятельности. Однако при неблагоприятных воспитательных условиях могут сформироваться самоуверенность и легкомысленное отношение к трудностям. Наблюдения, однако, показывают, что такая форма взаимосвязи склонностей и способностей не единственная. Нередко избирательное отношение к деятельности возникает не на основе реактивности личности на специфическое содержание этой деятельности, а в связи с тем, что она удовлетворяет некоторые другие потребности, являющиеся доминантными. Нередко профессиональная направленность складывается под определяющим влиянием ценностей. Формирование направленности на деятельность может происходить под влиянием потребности человека в своем более разностороннем развитии. Таким образом, влияние фактора способностей на возникновение избирательного отношения к деятельности может быть более отдаленным и опосредованным8.
Несомненно,
однако, что в отдельных случаях
возникновение склонности еще не
свидетельствует о ее соответствии
врожденностям человека. Здесь, встречаются
два основных варианта. В процессе
пробы сил, а тем более регулярной
практической деятельности возможности
для ее мастерского выполнения может
оказаться недостаточно, и тогда
склонность, не подкрепляемая чувством
удовлетворения от труда, будет ослабевать.
Либо в процессе деятельности произойдет
достаточное развитие необходимых
для нее способностей. В этом случае
создаются психологические
Выводы по I главе
Теоретический
анализ данной проблемы показал, что
высокий уровень
Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.
II. Психодиагностические
методы изучения профессиональной
направленности личности
2.1
Механизмы формирования
и структура профессионально
важных качеств
Под
профессионально важными
В
последнее время исследования личности
профессионала ведутся в двух
направлениях. Во-первых, чрезвычайно
много работ посвящено изучению
отдельных индивидуально-
Работы
данного направления часто
Целесообразность синтетического подхода к исследованию личности профессионала подчеркивалось давно. Еще в 1930-ые годы отмечалось, что психологическое изучение профессий должно стремиться охватить всю совокупность свойств личности в их наиболее характерном сочетании. В последние время теоретические представления о роли личности в профессиональной деятельности, сложившиеся в отечественной психологии привели к пониманию необходимости синтетического подхода в прикладных исследованиях личности.
В зарубежной психологии уже в 1930 - 1940-е гг. началось понимание того, что изучение отдельных свойств личности в профессиональной деятельности недостаточно, и исследователь, ограничивающий себя такими рамками, неизбежно заходит в тупик. Это повлекло за собой переход многостороннему, так называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала.
В настоящее время большинство специалистов склоняется к мнению, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего, изучение путей становления личности профессионала.
При
всем своеобразии комплексов ПВК
в различных видах
Для профессиональной психологии очень важным является тот факт, что особенности нейродинамики оказывают существенное влияние на формирование ПВК личности. Известно, что слабость нервных процессов порождает повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, пониженную активность в деятельности и так далее. Для лиц с очень высокими показателями силы нервной системы повышена вероятность установления негибкой неадекватно высокой самооценки.
Важная роль самооценке в профессиональной деятельности подтверждена в ряде работ.Общая успешность деятельности отрицательно коррелирует с неадекватностью самооценки и с ее неустойчивостью. В несколько меньшей степени эта закономерность выражена у начинающих, особенно в период профессиональной подготовки. По мере роста профессионализма на первый план выходит умение профессионала на основе прошлого опыта оценить свои возможности в тех или иных условиях деятельности; роль же эмоционального компонента снижается и актуализируется лишь в экстремальных условиях.
Самооценка
во многом определяет формирование целого
ряда ПВК. Так склонность к риску
часто порождается неадекватной
самооценкой. Но работа, включающая принятие
ответственных решений тоже во многом
регулируется «отношением к риску».
В экспериментальных
Эмоциональная
устойчивость как способность сохранить
оптимальные показатели деятельности
при влиянии эмоциональных
Информация о работе Профессиональная направленность личности