Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 08:50, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Объект исследования: профессиональная направленность личности
Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.
Введение…………………………………………………………………3
I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6
1.1Процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6
1.2Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………….10
1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17
Выводы по I главе………………………………………………………..20
II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности……………………………………………….21
2.1Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств……………………………………………………………………21
2.2Психодиагностика профессиональной направленности личности. Ход исследования……………………………………………………………..26
2.3Результаты исследования. Обработка и интерпритация…………...29
Выводы по II главе……………………………………………………….39
Заключение……………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………
Свойство
экстра - интроверсии принято считать
профессионально важным, прежде всего,
для групповых видов
Среди
собственно личностных свойств чаще
всего упоминается в качестве
универсального ПВК ответственность.
Ответственность
Большинство других личностных качеств является более специфическими и важно лишь для определенных видов профессиональной деятельности9.
Суммируя результаты экспериментальных работ, можно предположить, что особенности личности могут выступать как ПВК практически в любом виде профессиональной деятельности.
2.2Психодиагностика
профессиональной
направленности личности.
Ход исследования
Для исследования личностных качеств студентов были использованы следующие методики.
Тест Кеттелла
Многофакторный опросник личности опубликован Р. Б. Кеттелом в 1949г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Вопросы отражают обычные жизненные ситуации.
В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста – «7 ЛФ», которая представляет автоматизированный русскоязычный вариант теста «16PF» Кеттелла, дополненный служебной шкалой «социальной желательности» (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов форм «А» и «В». В данном случае применялась форма «А», предназначенная для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей рядом авторов выделяются следующие блоки факторов:
1)интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);
2)эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);
3)коммуникативные
свойства и особенности
На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость-ригидность (QI), самодостаточность - социабельность (QII), рациональность - эмоциональность (QIII), напряженность-расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение «концов» оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно, и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Как отмечают В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский, «положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности».
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)10
Является адаптированной версией теста «Смысл в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А.Д. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена.
В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение с раздваивающимся окончанием: два противоположных варианта окончания задают полюса оценочной шкалы, между которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру.
Тест смысложизненных ориентаций включает наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять суб. шкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля:
Суб. шкала 1. Цели в жизни
Суб. шкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность
Суб. шкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией
Суб. шкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)
Суб. шкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни11
Тест ценностей
Для исследования системы ценностных ориентаций в структуре профессионально значимых личностных качеств была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым. В данном исследовании использовалась форма «Е», модифицированная Д. А. Леонтьевым. Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей-целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем.
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.
Для
конкретизации критериев
2.3
Результаты исследования.
Обработка и интерпретация
Основной задачей эксперимента являлась попытка проследить взаимосвязь между качествами личности студентов и направленностью на профессиональную деятельность.
В ходе исследования была предпринята попытка выявить данную предполагаемую взаимосвязь на втором курсе психологического факультета, с учетом пола, семейного положения испытуемых, образования и профессии родителей.
Эксперимент был проведен на базе психологического факультета. Участвовали студенты 2 курса.
Возрастной состав испытуемых от 19 до 22 лет. Общее количество составило 32 человека, из них 5 юноши, 27 девушки.
Форма проведения эксперимента - групповая. Общее время тестирования занимало 1,5 - 2 часа.
Обработка
полученных данных по анкете проводилась
в два этапа. Первичная обработка
протоколов ответов была выполнена
вручную. Затем все показатели были
занесены в таблицу и включены
в общую матрицу для
Испытуемые были разделены на две группы. Первая группа – психолог-педагог, вторая группа – психолог в бизнесе.
Сравнительный анализ средних величин показателей по различным тестам выявили достоверные различия по следующим показателям (см. табл.1).
Усредненные
результаты по всей выборке выявили
взаимосвязь между выбором
У
студентов второй группы четкой направленности
на деятельность не прослеживается. Помимо
этого они не считают важным улучшение
материального положения
Таблица 1. Показатели индивидуально-психологических характеристик студентов.
Показатели | Р | Средние значения | |
Группа 1 | Группа 2 | ||
Опросник Кеттелла (баллы):
Фактор Q2 (самодостаточность, социабельность, самостоятельность) |
0.025 | 10,14 | 6,90 |
Тест Рокича:
ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и других) ИЦ12 (смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов) |
0,033
0,042 |
16,33
10,48 |
12,90
7,40 |
Анкета (%):
Профессия матери: рабочая Улучшение материального благополучия Желание работать педагогом Отсутствие выбора сферы работы Опыт работы с детьми |
0,050
0,025 0,003 0,016 0,015 |
0,45
0,05 0,62 0,29 0,52 |
0,14
0,00 0,09 0,73 0,09 |
Результаты, полученные при изучении характерологических особенностей, позволили построить усредненные профили по тесту Кеттелла обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам.
Значимая степень достоверности различий была выявлена по фактору Q2 (предпочтение собственных решений - зависимость от группы) 16-ти факторного опросника Кеттелла.
Направленность
характерологических
Испытуемые первой и второй групп показали направленность к отрицательному полюсу фактора В. Это свидетельствуют о неумении сконцентрировать внимание на задаче, «отстраниться» от эмоциональных переживаний, мешающих решать интеллектуальные задачи.
Направленность
характерологических
Анализ результатов по фактору Е показал, что студенты второй группы более стремятся к самостоятельности. Для них характерно более независимое поведение.
Высокие показатели по фактору F (жизнерадостный - серьезный), направленные к положительному полюсу характеризуют студентов первой группы как людей менее бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь, чем студенты второй группы.
Более высокие показатели по шкале G у студентов первой группы говорят о том, что они более совестливы и высокоморальны. Принятых правил они придерживаются не потому, что это выгодно, а потому, что не могут поступить иначе.
Студенты первой и второй групп обнаружили высокие показатели по шкале Н, что говорит об их смелости, эмоциональной активности, способности выдерживать большие нагрузки.
Студенты первой группы в целом обнаружили более высокие показатели по фактору I (мягкосердечность, нежность - суровость, жесткость) что говорит о том, что они более чувствительны, тянутся к другим. У них художественное мышление.
Информация о работе Профессиональная направленность личности