Профессиональная направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – выявить и применить в ходе исследования психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

Объект исследования: профессиональная направленность личности

Предмет исследования: психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

I.Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности…………………………….............................6

1.1Процесс профессионального самоопределения личности в психолого - педагогической литературе……………………………………………...6

1.2Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности……………………………………………….10

1.3Взаимосвязь ценностно - смысловых и индивидуально - психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности…………………………………………………………..17

Выводы по I главе………………………………………………………..20

II. Психодиагностические методы изучения профессиональной направленности личности……………………………………………….21

2.1Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств……………………………………………………………………21

2.2Психодиагностика профессиональной направленности личности. Ход исследования……………………………………………………………..26

2.3Результаты исследования. Обработка и интерпритация…………...29

Выводы по II главе……………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

психодиагностика.docx

— 73.92 Кб (Скачать документ)

     Свойство  экстра - интроверсии принято считать  профессионально важным, прежде всего, для групповых видов деятельности или профессий, связанных с общением, работой с людьми. Но это качество может иметь значение и для  индивидуальной работы. Есть данные, что  интроверсия связана с более  высоким уровнем активации коры головного мозга в покое, поэтому  интроверты предпочитают деятельность, позволяющую избегать чрезмерной внешней  стимуляции. Экстраверты же стремятся  к такой стимуляции, предпочитают деятельность, дающую возможность дополнительных движений, эмоционально-мотивационной  вовлеченности. Известно, что интроверты более устойчивы к монотонной работе, лучше справляются с работой, требующей повышенной бдительности, точности. В то же время напряженных  рабочих ситуациях они проявляют  большую склонность к тревожным  реакциям, отрицательно влияющим на успешность деятельности. Экстраверты же менее  точны, ориентируются в напряженных  рабочих ситуациях. При групповой  работе необходимо учитывать большую  внушаемость и конформность экстравертов.

     Среди собственно личностных свойств чаще всего упоминается в качестве универсального ПВК ответственность. Ответственность рассматривается  рядом авторов как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего, через отношение  к своим рабочим обязанностям и к своим профессиональным качествам.

     Большинство других личностных качеств является более специфическими и важно  лишь для определенных видов профессиональной деятельности9.

     Суммируя  результаты экспериментальных работ, можно предположить, что особенности  личности могут выступать как  ПВК практически в любом виде профессиональной деятельности.

 

      2.2Психодиагностика  профессиональной  направленности личности. Ход исследования 

     Для исследования личностных качеств студентов были использованы следующие методики.

     Тест  Кеттелла

     Многофакторный опросник личности опубликован Р. Б. Кеттелом в 1949г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Вопросы отражают обычные жизненные ситуации.

     В настоящем исследовании использовалась одна из модификаций этого теста  – «7 ЛФ», которая представляет автоматизированный русскоязычный вариант теста  «16PF» Кеттелла, дополненный служебной шкалой «социальной желательности» (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов форм «А» и «В». В данном случае применялась форма «А», предназначенная для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей рядом авторов выделяются следующие блоки факторов:

     1)интеллектуальные  особенности (факторы B, M, Q1);

     2)эмоционально-волевые  особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);

     3)коммуникативные  свойства и особенности межличностного  взаимодействия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).

     На  основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость-ригидность (QI), самодостаточность - социабельность (QII), рациональность - эмоциональность (QIII), напряженность-расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение «концов» оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно, и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Как отмечают В.М. Мельников и Л.Т. Ямпольский, «положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности».

     Тест  смысложизненных ориентаций (СЖО)10

     Является  адаптированной версией теста «Смысл в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым. Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни была разработана и адаптирована А.Д. Леонтьевым в 1986 - 1988 годах. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена.

     В соответствии с оригиналом тест представляет собой набор из 20 пунктов, каждый из которых представляет собой утверждение  с раздваивающимся окончанием: два  противоположных варианта окончания  задают полюса оценочной шкалы, между  которыми возможны семь градаций предпочтения. Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть  или обвести соответствующую  цифру.

     Тест  смысложизненных ориентаций включает наряду с общим показателем осмысленности жизни, пять суб. шкал, отражает три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля:

     Суб. шкала 1. Цели в жизни

     Суб. шкала 2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная лабильность

     Суб. шкала 3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией

     Суб. шкала 4. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни)

     Суб. шкала 5. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни11

     Тест  ценностей

     Для исследования системы ценностных ориентаций в структуре профессионально  значимых личностных качеств была использована методика М. Рокича (RVS - Rokeach Value Survay), адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым. В данном исследовании использовалась форма «Е», модифицированная Д. А. Леонтьевым. Методика основана на приеме прямого ранжирования двух списков по 18 ценностей в каждом: терминальных (ценностей-целей) и инструментальных (ценностей-средств), отпечатанных на листах бумаги в алфавитном порядке. Испытуемым предлагалось поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18.

     Терминальные  ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную  перспективу. То, к чему он стремится  сейчас и в будущем.

     Инструментальные  ценности характеризуют средства, которые  выбираются для достижения целей  жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление  ценностей достаточно условно, ибо  на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как  цели жизни, играя роль терминальных.

     Для конкретизации критериев ранжирования испытуемым предлагалось учитывать  не только значимость ценности, но и  степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни. Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентаций, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты. Ценности, попавшие в верхнюю часть иерархии, интерпретировались как предпочитаемые, в среднюю и нижнюю часть как незначимые. Кроме того, производится анализ направленности ценностных ориентаций испытуемой группы. 

     2.3 Результаты исследования. Обработка и интерпретация 

     Основной  задачей эксперимента являлась попытка  проследить взаимосвязь между качествами личности студентов и направленностью  на профессиональную деятельность.

     В ходе исследования была предпринята  попытка выявить данную предполагаемую взаимосвязь на втором курсе психологического факультета, с учетом пола, семейного  положения испытуемых, образования  и профессии родителей.

     Эксперимент был проведен на базе психологического факультета. Участвовали студенты 2 курса.

     Возрастной  состав испытуемых от 19 до 22 лет. Общее  количество составило 32 человека, из них 5 юноши, 27 девушки.

     Форма проведения эксперимента - групповая. Общее время тестирования занимало 1,5 - 2 часа.

     Обработка полученных данных по анкете проводилась  в два этапа. Первичная обработка  протоколов ответов была выполнена  вручную. Затем все показатели были занесены в таблицу и включены в общую матрицу для статистической обработки.

     Испытуемые  были разделены на две группы. Первая группа – психолог-педагог, вторая группа – психолог в бизнесе.

     Сравнительный анализ средних величин показателей  по различным тестам выявили достоверные  различия по следующим показателям (см. табл.1).

     Усредненные результаты по всей выборке выявили  взаимосвязь между выбором специализации  у студентов первой группы - учитель  и желанием в дальнейшем работать в школе. Вероятно, это связано  с принятием общественной ценности профессии, главной целью которой  является воспитание и обучение детей.

     У студентов второй группы четкой направленности на деятельность не прослеживается. Помимо этого они не считают важным улучшение  материального положения атрибутом  избранной профессии (табл. 1). 

     Таблица 1. Показатели индивидуально-психологических  характеристик студентов.

Показатели Р Средние значения
    Группа 1 Группа 2
Опросник Кеттелла (баллы):

Фактор Q2 (самодостаточность, социабельность, самостоятельность)

0.025 10,14 6,90
Тест Рокича:

ИЦ7 (непримиримость к недостаткам в себе и других)

ИЦ12 (смелость в отстаивании своего мнения, своих  взглядов)

0,033

0,042

16,33

10,48

12,90

7,40

Анкета (%):

Профессия матери: рабочая

Улучшение материального благополучия

Желание работать педагогом

Отсутствие  выбора сферы работы

Опыт  работы с детьми

0,050

0,025

0,003

0,016

0,015

0,45

0,05

0,62

0,29

0,52

0,14

0,00

0,09

0,73

0,09

     Результаты, полученные при изучении характерологических  особенностей, позволили построить  усредненные профили по тесту  Кеттелла обеих групп и выявить наиболее значимые различия по некоторым факторам.

     Значимая  степень достоверности различий была выявлена по фактору Q2 (предпочтение собственных решений - зависимость  от группы) 16-ти факторного опросника Кеттелла.

     Направленность  характерологических особенностей по фактору А к положительному полюсу (А+) говорят о том, что для студентов первой и второй групп характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, открытость и готовность к сотрудничеству.

     Испытуемые  первой и второй групп показали направленность к отрицательному полюсу фактора В. Это свидетельствуют о неумении сконцентрировать внимание на задаче, «отстраниться» от эмоциональных переживаний, мешающих решать интеллектуальные задачи.

     Направленность  характерологических особенностей по фактору C (сила «Я» - слабость «Я») к  положительному полюсу (C+) предполагает, что студенты второй группы в большей  степени способны управлять эмоциями и настроением, особенно умение найти  им адекватное объяснение и реалистическое выражение. Студентов, вошедших в первую группу, отличают менее выраженные качества, определяющие данный фактор.

     Анализ  результатов по фактору Е показал, что студенты второй группы более стремятся к самостоятельности. Для них характерно более независимое поведение.

     Высокие показатели по фактору F (жизнерадостный - серьезный), направленные к положительному полюсу характеризуют студентов  первой группы как людей менее  бодрых, активных, беспечных, легко  воспринимающих жизнь, чем студенты второй группы.

     Более высокие показатели по шкале G у студентов  первой группы говорят о том, что  они более совестливы и высокоморальны. Принятых правил они придерживаются не потому, что это выгодно, а потому, что не могут поступить иначе.

     Студенты  первой и второй групп обнаружили высокие показатели по шкале Н, что  говорит об их смелости, эмоциональной  активности, способности выдерживать  большие нагрузки.

     Студенты  первой группы в целом обнаружили более высокие показатели по фактору I (мягкосердечность, нежность - суровость, жесткость) что говорит о том, что они более чувствительны, тянутся к другим. У них художественное мышление.

Информация о работе Профессиональная направленность личности