Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;
- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
- провести диагностику сформированности профессиональных компетенций в рамках работы психологической службы факультета.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1.Теоретическая проблема формирования профессиональной компетенции в процессе обучения студентов…………………………….……5
1.1Профессиональная компетенция, её компоненты………………………….5
1.2Характеристика студенческого возраста………………………………..…9
1.3Формирование профессиональной компетенции специалистов в процессе обучения…………………………………………………………………….……14
1.4.Диагностика сформированности профессиональной компетенции в рамках работы психологической службы ПРиСО………………………….…22
Выводы по I главе………………………………………………………………..29
Глава 2. Практическая диагностика сформированности профессиональной компетенции студентов …………………………………………………….…..30
2.1 Разработка программы диагностики………………………………….…30
2.2 Процедуры и результаты………………………………………………....33
2.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………….…35
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Литература………………………………………………………………..……39
Приложение 1……………………………………………………….…………...40
Приложение 2…………………………………………………………..………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

На основе общей характеристики деятельности, особенностей функционирования и проявления в ней психических  свойств, процессов и состояний  студентов можно более конкретно  рассмотреть их учебную, общественную и научную деятельность. Ведущей  деятельностью студентов является учебная. Именно в процессе учебной деятельности и посредством ее достигаются основные цели подготовки специалистов. Она наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов и свойств студента, на приобретение им профессионально важных знаний, навыков, умений.

Учебная деятельность студентов - явление сложное. Она характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов, различных эмоциональных проявлений и т. д. Если ученье превращается в творчество, то это особенно благотворно влияет на эмоциональную сферу обучающегося, обостряет его память и внимание, вызывает чувство радости и удовлетворения, способствует повышению интереса к познавательной деятельности.

        Важнейшими особенностями научной деятельности студентов являются: во-первых, подчиненность ее целей учебным целям; во-вторых, основными ее мотивами являются познавательные; в-третьих,- она осуществляется под руководством преподавателей и научных сотрудников вузов.

Цель участия студентов  в научной работе - формирование их профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению  практических задач с началом  трудовой деятельности.

Вместе с тем научная  деятельность студента - это известное  самовыражение его личности, стремление к жизненному самоутверждению. Мотивы его деятельности и мотивы деятельности большого ученого в известном  отношении совпадают. «Наиболее  близкие духу науки мотивы научного творчества - это желание самоутверждения, желание доказать себе и другим, что ты можешь довести задачу до конца. Другой мотив - стремление к самовыражению, то есть к наиболее полному проявлению своей индивидуальности. Но самый важный побуждающий мотив - это любопытство, желание узнать, как устроена природа. В этом случае чужой успех в науке радует не меньше, чем свой собственный. Обычно все эти три мотива смешиваются».

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно  объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения  высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью  и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью. Поэтому в зарубежной психологии этот период связывают с процессом взросления.

 

Период юности рассматривался издавна как период подготовки человека к взрослой жизни, хотя в разные исторические эпохи ему придавался разный социальный статус. Проблема юности волновала  философов и ученых издавна, хотя возрастные границы этого периода  были нечетки, а представления о  психологических, внутренних критериях  юношеского возраста были наивны и  не всегда последовательны. В плане  научного изучения юность, по выражению  П.П. Блонского, стала относительно поздним достижением человечества.

 

Юность однозначно оценивалась  как этап завершения физического, полового созревания и достижения социальной зрелости и связывалась с взрослением, хотя представления об этом периоде  развивались со временем, и в разных исторических обществах оно было отмечено различными возрастными границами. Сами представления о юности исторически  развивались. И.С. Кон отмечал, что  «возрастные категории во многих, если не во всех языках первоначально  обозначали не столько хронологический, сколько социальный статус, общественное положение». Связь возрастных категорий  с социальным статусом сохраняется  и сейчас, когда предполагаемый уровень  развития индивида данного хронологического возраста определяет его общественное положение, характер деятельности, социальные роли. Возраст испытывает на себе влияние  социальной системы, с другой стороны, сам индивид в процессе социализации усваивает, принимает новые и  оставляет старые социальные роли. К.А. Абульханова-Славская, указывая на социальную обусловленность зрелых возрастов, считает, что периодизация жизненного пути личности, начиная с юности, перестает совпадать с возрастной и становится личностной.

 Психологическое содержание  юности связано с развитием  самосознания, решения задач профессионального  самоопределения и вступления  во взрослую жизнь. В ранней  юности формируются познавательные  и профессиональные интересы, потребность  в труде, способность строить  жизненные планы, общественная  активность, утверждается самостоятельность  личности, выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает  себя в выбранном деле, обретает  профессиональное мастерство и  именно в молодости завершается  профессиональная подготовка, а,  следовательно, и студенческая  пора.

А.В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. Легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество, находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакций и т.д.).

 Студент как человек  определенного возраста и как  личность может характеризоваться  с трех сторон:

 

1) с психологической, которая представляет собой единство

психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в

психологической стороне - психические  свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых  зависит протекание психических  процессов, возникновение психических  состояний, проявление психических  образований;

 

2) с социальной, в которой  воплощаются общественные отношения,  качества, порождаемые принадлежностью  студента к определенной социальной  группе, национальности;

 

3) с биологической, которая  включает тип высшей нервной  деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты,  физическую силу, телосложение и  т. д. Эта сторона в основном  предопределена наследственностью  и врожденными задатками, но  в известных пределах изменяется  под влиянием условий жизни. 

 Изучение этих сторон  раскрывает качества и возможности  студента, его возрастные и личностные  особенности. Если подойти к  студенту как к человеку определенного  возраста, то для него будут  характерны наименьшие величины  латентного периода реакций на  простые, комбинированные и словесные  сигналы, оптимум абсолютной и  разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

 Если же изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи.

 

1.3. Формирование профессиональной компетенции специалистов в процессе обучения

Сегодня, когда основная задача – не получать, а «строить»  свое образование, которое  и после  вуза не заканчивается, а продолжается «через всю жизнь» – важно, в процессе обучения в вузе, создавать условия  для развития потребности у студента в непрерывном самосовершенствовании  и самообразовании.

Концепция непрерывного образования  дает право каждому специалисту  на смену профессий на рынке труда  каждые 5–7 лет. В этих современных условиях особенно актуальной становится проблема становления личности активной и знающей, с постоянным стремлением к получению информации, которая нужна не только сегодня, но и в будущей жизни.

Образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступивших в нем  в результате его собственной  активности, выражающихся в овладении  системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в  сформированности мировоззрения, развитии качеств личности, творческих сил  и способностей. Содержание образования  – это тот заданный результат, который формулируется в требованиях  к выпускнику учебного заведения. При  формировании содержания обучения мы определяем состав предъявляемой студентам  учебной информации в виде дидактических  единиц (учебных элементов) и комплекса  задач, направленных на формирование соответствующих  умений и навыков, а также некоторых  личностных качеств.

Очевидно, что современный  этап развития высшего образования  предполагает качественное изменение  подходов к определению его содержания, а также форм учебно-познавательной деятельности студентов. Это связано  с формированием новой парадигмы  высшего образования, в основе которой  лежит идея развития личности студента.

Личностно-ориентированное  высшее образование предполагает перенос  акцента с информационного на смыслопоисковое обучение, отказ  от традиционной “знаниевой” парадигмы. Личностно-ориентированное образование акцентирует внимание на развитии личностно-смысловой сферы студентов, умение рефлексировать.

Изменение целевой ориентации образования, взаимопроникновение  различных компонентов содержания образования привели к тому, что  структурной единицей содержания, по мнению А.П. Тряпицыной, становится не учебный предмет, а образовательная область – репрезентативная в учебном плане сфера жизнедеятельности формирующейся личности, необходимая для ее осознанного самоопределения. Образовательная область (генеральный уровень представления образовательного стандарта) коррелирует с группой учебных предметов, но не сводится к ней, это понятие помогает снять искусственные барьеры между учебными предметами, соответствует интеграционным процессам, пронизывающим содержание образования, позволяет совершенствовать предметную систему за счет усиленного развития межпредметных логических и причинно-следственных связей.

Интегральным  показателем качества профессионального  образования в контексте его  модернизации, рассматривают компетентность специалиста, которая определяется не через определенную сумму знаний и умений, а характеризует умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. По мнению академика РАО А.М.Новикова «профессиональная компетентность»  подразумевает помимо технологической  подготовки, профессиональной, целый  ряд других компонентов, имеющих, в  основном непрофессиональный опыт или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, умение постоянно учиться и обновлять знания; такие качества мышления, как гибкость, системное мышление; такие коммуникативные качества, как коммуникация, умение вести диалог и другие

Таким образом, для  того, чтобы стать компетентным специалистом, необходимо овладеть совокупностью  компетенций, среди которых можно  выделить общие компетенции и  профессиональные. Общие (ключевые) –  определяющие компетенции, соответствующие  наиболее широкому спектру специфики, являются универсальными, востребованы всеми профессиями – метапрофессиональны.

Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в профессиональную жизнь с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Именно компетентностный подход дает возможность переориентации образовательного процесса с преимущественного транслирования определенной совокупности знаний, умений и навыков на создание условий для развития личностного потенциала, подготовки выпускника к продуктивному самостоятельному действию в профессиональной сфере и повседневной жизни.

       Базовыми  понятиями компетентностного подхода являются термины «компетенция» и «компетентность». В российской педагогике содержательное наполнение этих терминов до сих пор трактуется неоднозначно. Многие педагоги придерживаются точки зрения А.В. Хуторского [9]:

  компетенция (в переводе с латинского - соответствие, соразмерность) - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним;

           компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

В профессиональном образовании  сегодня также уточняются и расширяются  базовые понятия компетентностного подхода. Наиболее разработанным является подход школы Э.Ф. Зеера [3]:

компетенция - круг каких-либо полномочий, прав; соответствие лица

занимаемому месту; способность  осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и  ожиданиями;

компетентность - обладание  кругом знаний, умений, необходимых  для реализации этих полномочий.

Производным от термина «компетенция»  выступает понятие «ключевые  компетенции», которые рассматриваются  исследователями как базовые, универсальные, «ядерные» компетенции. Так, В.И. Байденко определяет их как динамические комбинации характеристик, способностей и позиций, выступающих целью образовательных программ [2]. И.А. Зимняя понимает под «ключевыми» такие обобщенно представленные компетенции, которые обеспечивают нормальное существование человека в социуме, и представляет ключевые компетенции как новую парадигму результата образования, как результативно-целевую основу компетентностного подхода [4]. В своих работах И.А. Зимняя выделяет десять ключевых компетенций:

Информация о работе Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов