Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;
- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
- провести диагностику сформированности профессиональных компетенций в рамках работы психологической службы факультета.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1.Теоретическая проблема формирования профессиональной компетенции в процессе обучения студентов…………………………….……5
1.1Профессиональная компетенция, её компоненты………………………….5
1.2Характеристика студенческого возраста………………………………..…9
1.3Формирование профессиональной компетенции специалистов в процессе обучения…………………………………………………………………….……14
1.4.Диагностика сформированности профессиональной компетенции в рамках работы психологической службы ПРиСО………………………….…22
Выводы по I главе………………………………………………………………..29
Глава 2. Практическая диагностика сформированности профессиональной компетенции студентов …………………………………………………….…..30
2.1 Разработка программы диагностики………………………………….…30
2.2 Процедуры и результаты………………………………………………....33
2.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………….…35
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Литература………………………………………………………………..……39
Приложение 1……………………………………………………….…………...40
Приложение 2…………………………………………………………..………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

Психологическая экспертиза призвана оценить соответствие конкретной учебной программы, пособия, состояния  образовательной среды поставленным развивающим задачам. В настоящее  время индивидуальный образовательный  маршрут обучающихся подвергается экспертизе и проектированию в рамках работы психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Настало  время для проведения профессиональной психологической экспертизы учебников, профилактических программ, развивающих  игр и игрушек.

Все три направления деятельности психологической службы реализуются  на разных управленческих уровнях  через различные виды деятельности структурных подразделений.

2) Психологическая помощь  участникам образовательного процесса  и их сопровождение реализуется  через психологическую профилактику, просвещение, диагностику, развитие (коррекцию) и консультативную  деятельность. Это традиционные  виды деятельности психолога  образовательного учреждения, они  подробно описаны в литературе, их специфика и содержательное  наполнение определяется типом  и видом образовательного учреждения, контингентом обучаемых, социокультурными  факторами и т.д. Однако, важно,  что все они обретают конкретную  цель и метод в контексте  целей развивающего образования.

Психологические службы учреждений высшего профессионального и  дополнительного образования взрослых помимо работы с учащимися и студентами могут оказывать психологическую  помощь специалистам системы образования, повышающим в них свою квалификацию. Именно здесь может осуществляться консультирование самих педагогов  и психологов, снимая, таким образом, извечную дилемму: может ли психолог учреждения консультировать коллег, работающих с ним в одном учреждении по личным психологическим проблемам, или это противоречит профессиональным этическим принципам.

3) Активная и целенаправленная  деятельность по развитию собственного  кадрового, организационного, управленческого  потенциала гарантирует эффективность  психологической службы и ее  востребованность системой образования.  Самообразование, обмен опытом, наставничество  внутри образовательного учреждения  работают на саморазвитие службы. Формирование профессионального  сообщества, придерживающегося единых  этических норм, регулярное общение  и обмен опытом с коллегами  в рамках семинаров, конференций,  форумов и конгрессов, научно-методическое  и инструментальное обеспечение  специалистов службы, создание научно-методических советов для решения актуальных проблем образования организационно и методически обеспечивают соответствие возможностей службы потребностям системы образования.

Модель психологической службы:

1. Психологическая служба  является частью системы образования,  поэтому ее основные задачи  и функции должны исходить  из миссии образования. Декларируемые в Законе Российской Федерации "Об образовании" (ст. 2) принципы  гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности и адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников должны быть организационно обеспечены системой образования. Следовательно, миссия психологической службы заключается в обеспечении развивающего характера образования, т.е. создании психолого-педагогических условий для успешного становления и развития будущего поколения.

2. Психологическая служба  образования как организационная  структура с рядом профессиональных  и отраслевых задач не сможет  эффективно функционировать , если не будет выстроена связь между её отдельными уровнями. Мы считаем, что психологическая служба системы образования — это многоуровневая структура с единой вертикалью управления, имеющая свои подразделения и представительства (психологические службы образовательных учреждений, районные и городские методические объединения, краевые и областные центры) на разных управленческих уровнях. Психолог образовательного учреждения — сотрудник такой службы, решающий профессиональные задачи на своем рабочем месте с учетом имеющихся у него ресурсов и специфики образовательного учреждения. Возможности психолога и службы существенно отличаются. Служба, даже если она состоит из нескольких специалистов, располагает значительно большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели отдельный педагог-психолог образовательного учреждения. Эффективность же психологической службы как организационно-управленческой системы во многом зависит от выстроенности и согласованности профессионального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе.

1. Психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.

2.Одной из острых проблем современной психологической практики является уровень профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области психодиагностики. Использование диагностических методик неспециалистами приводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношении психологических возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психологической диагностике и ее методам.

3. Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий.

4. Образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступивших в нем в результате его собственной активности, выражающихся в овладении системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в сформированности мировоззрения, развитии качеств личности, творческих сил и способностей.

5. Специальные компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.

 

Глава 2. Диагностика  студентов в рамках работы службы факультета ПРиСО.

2.1 Разработка  программы диагностики

В ходе работы мы поставили  перед собой цель выявить уровень  профессиональной компетентности студентов  в работе психологической службы факультета.

С целью решения сложившейся  проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой  следующие задачи:

-        изучить  психологическую, дидактическую,  методическую и правовую литературу  по проблеме исследования;

-        определить  понятия «компетентность» и «компетенция»;

-        рассмотреть  различные взгляды на классификацию  профессиональных компетентностей  и компетенций в образовании;

- провести диагностику   сформированности профессиональных  компетенций в рамках работы  психологической службы факультета.     

Объект исследования: профессиональные компетенции

Предмет исследования: уровень  сформированности профессиональных компетенций  студентов

Гипотеза данного исследования – уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в начале и конце учебного  года будет  различным.

Данное исследование проводилось  на студентах 3 и 4 курсов специальностей «Реклама» и «Связи с общественностью».

1 этап исследования проводился  в октябре 2010 учебного года. Второй  этап – апрель 2011 года.

Критерии (компетенции) – коммуникативные и организаторские способности, оценка оптимизма и активности личности менеджера, изучение мотивации успеха и боязни неудачи.

 

 

Выявление и оценка коммуникативных  и организаторских склонностей  подростков. Методика КОС, Б.А.Федоришин. В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно- просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д. К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.

Таким образом, коммуникативные  и организаторские способности  являются важными факторами для  достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек». Эта методика позволила отследить формирование таких качеств как, коммуникативные и организаторские способности.

С помощью методики «Оценка оптимизма и активности  личности менеджера» были исследованы оптимизм и уровень активности студентов.

Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей.

«Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения.

Для противоположной категории  людей, «пессимистов», свойственны  сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость  на своем внутреннем мире (интровертированность).

Активность. Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску.

Пассивность проявляется  в тревожности, боязливости, неуверенности  в себе и нежелании что-либо делать.

Для изучения мотивации успеха и боязни неудач была использована соответствующая методика «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи».

Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При  такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь  конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит  от потребности в достижении успеха.

А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации  человек стремится, прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Применение данной методики в нашем исследовании позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Процедуры и  результаты

Таблица 1.

Результаты исследования студентов 3 курса специальности  «Реклама»

Испытуемый

Мотивация

КОС

Оптимизм и активность

 

Начало

уч.года

Конец

уч.года

Ккс

Кос

А

О

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

10

14

0,95

0,98

0,8

0,9

30

27

28

9

2

16

7

0,75

0,6

0,85

0,45

24

21

29

10

3

9

8

0,55

0,15

0,45

0,75

20

22

25

9

4

16

6

0,6

0,55

0,65

0,7

23

16

20

12

5

13

14

1

0,7

0,85

0,5

27

18

26

8

6

9

8

0,75

0,5

0,6

0,3

27

21

29

15

7

16

3

0,8

0,75

0,8

0,4

25

29

24

13

8

15

13

0,95

0,5

0,85

0,5

18

16

25

10

9

9

6

0,7

 

0,75

 

23

22

19

17

10

12

8

0,95

 

0,75

 

21

19

25

13

11

15

 

0,75

 

0,8

 

25

 

23

 

12

17

 

0,85

 

0,75

 

30

 

21

 

13

13

 

0,85

 

0,55

 

20

 

25

 

14

16

 

0,6

 

0,6

 

23

 

25

 

15

17

 

0,95

 

0,95

 

21

 

28

 

16

14

 

0,8

 

0,6

 

25

 

25

 

17

8

 

0,3

 

0,4

 

17

 

26

 

18

12

 

0,55

 

0,45

 

21

 

24

 

19

15

 

0,41

 

0,5

 

19

 

25

 

 

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что значимые различия между началом  учебного года и концом выявились  в шкале оптимизма.

По показателям мотивации, организаторских  коммуникативных способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено.

 

 

 

 

 

 

 

 Таблица 2.

Результаты исследования студентов 4 курса специальности  «Реклама»

Испытуемый

Мотивация

КОС

Оптимизм и активность

Ккс

Кос

А

О

Начало уч.года

Конец уч.года

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1

10

17

0,45

0,05

0,4

0,65

20

28

20

9

2

13

9

0,8

0,65

0,65

0,75

21

22

23

11

3

11

15

0,55

0,85

0,7

0,9

20

15

25

12

4

15

14

0,75

0,5

0,9

0,5

28

26

23

7

5

13

13

0,8

0,9

0,95

0,9

26

26

25

9

6

12

17

0,55

0,7

0,8

0,65

27

27

25

10

7

15

17

0,4

0,6

0,85

0,8

17

24

28

8

8

14

13

0,75

0,7

0,75

0,8

24

28

23

10

9

11

14

0,8

0,85

0,75

0,9

27

30

29

12

10

17

17

0,8

0,9

0,85

0,75

26

20

29

8

11

13

14

0,8

0,95

0,8

0,95

34

22

27

9

12

14

12

0,5

0,6

0,55

0,8

18

30

27

10

13

16

15

0,55

0,35

0,5

0,5

26

17

25

12

14

16

13

1

0,9

0,8

0,7

30

 

30

 

15

17

 

0,75

 

0,7

 

25

 

24

 

16

15

 

0,55

 

0,7

 

30

 

26

 

17

14

 

0,25

 

0,4

 

21

 

21

 

18

10

 

0,5

 

0,6

 

24

 

19

 

19

15

 

0,85

 

0,9

 

28

 

24

 

20

14

 

0,8

 

0,9

 

25

 

28

 

Информация о работе Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов