Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;
- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
- провести диагностику сформированности профессиональных компетенций в рамках работы психологической службы факультета.
Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1.Теоретическая проблема формирования профессиональной компетенции в процессе обучения студентов…………………………….……5
1.1Профессиональная компетенция, её компоненты………………………….5
1.2Характеристика студенческого возраста………………………………..…9
1.3Формирование профессиональной компетенции специалистов в процессе обучения…………………………………………………………………….……14
1.4.Диагностика сформированности профессиональной компетенции в рамках работы психологической службы ПРиСО………………………….…22
Выводы по I главе………………………………………………………………..29
Глава 2. Практическая диагностика сформированности профессиональной компетенции студентов …………………………………………………….…..30
2.1 Разработка программы диагностики………………………………….…30
2.2 Процедуры и результаты………………………………………………....33
2.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………….…35
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Литература………………………………………………………………..……39
Приложение 1……………………………………………………….…………...40
Приложение 2…………………………………………………………..………...44
Психологическая экспертиза
призвана оценить соответствие конкретной
учебной программы, пособия, состояния
образовательной среды
Все три направления деятельности психологической службы реализуются на разных управленческих уровнях через различные виды деятельности структурных подразделений.
2) Психологическая помощь
участникам образовательного
Психологические службы учреждений
высшего профессионального и
дополнительного образования
3) Активная и целенаправленная
деятельность по развитию
Модель психологической службы:
1. Психологическая служба
является частью системы
2. Психологическая служба
образования как
Выводы по первой главе.
1. Психологическая диагностика — основа деятельности любого практического психолога, чем бы он ни занимался — индивидуальным консультированием, профессиональной ориентацией, психотерапией и пр., в какой бы сфере он ни работал — в школе, клинике, на производстве, в агентстве по подбору кадров и т. д.
2.Одной из острых проблем современной психологической практики является уровень профессиональной подготовки специалистов, в том числе и в области психодиагностики. Использование диагностических методик неспециалистами приводит, в первую очередь, к неверным оценкам и выводам в отношении психологических возможностей людей и, как следствие, к утрате доверия к психологической диагностике и ее методам.
3. Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий.
4. Образование – это личностное приобретение человека, совокупность изменений, наступивших в нем в результате его собственной активности, выражающихся в овладении системой знаний, умений и навыков, опытом творческой деятельности, в сформированности мировоззрения, развитии качеств личности, творческих сил и способностей.
5. Специальные компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.
Глава 2. Диагностика студентов в рамках работы службы факультета ПРиСО.
2.1 Разработка программы диагностики
В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить
психологическую,
- определить
понятия «компетентность» и «
- рассмотреть
различные взгляды на
- провести диагностику
сформированности
Объект исследования: профессиональные компетенции
Предмет исследования: уровень сформированности профессиональных компетенций студентов
Гипотеза данного исследования – уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в начале и конце учебного года будет различным.
Данное исследование проводилось на студентах 3 и 4 курсов специальностей «Реклама» и «Связи с общественностью».
1 этап исследования проводился в октябре 2010 учебного года. Второй этап – апрель 2011 года.
Критерии (компетенции) – коммуникативные и организаторские способности, оценка оптимизма и активности личности менеджера, изучение мотивации успеха и боязни неудачи.
Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей подростков. Методика КОС, Б.А.Федоришин. В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно- просветительное и бытовое обслуживание людей и т.д. К профессиям, требующим высокого уровня развития этих качеств, относятся: труд учителя, мастера профтехучилища, тренера, преподавателя, врача, работника клуба, руководителя различных подразделений, научных учреждений и т.д. Успешность профессиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организаторских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поставленных задач.
Таким образом, коммуникативные и организаторские способности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек — человек». Эта методика позволила отследить формирование таких качеств как, коммуникативные и организаторские способности.
С помощью методики «Оценка оптимизма и активности личности менеджера» были исследованы оптимизм и уровень активности студентов.
Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей.
«Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения.
Для противоположной категории
людей, «пессимистов», свойственны
сомнения в своих силах и
Активность. Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, беспечность, безмятежность и склонность к риску.
Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать.
Для изучения мотивации успеха и боязни неудач была использована соответствующая методика «Изучение мотивации успеха и боязни неудачи».
Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха.
А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.
Применение данной методики в нашем исследовании позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.
2.2 Процедуры и результаты
Таблица 1.
Результаты исследования студентов 3 курса специальности «Реклама»
Испытуемый |
Мотивация |
КОС |
Оптимизм и активность | ||||||||||
Начало уч.года |
Конец уч.года |
Ккс |
Кос |
А |
О | ||||||||
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К | ||||||
1 |
10 |
14 |
0,95 |
0,98 |
0,8 |
0,9 |
30 |
27 |
28 |
9 | |||
2 |
16 |
7 |
0,75 |
0,6 |
0,85 |
0,45 |
24 |
21 |
29 |
10 | |||
3 |
9 |
8 |
0,55 |
0,15 |
0,45 |
0,75 |
20 |
22 |
25 |
9 | |||
4 |
16 |
6 |
0,6 |
0,55 |
0,65 |
0,7 |
23 |
16 |
20 |
12 | |||
5 |
13 |
14 |
1 |
0,7 |
0,85 |
0,5 |
27 |
18 |
26 |
8 | |||
6 |
9 |
8 |
0,75 |
0,5 |
0,6 |
0,3 |
27 |
21 |
29 |
15 | |||
7 |
16 |
3 |
0,8 |
0,75 |
0,8 |
0,4 |
25 |
29 |
24 |
13 | |||
8 |
15 |
13 |
0,95 |
0,5 |
0,85 |
0,5 |
18 |
16 |
25 |
10 | |||
9 |
9 |
6 |
0,7 |
0,75 |
23 |
22 |
19 |
17 | |||||
10 |
12 |
8 |
0,95 |
0,75 |
21 |
19 |
25 |
13 | |||||
11 |
15 |
0,75 |
0,8 |
25 |
23 |
||||||||
12 |
17 |
0,85 |
0,75 |
30 |
21 |
||||||||
13 |
13 |
0,85 |
0,55 |
20 |
25 |
||||||||
14 |
16 |
0,6 |
0,6 |
23 |
25 |
||||||||
15 |
17 |
0,95 |
0,95 |
21 |
28 |
||||||||
16 |
14 |
0,8 |
0,6 |
25 |
25 |
||||||||
17 |
8 |
0,3 |
0,4 |
17 |
26 |
||||||||
18 |
12 |
0,55 |
0,45 |
21 |
24 |
||||||||
19 |
15 |
0,41 |
0,5 |
19 |
25 |
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что значимые различия между началом учебного года и концом выявились в шкале оптимизма.
По показателям мотивации, организаторских коммуникативных способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено.
Таблица 2.
Результаты исследования студентов 4 курса специальности «Реклама»
Испытуемый |
Мотивация |
КОС |
Оптимизм и активность | |||||||||
Ккс |
Кос |
А |
О | |||||||||
Начало уч.года |
Конец уч.года |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К |
Н |
К | |||
1 |
10 |
17 |
0,45 |
0,05 |
0,4 |
0,65 |
20 |
28 |
20 |
9 | ||
2 |
13 |
9 |
0,8 |
0,65 |
0,65 |
0,75 |
21 |
22 |
23 |
11 | ||
3 |
11 |
15 |
0,55 |
0,85 |
0,7 |
0,9 |
20 |
15 |
25 |
12 | ||
4 |
15 |
14 |
0,75 |
0,5 |
0,9 |
0,5 |
28 |
26 |
23 |
7 | ||
5 |
13 |
13 |
0,8 |
0,9 |
0,95 |
0,9 |
26 |
26 |
25 |
9 | ||
6 |
12 |
17 |
0,55 |
0,7 |
0,8 |
0,65 |
27 |
27 |
25 |
10 | ||
7 |
15 |
17 |
0,4 |
0,6 |
0,85 |
0,8 |
17 |
24 |
28 |
8 | ||
8 |
14 |
13 |
0,75 |
0,7 |
0,75 |
0,8 |
24 |
28 |
23 |
10 | ||
9 |
11 |
14 |
0,8 |
0,85 |
0,75 |
0,9 |
27 |
30 |
29 |
12 | ||
10 |
17 |
17 |
0,8 |
0,9 |
0,85 |
0,75 |
26 |
20 |
29 |
8 | ||
11 |
13 |
14 |
0,8 |
0,95 |
0,8 |
0,95 |
34 |
22 |
27 |
9 | ||
12 |
14 |
12 |
0,5 |
0,6 |
0,55 |
0,8 |
18 |
30 |
27 |
10 | ||
13 |
16 |
15 |
0,55 |
0,35 |
0,5 |
0,5 |
26 |
17 |
25 |
12 | ||
14 |
16 |
13 |
1 |
0,9 |
0,8 |
0,7 |
30 |
30 |
||||
15 |
17 |
0,75 |
0,7 |
25 |
24 |
|||||||
16 |
15 |
0,55 |
0,7 |
30 |
26 |
|||||||
17 |
14 |
0,25 |
0,4 |
21 |
21 |
|||||||
18 |
10 |
0,5 |
0,6 |
24 |
19 |
|||||||
19 |
15 |
0,85 |
0,9 |
28 |
24 |
|||||||
20 |
14 |
0,8 |
0,9 |
25 |
28 |
Информация о работе Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов