Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;
- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
- провести диагностику сформированности профессиональных компетенций в рамках работы психологической службы факультета.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1.Теоретическая проблема формирования профессиональной компетенции в процессе обучения студентов…………………………….……5
1.1Профессиональная компетенция, её компоненты………………………….5
1.2Характеристика студенческого возраста………………………………..…9
1.3Формирование профессиональной компетенции специалистов в процессе обучения…………………………………………………………………….……14
1.4.Диагностика сформированности профессиональной компетенции в рамках работы психологической службы ПРиСО………………………….…22
Выводы по I главе………………………………………………………………..29
Глава 2. Практическая диагностика сформированности профессиональной компетенции студентов …………………………………………………….…..30
2.1 Разработка программы диагностики………………………………….…30
2.2 Процедуры и результаты………………………………………………....33
2.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………….…35
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Литература………………………………………………………………..……39
Приложение 1……………………………………………………….…………...40
Приложение 2…………………………………………………………..………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

компетенция здоровьесбережения,

компетенция ценностно-смысловой  ориентации в мире,

компетенция интеграции,

компетенция гражданственности,

компетенция саморазвития,

компетенция в области  учения и познания,

компетенция в области  деятельности,

компетенция в области  информации,

коммуникативная компетенция,

компетенция социального  взаимодействия,

        Специальные компетенции – это компетенции, необходимые для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности специалиста.

Каким образом в вузе можно  формировать и развивать эти  компетенции? Технологиями обучения, которые  инициируют активную учебно-познавательную деятельность студента, развивают его  личностные качества, позволяют построить  индивидуальный образовательный маршрут.

Принцип сознательности и  активности студентов в обучении при руководящей роли преподавателя  отражает активную роль личности в  обучении, подчеркивает, что он является субъектом обучения, а не пассивным  его объектом. Активность обучаемых  должна быть направлена не столько  на простое запоминание и проявление внимания, сколько на процесс самостоятельного добывания знаний, когда они сами усваивают новые знания, исследуют  факты и делают доступные выводы и обобщения, конкретизируют свои знания, выявляя и исправляя ошибки, неточности, намечая план новых действий по овладению знаниями.

В соответствии с обобщенной компетентностной моделью специалиста  в структуре образовательных  программ выделяют цикл гуманитарных и социальных дисциплин, формирующих  социально-личностные компетенции  будущего специалиста. Общенаучные  компетенции (компетенции познавательной деятельности), профессионально-ориентированные  на основные группы направлений подготовки и связанные с постановкой  и решением познавательных задач, поиском  нестандартных решений и определяющие фундаментальность образования, обеспечиваются дисциплинами естественнонаучных и математических дисциплин.

Общепрофессиональные компетенции, инвариантные к направлению подготовки, обеспечивают подготовленность выпускника к решению профессиональных задач.

За всеми этими  конкретными способами деятельности кроются умения обобщенного характера или обобщенные познавательные умения, умения которые выходят за рамки предметных умений, которые в свою очередь подразделяем на интеллектуальные и практические. К числу таких обобщенных умений отнесем анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, составление плана, классификацию, составление конспекта, тезисов, библиографии, опознание, сравнение. Эти умения нельзя «привязать» ни к одной дисциплине, и в то же время они имеют отношение ко всем предметам.

Таким образом, мы подошли  к проблеме формирования профессиональной компетентности современного специалиста, к выбору содержания профессионального  образования, формированию обобщенных интегрированных качеств с учетом активности личности студента. Главный  признак самостоятельной работы не в том, что студент занимается без непосредственного участия  и помощи преподавателя, а в том, что в его деятельности сочетаются функция перевода информации в знания, умения и функцию управления этой деятельностью. Качественным своеобразием современного информационного общества является превращение информации в производительную силу, в национальный ресурс. Все чаще специалисты подчеркивают важность не только получения знания из уже имеющейся информации, но и создания новой информации на основе полученного знания. Подготовить студента к жизни в таком обществе означает не просто передать им навыки, но и развить способность и потребность использовать информационные возможности для поиска нового знания и его распространения (т.е. информационную культуру личности). На современном этапе «стратегической» задачей является формирование готовности студентов к управлению собственной познавательной деятельностью в системе: «информация - информация».

Активная переработка  информации необходима в содержании любого предмета. Это означает, что самостоятельная научно-информационная деятельность органично «встраивается» в учебный процесс на любом этапе и при любой форме организации. Полученный отдельный результат в виде его «экспортной модели» становится общественным достоянием. Происходит переход знания в информацию. Смещение акцента на звено «знания - информация» качественно изменяет характер познавательной деятельности студентов – с репродуктивной и частично-поисковой, на действительный творческий. Изменяется и роль преподавателя, с традиционной - контролирующей – функции, акцент в его деятельности переносится на функции управления внешними факторами, преподаватель создает условия для развития внутренней самодеятельности – целевых и волевых установок, рефлексии.

Готовность к  непрерывному поиску нового, актуального  знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) – одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность. Студент осознает себя не только потребителем, но и распространителем нового знания, ощущает общественную значимость своей индивидуальной познавательной деятельности.

Любая квалифицированная  профессиональная деятельность предполагает не только профессиональную компетентность, но и общую – как, например, умение самоопределяться (отличники не всегда добиваются успеха в практической работе). В связи с этим особый интерес  представляет такое личностное качество, как общая компетентность, которая  не означает, что вы знаете, а что  делаете конкретно. Определим общую  компетентность, как способность  человека выполнять какую либо деятельность на основе ранее полученного опыта. Как известно, базовыми компонентами для развития изменений являются навыки, их совокупность представляет собой основу, сформированную, устойчивую способность выполнять действия в профессиональной деятельности.

В числе важных навыков  можно выделить способность регулировать мыслительную деятельность и психическое  состояние, мобилизовать возможности  и ресурс, осуществлять весь комплекс деятельности, образующий целостную  технологию продуктивного профессионального  труда специалиста.

Правительственная Стратегия  модернизации образования предполагает, что компетентностный подход - одно из оснований обновления образования, в основу обновленного содержания общего образования будут положены “ключевые  компетентности”. Ключевые (общие) компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарным.

Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального  развития, абстрактного мышления, саморефлексии, самооценки и др.

Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают различные  умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные  и др.), а также здравый смысл.

Специалист, обладающий большим  опытом логических знаний и навыков, не справится с конкретной задачей, если отсутствует конкретно-предметные знания, однако, он также не решит  профессиональную ситуацию, если отсутствуют  навыки планирования, организации и  контроля своей деятельностью или, если он допускает логические ошибки.

Многогранность и сложность  профессиональной деятельности предопределили необходимость выделения в ней  несколько сторон деятельности: поисковой (познавательной), коммуникативной, организационной, социальной и реконструктивной. Поисковая  деятельность заключается в собирании  исходной информации, необходимой для  решения профессиональных задач. Перечень профкомпетенций студентов ФПРиСО.

1.4. Диагностика сформированности  профессиональной компетенции в рамках работы психологической службы ФПРиСО.

Психологическая диагностика - наука о конструировании и методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Можно выделить две функции  психологической диагностики — научную и практическую.

Первая характеризует  ее как научно-исследовательскую  область и представляет собой  деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.

Психодиагностические методики - это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.

Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические  методики. Психодиагносты -практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово «диагноз» (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.

В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают  практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Так, в практике образования и воспитания необходимо выявление психологических различий между детьми для осуществления индивидуального подхода к ним. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности. Создание нормального социально-психологического климата в рабочей бригаде зачастую невозможно без анализа деловых и личностных качеств.

Количество примеров практических задач, требующих постановки психологического диагноза, может быть многократно  увеличено. По существу, учет индивидуально-психологических  особенностей людей необходим для  повышения эффективности любой  деятельности. Это касается и работы психолога-практика, чья задача —  оказание разных видов помощи обращающимся к нему индивидам. В психологической  помощи нуждаются индивиды, оказавшиеся  в ситуации объективного или субъективного  неблагополучия (т. е. переживания недовольства собой, окружающими, своими отношениями  с ними, жизнью в целом). Так, в  работе психолога-консультанта психодиагностика занимает важнейшее место. Любые  совет, консультация, рекомендация возможны только при предварительном анализе  личности консультируемого в свете тех проблем, которые его волнуют. Не менее важна психологическая диагностика и для успешности других видов практической помощи психологов — психотерапии, тренинговыхвоздействий, коррекционно-развивающей работы и др. Все они должны быть индивидуализированы, т. е. должны опираться на всесторонний и глубокий анализ личности и индивидуальности обратившегося за помощью.

       Мы считаем, что деятельность психологической службы образования должна затрагивать три направления:

1)   психологическое  обеспечение развивающего компонента  образования, 

2)   психологическая  помощь участникам образовательного  процесса, сопровождение их в  процессе решения задач образования  и развития

3)   совершенствование  самой службы как организационной  системы и профессиональное развитие  специалистов.

Каждое из этих направлений  реализуется на разных управленческих уровнях: федеральном, региональном, муниципальном  и уровне образовательного учреждения.

1) Психологическое обеспечение  развивающего характера образования   предполагает мониторинг, проектирование  и экспертизу психологических  составляющих образования как  системы развивающих возможностей.

Мониторинг как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов  с целью их оценки, контроля или  прогноза, позволяет принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь  на объективных данных. Психологическая  служба, не претендуя на проведение мониторинга системы образования  в целом, способна на постоянной основе отслеживать информацию об объектах, явлениях и процессах, находящихся  в сфере ее компетенции: динамику развития обучающихся, изменение их восприятия и отношения к определенным объектам и социальным явлениям , эффективность образовательного процесса и т.д. На основе данных, полученных с помощью психологического мониторинга, руководитель может оценить, в какой степени реализуются  в подведомственной ему образовательной структуре принципы развивающего образования, прогнозировать и на основании этого проектировать необходимые изменения. 

Проектирование в системе  образования позволяет на идеальном  уровне замысливать и на практическом – воплощать - систему социально-педагогических и психологических условий для  решения задач обучения и развития учащихся. Проектирование в обязательном порядке должно учитывать возрастные и психологические особенности учеников, их восприимчивость к различного рода педагогическим технологиям, возможность усваивать предлагаемые объемы информации, эмоциональное благополучие и т.д.. Это необходимо в рамках любого образовательного проекта, независимо от того проектируем ли мы  образовательную программу, учебник, новое здание школы, программу профилактики зависимого поведения или индивидуальный образовательный маршрут отдельного ученика. Психологическая составляющая в образовательном проектировании призвана сохранить психологическое здоровье и благополучие всех участников проектных изменений.

Информация о работе Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов