Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа
В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;
- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
- провести диагностику сформированности профессиональных компетенций в рамках работы психологической службы факультета.
Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1.Теоретическая проблема формирования профессиональной компетенции в процессе обучения студентов…………………………….……5
1.1Профессиональная компетенция, её компоненты………………………….5
1.2Характеристика студенческого возраста………………………………..…9
1.3Формирование профессиональной компетенции специалистов в процессе обучения…………………………………………………………………….……14
1.4.Диагностика сформированности профессиональной компетенции в рамках работы психологической службы ПРиСО………………………….…22
Выводы по I главе………………………………………………………………..29
Глава 2. Практическая диагностика сформированности профессиональной компетенции студентов …………………………………………………….…..30
2.1 Разработка программы диагностики………………………………….…30
2.2 Процедуры и результаты………………………………………………....33
2.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………….…35
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Литература………………………………………………………………..……39
Приложение 1……………………………………………………….…………...40
Приложение 2…………………………………………………………..………...44
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что значимые различия между началом учебного года и концом выявились в шкале оптимизма.
По показателям мотивации, организаторских коммуникативных способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено.
2.3. Обработка и интерпретация данных.
Для обработки полученных результатов мы использовали математическую обработку, а именно t-Стьюдента.
Исходя из полученных данных, выраженных в таблице 3, а именно R≤0,05 мы можем сделать вывод о том, что по показателям мотивации, организаторских коммуникативных способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено. Были выявлены достоверные различия при сравнении показателей оптимизма в начале учебного года и по окончанию. Необоснованный оптимизм гораздо ниже к концу учебного года. Следовательно, только по одному показателю выявились значимые различия.
Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в начале и конце года будет различный, подтвердилась в отношении некоторых компетенций, в частности необоснованного оптимизма.
В результате математической обработки полученных данных, мы видим что R≤0,05. Это говорит нам о том, что статистические различия исследуемых нами компетенций не значимы. Значимые различия были выявлены в шкале необоснованного оптимизма как у 4 курса специальности «Реклама», так же и у 3 курса той же специальности.
Таблица 3. Результаты математической обработки.
Парные разности |
t |
Ст
.св. |
Значимость (2-сторонняя) | ||||||
95% доверительный интервал разности средних | |||||||||
Среднее |
Стд. отклонение |
Стд. ошибка среднего |
Нижняя граница |
Верхняя граница | |||||
Пара 1 |
мотив - мотив2 |
-,71429 |
3,14835 |
,84143 |
-2,53209 |
1,10352 |
-,849 |
13 |
,411 |
Пара 2 |
Ккс - Ккс2 |
,00000 |
,19709 |
,05268 |
-,11380 |
,11380 |
,000 |
13 |
1,000 |
Пара 3 |
Кос - Кос2 |
-,02143 |
,18051 |
,04824 |
-,12565 |
,08279 |
-,444 |
13 |
,664 |
Пара 4 |
А - А2 |
-,07692 |
6,90967 |
1,91640 |
-4,25240 |
4,09855 |
-,040 |
12 |
,969 |
Пара 5 |
О - О2 |
15,46154 |
2,96129 |
,82131 |
13,67205 |
17,25103 |
18,825 |
12 |
,000 |
R≤0,05 – статистические различия не значимы
Критерий парных выборок | |||||||||
Парные разности |
t |
ст.св. |
Значимость (2-сторонняя) | ||||||
95% доверительный интервал разности средних | |||||||||
Среднее |
Стд. отклонение |
Стд. ошибка среднего |
Нижняя граница |
Верхняя граница | |||||
Пара 1 |
ККС - ККС2 |
,22500 |
,27775 |
,09820 |
-,00720 |
,45720 |
2,291 |
7 |
,056 |
Пара 2 |
КОС - КОС2 |
,18750 |
,31595 |
,11170 |
-,07664 |
,45164 |
1,679 |
7 |
,137 |
Пара 3 |
А - А2 |
3,18182 |
4,06984 |
1,22710 |
,44766 |
5,91598 |
2,593 |
10 |
,027 |
Пара 4 |
О - О2 |
12,63636 |
5,69689 |
1,71768 |
8,80914 |
16,46359 |
7,357 |
10 |
,000 |
Пара 5 |
М - М2 |
3,72727 |
4,67099 |
1,40836 |
,58926 |
6,86529 |
2,647 |
10 |
,024 |
= R≤0,05 – статистические различия не значимы.
Выводы по второй главе.
1. Цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета, была достигнута.
2. По показателям мотивации, организаторских коммуникативных способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено.
3. Были выявлены достоверные различия при сравнении показателей оптимизма в начале учебного года и по окончанию.
4. Необоснованный оптимизм гораздо ниже к концу учебного года.
5. Поставленная нами гипотеза о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в начале и конце года будет различный, подтвердилась в отношении некоторых компетенций, а именно необоснованного оптимизма.
6. По результатам полученных данных, а именно R≤0,05 можно сделать вывод о том, что статистические различия между компетенциями не значимы.
Заключение
Высшее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и как следствие установление требований к их подготовке в рамках образовательной программы.
В связи с этим возникает
необходимость в построении состава
профессиональных компетенций, удовлетворяющих
требованиям работодателей, и формируемых
на всех этапах получения специальности.
Реализация данной необходимости является
неоднозначным процессом, что говорит
и о неоднозначности
В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета, которая была нами достигнута.
В процессе исследования мы выполнили следующие задачи:
- изучили
психологическую,
- определили
понятия «компетентность» и «
- рассмотрели
различные взгляды на
- провели диагностику
сформированности
Поставленная нами гипотеза о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в начале и конце учебного года будет различным, частично подтверждена.
Список источников
1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования.
2. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.
3. Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования
4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2002. – 150 с.
5. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002.
6. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10.
7. Лукьянова, М.И. Концептуальные подходы к организации научно-методической работы по развитию компетентности учителя в реализации личностно ориентированного подхода/ М.И. Лукьянова //Методист.-2007.-№8.-С.9-17.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос".
9. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия»,2000.-176с.
Приложение 1
Методика « Оценка оптимизма и активности личности менеджера»
Порядок работы. Испытуемому выдаётся опросник и бланк для ответов со следующей инструкцией: «Перед вами список утверждений. Прочитайте внимательно каждое из них и оцените степень вашего согласия с каждым из них. Для этого используйте на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответствующую вашей оценке» (форма 34).
Обработка результатов. Методика содержит две субшкалы:оптимизм и активность.
Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Для противоположной категории людей, «пессимистов», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность).
Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, безмятежность и склонность к риску. Пассивность проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании что-либо делать
В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по данным в субшкакле (табл. 1), которые соотносятся с квадратом координатной модели(рис.2). Каждому квадрату соответствуют определённые личностные способности.
Показатели психологических типов (в баллах)
Психологический тип Оптимизм Активность
Реалисты («Р») 14-20 14-20
Активные оптимисты(«АО») 21-24 22-36
Активные пессимисты(«АП») 6-13 22-36
Пассивные пессимисты(«ПП») 6-13 9-13
Пассивные оптимисты(«ПО») 21-24 9-13
Характеристика типов
Квадрат «Р» - «Реалисты» адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть выше головы, довольствуясь тем, что имеют. Как правило, устойчивы к психологическому стрессу.
Квадрат «АО» -«Активные оптимисты» верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Она бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса.
Квадрат «ПП»- «Пассивные пессимисты»
- противоположная «активным
Квадрат «АП» - «Активные пессимисты», которым свойственна большая активность, но эта активность носит деструктивный характер. Такие люди, вместо того, чтобы созидать новое, предпочитают созидать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.
Квадрат «ПО» - « Пассивные оптимисты», девизом которых можно считать слова: « Всё как-нибудь само образуется…». Такие люди уверены в том, что «всё будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.
«КЛЮЧ»
Активность (прямые): 1,3,4,6,10,11,14,15.
Оптимизм (обратимые): 2,5,7,9,12,13.
ШКАЛА «АО»
Инструкция. « Пожалуйста, прочитайте ниже следующие утверждения и отметьте в ответном листе степень вашего согласия-несогласия с ними».
1. Я люблю слушать громкую музыку.
2. Я думаю, будет трудно достичь моих целей
3. Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределённости, когда я не знаю, что будет со мной дальше.
4. Я люблю бросать вызов судьбе.
5. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим.
Информация о работе Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов