Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:56, курсовая работа

Описание

В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета.
С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:
- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;
- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;
- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;
- провести диагностику сформированности профессиональных компетенций в рамках работы психологической службы факультета.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1.Теоретическая проблема формирования профессиональной компетенции в процессе обучения студентов…………………………….……5
1.1Профессиональная компетенция, её компоненты………………………….5
1.2Характеристика студенческого возраста………………………………..…9
1.3Формирование профессиональной компетенции специалистов в процессе обучения…………………………………………………………………….……14
1.4.Диагностика сформированности профессиональной компетенции в рамках работы психологической службы ПРиСО………………………….…22
Выводы по I главе………………………………………………………………..29
Глава 2. Практическая диагностика сформированности профессиональной компетенции студентов …………………………………………………….…..30
2.1 Разработка программы диагностики………………………………….…30
2.2 Процедуры и результаты………………………………………………....33
2.3 Обработка и интерпретация данных…………………………………….…35
Выводы по II главе………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Литература………………………………………………………………..……39
Приложение 1……………………………………………………….…………...40
Приложение 2…………………………………………………………..………...44

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 92.17 Кб (Скачать документ)

 

Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что значимые различия между началом  учебного года и концом выявились  в шкале оптимизма.

По показателям мотивации, организаторских  коммуникативных  способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено.

 

 

 

2.3. Обработка и интерпретация данных.

Для обработки полученных результатов мы использовали математическую обработку, а именно t-Стьюдента.

Исходя из полученных данных, выраженных в таблице 3, а именно R≤0,05 мы можем сделать вывод о том, что по показателям мотивации, организаторских коммуникативных способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено. Были выявлены достоверные различия при сравнении показателей оптимизма в начале учебного года и по окончанию. Необоснованный оптимизм гораздо ниже к концу учебного года. Следовательно, только по одному показателю выявились значимые различия.

Таким образом, поставленная нами гипотеза о том, что уровень  сформированности профессиональных компетенций  студентов в начале и конце  года будет различный, подтвердилась  в отношении некоторых компетенций, в частности необоснованного оптимизма.

В результате математической обработки полученных данных, мы видим что R≤0,05. Это говорит нам о том, что статистические  различия исследуемых нами компетенций не  значимы. Значимые различия были выявлены в шкале необоснованного оптимизма как у 4 курса специальности «Реклама», так же и у 3 курса той же специальности.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Результаты математической обработки.

 

 

 
   

Парные разности

t

Ст

 

 

.св.

Значимость 

(2-сторонняя)

     

95% доверительный интервал  разности средних

   

Среднее

Стд. отклонение

Стд. ошибка среднего

Нижняя граница

Верхняя граница

Пара 1

мотив - мотив2

-,71429

3,14835

,84143

-2,53209

1,10352

-,849

13

,411

Пара 2

Ккс - Ккс2

,00000

,19709

,05268

-,11380

,11380

,000

13

1,000

Пара 3

Кос - Кос2

-,02143

,18051

,04824

-,12565

,08279

-,444

13

,664

Пара 4

А - А2

-,07692

6,90967

1,91640

-4,25240

4,09855

-,040

12

,969

Пара 5

О - О2

15,46154

2,96129

,82131

13,67205

17,25103

18,825

12

,000




 

R≤0,05 – статистические различия не значимы

 

 

Критерий парных выборок

   

Парные разности

t

ст.св.

Значимость 

(2-сторонняя)

     

95% доверительный интервал  разности средних

   

Среднее

Стд. отклонение

Стд. ошибка среднего

Нижняя граница

Верхняя граница

Пара 1

ККС - ККС2

,22500

,27775

,09820

-,00720

,45720

2,291

7

,056

Пара 2

КОС - КОС2

,18750

,31595

,11170

-,07664

,45164

1,679

7

,137

Пара 3

А - А2

3,18182

4,06984

1,22710

,44766

5,91598

2,593

10

,027

Пара 4

О - О2

12,63636

5,69689

1,71768

8,80914

16,46359

7,357

10

,000

Пара 5

М - М2

3,72727

4,67099

1,40836

,58926

6,86529

2,647

10

,024


 

=   R≤0,05 – статистические различия не значимы.

 

Выводы по второй главе.

 

1. Цель выявить уровень профессиональной компетентности студентов в работе психологической службы факультета, была достигнута.

2. По показателям мотивации, организаторских  коммуникативных способностей, а так же активности, значимых различий не обнаружено.

3. Были выявлены достоверные различия при сравнении показателей оптимизма в начале учебного года и по окончанию.

4.  Необоснованный оптимизм гораздо ниже к концу учебного года.

5. Поставленная нами гипотеза о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в начале и конце года будет различный, подтвердилась в отношении некоторых компетенций, а именно необоснованного оптимизма.

6. По результатам полученных  данных, а именно R≤0,05 можно сделать вывод о том, что статистические  различия между компетенциями не значимы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Высшее профессиональное образование специализируется на подготовке специалистов функционального (тактического) уровня, что предполагает формирование у студентов определенных профессиональных компетенций и как следствие установление требований к их подготовке в рамках образовательной программы.

В связи с этим возникает  необходимость в построении состава  профессиональных компетенций, удовлетворяющих  требованиям работодателей, и формируемых  на всех этапах получения специальности. Реализация данной необходимости является неоднозначным процессом, что говорит  и о неоднозначности направлений  её решения.

В ходе работы мы поставили  перед собой цель выявить уровень  профессиональной компетентности студентов  в работе психологической службы факультета, которая была нами достигнута.

В процессе исследования мы выполнили следующие задачи:

-        изучили  психологическую, дидактическую,  методическую и правовую литературу  по проблеме исследования;

-        определили  понятия «компетентность» и «компетенция»;

-        рассмотрели   различные взгляды на классификацию  профессиональных компетентностей  и компетенций в образовании;

- провели диагностику   сформированности профессиональных  компетенций в рамках работы  психологической службы факультета.     

Поставленная нами гипотеза о том, что уровень сформированности профессиональных компетенций студентов в начале и конце учебного  года будет различным, частично подтверждена.

 

 

 

 

 

Список источников

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования.

2. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3.

3. Фишман, И.С. Ключевые компетентности как результат образования

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. – М.: Когито-Центр, 2002. – 150 с.

5. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002.

6. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. № 10.

7. Лукьянова, М.И. Концептуальные подходы к организации научно-методической работы по развитию компетентности учителя в реализации личностно ориентированного подхода/ М.И. Лукьянова //Методист.-2007.-№8.-С.9-17.

8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос".

9. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Изд. центр «Академия»,2000.-176с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика « Оценка оптимизма и активности  личности менеджера»

Порядок работы. Испытуемому  выдаётся опросник и бланк для  ответов со следующей инструкцией: «Перед вами список  утверждений. Прочитайте внимательно каждое из них и оцените  степень вашего согласия с каждым из них. Для этого используйте  на бланке варианты ответов. Зачеркните цифру, соответствующую вашей оценке» (форма 34).

Обработка результатов. Методика содержит две субшкалы:оптимизм и активность.

Оптимизм в данной методике понимается как предрасположенность человека верить в свои силы и успех, иметь преимущественно положительные ожидания от жизни и других людей. «Оптимисты», как правило, экстравертированны, доброжелательны и открыты для общения. Для противоположной категории людей, «пессимистов», свойственны сомнения в своих силах и доброжелательности других людей, ожидание неудачи, стремление избегать широких контактов, замкнутость на своем внутреннем мире (интровертированность).

Под активностью в данном контексте понимается энергичность, жизнерадостность, безмятежность и  склонность к риску. Пассивность  проявляется в тревожности, боязливости, неуверенности в себе и нежелании  что-либо делать

В соответствии с «ключом» подсчитываются суммы баллов по данным в субшкакле (табл. 1), которые соотносятся с квадратом координатной модели(рис.2). Каждому квадрату соответствуют определённые личностные способности.

Показатели психологических  типов (в баллах)

Психологический тип       Оптимизм     Активность

Реалисты («Р»)                       14-20            14-20

Активные оптимисты(«АО»)   21-24            22-36

Активные пессимисты(«АП»)  6-13                      22-36

Пассивные пессимисты(«ПП») 6-13              9-13

Пассивные оптимисты(«ПО») 21-24                  9-13

Характеристика типов

Квадрат «Р» - «Реалисты» адекватно  оценивают текущую ситуацию по своим  силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть выше головы, довольствуясь  тем, что имеют. Как правило, устойчивы к психологическому стрессу.

Квадрат «АО» -«Активные оптимисты» верят в свои силы и успех, позитивно настроены на будущее, предпринимают активные действия для того, чтобы добиться желаемых целей. Она бодры, жизнерадостны, не подвержены унынию или плохому настроению, легко  и стремительно отражают удары судьбы, как бы тяжелы они ни были. В трудных ситуациях используют проблемно-ориентированные стратегии преодоления стресса.

Квадрат «ПП»- «Пассивные пессимисты» - противоположная «активным оптимистам»  категория людей, которые ни во что  не верят и ничего не предпринимают  для того, чтобы изменить свою жизнь  в лучшую сторону. Они характеризуются  преобладанием мрачного и подавленного настроения ,пассивностью, неверием в свои силы. В трудных ситуациях предпочитают стратегии ухода от решения проблем.

Квадрат «АП» - «Активные  пессимисты», которым свойственна  большая активность, но эта активность носит деструктивный характер. Такие  люди, вместо того, чтобы созидать новое, предпочитают созидать старое. В трудных ситуациях часто используют агрессивные стратегии преодолевающего поведения.

Квадрат «ПО» - « Пассивные  оптимисты», девизом которых можно  считать слова: « Всё как-нибудь само образуется…». Такие люди уверены  в том, что «всё будет хорошо», хотя и не предпринимают для этого  никаких усилий. Они добродушны, веселы и умеют даже в плохом находить что-то хорошее, однако их отличительной чертой является недостаток активности. Они больше надеются на случай, на удачу, чем на собственные силы. Склонны к пассивному ожиданию или откладыванию принятия решений.

«КЛЮЧ» 

Активность (прямые): 1,3,4,6,10,11,14,15.

Оптимизм (обратимые): 2,5,7,9,12,13.

ШКАЛА «АО»

Инструкция. « Пожалуйста, прочитайте ниже следующие утверждения  и отметьте в ответном листе степень  вашего согласия-несогласия с ними».

1. Я люблю слушать громкую музыку.

2. Я думаю, будет трудно достичь моих целей

3. Мне нравятся ситуации с некоторой долей неопределённости, когда я не знаю, что будет со мной дальше.

4. Я люблю бросать вызов судьбе.

5. Судьба более несправедлива ко мне, чем к другим.

Информация о работе Профессиональные компетенции в процессе обучения студентов