Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа

Описание

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Работа состоит из  1 файл

Профилактика суицида.docx

— 224.07 Кб (Скачать документ)

Профилактика  суицида

Организация работы по профилактике суицида

в образовательной  среде

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ  О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ

  1. смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.
  2. предпочтение траурной или скорбной музыки
  3. раздача личных вещей, составление завещания
  4. разговоры об отсутствии ценности жизни
  5. фантазии на тему смерти
  6. интерес к возможным средствам самоубийства
  7. высказывания «я не хочу жить», «я хочу умереть», «нет смысла жить дальше» и т.д.
  8. косвенные высказывания «ничего, скоро вы отдохнете от меня», «ничего, скоро все закончится для меня», «он скоро пожалеет, что отверг меня» и т.д.
  9. приобретение средств самоубийства
  10. приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел
  11. высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.
  12. написание прощальных писем
  13. странное «прощальное» поведение с людьми
  14. несвойственная молчаливость или высказывание со скрытым вторым смыслом, связанные со смертью, символичные высказывания
  15. особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти
  16. проявление признаков депрессии

 

 

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ

  • понижение настроения, глубокая печаль
  • резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность, плаксивость, слабость
  • потеря аппетита, переедание
  • повышенная сонливость, бессонница
  • недомогание
  • снижение внимания
  • нерешительность
  • апатия потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим интерес
  • социальная самоизоляция, отход от семьи, друзей, молчаливость
  • снижение эффективности труда, учебы

 

 

ФАКТОРЫ СИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

  • предшествующая попытка суицида
  • тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье
  • смерть близкого человека, любимого, разрыв значимых отношений
  • прогрессирующая тяжелая болезнь
  • переживание острого кризиса
  • эмоциональные нарушения (острые приступы паники, вины, стыда)
  • психические заболевания
  • алкоголизм, наркомания
  • отверженность в детстве
  • переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека
  • воспитание и пребывание в семье, где есть алкоголики, наркоманы и психические больные
  • ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства
  • совершение уголовно-наказуемого поступка
  • получение необратимых увечий и травм (потеря зрения, конечностей и т.д.)
  • неразделенная любовь
  • психическая травма в результате насилия
  • измена любимого человека
  • предательство близких
  • боязнь позора
  • значительные бытовые и материальные  трудности
  • принадлежность к группе риска (гомосексуалисты, заключенные, военнослужащие)

 

 

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ  МЕРЫ 

 

  • Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
  • Организация внеклассной воспитательной работы.
  • Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. 
    Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

 

  

 

Задачи педагога-психолога:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Своевременное выявление  групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

 

 

МЕРОПРИЯТИЯ

-Диагностика суицидального  поведения совместно с классным  руководителем.

-Выявление детей, нуждающихся  в незамедлительной помощи и  защите.

-Работа с семьей ребенка,  попавшего в трудную жизненную  ситуацию или испытывающего кризисное  состояние.

-Оказание экстренной  первой помощи, обеспечение безопасности  ребенка, снятие стрессового состояния.

-Индивидуальные и групповые  занятия по обучению проблеморазрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

-Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

-Родителей необходимо  познакомить с информацией о  причинах, факторах, динамике суицидального  поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка  замечены признаки суицидального  поведения. 
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ  УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВ

  1. Классным руководителям и всем педагогам необходимо отслеживать и контролировать резкие изменения в поведении и эмоциональном состоянии учащихся. Должно насторожить следующее: ребенок погружен в свои мысли, не может сосредоточиться на уроке, начал пропускать занятия, перестал активно общаться со сверстниками, стал чересчур педантичен, ведет себя демонстративно и др.
  2. Проводить регулярные замеры эмоциональных состояний учащихся.
  3. Для подростков с выявленными или подозреваемыми устойчивыми депрессивными симптомами необходимо организовать щадящую обстановку на уроках (не ругать, не устраивать публичных разбирательств и т.п.), постараться деликатно выяснить причину подавленности, проявить понимание и поддержку, главное в этот период – учебное достижение, а эмоциональное благополучие.
  4. В рамках данной проблемы профилактический эффект имеют систематические занятия с учащимися, направленные на формирование стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте и т.д. На уроках гуманитарного цикла и классных часах  с подростками необходимо говорить о ценности жизни, индивидуальной неповторимости

каждого человека, о позитивном прогнозе будущего, умении программировать  свой успех – с конкретными  примерами и фактами из жизни, художественной литературы и СМИ.

  1. Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с учащимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.
  2. 6.       В школах разместить плакаты

с адресами помощи и надежды:

- наркологической службы (телефон  и адрес);

- центра медицинской  профилактики (телефон, адрес);

- центра службы  практической психологии (телефон,  адрес)

 

 

 

 

Организация работы по профилактике суицида 

в образовательной  среде

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению  суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Учреждение образования, где подростки  проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В данном докладе будет предложена модель суицид альной превенции  на уровне отдельного образовательного учреждения. Три базовых вопроса могут быть заданы в этой связи: что должно быть сделано, чтобы предо твратить самоубийство, что должно быть сделано, когда молодой человек угрожает кончить жизнь самоубийством, и что необходимо делать, когда самоубийство произошло. Разрабатываемая модель является многоуровневой: охватывает все уровни формирования суицидального поведения несовершеннолетних, сформулированы цели и продумана система мер по предупреждению суицидального поведения на каждом уровне суицидальной превенции. 
Цель создания модели суицидальной превенции в систематизации мер, предпринимаемых в учреждениях образования без осмысления всего диапазона потенциально возможных ситуаций, связанных с суицидальной проблематикой. 
Принципы модели:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат 
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения. 
 
Модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде»

Первый уровень  – общая профилактика

Цель - повышение групповой сплоченности в школе.  
 
Мероприятия. 
Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.  
Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

Информация о работе Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде