Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа

Описание

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Работа состоит из  1 файл

Профилактика суицида.docx

— 224.07 Кб (Скачать документ)

Вопросы для беседы:

■ Почему и ради чего человек лишает себя жизни, совершая самоубийство? (облегчить страдание, назло близким, чтобы пожалели о своих поступках, из-за страха перед будущим, чтобы не быть обузой, трудно жить, устал сопротивляться…)

■ Какими могут быть причины самоубийства?

■ Что это за люди? (слабые, наркоманы, одинокие, творческие, больные)

■ Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость? (проводится голосование)

Ведущий должен подвести к  выводу, что человек проявляет  слабость духа, так как не может  найти в себе силы сопротивляться трудностям, не может обрести смысл  жизни, поступает эгоистично и т. д.

4. Игра  «Обрыв».

Задание: на полу изображается черта, за чертой – «обрыв». Все ребята становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы.

Обратить внимание как  использовать поддержку группы.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было идти? Какие способы использовали? Хотели  ли бы вы реально оказаться  в такой ситуации? Как вы себя  повели? А если бы от этого  зависела ваша жизнь или жизнь  другого человека? Какое качество  для этого понадобиться? (мужество)

Человек думает о самоубийстве, когда не видит смысла в своем  дальнейшем существовании, когда он не хочет быть, потому что быть –  трудно. Жизнь требует мужества. Мы пришли к выводу, что альтернатива  суициду  – мужество бытия, мужество быть.

5. "Мужество быть".

Задание: на листочках бумаги предлагается цветными мелками отразить ощущения смысла "Мужество быть", возникающие в сознании ребят в ответ на это словосочетание. (Например, рыцарь в доспехах с оружием — защищенность и возможность противостоять; дерево под солнцем, дерево под дождем — рост вопреки всему; огонь в ладонях; дом — покой, уверенность; яблоко — целостность жизни, всех ее компонентов; лодка на волнах — выстоять вопреки.).

6.  Работа  с таблицей: ведущий предлагает заполнить 1-ю колонку, 2-ю колонку дети заполняют самостоятельно, затем записанные варианты обсуждаются. Какие качества уже у вас есть?

 

Что включает в себя понятие  «Мужество быть»?

Какие качества для этого  необходимы?

Согласие с миром

Согласиться с тем, что  рождение и смерть – два объективных  понятия

Терпимость

Доброта

Стремление вперед, к цели

Сила

Выносливость

Способность выходить из любых  ситуаций

Смелость не сойти с  пути

Страсть, уверенность

Борьба, сила воли

Целеустремленность

Самостоятельность

Ответственность

Осознание несовершенства мира и общества

Ответственность за свои поступки

Любить жизнь и людей

Не ждать отдачи от других

Уметь увидеть важное и не убиваться по пустякам

Найти свое место, дело

Не унывать

Осознать самоценность человеческой жизни

Оптимизм, юмор

Терпение

Вера

Надежда

Любовь

Мудрость

Опыт

Умение прощать


 

7. Рефлексия.

Задание: ребятам предлагается закончить предложение "Я рад, что...". Работа осуществляется по кругу  или в любой последовательности.

8. Домашнее задание: заполнить таблицу или написать домашнее сочинение "Гроза в моей жизни".

9. Подарок: ведущий рассказывает "Сказку о каретном мастере".

Как в этом мире дышится  легко.

Скажите мне, кто жизнью не доволен.

Скажите, кто вздыхает глубоко,

Я каждого счастливым сделать  волен.

Пусть он придет! Я должен рассказать

Я должен рассказать опять  и снова.

Как сладко жить…

Н. Гумилев

 

Тема 3. «Я готов  к испытаниям»

 

Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай, что в  самую страшную грозу идет дождь  и питает все живое.

К. Черный

Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию.

Задачи:

  1. Осмысление своих социальных сторон и качеств.
  2. Формирование умений конструктивного решения проблем.
  3. Развитие творческих способностей, стремления к реализации личностного потенциала.

 

1. Приветствие.

Задание: учащимся предлагается закончить предложение : «Жизнь прекрасна потому, что…»

Ведущий должен создать атмосферу  оптимизма, формировать умение видеть позитивное.

2. Проверка  домашнего задания: обсуждаются написанные сочинения, таблица, ведущий комментирует ответы учащихся.

3. Притча

Задание: ведущий рассказывает притчу о буре, затем обсуждаются  вопросы.

Вопросы для обсуждения:

-Какую роль сыграла  буря в этой притче?

-Какая возникает у  вас ассоциация при слове «буря»? (конфликт, ссора, развод, болезнь,  предательство, смерть).

-Приведите пример из  жизни или из художественных  произведений, поговорок, пословиц.

Например: "Не было бы счастья, да несчастье помогло", "Нет  худа без добра", "Что ни делается — все к лучшему" и др.

Ведущий показывает, как  решается проблема безысходности, трудного положения в народном творчестве, художественных произведениях. Подчеркивает, что все сложности разрешимы, главное то, как к ним относиться.

  1. Игра «Мяч».

Задание: (Вариант 1) Ребята стоят в кругу, ведущий в центре, бросает мяч и задает ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч обратно ведущему.

(Вариант 2) Ведущий бросает  мяч и задает ситуацию, если  ребенок отвечает позитивно, группа  соглашается, а если нет, то  ребенок снова отвечает, и так  пока не найдет позитивный  способ.

Например:

-Получил двойку…

-Поскользнулся и упал  в людном месте…

-Хочет на дискотеку,  а надо сидеть с младшим  братом (сестрой)…

-Хотел подарить подарок,  а денег нет…

-Конфликт с учителем…

-Стал жертвой зависти,  строят козни, наговаривают…

-Дали кличку…

-Провоцируют на драку…

-Потерял большую сумму  денег или дорогую вещь…

-Потеря друга, близких…

Ведущий должен сделать вывод : «Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потрудней. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».

5. Таблица.

Задание: участники занятия должны заполнить таблицу:

 

Кто из близких людей может  тебе помочь в трудной ситуации?

 

В чем заключается эта  помощь?

 

Кому ты можешь помочь? В  какой ситуации (проблеме)?

 

Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?

 

Необходимо обсудить с  ребятами их ответы. Особо подчеркнуть  то, что многим людям они нужны  и многие из окружающих могут им оказать помощь в трудной ситуации.

  1. «Чемодан».

Задание: участникам предлагается представить себе, что они собирают чемодан в дорогу, только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества.

-Какие качества сегодня  нужны молодому человеку, чтобы  достойно интересно жить и  добиться чего-то важного в  жизни?

-Какое главное качество  вы возьмете с собой?

(Ведущий записывает все  предложенные ответы на доске).

  1. Рефлексия.

Задание: ребятам предлагается заполнить анкету и нарисовать свое настроение во время всех трех занятий

1. Хочу сказать, что…

2. Больше всего запомнилось…

3. Теперь я …

4. Мое настроение (опиши  или нарисуй).

8. Домашнее  задание: предлагается написать жизненный сценарий (планы на будущее «Моя биография», «Мой портрет», на выбор).

9. Подарок

Ведущий раздает записки  с содержанием законов общения:

- Будьте внимательным  слушателем.

- Проявляйте эмпатию к окружающим.

- Другим людям тоже  нужна ваша помощь.

- Улыбайтесь!

- Старайтесь быстро запомнить  имена.

- Ведите разговор в  кругу интересов вашего собеседника.

- Заражайте оптимизмом  других.

- Меньше жалуйтесь.

- Побольше юмора!

- Уважайте чужое мнение.

- Помните: в споре рождается  истина, а в дискуссии - она  погибает.

- Демонстрируйте психологическую  поддержку вашему собеседнику.

- Чаще пытайтесь встать  на место другого.

Если вы будете выполнять  эти законы, то станете интересным собеседником, и многие люди будут  искать дружбы и общения с вами.

Приложение 

 

Позитивное Мышление

 

Это тренинг о том, как  ум мешает нам жить и как сделать  так, чтобы ум помогал жить.

 

Ты можешь верить, что  ты сможешь это сделать 

Ты можешь верить, что  не сможешь это сделать 

В любом случае ты окажешься  прав

(Г. Форд)

Коротко о главном:

 

Это тренинг о том, как  ум мешает нам жить и как сделать  так, чтобы ум помогал жить. Это  тренинг о том, что основополагающее влияние на наши чувства оказывают  не события жизни, а наша система  убеждений. И каждый может разобраться  в том, как появились эти убеждения, и изменить их. Это тренинг о  том, каким образом мы сами себе создаем  проблемы, и что нужно сделать  для того, чтобы прямо сейчас жить эффективно. Это тренинг о том, как наши ожидания и наше отношение  к миру влияют на то, что происходит с нами завтра.

 

Немного теории:

 

Этот тренинг для тех  людей, которые допускают идею о  том, что человек может изменяться. И для изменения достаточно начать замечать, как мы мыслим, думать по-другому  и делать выводы.

У каждого человека есть свои представления, суждения и верования, на которые он опирается, строя свои отношения с окружающим миром. Эти  представления, суждения и верования  можно назвать установками.

Человек приобретает установки  на протяжении всей своей жизни. Некоторые  установки возникают, когда человек  принимает на веру тот или иной факт или концепцию (например, вера в существование Бога). Другие установки  появляются, когда человек обобщает свой прошлый опыт ("Этот, этот и  этот человек не любит меня - значит никто не любит меня"). Человек может также создавать установки, как логическое (или нелогическое) следствие других установок ("Меня никто не любит - значит я недостоин любви").

Совокупность всех установок, которые есть у человека, можно  назвать "моделью мира" в том  смысле, что каждый человек взаимодействует  с окружающим миром не непосредственно, а через систему своих установок, воспринимая только определенные аспекты  окружающей реальности и исключая или  искажая те, которые не совместимы с его уже существующими установками. Таким образом, каждый из нас создает  свою субъективную реальность, богатство  и разнообразие которой определяется нашей моделью мира.

Но поскольку мы принимаем  нашу субъективную реальность за истинную реальность, наши установки начинают ограничивать нас и уменьшают  нашу способность к гибкости наших  реакций. Вообще говоря, все установки  по своей природе являются ограничивающими  в смысле ограничения количества выборов, которое они предоставляют  человеку. Но некоторые из них будут  скорее открывать мир, облегчать  жизнь, а некоторые гарантировано  приведут к разочарованию, депрессии, неудачам.

Именно поэтому к задачам  данной группы относится выявление, анализ и изменение наиболее распространенных ограничивающих убеждений в различных  областях жизни, представлений о  Себе, своем прошлом, возможном будущем  и практика нового ПОЗИТИВНОГО мышления.

 

Как создать у  себя и у других позитивный настрой?

 

Переходя к вопросу  о формировании на тренинге (или  самостоятельно) позитивного настроя  стоит учесть важный фактор: отношения, представления, эмоции не формируются  прямым указанием, а могут возникать  только как побочный продукт работы над целью. Это исследованная  и доказанная психологическая закономерность, ее легко проверить самим –  попробуйте прямо сейчас испытать радость, или грусть. Получилось? А теперь выберите что-то, что вам не нравится, и попробуйте позитивно отнестись  к этому. Просто скажите себе –  «на самом деле это хорошо». Получилось?

 

1. Аналитические техники

 

Баланс

Делим лист на 2 части, в левой  колонке пишем все минусы рассматриваемой  ситуации, в правой – все ее плюсы. Этим приемом мы часто пользуемся в том или ином виде, чаще мысленно. Письменно он действует сильнее, причем именно в таком виде – минусы слева, плюсы справа. Это обусловлено тем, что в нашем сознании, а точнее, в подсознании, прошлое зрительно расположено слева, а будущее – справа. Располагая минусы слева, мы подсознательно фиксируем, оставляем их в прошлом. А плюсы справа ориентируют нас на позитивное будущее. Почему такой простой прием действует? Дело в том, что негативные эмоции в принципе сильнее позитивных, поэтому даже минимальное количество негативных событий субъективно воспринимается как преобладающее. «Все ужасно» - кажется нам. Создав на листе более-менее объективную картину происходящего, мы доводим до своего сознания, что на самом деле все совсем не так. На групповом тренинге такую работу удобно делать на листах флипчарта, при индивидуальной работе – на листах А4.

 

Хорошо-плохо

Это упражнение можно проводить  и как специальную тренировку гибкости восприятия и просто как  разминку. Тренер начинает упражнение любым высказыванием, сопровождая  его оценкой и обоснованием оценки. Например, «Сегодня хорошая погода. И это хорошо, потому что у всех приподнятое настроение». Следующий  по кругу участник берет предыдущее обоснование в качестве основной фразы и дает ему противоположную  оценку, в свою очередь обосновывая ее: «У всех приподнятое настроение, и это плохо, потому что отвлекает от работы». «Отвлекает от работы – и это хорошо, потому что …» - продолжает следующий, и так до конца круга. Получив последнее сообщение, тренер тоже переформулирует его и завершает упражнение. В обсуждении можно зафиксировать неоднозначность наших оценок, умение найти позитив.

Информация о работе Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде