Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Вопросы для беседы:
■ Почему и ради чего человек лишает себя жизни, совершая самоубийство? (облегчить страдание, назло близким, чтобы пожалели о своих поступках, из-за страха перед будущим, чтобы не быть обузой, трудно жить, устал сопротивляться…)
■ Какими могут быть причины самоубийства?
■ Что это за люди? (слабые, наркоманы, одинокие, творческие, больные)
■ Лишая себя жизни, человек проявляет силу или слабость? (проводится голосование)
Ведущий должен подвести к выводу, что человек проявляет слабость духа, так как не может найти в себе силы сопротивляться трудностям, не может обрести смысл жизни, поступает эгоистично и т. д.
4. Игра «Обрыв».
Задание: на полу изображается черта, за чертой – «обрыв». Все ребята становятся в одну шеренгу напротив изображенного «обрыва». Каждый из участников должен пройти «обрыв» и не упасть, используя поддержку группы.
Обратить внимание как использовать поддержку группы.
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли было идти? Какие способы использовали? Хотели ли бы вы реально оказаться в такой ситуации? Как вы себя повели? А если бы от этого зависела ваша жизнь или жизнь другого человека? Какое качество для этого понадобиться? (мужество)
Человек думает о самоубийстве, когда не видит смысла в своем дальнейшем существовании, когда он не хочет быть, потому что быть – трудно. Жизнь требует мужества. Мы пришли к выводу, что альтернатива суициду – мужество бытия, мужество быть.
5. "Мужество быть".
Задание: на листочках бумаги предлагается цветными мелками отразить ощущения смысла "Мужество быть", возникающие в сознании ребят в ответ на это словосочетание. (Например, рыцарь в доспехах с оружием — защищенность и возможность противостоять; дерево под солнцем, дерево под дождем — рост вопреки всему; огонь в ладонях; дом — покой, уверенность; яблоко — целостность жизни, всех ее компонентов; лодка на волнах — выстоять вопреки.).
6. Работа с таблицей: ведущий предлагает заполнить 1-ю колонку, 2-ю колонку дети заполняют самостоятельно, затем записанные варианты обсуждаются. Какие качества уже у вас есть?
Что включает в себя понятие «Мужество быть»? |
Какие качества для этого необходимы? |
Согласие с миром Согласиться с тем, что рождение и смерть – два объективных понятия |
Терпимость Доброта |
Стремление вперед, к цели Сила Выносливость Способность выходить из любых ситуаций Смелость не сойти с пути |
Страсть, уверенность Борьба, сила воли Целеустремленность Самостоятельность Ответственность |
Осознание несовершенства мира и общества Ответственность за свои поступки Любить жизнь и людей Не ждать отдачи от других Уметь увидеть важное и не убиваться по пустякам Найти свое место, дело Не унывать Осознать самоценность человеческой жизни |
Оптимизм, юмор Терпение Вера Надежда Любовь Мудрость Опыт Умение прощать |
7. Рефлексия.
Задание: ребятам предлагается
закончить предложение "Я рад,
что...". Работа осуществляется по кругу
или в любой
8. Домашнее задание: заполнить таблицу или написать домашнее сочинение "Гроза в моей жизни".
9. Подарок: ведущий рассказывает "Сказку о каретном мастере".
Как в этом мире дышится легко.
Скажите мне, кто жизнью не доволен.
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.
Пусть он придет! Я должен рассказать
Я должен рассказать опять и снова.
Как сладко жить…
Н. Гумилев
Тема 3. «Я готов к испытаниям»
Живи так, как растет дерево, радуйся солнцу и знай, что в самую страшную грозу идет дождь и питает все живое.
К. Черный
Цель: развитие устойчивого стремления к позитивному восприятию.
Задачи:
1. Приветствие.
Задание: учащимся предлагается закончить предложение : «Жизнь прекрасна потому, что…»
Ведущий должен создать атмосферу оптимизма, формировать умение видеть позитивное.
2. Проверка домашнего задания: обсуждаются написанные сочинения, таблица, ведущий комментирует ответы учащихся.
3. Притча
Задание: ведущий рассказывает притчу о буре, затем обсуждаются вопросы.
Вопросы для обсуждения:
-Какую роль сыграла буря в этой притче?
-Какая возникает у
вас ассоциация при слове «
-Приведите пример из жизни или из художественных произведений, поговорок, пословиц.
Например: "Не было бы счастья, да несчастье помогло", "Нет худа без добра", "Что ни делается — все к лучшему" и др.
Ведущий показывает, как решается проблема безысходности, трудного положения в народном творчестве, художественных произведениях. Подчеркивает, что все сложности разрешимы, главное то, как к ним относиться.
Задание: (Вариант 1) Ребята стоят в кругу, ведущий в центре, бросает мяч и задает ситуацию. Ребенок дает ответ и бросает мяч обратно ведущему.
(Вариант 2) Ведущий бросает
мяч и задает ситуацию, если
ребенок отвечает позитивно,
Например:
-Получил двойку…
-Поскользнулся и упал в людном месте…
-Хочет на дискотеку, а надо сидеть с младшим братом (сестрой)…
-Хотел подарить подарок, а денег нет…
-Конфликт с учителем…
-Стал жертвой зависти, строят козни, наговаривают…
-Дали кличку…
-Провоцируют на драку…
-Потерял большую сумму денег или дорогую вещь…
-Потеря друга, близких…
Ведущий должен сделать вывод : «Не бойтесь трудностей. У каждого из вас всегда есть выбор делать что-то легкое или что-то потрудней. Но главное, чтобы ваше решение вело вас вверх, а не тянуло вниз. Чтобы после каждого, даже маленького решения, вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужны только осознание необходимости самосовершенствования и уверенность в своей способности изменить себя».
5. Таблица.
Задание: участники занятия должны заполнить таблицу:
Кто из близких людей может тебе помочь в трудной ситуации? |
|
В чем заключается эта помощь? |
|
Кому ты можешь помочь? В какой ситуации (проблеме)? |
|
Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации? |
Необходимо обсудить с ребятами их ответы. Особо подчеркнуть то, что многим людям они нужны и многие из окружающих могут им оказать помощь в трудной ситуации.
Задание: участникам предлагается представить себе, что они собирают чемодан в дорогу, только упаковывать нужно будет не вещи, а необходимые качества.
-Какие качества сегодня нужны молодому человеку, чтобы достойно интересно жить и добиться чего-то важного в жизни?
-Какое главное качество вы возьмете с собой?
(Ведущий записывает все предложенные ответы на доске).
Задание: ребятам предлагается заполнить анкету и нарисовать свое настроение во время всех трех занятий
1. Хочу сказать, что…
2. Больше всего запомнилось…
3. Теперь я …
4. Мое настроение (опиши или нарисуй).
8. Домашнее задание: предлагается написать жизненный сценарий (планы на будущее «Моя биография», «Мой портрет», на выбор).
9. Подарок
Ведущий раздает записки с содержанием законов общения:
- Будьте внимательным слушателем.
- Проявляйте эмпатию к окружающим.
- Другим людям тоже нужна ваша помощь.
- Улыбайтесь!
- Старайтесь быстро запомнить имена.
- Ведите разговор в
кругу интересов вашего
- Заражайте оптимизмом других.
- Меньше жалуйтесь.
- Побольше юмора!
- Уважайте чужое мнение.
- Помните: в споре рождается истина, а в дискуссии - она погибает.
- Демонстрируйте
- Чаще пытайтесь встать на место другого.
Если вы будете выполнять эти законы, то станете интересным собеседником, и многие люди будут искать дружбы и общения с вами.
Приложение
Позитивное Мышление
Это тренинг о том, как ум мешает нам жить и как сделать так, чтобы ум помогал жить.
Ты можешь верить, что ты сможешь это сделать
Ты можешь верить, что не сможешь это сделать
В любом случае ты окажешься прав
(Г. Форд)
Коротко о главном:
Это тренинг о том, как ум мешает нам жить и как сделать так, чтобы ум помогал жить. Это тренинг о том, что основополагающее влияние на наши чувства оказывают не события жизни, а наша система убеждений. И каждый может разобраться в том, как появились эти убеждения, и изменить их. Это тренинг о том, каким образом мы сами себе создаем проблемы, и что нужно сделать для того, чтобы прямо сейчас жить эффективно. Это тренинг о том, как наши ожидания и наше отношение к миру влияют на то, что происходит с нами завтра.
Немного теории:
Этот тренинг для тех людей, которые допускают идею о том, что человек может изменяться. И для изменения достаточно начать замечать, как мы мыслим, думать по-другому и делать выводы.
У каждого человека есть свои представления, суждения и верования, на которые он опирается, строя свои отношения с окружающим миром. Эти представления, суждения и верования можно назвать установками.
Человек приобретает установки на протяжении всей своей жизни. Некоторые установки возникают, когда человек принимает на веру тот или иной факт или концепцию (например, вера в существование Бога). Другие установки появляются, когда человек обобщает свой прошлый опыт ("Этот, этот и этот человек не любит меня - значит никто не любит меня"). Человек может также создавать установки, как логическое (или нелогическое) следствие других установок ("Меня никто не любит - значит я недостоин любви").
Совокупность всех установок,
которые есть у человека, можно
назвать "моделью мира" в том
смысле, что каждый человек взаимодействует
с окружающим миром не непосредственно,
а через систему своих
Но поскольку мы принимаем нашу субъективную реальность за истинную реальность, наши установки начинают ограничивать нас и уменьшают нашу способность к гибкости наших реакций. Вообще говоря, все установки по своей природе являются ограничивающими в смысле ограничения количества выборов, которое они предоставляют человеку. Но некоторые из них будут скорее открывать мир, облегчать жизнь, а некоторые гарантировано приведут к разочарованию, депрессии, неудачам.
Именно поэтому к задачам данной группы относится выявление, анализ и изменение наиболее распространенных ограничивающих убеждений в различных областях жизни, представлений о Себе, своем прошлом, возможном будущем и практика нового ПОЗИТИВНОГО мышления.
Как создать у себя и у других позитивный настрой?
Переходя к вопросу
о формировании на тренинге (или
самостоятельно) позитивного настроя
стоит учесть важный фактор: отношения,
представления, эмоции не формируются
прямым указанием, а могут возникать
только как побочный продукт работы
над целью. Это исследованная
и доказанная психологическая
1. Аналитические техники
Баланс
Делим лист на 2 части, в левой колонке пишем все минусы рассматриваемой ситуации, в правой – все ее плюсы. Этим приемом мы часто пользуемся в том или ином виде, чаще мысленно. Письменно он действует сильнее, причем именно в таком виде – минусы слева, плюсы справа. Это обусловлено тем, что в нашем сознании, а точнее, в подсознании, прошлое зрительно расположено слева, а будущее – справа. Располагая минусы слева, мы подсознательно фиксируем, оставляем их в прошлом. А плюсы справа ориентируют нас на позитивное будущее. Почему такой простой прием действует? Дело в том, что негативные эмоции в принципе сильнее позитивных, поэтому даже минимальное количество негативных событий субъективно воспринимается как преобладающее. «Все ужасно» - кажется нам. Создав на листе более-менее объективную картину происходящего, мы доводим до своего сознания, что на самом деле все совсем не так. На групповом тренинге такую работу удобно делать на листах флипчарта, при индивидуальной работе – на листах А4.
Хорошо-плохо
Это упражнение можно проводить и как специальную тренировку гибкости восприятия и просто как разминку. Тренер начинает упражнение любым высказыванием, сопровождая его оценкой и обоснованием оценки. Например, «Сегодня хорошая погода. И это хорошо, потому что у всех приподнятое настроение». Следующий по кругу участник берет предыдущее обоснование в качестве основной фразы и дает ему противоположную оценку, в свою очередь обосновывая ее: «У всех приподнятое настроение, и это плохо, потому что отвлекает от работы». «Отвлекает от работы – и это хорошо, потому что …» - продолжает следующий, и так до конца круга. Получив последнее сообщение, тренер тоже переформулирует его и завершает упражнение. В обсуждении можно зафиксировать неоднозначность наших оценок, умение найти позитив.