Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Как мы видим, на этапе общей
профилактики отдельных мероприятий,
посвященных тематике самоубийств,
нет. Все проводимые на этом этапе
мероприятия направлены на содействие
адаптации ребенка и взрослого
в учреждении образования.
Адаптация —
это состояние динамического соответствия,
равновесия между живой системой (человеком)
и внешней средой. В норме все субъекты
учебно-воспитательного процесса должны
адаптироваться к условиям образовательного
учреждения, причем на трех уровнях: физическом,
психическом и социальном.
В целях эффективной физической
адаптации учреждение образования соблюдает
режим учебного процесса с учетом возрастных
особенностей, рассадку детей в классе
с учетом рекомендаций врача, организует
питание в школе и др.
Психологической
адаптации будет содействовать наличие
благоприятного психологического климата
в учреждении образования, психологическое
здоровье педагогов и других субъектов
образовательного процесса, учет индивидуальных
особенностей учеников и педагогов в процессе
организации деятельности, возможностей
личностной реализации и др.
Для эффективной социальной адаптации важным является наличие сплоченного педагогического и классного коллектива, общие для всего учреждения образования правила и нормы, традиции, ценности и др.
Мероприятия в рамках общей
профилактики будут работать на поддержку
адаптации, автоматически формируя
(усиливая уже имеющиеся) антисуицидальные
барьеры.
Для учащихся можно предложить следующее:
классные часы «Жизнь прекрасна» (цикл
занятий, посвященных жизненным ценностям);
акции и флэш-мобы («Мы голосуем за жизнь!»,
«Улыбка», «Жизнь замечательных людей»,
«День без конфликтов» и др.).
В рамках акций можно провести конкурс
фотографий (темы жизненных ценностей),
диспуты для старшеклассников («От противостояния
к пониманию!»), совместные уроки с учителями
истории, русского языка и литературы
(например, по произведениям поэтов Серебряного
века, В. Шекспира «Ромео и Джульетта»
или А.Н. Островского «Гроза»).
Эффективным будет обучение медиаторов
(волонтеров) из числа подростков оказанию
кризисной помощи (антикризисные, информационные
бригады). Что касается специфической
диагностики, выявляющей суицидальный
риск, то на этом этапе специально она
не проводится. Для первичного выявления
достаточно наблюдения и анализа (с опорой
на маркеры суицидального риска) уже имеющегося
диагностического материала.
Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида.
Первичная профилактика суицида.
Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.
В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В рамках повышения компетентности
педагогов и родителей следует
разработать для них памятки,
в которых будет содержаться
информация, как распознать острое
кризисное состояние у ребенка
и что делать, если ребенок высказывает
суицидальные намерения. Для этой же
аудитории целесообразно
Каждый случай сотрудники СППС должны оценить с точки зрения сложности, распределить ответственность, решить вопрос привлечения других специалистов (медиков, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста по вопросам опеки и попечительства, юриста и др.), определить примерные сроки, в течение которых будут решены проблемы ребенка, и пр. По сути, это обычная работа по сопровождению подростков группы риска, где дополнительной задачей является профилактика суицидального риска.
Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, тем более что это является частью психологопедагогического сопровождения. Предлагаем следующие методики:
Для подростков с выраженным комплексом суицидальных факторов дополнительно можно предложить проективный тест Сильвера «Нарисуй историю», метод незаконченных предложений (Подмазина С.И.), которые покажут область эмоционального напряжения и актуальность намерения.
Работа с семьей
подростка, попавшего в трудную жизненную
ситуацию или испытывающего кризисное
состояние, должна носить комплексный
характер.
Как правило, если в семье есть реабилитационные
ресурсы, заинтересованность в помощи,
отсутствует фактор алкоголизации, педагог-психолог
может справиться сам. Если мы столкнулись
с неблагополучной, алкоголизированной
семьей или семьей, в которой один из родителей
имеет психиатрический диагноз, педагог-психолог
не справится самостоятельно. Необходимо
разделить ответственность (на консилиуме)
со специалистами СПЦ, медиками и др.
Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида.
Вторичная профилактика суицида.
Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся
в трудной жизненной ситуации и высказывающих
суицидальные намерения. То есть работать
с теми, кто или косвенно (через записки,
дневниковые записи, словесные ключи),
или прямо говорит о желании самоубийства.
Основная задача — предотвращение суицида.
В первую очередь перед педагогом-психологом
стоит задача оценки риска самоубийства.
Существует три степени риска: незначительный
(наличие суицидальных мыслей без определенных
планов), средней степени (наличие суицидальных
мыслей, наличие плана без сроков реализации),
высокий (есть мысли, разработан план,
есть сроки реализации и средства для
этого). Оценить степень риска педагог-психолог
может, используя следующие диагностические
методы:
В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.
Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида.
Задачи психолога при наличии риска средней степени.
Задачи психолога при наличии высокого риска суицида.
Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.
В случае необходимости оказания
психотерапевтической помощи семье
у психолога должна быть информация,
которую он сможет предоставить родителям
(телефон, адрес, условия оказания помощи).
Педагоги и школьный персонал, которые
могут быть включены в суицидальный случай,
нуждаются в выражении своих чувств, переживаний.
Служба СППС должна предоставить им возможность
групповой или индивидуальной консультации,
в том числе с приглашенными специалистами,
так как педагог-психолог или социальный
педагог также могут быть включенными
в кризисную ситуацию и нуждаться в помощи.
Чтобы решить подобные задачи можно организовать
в районе добровольную антикризисную
бригаду, куда войдут различные специалисты
(психолог, социальный педагог, врач, юрист
и др.), обученные кризисной помощи. СППС
учреждения образования мог бы обратиться
к специалистам антикризисной бригады
за помощью и тогда, когда у них уже произошел
суицидальный случай. Кроме этого, все
включенные в суицидальный случай субъекты
должны внести предложения относительно
стратегий и индивидуального плана работы.
Может так произойти, что все ваши действия
и шаги не изменят намерения суицидально
настроенного подростка и он попытается
совершить или совершит задуманное. В
этом случае перед специалистами СППС
встанет дополнительная задача сопровождения
одноклассников, сверстников, педагогов
и родных несостоявшегося (или состоявшегося)
самоубийцы.
Третичная профилактика суицида.
Третичная профилактика предполагает мероприятия,
снижающие последствия и уменьшающие
вероятность парасуицида, социальную
и психологическую реабилитацию суицидента
и его социального окружения.
В первую очередь адресатом этого профилактического
уровня становятся дети или подростки,
совершившие попытку суицида. Важно серьезно
относиться к подобным действиям, так
как при условии сохранения источника
боли (фрустрации, конфликта и т.п.) подросток
может предпринять вторую попытку «бегства»
от проблемы.
Наиболее опасным периодом считаются
1–3-я недели после первой попытки. По мнению
Д.С. Исаева и К.В. Шерстнева, существуют
три главных компонента ближайшего постсуицида:
Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.
Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных
состояний.
Критичный. Конфликт
утратил актуальность. Суицидальных тенденций
нет. Характерно чувство стыда за суицидальную
попытку, страх перед возможным смертельным
исходом. Рецидив маловероятен.
Манипулятивный.
Актуальность конфликта уменьшилась,
но за счет влияния суицидального действия.
Суицидальных тенденций постсуицида нет.
Характерно легкое чувство стыда, страх
смерти. Высока вероятность того, что и
впредь при решении конфликтов суицидент
будет прибегать к этому способу скорее
демонстративно шантажного характера.
Аналитический.
Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида
актуален, однако суицидальных тенденций
нет. Характерно раскаяние за покушение.
Подросток будет искать способы решения
конфликта, если не найдет — возможен
рецидив, но уже с высокой вероятностью
летального исхода.
Суицидально-фиксированный.
Конфликт актуален, причем характерно
сохранение суицидальных тенденций. Отношение
к суициду положительное. Это самый опасный
тип, при котором необходимы тесное взаимодействие
с суицидентом и жесткий контроль.
Таким образом, мы видим, что по-прежнему
основной мишенью работы специалистов
СППС остается причина (кризисная ситуация,
конфликт и др.), толкающая ребенка или
подростка к страшному решению. Поэтому,
кроме психолого-педагогического сопровождения
суицидента и его окружения, необходимо
возвращение к источнику проблемного
поля и выработка стратегий разрешения
кризисной ситуации. Мы должны четко понимать,
что если бы проблемы решились раньше
- попытки суицида не было бы!
При организации третичных профилактических
мероприятий в школе после совершения
фатального суицида большое значение
имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении
боли и для предотвращения подражания
и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента
как правило, испытывает вину после случившегося,
считая, что не услышали зов о помощи, не
смогли предотвратить самоубийство. По
мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение
к несовершеннолетнему другу самоубийцы
-это разговор со следующей жертвой суицида.
Цель подобных диалогов — дать возможность
юношам и девушкам (педагогам, включенным
в ситуацию) поговорить об умершем, снять
запрет на обсуждение причин самоубийства,
предотвратить его последующую идеализацию
и романтизацию.