Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа

Описание

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Работа состоит из  1 файл

Профилактика суицида.docx

— 224.07 Кб (Скачать документ)

Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине  смерти в среде учащихся (особенно задающих вопросы) должно звучать слово  «самоубийство», а не «несчастный  случай» или «неизвестная причинасмерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.  
 
Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации.

 

Правила работы с  подростками, друг или подруга которых  совершили самоубийство (Э. Гроллман).

 

 
С л е д у е т:  
 
Избегать сказок и полуправды. Одна из самых серьезных проблем молодежи состоит в отсутствии знаний о суицидах из-за стремления взрослых к сохранению тайны «в интересах детей». Между тем искажение реальности способно на долгий срок закрепить у подростка, находящегося в депрессии из-за случившегося, состояние подавленности. Поэтому необходимо в доступной форме предоставить старшеклассникам простые и ясные сведения о суициде с учетом их возраста и уровня развития. Очень важно, чтобы друзья самоубийцы услышали об обстоятельствах смерти от педагогов, а не от приятелей, соседей или из прессы.  
 
Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливых временах и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.  
 
Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое проявление чувств. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.  
 
Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце и самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного .потерпеть.  
 
Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходят после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.  
В подобной помощи нуждаются также педагоги и сами специалисты СППС. Здесь на помощь может прийти районная антикризисная бригада.  
 
Что касается источников помощи специалистам СППС в школе, при желании педагог-психолог может подготовить из педагогов и старшеклассников, увлекающихся психологией, антикризисную группу (группу медиаторов), которые будут обучены навыкам антикризисной поддержки и станут серьезным подспорьем в кризисной ситуации.  
 
На период переживания суицидального случая в школе может быть создан антикризисный штаб, куда войдут специалисты СППС, районных служб, врач, подготовленные медиаторы, активные педагоги и родители. Штаб работает по определенному его членами расписанию. На базе штаба проходят консилиумы по суицидальному случаю, где принимаются решения о сопровождении нуждающихся в этом групп, о привлечении специалистов извне и т.п.  
 
Кроме этого, на базе штаба может быть организован временный центр кризисной поддержки для всех нуждающихся, в котором дежурят по очереди специалисты СППС и подготовленные медиаторы.

 

Задачи психолога  на этапе третичной профилактики суицида.

 

  1. Определение типа постсуицидального состояния у подростка.
  2. На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам).
  3. Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба).
  4. Индивидуальная коррекционная работа с подростком.
  5. Организация групповой работы в классе и включение в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (это может быть коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности).
  6. Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба).
  7. Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).

В ситуации завершенного суицида  специалистам СППС целесообразно привлекать специалистов СПЦ или других подобных организаций для оказания социально-психологической  поддержки, так как они сами будут  нуждаться в помощи и не смогут работать эффективно.  
 
Для этого необходимо заранее на базе района создать антикризисную бригаду (на добровольных началах), которая в подобном случае будет действовать оперативно и профессионально. В подобную бригаду может войти: психиатр (психотерапевт) районной поликлиники, психологи, имеющие подготовку в этой области (2 чел.), социальный педагог, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних, активные родители. 
 
Повторим еще раз: основная задача профилактики суицида среди детей и подростков — это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение.

Презентация «Профилактика  суицидального поведения подростков».

Рекомендуемая литература

Актуальные проблемы суицидологии: Сборник трудов московского НИИ психиатрии. — М., 1978. 
Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1978. 
Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М., 1978. 
Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). — М., Мысль, 1994. 
Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. — Самара, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

Программа социально-психологической   

профилактики   суицида 

 

Введение

 

В настоящее время решение  проблемы суицидального поведения  подростков и молодежи в целом  является наиболее актуальной среди  других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.

Ученые считают, что суицидальное поведение является результатом  сложного взаимодействия социальных, психологических и социокультурных  факторов в экстремальных для  личности ситуациях.

Частота  суицидов  в мире на данный отрезок времени составляет в среднем 15 случаев на каждые 100 тысяч населения в год. Число  суицидов  ниже 10 на 100 тысяч населения в год считается низким, 10-20 — средним, более 20 — высоким, более 30 — очень высоким. Частота  суицидов  в разных странах, культурах, этнических и религиозных группах существенно колеблется: 2-4 случая на 100 тыс. населения в Испании, Италии, Греции, 10-30 в странах Скандинавии, Германии, Японии, 30-50 в России, странах Балтии, Венгрии.

Беларусь сегодня относится  к числу стран с очень высоким  уровнем  суицидов  – 33,4 случая на 100 тысяч населения в 2002 году, причем за последние 13 лет частота их быстро росла: 1988 – 18,5, 1990 – 20,4, 1993 – 28, в 1997 – 32,3, 1998 – 34.2, 2000 – 34,4, 2001 – 32,5 случая на 100 тысяч человек. За пять лет в результате самоубийств из жизни уходило 3400 человек. Показатель этот существенно колеблется по разным городам и областям нашей страны – от 17,1 в Минске, 27,1 в Брестской области до 44 в Минской и 44,4 в Витебской областях.

До сих пор остается неясным, что толкает молодежь на совершение столь безрассудных действий. В любом случае, считается, что  лучше предотвратить проблемную ситуацию, чем потом расплачиваться за ее последствия. В связи с этим, должное внимание уделяется стратегиям совладания с трудностями в повседневной жизни молодежи, как факторам профилактики и коррекции суицидального поведения.

 

Тема 1. "СМЫСЛ  ЖИЗНИ"

"Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как."

Ф. Ницше

 

Цель: помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью.

Задачи:

1. Выявить общие и индивидуальные  проблемы возраста.

2. Помочь осознать особенности  своего возраста, сопоставить свой  жизненный опыт с опытом сверстников.

3. Помочь сформировать  активную жизненную позицию, развитие  саморефлексии.

ЗАДАНИЯ:

1. Подготовить визитки (для знакомства с участниками занятия).

Задание: участникам занятия  предлагается оформить свою визитку, написать имя (или как бы он хотел, чтобы  его называли на занятиях другие), ребята могут изображать на визитках все  то, что поможет им лучше раскрыть свой образ, сделать представление  о себе более оригинальным и насыщенным.

2. "Мой девиз по жизни".

Задание: ребята должны представить  свой жизненный девиз, свой главный  принцип жизни. Важно отметить оптимистичные  и пессимистичные девизы.

  1. "Сказка о милостивой судьбе" (Д. Соколов).

СКАЗКА О МИЛОСТИВОЙ СУДЬБЕ (Д. Соколов) 
Росло два деревца: молодых и красивых.  
Вечерами они шептались о судьбе.  
- Я вырасту высоким и раскидистым, - говорило одно. - У меня в ветках поселятся птицы. В моей тени будут укрываться олени и зайцы. Я первой буду встречать солнечные лучи и утренний ветерок. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут такие маленькие и замечательные...  
- Нет, говорило другое, - расти страшно. Зимой бьют морозы, летом сушит солнце. Целый день труди корни, гони воду вверх, корми листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное. Я буду лежать на бархатной подушке...  
И что бы вы думали? Пришел бородатый дровосек и срубил второе дерево. Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал резную шкатулочку. И долго шкатулка лежала на бархатной подушке, храня в себе сережки, бусы и дорогие духи. Потом рассохлась потихоньку, замочек сломался. Шкатулку отдали детям, они ее быстро доломали и выкинули. Где-то на дворе валялись ее щепочки до зимы, а там уж - спроси у ветра! Ветер станет спрашивать деревья в лесу, и одно из них - то, что было когда-то первым деревцем, - расскажет, что вороны свили на нем гнездо, встроив в стенки щепочки старой шкатулки, как подружки узнали друг друга и подивились милостивой судьбе.  
Они достигли своих целей, а вы достигнете своих.

Задание: ведущий рассказывает сказку, после прослушивания которой предлагается ответить на несколько вопросов. Вопросы для обсуждения сказки:

■ Можно ли изменить судьбу?

■ Какова судьба дерева? (рост, всасывание, цветение)

■ Какова судьба человека?(рождение, развитие, продолжение рода, смерть)

■ Как хотело изменить судьбу второе

дерево?

■ Достигли ли они своих целей?

■ Может ли ызов судьбе привести к печальным последствиям?

■ Что определяет: смысл жизни судьбу или судьба смысл жизни?

■ Для чего живет человек, зачем он пришел в этот мир?

■ Для чего живете вы?

4. Игра "Золотая рыбка".

"Жизнь не шутка и  не забава, жизнь - тяжелый труд".

И. С. Тургенев

Цель: определит каковы потребности современного подростка.

Задание: ребятам предлагается ответить на вопрос:

"О чем бы вы попросили  золотую рыбку, чтобы ваша жизнь  (судьба) стала интереснее?"

  1. Игра "Удары судьбы".

Цель: выявить способ реагирования на внешние препятствия.

Задание: ребята делятся на подгруппы по 4—5 человек. Один из участников должен лечь на пол, а остальные ребята искусственно создают внешние препятствия. Задача ведущего встать (за 1—2 минуты), а остальные мешают этому, удерживая его. На месте ведущего должен побывать каждый из участников.

При этом каждому участнику  задаются вопросы:

■ Какие трудности возникли при выполнении этого задания?

■ Какие чувства возникли?

Ведущий должен сделать вывод  о том, что человек при ударах судьбы не должен быть как глина, а  должен реагировать как мяч. Глина принимает "уродливую" форму, а мяч, ударяясь, отскакивает, оставаясь таким же. Неприятности не должны разбивать нас, а должны делать нас сильнее и выносливей.

6. Рефлексия.

Задание: ребятам предлагается ответить на вопрос: "Какие мысли возникли в ходе нашего занятия?".

Мнение может высказываться  в любой последовательности: по кругу, передавать игрушку, бросать мяч, и т. д.

7. Домашнее  задание: предлагается написать мини-сочинение: "Смысл моей жизни". "Для чего я живу".

8. Подарок: ведущий занятия дарит каждому участнику открытку или пожелание в виде цитаты.

"Тайна бытия человеческого  не в том , чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без представления, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлеба".

Ф. М. Достоевский

"Наша жизнь путешествие.  Идея – путеводитель. Нет путеводителя и все останавливается, цель утрачена и сил как не бывало".

В.Гюго

 

 

Тема 2. "МУЖЕСТВО БЫТЬ"

"Жизнь — это красноватая  искорка в мрачном океане вечности, это единственное мгновение, которое  нам принадлежит".

И. С. Тургенев

Цель: воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции.

Задачи:

1. Установить причинно-следственную  связь между потерей смысла  жизни и  суицидом .

2. Формировать осмысленность  жизненного пути.

3. Развивать "мужество  быть".

1. Приветствие.

Цель: показать значимость каждого участника как Личности.

Задание: ребятам предлагается закончить предложения:

"Меня любят за то, что..." "Если меня не будет,  то кому-то будет, без меня…"

"Я хочу жить, потому  что..."

2. Проверка домашнего задания: учащиеся зачитывают по кругу свои мини-сочинения, ведущий комментирует каждое, демонстрируя позитивные стороны и отмечая важность смысла жизни для людей.

3. Беседа о причинах самоубийства.

Цель: проанализировать причины самоубийства и последствия  суицида  для человека и окружающих его людей, показать взаимосвязь между утратой смысла жизни и  суицидом .

Информация о работе Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде