Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
«Оттолкнуться от дна»
Что делает тонущий человек? Изо всех сил пытается выгрести на поверхность. Он задыхается, бьет по воде руками, барахтается, кричит, теряя последние силы и запас воздуха. Причем степень паники тонущего человека мало зависит от объективной ситуации – тонущий в речке паникует точно также, как и потерпевший крушение посреди океана. А вот методы спасения могут быть совершенно разными. Если под человеком десятки метров воды, у него нет другого выхода, кроме как пытаться держаться на поверхности. Скорее всего, ему нужна помощь, чтобы спастись. Но если до дна 2-3 метра, то лучшее, что он может сделать, задержать дыхание и уйти вниз. Достав ногами до дна, нужно оттолкнуться и, используя инерцию этого толчка, выйти на поверхность.
Подобная ситуация происходит и в сознании человека, когда его одолевают негативные переживания. Если глубина его горя велика, то попытка «достигнуть дна» может кончиться трагически. Однако в большинстве конкретных ситуаций – дно совсем близко, мы просто боимся уйти с поверхности и отчаянно барахтаемся, воображая под собой неведомые глубины собственных переживаний.
Как оттолкнуться?
Додумать до конца ответ на вопрос «что самое плохое, что может произойти в этой ситуации?»
Например, человек панически боится потерять работу. Эта техника поможет ему увидеть «дно» этой ситуации. Это может быть другая - тяжелая, нелюбимая, неприятная - работа; смена квартиры на худшую, переезд в другой город и т.д. Как правило, оказывается, что ни одно из этих последствий не смертельно и не заслуживает того отчаяния, которое испытывает человек первоначально. Особенно, если сравнить их с возможными последствиями самих переживаний, которые могут привести к инсульту, инфаркту, потере здоровья, инвалидности, развалу семьи, авариям и другим, страшным и весьма вероятным следствиям паники и стресса.
2. Ассоциативные техники
Притчи, метафоры
Иносказательно информация легче проникает в сознание. Поэтому так эффективны притчи и метафоры. Еще в детстве мы понимаем, как важно не сдаваться, услышав сказку про лягушат, упавших в банку со сливками. Помните? Один лягушонок сдался и утонул, а второй продолжал бороться – в результате его усилий сливки превратились в масло, и он с легкостью выбрался. Это, видимо, придало ему еще больше уверенности – после он неоднократно выбирался из самых различных ситуаций. Например, однажды он застрял в колее. Никто не верил в его спасение, друзья, плача, ушли домой. Но, когда они утром пришли, чтобы забрать его бездыханное тело, он был жив, здоров и свободен. «Как?» - изумились они. «Очень просто, - как всегда жизнерадостно ответил он, - появился грузовик, и … я должен был выбраться».
Тематически удачно подобранные метафоры исключительно эффективно влияют на представления участников. При этом они иллюстрируют и украшают текст, привлекают внимание, создают настроение. При этом следует быть осторожным, поскольку неточная метафора и неполное ее понимание, различные культурные пласты говорящего и слушающего – могут значительно исказить суть высказывания и закрепить его в сознании именно в таком виде.
3. Эмоциональные техники
Фиксация позитивных воспоминаний
Много раз видела, как простая утренняя разминка «вспомнить хорошее» за 2-3 минуты наполняет тренинговую комнату улыбками и энергией. Проводится она просто: участникам предлагается вспомнить приятное мгновение (что-то, что вызвало у них радость, позитивные эмоции), которое было у них в последнее время (лучше взять небольшой промежуток – утро, вчерашний вечер) и рассказать о нем группе.
Проекции
Рисунки, коллажи, фотографии – любые видимые результаты действий, которые сами по себе сопровождались позитивными эмоциями (шутками, интеллектуальными творческими переживаниями) – можно закрепить на стенах. Просто своим присутствием они будут создавать эмоциональное поле.
Приложение
Шкала экзистенционального беспокойства Лорена и Кейтрин.
Ф. И. О.______________________
Возраст:____________________
Пол:_______________________
Учебное заведение:____________________
Назови трех человек из класса, с которыми ты бы пошел в поход, полный приключений:
Ключи:
Если обнаруживается больше шести совпадений, то обнаруживается склонность к суициду .
ПЛАН
работы по профилактике суицида среди
несовершеннолетних
в МОУ Лаишевская СОШ на 2011/2012 учебный
год
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Классные часы, формирующие в процессе воспитательной работы у учащихся такие понятия, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных ситуациях. |
В течение года |
Классные руководители |
2 |
Сбор информации для создания
банка данных учащихся с высоким
уровнем тревожности и |
В течение года |
Классные руководители |
3 |
Профилактическая работа с семьями, проведение родительского всеобуча. |
В течение года |
Классные руководители, зам. директора по ВР |
4 |
Постоянная консультативная психологическая помощь семьям и подросткам в целях предупреждения у школьников нервно-психических расстройств. |
В течение года |
Классные руководители, зам. директора по ВР |
5 |
Выявление семей, в которых практикуется жестокое обращение с детьми. |
В течение года |
Администрация, классные руководители. |
6 |
Информирование КДН, ИДН, отдел опеки и попечительства о выявленных случаях дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними. |
В течение года |
Администрация |
7 |
Проведение совещаний для педагогов по вопросу профилактики суицида среди детей |
По согласованию |
Администрация |
8 |
Информационный час "Что такое суицид?" для классных руководителей |
1 раз в полугодие |
Зам. директора по ВР |
9 |
Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди школьников. Пересечение всех случаев (школьных) отношений с привлечением, при необходимости, работников КДН |
По заявлению |
Директор, зам. директора по ВР |
10 |
Ввступление на ШМО классных руководителей с обзором документов:
|
Сентябрь |
Зам. директора по ВР |
11 |
Доведение до сведения учащихся и их родителей информацию о работе телефонов доверия, служб способных оказать помощь в сложной ситуации. |
Сентябрь |
Классные руководители |
12 |
Семинар для классных руководителей
5-7 классов "Психолого-возрастные и
физиологические особенности |
Октябрь |
Медицинский работник |
13 |
"Опасность синдрома эмоционального выгорания". |
Ноябрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители |
14 |
Проведение родительских собраний для учащихся 10-11 классов "Семейные конфликты и способы их разрешения". |
Декабрь |
Директор школы, психолог |
15 |
Проведение ролевых игр для учащихся "Конфликт в нашей жизни", "Взросление". |
Январь, март |
Классные руководители |
16 |
|
Апрель |
Зам. директора по УВР |
17 |
Проведение психологических тренингов для учащихся "Личностный рост", "Снятие конфликтных ситуаций и агрессии". |
Февраль, май |
Классные руководители, зам. диретора по ВР |
18 |
Анализ работы. |
Июнь |
Зам. директора по ВР |
Опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой)
Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование
Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»
Обработка результатов
По каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.
Таблица №1 (ключ)
Субшкальный диагностическийкоэффициент |
Номера суждений |
Индекс |
Демонстративность |
12, 14, 20, 22, 27 |
1, 2 |
Аффективность |
1, 10, 20, 23, 28, 29 |
1, 1 |
Уникальность |
1, 12, 14, 22, 27 |
1, 2 |
Несостоятельность |
2, 3, 6, 7, 17 |
1, 5 |
Социальный пессимизм |
5, 11, 13, 15, 17, 22, 25 |
1 |
Слом культурных барьеров |
8, 9, 18 |
2, 3 |
Максимализм |
4, 16 |
3, 2 |
Временная перспектива |
2, 3, 12, 24, 26, 27 |
1, 1 |
Антисуицидальный фактор |
19, 21 |
3, 2 |
Cодержание субшкальных диагностических концептов