Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа

Описание

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Работа состоит из  1 файл

Профилактика суицида.docx

— 224.07 Кб (Скачать документ)

 

«Оттолкнуться от дна»

Что делает тонущий человек? Изо всех сил пытается выгрести на поверхность. Он задыхается, бьет по воде руками, барахтается, кричит, теряя  последние силы и запас воздуха. Причем степень паники тонущего человека мало зависит от объективной ситуации – тонущий в речке паникует точно также, как и потерпевший крушение посреди океана. А вот методы спасения могут быть совершенно разными. Если под человеком десятки метров воды, у него нет другого выхода, кроме как пытаться держаться на поверхности. Скорее всего, ему нужна помощь, чтобы спастись. Но если до дна 2-3 метра, то лучшее, что он может сделать, задержать дыхание и уйти вниз. Достав ногами до дна, нужно оттолкнуться и, используя инерцию этого толчка, выйти на поверхность.

Подобная ситуация происходит и в сознании человека, когда его  одолевают негативные переживания. Если глубина его горя велика, то попытка «достигнуть дна» может  кончиться трагически. Однако в большинстве  конкретных ситуаций – дно совсем близко, мы просто боимся уйти с поверхности  и отчаянно барахтаемся, воображая  под собой неведомые глубины  собственных переживаний.

Как оттолкнуться?

Додумать до конца ответ  на вопрос «что самое плохое, что  может произойти в этой ситуации?» 

Например, человек панически  боится потерять работу. Эта техника  поможет ему увидеть «дно»  этой ситуации. Это может быть другая - тяжелая, нелюбимая, неприятная - работа; смена квартиры на худшую, переезд в другой город и т.д. Как правило, оказывается, что ни одно из этих последствий не смертельно и не заслуживает того отчаяния, которое испытывает человек первоначально. Особенно, если сравнить их с возможными последствиями самих переживаний, которые могут привести к инсульту, инфаркту, потере здоровья, инвалидности, развалу семьи, авариям и другим, страшным и весьма вероятным следствиям паники и стресса.

 

2. Ассоциативные техники

 

Притчи, метафоры

Иносказательно информация легче проникает в сознание. Поэтому  так эффективны притчи и метафоры. Еще в детстве мы понимаем, как  важно не сдаваться, услышав сказку про лягушат, упавших в банку со сливками. Помните? Один лягушонок сдался и утонул, а второй продолжал бороться – в результате его усилий сливки превратились в масло, и он с легкостью выбрался. Это, видимо, придало ему еще больше уверенности – после он неоднократно выбирался из самых различных ситуаций. Например, однажды он застрял в колее. Никто не верил в его спасение, друзья, плача, ушли домой. Но, когда они утром пришли, чтобы забрать его бездыханное тело, он был жив, здоров и свободен. «Как?» - изумились они. «Очень просто, - как всегда жизнерадостно ответил он, - появился грузовик, и … я должен был выбраться».

Тематически удачно подобранные  метафоры исключительно эффективно влияют на представления участников. При этом они иллюстрируют и украшают текст, привлекают внимание, создают настроение. При этом следует быть осторожным, поскольку неточная метафора и неполное ее понимание, различные культурные пласты говорящего и слушающего – могут значительно исказить суть высказывания и закрепить его в сознании именно в таком виде.

 

3. Эмоциональные техники

Фиксация позитивных воспоминаний

Много раз видела, как  простая утренняя разминка «вспомнить хорошее» за 2-3 минуты наполняет тренинговую комнату улыбками и энергией. Проводится она просто: участникам предлагается вспомнить приятное мгновение (что-то, что вызвало у них радость, позитивные эмоции), которое было у них в последнее время (лучше взять небольшой промежуток – утро, вчерашний вечер) и рассказать о нем группе.

 

Проекции

Рисунки, коллажи, фотографии – любые видимые результаты действий, которые сами по себе сопровождались позитивными эмоциями (шутками, интеллектуальными  творческими переживаниями) – можно  закрепить на стенах. Просто своим  присутствием они будут создавать  эмоциональное поле.

 

 

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шкала экзистенционального  беспокойства Лорена и Кейтрин.

 

 

Ф. И. О._______________________________________________________________

Возраст:____________________

Пол:_______________________

Учебное заведение:_____________________________________________________________

 

  1. У меня часто бывает ощущение, что у моей жизни примитивная цель.
  2. Я почти все время чувствую скуку и безразличие к тому, что происходит вокруг меня.
  3. Я нахожу, что жизнь – это волнующая штука, которая без конца подбрасывает нам сюрпризы.
  4. Я часто чувствую, что мои достижения вполне бесполезны.
  5. Я обычно чувствую, что не живу по-настоящему, а только существую.
  6. Я, как правило, чувствую, что бесполезно обсуждать дела с другими, т. к. никто меня не понимает.
  7. Я чувствую: в моей жизни больше того, что можно и нужно ожидать с нетерпением, чем у других людей.
  8. Мои ежедневные дела и занятия выглядят довольно бессмысленными.
  9. Когда я думаю о будущем, то обычно чувствую себя подавленным.
  10. Я никогда не находил такой работы, от которой получал бы удовольствие.
  11. Мои чувства не кажутся значимыми никому из окружающих.
  12. Религию я нахожу довольно бессодержательной совокупностью мистических представлений и обрядов.
  13. Я чувствую: бесполезно пытаться убедить кого-либо другого хоть в чем-нибудь.
  14. Я часто чувствую: у меня мало того, к чему хотелось бы стремиться.
  15. У меня нет ощущения, что жизнь бессмысленна.
  16. Кажется, мне никогда не удавалось получить такое же удовольствие, от чего бы то ни было, какое могут получить другие люди.
  17. Я обычно чувствую, что все мои усилия не дают никакого результата.
  18. Я чувствую, что нашел больше смысла в жизни, чем масса других людей.
  19. Я редко проявляю серьезный интерес к предмету чтения или изучения.
  20. В моем прошлом нет ничего такого, что стоило бы вспомнить.
  21. Я чувствую, что моя жизнь ни для кого не представляет никакого реального значения.
  22. Я всегда могу найти себе какое-нибудь занятие, которым я действительно бы наслаждался.
  23. Мне кажется, что в этом мире есть очень мало таких вещей, которых бы стоило добиваться в течение длительного периода времени.
  24. Моя жизнь представляется довольно-таки бесцельным занятием.
  25. Мне трудно поверить во что-нибудь.
  26. Почти каждый, кого я знаю, живет, как мне кажется, довольно-таки бессодержательной жизнью.
  27. Вообще я чувствую: все, чем я занимаюсь, вполне бесполезно.
  28. Я обычно не знаю, что делать с самим собой.
  29. У меня в жизни нет никаких важных целей.
  30. Я, как правило, чувствую себя полностью одиноким в этом мире.
  31. Я редко испытываю сильное чувство ответственности за какого-либо другого человека.
  32. Я чувствую, что у меня творческая, деятельная, продуктивная натура.

 

Назови трех человек из класса, с которыми ты бы пошел в  поход, полный приключений:

 


 

Ключи:

    1. Да
    2. Да
    3. Нет
    4. Да
    5. Да
    6. Да
    7. Нет
    8. Да
    9. Да
    10. Да
    11. Да
    12. Да
    13. Да
    14. Да
    15. Нет
    16. Да
    17. Да
    18. Нет
    19. Да
    20. Да
    21. Да
    22. Нет
    23. Да
    24. Да
    25. Да
    26. Да
    27. Да
    28. Да
    29. Да
    30. Да
    31. Да
    32. Нет

Если обнаруживается больше шести совпадений, то обнаруживается склонность к  суициду .

 

ПЛАН 
работы по профилактике суицида среди несовершеннолетних 
в МОУ Лаишевская СОШ на 2011/2012 учебный год

№ 
п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Классные часы, формирующие  в процессе воспитательной работы у  учащихся такие понятия, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл  жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных ситуациях.

В течение года

Классные руководители

2

Сбор информации для создания банка данных учащихся с высоким  уровнем тревожности и депрессии.

В течение года

Классные руководители

3

Профилактическая работа с семьями, проведение родительского  всеобуча.

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР

4

Постоянная консультативная  психологическая помощь семьям и  подросткам в целях предупреждения у школьников нервно-психических  расстройств.

В течение года

Классные руководители, зам. директора по ВР

5

Выявление семей, в которых  практикуется жестокое обращение с  детьми.

В течение года

Администрация, классные руководители.

6

Информирование КДН, ИДН, отдел опеки и попечительства о выявленных случаях дискриминации, физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения  с несовершеннолетними.

В течение года

Администрация

7

Проведение совещаний  для педагогов по вопросу профилактики суицида среди детей

По согласованию

Администрация

8

Информационный час "Что  такое суицид?" для классных руководителей

1 раз в полугодие

Зам. директора по ВР

9

Регулирование взаимоотношений  и конфликтных ситуаций среди  школьников. Пересечение всех случаев (школьных) отношений с привлечением, при необходимости, работников КДН

По заявлению

Директор, зам. директора  по ВР

10

Ввступление на ШМО классных руководителей с обзором документов:

  • Уголовный кодекс РФ (ст. 117 "Истязание", ст. 110 "Доведение до самоубийства", ст. 131-134 О преступлениях сексуального характера);
  • Административный кодекс РФ (ст. 164 "О правах и обязанностях родителей");
  • Конвенция ООН о правах ребенка (ст. 6, 8, 16, 27, 28, 29, 30), нормативные документы о профелактике безнадзорности и правонарушений н/л, о защите их прав и т.п.

Сентябрь

Зам. директора по ВР

11

Доведение до сведения учащихся и их родителей информацию о работе телефонов доверия, служб способных  оказать помощь в сложной ситуации.

Сентябрь

Классные руководители

12

Семинар для классных руководителей 5-7 классов "Психолого-возрастные и  физиологические особенности развития ребенка".

Октябрь

Медицинский работник

13

"Опасность синдрома  эмоционального выгорания".

Ноябрь

Зам. директора по ВР, классные руководители

14

Проведение родительских собраний для учащихся 10-11 классов "Семейные конфликты и способы их разрешения".

Декабрь

Директор школы, психолог

15

Проведение ролевых игр  для учащихся "Конфликт в нашей  жизни", "Взросление".

Январь, март

Классные руководители

16

  • Особенности психологической поддержки во время ЕГЭ;
  • "Как сдать ЕГЭ и выжить" — практические советыб

Апрель

Зам. директора по УВР

17

Проведение психологических  тренингов для учащихся "Личностный рост", "Снятие конфликтных ситуаций и агрессии".

Февраль, май

Классные руководители, зам. диретора по ВР

18

Анализ работы.

Июнь

Зам. директора по ВР


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник суицидального  риска (модификация Т.Н. Разуваевой)

Цель: экспресс-диагностика суицидального риска; выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства. Предназначена для учащихся 8-11 класса. Возможно индивидуальное и групповое тестирование

Инструкция: Я буду зачитывать утверждения, а Вы в бланке для ответов ставить в случае согласия с утверждением «+», в случае несогласия с утверждением «–»

  1. Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
  2. Вас часто одолевают мрачные мысли.
  3. Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
  4. В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
  5. Вам определенно не везет в жизни.
  6. Учиться Вам стало труднее, чем раньше.
  7. Большинство людей довольны жизнью больше, чем Вы.
  8. Вы считаете, что смерть является искуплением грехов.
  9. Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
  10. Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
  11. Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
  12. Вы считаете себя обреченным человеком.
  13. Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
  14. У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
  15. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
  16. В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
  17. Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
  18. Вы считаете, что всегда нужно вовремя поставить точку.
  19. В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
  20. Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
  21. Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
  22. Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
  23. Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
  24. Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
  25. Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
  26. Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
  27. Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили недавно Вы.
  28. Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете выкинуть мысли об этом из головы.
  29. Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.

Обработка результатов

По  каждому субшкальному диагностическому концепту подсчитывается сумма положительных ответов. Полученный балл уравнивается в значениях с учетом индекса (см. Таблицу №1). Делается вывод об уровне сформированности суицидальных намерений и конкретных факторах суицидального риска.

Таблица №1 (ключ)

Субшкальный диагностическийкоэффициент

Номера суждений

Индекс

Демонстративность

12, 14, 20, 22, 27

1, 2

Аффективность

1, 10, 20, 23, 28, 29

1, 1

Уникальность

1, 12, 14, 22, 27

1, 2

Несостоятельность

2, 3, 6, 7, 17

1, 5

Социальный пессимизм

5, 11, 13, 15, 17, 22, 25

1

Слом культурных барьеров

8, 9, 18

2, 3

Максимализм

4, 16

3, 2

Временная перспектива

2, 3, 12, 24, 26, 27

1, 1

Антисуицидальный фактор

19, 21

3, 2


Cодержание субшкальных диагностических концептов

  1. Демонстративность. Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания. Оцениваемое из внешней позиции порой как «шантаж», «истероидное выпячивание трудностей», демонстративное суицидальное поведение переживается изнутри как «крик о помощи». Наиболее суицидоопасно сочетание с эмоциональной регидностью, когда «диалог с миром» может зайти слишком далеко.
  2. Аффективность. Доминирование эмоций над интеллектуальным контролем в оценке ситуации. Готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию непосредственно эмоционально. В крайнем варианте – аффективная блокада интеллекта.
  3. Уникальность. Восприятие себя, ситуации, и, возможно, собственной жизни в целом как явления исключительного, не похожего на другие, и, следовательно, подразумевающего исключительные варианты выхода, в частности, суицид. Тесно связана с феноменом «непроницаемости» для опыта, т.е. с недостаточным умением использовать свой и чужой жизненный опыт.
  4. Несостоятельность. Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, «выключенности» из мира. Данная субшкала может быть связана с представлениями о физической, интеллектуальной, моральной и прочей несостоятельностью. Несостоятельность выражает интрапунитивный радикал. Формула внешнего монолога – «Я плох».
  5. Социальный пессимизм. Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружающими. Социальный пессимизм тесно связан с экстрапунитивным стилем каузальной атрибуции. В отсутствие Я наблюдается экстрапунитивность по формуле внутреннего монолога «Вы все недостойны меня».
  6. Слом культурных барьеров. Культ самоубийства. Поиск культурных ценностей и нормативов, оправдывающих суицидальное поведение или даже делающих его в какой-то мере привлекательным. Заимствование суицидальных моделей поведения из литературы и кино. В крайнем варианте - инверсия ценности смерти и жизни. В отсутствие выраженных пиков по другим шкалам это может говорить только об «экзистенции смерти». Одна из возможных внутренних причин культа смерти – доведенная до патологического максимализма смысловая установка на самодеятельность: «Вершитель собственной судьбы сам определяет конец своего существования».
  7. Максимализм. Инфантильный максимализм ценностных установок. Распространение на все сферы жизни содержания локального конфликта в какой-то одной жизненной сфере. Невозможность компенсации. Аффективная фиксация на неудачах.
  8. Временная перспектива. Невозможность конструктивного планирования будущего. Это может быть следствием сильной погруженности в настоящую ситуацию, трансформацией чувства неразрешимости текущей проблемы в глобальный страх неудач и поражений в будущем.
  9. Атисуицидальный фактор. Даже при высокой выраженности всех остальных факторов есть фактор, который снимает глобальный суицидальный риск. Это глубокое понимание чувства ответственности за близких, чувство долга. Это представление о греховности самоубийства, антиэстетичности его, боязнь боли и физических страданий. В определенном смысле это показатель наличного уровня предпосылок для психокоррекционной работы.

Информация о работе Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде