Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа

Описание

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.

Работа состоит из  1 файл

Профилактика суицида.docx

— 224.07 Кб (Скачать документ)
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

 

Второй уровень  – первичная профилактика

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.  
 
Мероприятия 
1.Диагностика суицидального поведения 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

 
2.Индивидуальные и групповые  занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

 
3.Классные часы, круглые столы,  стендовая информация 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.

С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков. 
Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. 
С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о  суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому. 
 
4.Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
  • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и после самоубийства.

 

Третий уровень  – вторичная профилактика

Цель - Предотвращение самоубийства 
 
Мероприятия 
1.Оценка риска самоубийства  
Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
  • Психолог входит в состав кризисного штаба по предотвращению самоубийства.

 
2.Оповещение соответствующего учреждения  психического здоровья (психиатрическая  клиника?), запрос помощи. Оповещение  родителей.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. 
 
3.Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. 
 
Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.

  • Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
  • Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
  • Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

 

Четвертый уровень  – третичная профилактика

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. 
 
Мероприятия 
1.Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению. 
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе: 
•    Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы). 
 
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем  
 
Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки. По мнению автора доклада, данная работа – уровень медицинских психологов, психотерапевтов. 
 
Предложенная модель суицидальной превенции «Уровни профилактики суицида в образовательной среде» требует дальнейшего теоретического и практического осмысления.  
Предлагаемый психологический тренинг «Психологическая поддержка как фактор профилактики суицидального поведения» является попыткой практического осмысления данной темы. (скоро будет разработка) 
 
Разработка здесь 
 
 
 
Литература:

  1. Бурмистрова Е.В.. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
  2. Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования.- М., 2003.
  4. Суицид. О мерах профилактики суицида среди детей и подростков. Официальный сайт ФППМ ВШК (факультет Психолого-педагогического менеджмента Высшей Школы Социально-управленческого консалтинга).
  5. Черепанова Е. «Психологический стресс. Помоги себе и своему ребенку». М. 2006.
  6. Чернова Г.В. Программа профилактики суицидального поведения "Перекресток". Сайт фестиваля "Открытый урок": http://festival.1september

Глоссарий

Агрессивное поведение - поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.  
Аддиктивное поведение - зависимое поведение.  
Антисоциальное поведение - поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.  
Аутистическое поведение - поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.  
Аутодеструктивное поседение - поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности. Внутренние формы суицидального поведения — суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции. Внешние формы суицидального поведения — суицидальные попытки и завершенные суициды  
Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни. Суицид — психологическое явление - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания. Осознанный акт устранения себя из жизни, когда собственная жизнь как высшая ценность теряет смысл.  
Самоубийца — человек, потерявший веру, надежду, впавший в грех уныния и отчаяния, он думает о себе и не думает о ближних.

Суицидальное  поведение - любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

 Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Суицидальная  попытка - целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Социальные отклонения- нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например преступность или пьянство.  
Дезадаптация- состояние сниженной способности ( нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.  
Делинквентное поведение- действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку. Деструктивное поведение- поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.

Хроническое суицидальное поведение — саморазрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».

Профилактика  суицида.

 

Нет того, чего мы хотим. 
Есть то, к чему мы можем приспособиться. 
М. Жванецкий  

 

Содержание:

  • Задачи общей профилактики суицида.
  • Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида.
  • Первичная профилактика суицида.
  • Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида.
  • Вторичная профилактика суицида.
  • Третичная профилактика суицида.
  • Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).
  • Задачи психолога на этапе третичной профилактики суицида.

Работа по профилактике суицида  в школе должна проводиться не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет  несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.  

 

Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).

 
Еще на тему профилактики суицида:

  • Профилактика суицида в школе. Семинар для педагогов.
  • Суицид. Как предотвратить самоубийство? - презентация.
  • Диагностика суицидального риска (подборка материалов направленных на диагностику суицидального риска).
  • Помощь при потенциальном суициде.
  • Суицид. Возрастные аспекты суицидального поведения.

Информация о работе Профилактика суицида Организация работы по профилактике суицида в образовательной среде