Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:05, практическая работа
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Суицид – является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. «Убийцей № 1» являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. И если суицидологи правы, то тогда главным «убийцей» подростков является суицид.
Второй уровень – первичная профилактика
Цель - выделение групп суицидального
риска; сопровождение детей, подростков
и их семей группы риска с целью предупреждения
самоубийств.
Мероприятия
1.Диагностика суицидального поведения
Задачи педагога-психолога
на данном этапе:
2.Индивидуальные и групповые
занятия по обучению проблем-
Задачи педагога-психолога
на данном этапе:
3.Классные часы, круглые столы,
стендовая информация
Задачи педагога-психолога
на данном этапе:
С педагогами проводится психопросвещение
в вопросах дезадаптивного поведения
детей и подростков, в том числе суицидального,
дается информация о мерах профилактики
суицида среди детей и подростков.
Родителей необходимо познакомить с информацией
о причинах, факторах, динамике суицидального
поведения, снабдить рекомендациями, как
заметить надвигающийся суицид, что делать,
если у ребенка замечены признаки суицидального
поведения.
С детьми о суициде вести беседы необходимо
с позиции их помощи товарищу, который
оказался в трудной жизненной ситуации.
Известно, что подростки в трудной ситуации
чаще всего обращаются за помощью и советом
к своим друзьям, чем к взрослым. Именно
поэтому подростки должны быть осведомлены
о том, что суицид это уход, уход от решения
проблемы, от наказания и позора, унижения
и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости
и потери самоуважения... словом, от всего
того, что составляет многообразие жизни,
пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
Прежде чем оказать помощь другу, который
собирается совершить суицид, важно располагать
основной информацией о суициде и о суицидентах.
Особенно важно быть в курсе дезинформации
о суициде, которая распространяется гораздо
быстрее, чем информация достоверная.
Дети должны получить достоверную информацию
о суициде, которую необходимо знать для
оказания эффективной помощи оказавшемуся
в беде другу или знакомому.
4.Разработка плана действий в случае самоубийства,
в котором должны быть процедуры действия
при выявлении учащегося группы риска,
действия при угрозе самоубийства и после
самоубийства
Задачи педагога-психолога
на данном этапе:
Третий уровень – вторичная профилактика
Цель - Предотвращение самоубийства
Мероприятия
1.Оценка риска самоубийства
Оценка риска самоубийства происходит
по схеме: крайняя (учащийся имеет средство
совершения самоубийства, выработан четкий
план), серьезная (есть план, но нет орудия
осуществления) и умеренная (вербализация
намерения, но нет плана и орудий).
Задачи педагога-психолога
на данном этапе:
2.Оповещение соответствующего
Задачи педагога-психолога на данном этапе
должны быть определены и требуют проработки.
3.Разбор случая со школьным персоналом,
который был включен в работу, так чтобы
он мог выразить свои чувства, переживания,
внести предложения относительно стратегий
и плана работы.
Задачи педагога-психолога на данном этапе
должны быть определены и требуют проработки.
Если самоубийство официально признается
причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении
о причине смерти в среде учащихся должно
звучать слово «самоубийство», а не «несчастный
случай» или «неизвестная причина смерти».
Однако ни в коем случае не должно быть
упоминания средств совершения самоубийства.
Четвертый уровень – третичная профилактика
Цель - Снижение последствий и уменьшение
вероятности дальнейших случаев, социальная
и психологическая реабилитация суицидентов.
Мероприятия
1.Оповещение, возможность проконсультироваться
с психологом, внимание к эмоциональному
климату в школе и его изменению.
Задачи педагога-психолога
на данном этапе:
• Оказание экстренной первой помощи,
снятие стрессового состояния у очевидцев
происшествия (дети, подростки, персонал
школы).
2.Глубинная психотерапевтическая коррекция,
обеспечивающая профилактику образования
конфликтно-стрессовых переживаний в
дальнейшем
Задачи педагога-психолога
на данном этапе должны быть определены
и требуют проработки. По мнению автора доклада,
данная работа – уровень медицинских
психологов, психотерапевтов.
Предложенная модель суицидальной превенции
«Уровни профилактики суицида в образовательной
среде» требует дальнейшего теоретического
и практического осмысления.
Предлагаемый психологический тренинг
«Психологическая поддержка как фактор
профилактики суицидального поведения»
является попыткой практического осмысления
данной темы. (скоро будет разработка)
Разработка
здесь
Литература:
Глоссарий
Агрессивное
поведение - поведение, нацеленное
на подавление или причинение вреда другому
живому существу, не желающему подобного
обращения.
Аддиктивное поведение
- зависимое поведение.
Антисоциальное поведение
- поведение, противоречащее социальным
нормам, угрожающее социальному порядку
и благополучию окружающих людей.
Аутистическое поведение
- поведение, проявляющееся в виде непосредственной
отгороженности от людей и окружающей
действительности, погруженности в мир
собственных фантазий.
Аутодеструктивное
поседение - поведение, связанное с
причинением себе вреда, разрушение своего
организма и личности. Внутренние формы
суицидального поведения — суицидальные
мысли, представления, переживания, тенденции.
Внешние формы суицидального поведения
— суицидальные попытки и завершенные
суициды
Суицид — умышленное
самоповреждение со смертельным исходом
(лишение себя жизни. Суицид — психологическое
явление - акт самоубийства, совершаемый
человеком в состоянии сильного душевного
расстройства, либо под влиянием психического
заболевания. Осознанный акт устранения
себя из жизни, когда собственная жизнь
как высшая ценность теряет смысл.
Самоубийца —
человек, потерявший веру, надежду, впавший
в грех уныния и отчаяния, он думает о себе
и не думает о ближних.
Суицидальное поведение - любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Суицидальное поведение - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
Суицидальная
попытка - целенаправленное
оперирование средствами лишения себя
жизни, не закончившееся смертью. Социальные
отклонения- нарушения социальных норм,
которые характеризуются массовостью,
устойчивостью и распространенностью,
например преступность или пьянство.
Дезадаптация-
состояние сниженной способности ( нежелания,
неумения) принимать и выполнять требования
среды как личностно значимые, а также
реализовать свою индивидуальность в
конкретных социальных условиях.
Делинквентное поведение-
действия конкретной личности, отклоняющиеся
от установленных в данном обществе и
в данное время правовых норм, угрожающие
общественному порядку. Деструктивное
поведение- поведение, причиняющее ущерб,
приводящее к разрушению.
Хроническое суицидальное поведение — саморазрушительное поведение, к которому можно отнести прием наркотиков, злоупотребление табака и алкоголя, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках, занятия экстремальными видами спорта, желание служить в «горячих точках».
Профилактика суицида.
Нет того, чего мы
хотим.
Есть то, к чему мы можем приспособиться.
М. Жванецкий
Содержание:
Работа по профилактике суицида в школе должна проводиться не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.
Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).
Еще на тему профилактики суицида: