Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:59, лабораторная работа
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.
Для диагностики состояний может быть использована практически любая из разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методик началось еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания, комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона–Рузера, предназначенные для анализа интеллектуальных процессов.
0-1младенчество, 1-3раннее детство,3-6,7 дошкольный возраст, 6,7-10младший школьный возраст Принципы построения диагностики и ее своеобразие
Чрезвычайно важный
период в развитии ребенка составляют
первые три года его жизни. В этом
возрасте закладываются фундаментальные
личностные образования, такие, как
общая самооценка, доверие к людям,
интерес к окружающему миру и
т. д. Недоразвитие или деформация этих
качеств в раннем возрасте с трудом
поддаются коррекции в более
поздние периоды, поэтому необходимо
своевременное выявление
Первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. В 3—4 месяца младенец воспринимает окружающий мир и близких взрослых совершенно не так, как в 9—10 месяцев. Столь быстрые качественные изменения дают основания для подразделения младенческого возраста на два периода развития — первое и второе полугодия жизни.
В первом полугодии (от 1 до 6 месяцев) ведущей деятельностью младенца является непосредственно-эмоциональное, или ситуативно-личностное, общение младенца со взрослым, в результате которого происходит интенсивное развитие личности и всех психических процессов ребенка. К концу этого периода возникают первые активные действия младенца, направленные на предмет.
Во втором полугодии жизни (от 6 до 12 месяцев) формируется и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность. В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах и действиях с ними. В связи с этим перестраивается общение ребенка со взрослым. Прежнее ситуативно-личностное, эмоциональное общение отодвигается на второй план, а на первый выходит общение, опосредованное предметами. Общение со взрослым приобретает ситуативно-деловой характер. Действия детей с предметами постепенно усложняются. Они проходят путь от неспецифических манипуляций, когда ребенок одинаково действует с любыми предметами, через специфические манипуляции, учитывающие лишь физические свойства предметов, к манипуляциям, основанным на исторически сложившихся способах употребления предметов. Овладение первыми культурно-фиксированными действиями с предметами означает переход ребенка на следующий этап развития.
В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) ведущей является предметная деятельность, а основной формой общения со взрослым — ситуативно-деловая. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. Постепенно внутри предметной деятельности дифференцируются две самостоятельные линии — собственно предметно-практическая деятельность и процессуальная игра. Овладение предметно-практической деятельностью происходит как усвоение определенных культурно-нормированных действий с предметами (понимание их смысла и точности выполнения). К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Игровая деятельность предполагает элементы творчества ребенка, ненормированность и самостоятельность его действий. Развитие процессуальной игры подготавливает переход ребенка на следующий возрастной этап, на котором ведущей деятельностью будет сюжетно-ролевая игра.
Принципиальное значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет овладение речью. Поэтому ситуативно-деловое общение со взрослым, оставаясь основной формой общения до 3 лет, разделяется на этапы доречевого и речевого ситуативно-делового общения.
Указанные изменения в ведущей деятельности и общении позволяют выделить в раннем возрасте два периода — второй и третий год жизни ребенка.
Диагностика уровня развития предметной деятельности
В раннем возрасте (от 6 месяцев до 3 лет) ведущей деятельностью является предметная, поскольку именно в ней лежат главные интересы ребенка и происходит наиболее интенсивное развитие всех сторон психики и личности малыша. Помимо овладения культурными способами действий с предметами в рамках предметной деятельности реализуется познавательная активность ребенка, которая в раннем возрасте проявляется в его любознательности, стремлении к получению новых впечатлений, инициативном поиске новой информации об окружающем мире. Уровень развития познавательной активности отражает потребностно-мотивационную сторону предметной деятельности, т. е. желание и стремление узнать новое, получить желанный или непредсказуемый эффект.
В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий эффект лишь в сотрудничестве со взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Смысл действия ребенка первоначально заключается в том, что оно производится ради выполнения поручения взрослого или рядом с ним. Именно взрослый передает ребенку как способ действия, так и желание его выполнять, интерес к нему. Опираясь на понятие о зоне ближайшего развития, мы исходили из того, что для определения действительного уровня развития ребенка недостаточно измерить и зафиксировать его актуальные действия, необходимо выявлять и учитывать его потенциальные возможности, которые возникают и проявляются в совместной деятельности со взрослым.
Исходя из этого, в качестве основных параметров уровня развития предметной деятельности выделяются следующие:
1) операциональная сторона (характеристика собственно действий). Показателями операциональной стороны предметной деятельности выступают различные виды действий с предметами: манипулятивные (неспецифические и специфические) и собственно предметные (культурно-фиксированные) действия;
2) потребностно-мотивационная сторона — уровень познавательной активности ребенка. Показателями познавательной активности являются интерес ребенка к предметам, стремление к обследованию и действиям с ними, настойчивость, эмоциональная вовлеченность в деятельность. Наличие таких инициативных, самостоятельных действий, охватывающих и познавательную, и аффективно-волевую сферу ребенка, может свидетельствовать о действительном освоении деятельности, а не о приобретении одних лишь моторных или сенсорных навыков;
3) включенность предметных действий в общение со взрослым. Отличительной особенностью всех предлагаемых методик, выявляющих уровень развития деятельности ребенка, является включенность ребенка в общение со взрослым. Степень принятия помощи и поддержки взрослого, возможность влияния взрослого на самостоятельные действия ребенка являются для нас важнейшим показателем потенциальных возможностей самого ребенка.
Таким образом, разработанный комплекс методик включает:
1) диагностику формы общения ребенка со взрослым (диагностика речевого развития входит в это направление, поскольку речь в раннем возрасте возникает и развивается как средство общения);
2) диагностику развития предметной (или предметно-манипулятивной) деятельности, в которой выявляются характеристика действий ребенка, уровень его познавательной активности и включенность в общение со взрослым.
Обоснованность
методик обеспечена их эффективностью
при изучении особенностей психического
развития детей от рождения до 3 лет;
разнообразием
Область применения диагностики и методические рекомендации по ее проведению
Предлагаемые методики рассчитаны на профессионального психолога.
Они предназначены
для использования в качестве
средства текущего контроля психического
развития ребенка с целью
Методики могут
быть использованы в специализированных
диагностических центрах, консультационных
пунктах, больницах, поликлиниках и
детских образовательных
Необходимым условием
проведения диагностики является естественность
диагностических ситуаций, эмоциональный
комфорт ребенка, его хорошее
самочувствие. Обстановка, в которой
проводится диагностика, должна быть знакомой
и привлекательной для малыша.
Решающая роль в создании такой обстановки
принадлежит психологу, проводящему
диагностику. Он должен знать психологические
особенности детей
Диагностика в консультационных
центрах, поликлиниках и больницах
должна проводиться в присутствии
матери или другого близкого ребенку
человека. Может случиться, что при
всех стараниях психологу не удастся
установить контакт с малышом. Тогда
можно предложить матери самой проводить
диагностические пробы под
В беседе с родителями
и педагогами о результатах диагностического
обследования, независимо от выявленных
недостатков, следует максимально
подчеркнуть позитивные качества ребенка,
по возможности избегая негативных
характеристик. В случае установления
задержки в развитии ребенка, психолог
должен корректно сформулировать свое
заключение, а затем предложить соответствующие
рекомендации. При этом важно объяснить,
какие позитивные сдвиги в развитии
ребенка должны произойти в ходе
коррекционной работы. В беседе с
родителями и воспитателями не следует
использовать термины «высокий»
или «низкий» уровень развития, а
также негативные характеристики ребенка.
В случае установления задержки в
развитии желательно делать акцент не
на констатации отклонений, а на
описании позитивных изменений в
поведении ребенка при
При проведении диагностики нужно учитывать, что поведение маленького ребенка крайне неустойчиво. Оно зависит от множества ситуативных, случайных факторов: физического самочувствия малыша, его отношения к новой обстановке, от окружающих предметов и т. д. В случае неблагоприятной картины поведения ребенка (когда он демонстрирует пассивность, заторможенность) следует дополнить данные диагностики беседой с родственниками малыша, результатами наблюдения за свободной активностью ребенка в привычной для него обстановке, провести повторную диагностику. Только при условии, что результаты наблюдения, беседы и повторной диагностики совпадают с первоначальным выводом, можно сделать окончательное заключение об уровне психического развития ребенка.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
Младенческий возраст — период наиболее интенсивного развития ребенка. На протяжении первых месяцев жизни (от рождения до 1 года) стремительно меняется общение младенца со взрослыми и характер его активности. Это дает основания для подразделения младенческого возраста на два этапа: первое и второе полугодия жизни. В данном пособии эти два подпериода младенческого возраста рассматриваются отдельно.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА
В первом полугодии
жизни ведущим фактором психического
развития ребенка является ситуативно-
Такое общение состоит в обмене положительными эмоциями, выражающими отношение младенца и взрослого друг к другу. Ребенок стремится находиться в поле доброжелательного внимания взрослого, ему очень нравятся его ласковые слова, прикосновения, улыбки. Младенец очень быстро входит во вкус эмоционального общения и использует для него разнообразные экспрессивно-мимические проявления.
Подготовка ребенка к общению со взрослыми начинается уже в период новорожденности. При благоприятных условиях воспитания на второй — третьей неделе жизни здоровый ребенок уже реагирует на окружающих людей и предметы зрительным и слуховым сосредоточением, отдавая предпочтение воздействиям, исходящим от человека. В конце первого месяца ребенок уже может устанавливать контакт со взрослым взглядом «глаза в глаза» и отвечать на обращения взрослого улыбкой. С этого момента начинается интенсивное развитие общения.
В течение 4—5 последующих недель младенец быстро овладевает разнообразными средствами контакта. Он все более уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на расстоянии. С третьего месяца жизни младенец начинает сам воздействовать на окружающих людей, побуждая их к контактам. Для этого он использует все доступные средства: взгляды, улыбку, движения, звуки голоса и т. д. Эти проявления складываются в целостную структуру поведения, получившую название «комплекс оживления». Традиционно фиксируются четыре компонента комплекса оживления: