Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:59, лабораторная работа
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.
Наблюдения
фиксируются в соответствующих
графах протоколов регистрации параметров
предметной деятельности и общения.
В процессе диагностики психолог
заполняет «Протокол
Протокол регистрации
Фамилия, имя ребенка _______________ Возраст _________ Дата обследования
Параметры общения |
Ситуации | ||||||||
«Пассивный взрослый» |
«Индивидуальная предметная деятельность» |
«Ситуативно-деловое общение» |
«Незнакомый предмет» | ||||||
Инициативность |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 | |||||
Чувствительность к воздействиям взрослого |
Не фиксируется |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 | |||||
Средства общения: |
|||||||||
Понимание речи взрослого |
Не фиксируется |
0 1 |
0 1 |
0 1 | |||||
Экспрессивно мимические средства |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 | |||||
Предметно-действенные средства |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 |
0 1 2 | |||||
Речь |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 |
0 1 2 3 | |||||
Примечания |
Шкалы оценки ситуативно-делового общения на втором году жизни
Параметры и показатели общения |
Критерии оценки параметров и показателей |
Баллы |
Инициативность |
Отсутствует: ребенок не обращается к взрослому по поводу действий с предметами ни в одной из проб. |
0 |
Слабая: ребенок не инициирует первым контакты со взрослым; начинает проявлять инициативу только после обращений к нему взрослого, делает это редко; в совместной деятельности занимает преимущественно пассивную позицию: чаще всего ждет инициативы взрослого (например, изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться); не проявляет настойчивости в привлечении внимания взрослого к предметам и действиям с ними (например, протягивает взрослому игрушку, но не получив ответа, кладет ее на стол). |
1 | |
Средняя: ребенок проявляет инициативу не во всех пробах; обращения к взрослому не охватывают весь спектр возможностей (например, ребенок только показывает взрослому на игрушки, но не вовлекает его в совместную деятельность); инициативные обращения не отличаются настойчивостью. |
2 | |
Высокая: ребенок постоянно проявляет инициативу в общении; обращается к взрослому по разным поводам: привлекает внимание взрослого к предметам; просит помочь в случаях затруднений; вовлекает в совместные действия; делится своей радостью или огорчением по поводу игры; проявляет ярко выраженную настойчивость в общении |
3 |
Чувствительность к |
Отсутствует: ребенок не отвечает на инициативу взрослого по поводу предметов и действий с ними |
0 |
Слабая: ребенок лишь изредка отвечает на обращения к нему взрослого, часто игнорирует их, не перестраивает свое поведение в зависимости от обращений взрослого (например, взрослый предлагает совместную игру, а ребенок продолжает свое занятие, не обращая внимания на инициативу партнера, принимает ее только после неоднократных обращений; взрослый предлагает свою помощь, ребенок принимает ее не сразу). |
1 | |
Средняя: ребенок охотно откликается на инициативу взрослого по поводу действий с предметами, однако некоторые инициативные действия игнорирует (например, подает взрослому кубик только после трех настойчивых просьб); принимает помощь взрослого, но не всегда откликается на предложения о совместной игре; не всегда перестраивает свое поведение в зависимости от воздействий взрослого (например, соглашается катать машинку вместе со взрослым, но сразу же отбирает ее, играет сам). |
2 | |
Высокая: ребенок охотно откликается на все инициативные действия взрослого, активно подхватывает их; старается согласовывать свои действия с действиями взрослого (например, в ответ на предложение покормить куклу сразу же поит ее из чашки; с удовольствием соглашается собрать пирамидку и подает взрослому кольца, помогая нанизывать их на стержень) |
3 |
Средства общения: |
||
Понимание речи взрослого |
Отсутвует: ребенок во всех пробах неправильно выполняет инструкции (например, в ответ на неоднократные просьбы взрослого показать или дать знакомый предмет показывает или подает ему все подряд). |
0 |
Понимает речь взрослого: ребенок правильно выполняет просьбы и инструкции; охотно и старательно пытается повторить вслед за взрослым слова. |
1 | |
Экспрессивно-мимические средства |
Отсутствуют: ребенок не смотрит на взрослого, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям; не указывает на предметы. |
0 |
Использует редко: ребенок изредка смотрит в глаза взрослого; однократно или эпизодически выражает взрослому свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная; один или несколько раз привлекает внимание взрослого к предметам с помощью жестов (указывает на игрушку, тянется к ней); эмоции и жесты используются преимущественно в ответ на обращения взрослого. |
1 | |
Использует постоянно: ребенок часто поглядывает на взрослого; часто обращается к нему с улыбкой, смехом или выражает отрицательные эмоции (недовольство, обида, гнев), мимика оживленная, яркая; постоянно привлекает внимание взрослого к предметам с помощью выразительных жестов и предметных действий (радостно указывает на игрушки, на предметы, находящиеся в отдалении, сжимая и разжимая ладошки, тянется к игрушке, которую не может достать, дотрагивается до руки взрослого). |
2 | |
Предметные действия |
Отсутствуют: ребенок не протягивает взрослому игрушки, не обменивается ими. |
0 |
Использует редко: ребенок однократно или эпизодически предлагает взрослому игрушки, несколько раз обменивается ими в процессе совместной игры. |
1 | |
Использует часто: ребенок постоянно протягивает взрослому игрушки, настойчиво вкладывает их в руку взрослого, демонстрирует ему свои действия, чередует собственные свои действия с действиями партнера. |
2 |
Активная речь |
Отсутствует: ребенок не произносит слов, не лепечет, не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения взрослого). |
0 |
Лепет |
1 | |
Автономная речь (детские слова типа «ко-ко» вместо «молоко», «кика» вместо «кошка» или «волосы» и т.д. |
2 | |
Отдельные слова |
3 | |
Фразы. |
4 |
Прежде чем составить заключение об уровне развития общения ребенка, необходимо проанализировать его поведение во всех диагностических ситуациях по выделенным параметрам. Уровень развития общения определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень общения
Инициативность в общении. Ребенок с высоким уровнем общения проявляет ярко выраженную инициативность во всех пробах, вне зависимости от поведения взрослого. В первой пробе это может обнаружиться в интересе к вещам взрослого (например, в стремлении потрогать его одежду, тетрадь, ручку, украшения), в привлечении его внимания к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, выражении своей радости по поводу игрушек. В индивидуальной игре он также стремится разделить со взрослым удовольствие от игры, получить одобрение или помощь. В ситуативно-деловом общении он демонстрирует взрослому свои действия с предметами, предлагает разные игрушки, по собственной инициативе присоединяется к действиям взрослого. Таким образом, его инициативность высока вне зависимости от степени инициативности взрослого.
Чувствительность к воздействиям взрослого. У ребенка с высоким уровнем общения высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с таким же высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно откликается на его инициативу, с удовольствием принимает предложения поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Совокупность этих качеств позволяет малышу проявлять гибкость в общении, умело чередовать инициативные и ответные действия.
Высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны для нормально развивающихся детей независимо от возрастного периода, в котором они находятся. В большинстве проб они имеют оценки «3 балла».
Средства общения. Ребенок с высоким уровнем общения пользуется разнообразными средствами для налаживания контактов с взрослым. Такой ребенок хорошо понимает речевые обращения взрослого, правильно выполняет несложные инструкции (подать, принести предмет, совершить действие со знакомым предметом и т.д.). Репертуар средств общения богат и разнообразен: ребенок смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, к предметам, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре. Активная речь может выражаться в лепете, в автономной детской речи, в использовании слов и фраз.
Высокому
уровню общения соответствуют
Средний уровень общения
Уровень
развития общения оценивается как
средний в следующих случаях.
Во-первых, когда большинство показателей
всех параметров имеют средние значения.
Во-вторых, когда выраженность разных
показателей существенно
Инициативность. Ребенок проявляет ее не во всех пробах. Достаточно показательна в этом отношении ситуация с пассивным взрослым. В ней ребенок может разглядывать комнату, игрушки, самого взрослого, но не проявлять инициативу в налаживании контактов, ожидая ее от партнера. В ситуации «Индивидуальная предметная деятельность» он обращается к взрослому за помощью, привлекает его внимание к игрушкам, однако не стремится вовлечь его в совместные действия, играя в основном самостоятельно. Наиболее активно он ведет себя в ситуации «Ситуативно-деловое общение», где взрослый сам проявляет инициативу во взаимодействии.
Обобщая, можно сказать, что степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.
Чувствительность к воздействиям взрослого оценивается в 2 балла.
Вместе с тем при определении
уровня общения необходимо не только
оценивать каждый из параметров, но
и устанавливать степень их взаимосвязи.
Признаком среднего уровня общения
может служить некоторая