Психодиагностические методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:59, лабораторная работа

Описание

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

Работа состоит из  1 файл

СР.docx

— 110.40 Кб (Скачать документ)

Таким образом, сфера жизнедеятельности  малыша обогащается все новыми видами активности. На протяжении всего раннего  возраста решающее значение для развития ребенка имеют его общение  со взрослыми и предметная деятельность. Именно эти линии психического развития в первую очередь должны стать предметом диагностики.

Диагностика речевого развития не проводится отдельно, так как речь ребенка в этом возрасте включена в общение и  является его средством. Определение  уровня познавательной активности происходит при диагностике предметной деятельности.

 

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМ

 

Общение ребенка второго года жизни со взрослым богато по содержанию. Помимо ситуативно-делового общения, о котором шла речь выше, у малыша сохраняется ранее сложившаяся потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, особенно близкими, а также зарождаются элементы внеситуативно-познавательного общения, которые проявляются в интересе ребенка к книжкам, к совместному разглядыванию иллюстраций к ним.

И все же основной формой общения на протяжении всего раннего возраста является ситуативно-деловое общение. Именно на него нацелена диагностика общения.

Может случиться так, что в ходе общения  с ребенком психолог обнаружит преобладающее  над другими стремление малыша к  установлению эмоциональных и физических контактов. Этот факт должен быть отмечен  в протоколе в графе «Примечания». При задержке в развитии ситуативно-делового общения важно определить ту форму  общения, которая достаточно хорошо сформирована у ребенка и опираясь на которую можно проводить коррекционную работу.

Параметры ситуативно-делового общения

 

Диагностика общения предполагает регистрацию инициативности ребенка  в общении, его чувствительность к воздействиям взрослого и средств  общения.

Инициативность ребенка в общении отражает стремление ребенка привлечь внимание взрослого к своим действиям, приглашение к совместной деятельности. Его показателями являются разнообразные обращения к взрослому: демонстрация собственных умений, просьбы о помощи, вовлечение в совместные действия, поиск оценки своих действий, эмоционального отклика на свои переживания.

Чувствительность ребенка к воздействиям взрослого отражает желание и готовность ребенка принять предлагаемую взрослым форму сотрудничества. Как правило, дети чутко реагируют на обращения к ним взрослого, охотно отвечают на его инициативу. Это очень важный параметр, наличие которого в поведении ребенка является необходимым условием для овладения культурно-обусловленными способами действий с предметами, развития умения взаимодействовать с другими людьми.

Средства общения. Данный параметр включает в себя действия, посредством которых ребенок стремится привлечь внимание взрослого к предметам, вовлекает его в совместные действия и участвует в них.

Показателями  данного параметра являются:

1) понимание речи взрослого. Данный параметр фиксируется на основании ответных действий или слов ребенка после обращений к нему взрослого, при выполнении словесных инструкций;

2) экспрессивно-мимические средства, в том числе выразительные;

3) предметные действия;

4) активная речь. Этот показатель включает предречевые вокализации (лепет), отдельные слова, фразы.

Все показатели общения оцениваются  в баллах. Шкалы оценок приводятся после описания диагностических  ситуаций.

Описание диагностических ситуаций

 

Как уже отмечалось выше, для детей  раннего возраста характерно совместное протекание основных видов активности - общения и предметной деятельности. Это не значит, что ребенок не способен заниматься с предметами индивидуально. Однако в реальной жизни индивидуальная предметная деятельность и ситуативно-деловое  общение постоянно переплетаются. Маленький ребенок любит устраиваться с игрушками рядом со взрослым, часто обращается к нему за помощью, стремится вовлечь его в свои занятия, сразу же старается воспроизвести полученный образец действия в индивидуальной игре. Поэтому мы сочли целесообразным объединить пробы, направленные на диагностику общения и предметной деятельности таким образом, чтобы они следовали одна за другой в течение одной встречи с ребенком. Таким образом, в диагностических пробах на общение выявляется также уровень развития предметной деятельности (как наличный, так и с точки зрения зоны ближайшего развития). Разведение двух сфер производится в процессе регистрации поведения ребенка по выделенным параметрам каждой из сфер и последующего обобщения полученных данных.

Прежде  чем привести ребенка в помещение, в котором будет проводится обследование, взрослый старается расположить его к себе, чтобы малыш почувствовал себя непринужденно и охотно последовал за ним. Если малыш проявляет интерес к каким-то предметам, находящимся в комнате, следует удовлетворить его любопытство, а затем постепенно привлечь внимание к игрушкам.

Диагностическая методика включает в себя четыре ситуации.

 

Ситуация 1. «Пассивный взрослый».

Цель: а) определение предпочтения ребенка в выборе одного из двух видов деятельности - общения или действий с предметами; б) выявление уровня инициативности ребенка в общении и предметной деятельности.

Организация среды и игровой материал. На маленьком детском столике раскладываются следующие предметы: 2-3-х составная матрешка, набор вкладышей, пирамидка (желательно в виде человечка, животного или птички), несколько кубиков, заводная машинка с ключом, колокольчик, небольшая кукла, чашка, ложка, расческа. Рядом со столиком стоит детский стульчик. Второй стульчик располагается на некотором расстоянии от стола.

Процедура проведения диагностической пробы. Подведя ребенка к столику с игрушками, взрослый садится на стульчик неподалеку от него, не проявляя никакой инициативы.

Проба продолжается в течение 1 минуты. За это время ребенок может либо заняться индивидуальной игрой с  игрушками, либо инициировать ситуативно-деловое  общение со взрослым. Если в течение 1 минуты ребенок остается пассивным, взрослый переходит к ситуации 2. Если ребенок сразу же обращается к взрослому, он отвечает на его инициативу и переходит к ситуации 3.

Ситуация 2. «Индивидуальная предметная деятельность».

Цель: определение уровня развития предметной деятельности ребенка.

Игровой материал тот же.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый привлекает внимание ребенка к игрушкам, просит показать некоторые из них и предлагает поиграть с ними. Он может обратиться к ребенку, например, с такими словами: «Машенька, посмотри, какие интересные игрушки я тебе принесла. Где у нас куколка? Правильно, вот она. Какая красивая! А где машинка? ...А это что? Поиграй с этими игрушками».

Если  ребенок принимает предложение  и начинает самостоятельные действия с предметами, взрослый наблюдает  за ним в течение 10 минут, делая  соответствующие отметки в графе  «Индивидуальная предметная деятельность»  «Протокола регистрации параметров предметной деятельности». Если ребенок  по ходу индивидуальной игры обращается к взрослому, тот делает соответствующие  пометки в графе «Ситуативно-деловое  общение» «Протокола регистрации параметров ситуативно-делового общения».

При условии, что за время данной пробы  ребенок ни разу не обратился к  взрослому, по истечении 10 минут следует  перейти к следующей ситуации.

Ситуация 3. «Ситуативно-деловое общение».

Цель: определение уровня ситуативно-делового общения ребенка со взрослым; выявление зоны ближайшего развития предметной деятельности. Игровой материал тот же, что и в ситуации 2.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый придвигает свой стульчик поближе к столику и присоединяется к игре ребенка. Например, если малыш возит машинкой по столу, не обращая внимания на ключик, взрослый может предложить завести ее, обращаясь к ребенку с такими словами: «Как хорошо ездит твоя машинка! А давай заведем ее. Хочешь? Вот ключик. Сейчас мы его вставим и покрутим. Вот так. А теперь отпустим машинку. Смотри, она сама умеет ездить. Как здорово! Хочешь сам завести машинку? Возьми ключик и попробуй, а я тебе помогу. Так...хорошо...Вот молодец! Получилось!». Вступив таким образом в предметное взаимодействие с ребенком, взрослый продолжает общение с учетом желаний и действий малыша, проявляя собственную инициативу и предоставляя ребенку возможность также быть инициативным.

По  ходу совместной деятельности взрослый делает следующее:

1) просит ребенка дать ему поочередно 2-3 предмета. Например, он говорит:  «Сашенька, а где у нас пирамидка?  Дай ее мне, и мы с ней  поиграем». Таким образом проверяется понимание ребенком речи взрослого и выполнение инструкции;

2) показывает 3-4 игрушки и просит  назвать их, а также спрашивает, что с ними можно делать. Например: «Леночка, что это? (Протягивая девочке  расческу). Да, это расческа, правильно.  А что делают с расческой?»  Если ребенок не отвечает, взрослый, называя предмет и действие  с ним, предлагает повторить  название: «Это расческа. Скажи: «расческа». Давай причешем куколку? Скажем  ей: «Вот какая у нас расческа. Теперь ты будешь красивая».  С помощью подобных вопросов  проверяется понимание речи взрослого,  умение называть предметы и  общаться с помощью речи;

3) показывает 2-3 образца действий с  предметами (например, строит из  кубиков башенку и просит ребенка  сделать такую же). Таким образом проверяется, принимает ли ребенок образец действия, стремится ли подражать взрослому;

4) предлагает ребенку 2-3 варианта  совместной игры, предполагающей  обмен действиями, их согласование. Например, он говорит: «Давай катать  машинку? Смотри, вот она покатилась  к тебе. Доехала. А теперь толкай  ее ко мне. Вот так, хорошо. Теперь снова я. Катись, машинка,  к Саше». Так проверяется, насколько  ребенок принимает инициативу  взрослого и как отвечает на  нее, умеет ли он продлевать  взаимодействие;

5) по ходу выполнения ребенком  самостоятельных или совместных  действий иногда хвалит ребенка  и делает ему несколько замечаний  (не больше трех). Например, наблюдая, как ребенок собирает вкладыши, взрослый говорит: «Молодец! Как  хорошо ты собираешь тарелочки  (мисочки и т.п.)!» А когда  ребенок производит неспецифические  манипуляции (например, стучит ложкой  по столу, беспорядочно возит  по столу кольцами пирамидки,  разбрасывает игрушки и т.д.), взрослый  делает замечание: «Нет, Маша, так  не надо делать». С помощью  подобных обращений проверяется  чувствительность ребенка к поощрениям  и порицаниям взрослого;

6) оставляет без ответа 1-2 инициативных действия ребенка. Например, когда ребенок протягивает ему игрушку, взрослый делает вид, что не замечает этого. Таким образом можно установить, насколько ребенок инициативен в общении, будет ли он предпринимать повторные попытки вовлечь взрослого в свои действия.

Длительность  пробы - 10 минут.

Дополнительная  инструкция. В ходе диагностики следует избегать резкого вмешательства в игру ребенка. Желательно, чтобы взрослый подстраивался к ней, не подавляя инициативы малыша и не нарушая хода его занятий. Цель общения - создать условия для того, чтобы ребенок в полной мере проявил свои возможности.

Может случиться так, что ребенок уже  в первой же пробе начнет привлекать взрослого к совместной деятельности, т.е. вступать с ним в деловое общение. В этом случае следует пойти навстречу желанию ребенка и сначала провести пробу на ситуативно-деловое общение (ситуация 3), а затем постепенно сократить свое участие в игре и перейти к ситуации 2. Если же ребенок все равно продолжает инициировать совместную игру, проба на индивидуальную предметную деятельность не проводится. Данные об уровне развития предметной деятельности извлекаются из ситуации 3.

 

Ситуация 4. «Незнакомый предмет».

Цель: получение дополнительных сведений об особенностях познавательной активности ребенка в ситуации, стимулирующей его исследовательскую деятельность, поиск решения незнакомой задачи. Помимо этого, ситуация дает возможность уточнить характер общения ребенка со взрослым.

Организация среды и игровой материал. На столик выкладывается только один незнакомый ребенку предмет. Он представляет собой коробочку с сюрпризом, который виден сквозь прозрачную крышку или стенку коробочки. Коробочка должна иметь необычный, незнакомый ребенку запор. Для того чтобы открыть ее, ребенку нужно попытаться найти правильный способ, проявить настойчивость. Коробочка должна иметь привлекательный вид. Для ее изготовления можно использовать плотный картон, футляр для духов, пенал, ленту и т.д.

Процедура проведения диагностики. Предлагаются следующие стратегии поведения взрослого:

1) пассивный взрослый. Взрослый показывает  ребенку коробочку и предлагает  поиграть с ней, не объясняя  правила. После этого он занимает  пассивную позицию и наблюдает  за тем, как ребенок пытается  справиться с задачей. Свои  наблюдения он фиксирует в  графе «Незнакомый предмет» «Протокола  регистрации параметров предметной  деятельности». Дальнейшие действия  взрослого строятся в зависимости  от поведения ребенка. Если  он самостоятельно справляется  с задачей, диагностическая процедура  заканчивается. Если же ребенок  в течение 0,5 минуты ведет себя  пассивно или обращается за  помощью, взрослый занимает активную  позицию;

2) активный взрослый.

Взрослый  присоединяется к действиям ребенка. При этом он не сразу показывает ему правильное решение, а старается  найти его вместе с малышом, обследуя коробочку со всех сторон. После  того, как ребенок вместе со взрослым откроет коробочку, его следует похвалить и предложить еще раз воспроизвести образец действия.

Информация о работе Психодиагностические методики