Психодиагностические методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:59, лабораторная работа

Описание

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

Работа состоит из  1 файл

СР.docx

— 110.40 Кб (Скачать документ)

Средства  общения. Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Признаками отнесенности средств общения к среднему уровню являются следующие:

ребенок понимает речь взрослого, правильно  выполняет его просьбы и инструкции;

пользуется  экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (например, показывает на предметы, протягивает  их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но мало лепечет и не пользуется словами;

использует  средства общения эпизодически и  не во всех пробах.

Низкий уровень общения

Данный  уровень общения характеризуется  слабой степенью выраженности всех . его параметров (преимущественно в 1 балл).

Инициативность. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в момент ситуативно-делового общения, когда взрослый специально стимулирует инициативность ребенка. Как правило, он не инициирует первым контакты со взрослым; в совместной деятельности занимает пассивную позицию, ожидая инициативы партнера или предпочитая индивидуальную игру; не проявляет настойчивости в общении.

Чувствительность. Так же слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения совместной игры. Плохие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния коммуникативной сферы развития ребенка и могут оказаться признаком психического заболевания. Для уточнения значений этого параметра необходимо расширить круг диагностических проб, подробнее побеседовать с родителями.

Средства  общения. Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Он мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого к предметам он привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически. Ребенок мало пользуется активной речью. Отсутствие лепета на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка задержка в речевом развитии и требуется консультация невропатолога.

 

Возрастные нормативы развития общения. Основные направления коррекционной  работы

На  втором году жизни нормальными считаются  высокий и средний уровни общения. Низкий уровень общения свидетельствует  о задержке в развитии. Причиной задержки может быть как психолого-педагогическая запущенность в воспитании ребенка (незнание взрослыми возрастной специфики  общения с детьми раннего возраста, отсутствие адекватного общения), так  и деформации в психическом развитии ребенка (например, аутизм, интеллектуальная недостаточность).

В первом случае необходима просветительская работа с родителями и воспитателями, а также специальная организация  общения с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы взаимодействия (в раннем возрасте это может быть эмоциональное общение). При этом следует учитывать индивидуальные особенности общения ребенка  со взрослым.

Так, в случае сниженной инициативности ребенка важно предоставлять ему больше свободы во взаимодействии, организовывать игры-забавы, в которых малыш мог бы свободно выражать свои эмоции, устанавливать доверительные отношения со взрослым.

Если  у него снижена чувствительность к воздействиям взрослого, следует уделить внимание совместным играм и занятиям, которые предполагают обмен впечатлениями, действиями, их очередность (например, игры в мяч, совместные постройки из кубиков, собирание матрешек и пирамидок, игры в прятки, догонялки, чтение ребенку книжек и совместное разглядывание картинок).

В случаях задержки в речевом общении необходимо больше разговаривать с малышом; чаще обсуждать с ним разные события, задавать вопросы; разыгрывать сценки с диалогами персонажей, вовлекая в них ребенка; время от времени искусственно создавать ситуации «непонимания» взрослым желания малыша, выражаемого им неречевыми способами (жестами, предметными действиями), чтобы активизировать у него потребность в активной речи.

При нарушениях психического развития ребенка  необходима консультация невропатолога, психоневролога или психиатра. Но в  любом случае выводы о задержке в  развитии общения должны подкрепляться  комплексным психологическим обследованием  ребенка, и прежде всего обследованием  его познавательной сферы (уровня развития предметной деятельности). Отсутствие общения считается грубой задержкой  в психическом развитии ребенка.

На  основании анализа диагностических  данных составляется заключение об уровне развития общения. (Форма заключения приведена ниже).

 

Заключение об уровне развития общения  у ребенка на втором году жизни

 

Фамилия, имя ребенка____________ Возраст________ Дата обследования__________

 

Инициативность  ребенка в общении (высокая, средняя, низкая, отсутствует)

 

Чувствительность  к воздействиям взрослого (высокая, средняя, низкая, отсутствует)

 

Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный, обедненный - выделить предпочитаемые средства общения, указать уровень развития активной речи)

 

Заключение (содержит вывод об уровне развития общения: нормальный, задержка в развитии общения, грубая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки)

 

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии общения, в случае необходимости составляется направление к соответствующим специалистам)

 

Протокол регистрации параметров ситуативно-делового общения на втором году жизни

Фамилия, имя  ребенка _______________ Возраст _________ Дата обследования

Параметры общения

Ситуации

«Пассивный

взрослый»

«Индивидуальная

предметная деятельность»

«Ситуативно-деловое

общение»

«Незнакомый

предмет»

Инициативность

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

Чувствительность к

воздействиям

взрослого

Не фиксируется

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

Средства общения:

       

Понимание

речи

взрослого

Не фиксируется

0

1

0

1

0

1

Экспрессивно мимические

средства

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Предметно-действенные

средства

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

Речь

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

0

1

2

3

Примечания

       

 

Заключение об уровне развития общения  у ребенка на втором году жизни

 

Фамилия, имя ребенка____________ Возраст________ Дата обследования__________

 

Инициативность  ребенка в общении :

 

Чувствительность  к воздействиям взрослого:

 

Репертуар коммуникативных действий

 

Заключение:

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации:

 

Дошкольный возраст.

Дошкольный возраст —  этап психического развития от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. В его рамках выделяют три периода:

младший дошкольный возраст  — от 3 до 4 лет;

средний дошкольный возраст  — от 4 до 5 лет;

старший дошкольный возраст  — от 5 до 7лет.

В ходе игры — игровой  деятельности — происходит усвоение основных приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в  этом возрасте формируются другие формы  деятельности: конструирование, рисование  и пр. Существенными в формировании личности становится взаимосогласованность мотивов и желаний ребёнка; из них выделяются более и менее значимые, за счёт чего происходит переход от импульсного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному некоими правилами и образцами.

 

Использование проективных  методов  исследования при изучении эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста.

    Проективные методики  исследования личности широко  используются во многих областях  психологической практики, они ориентированы  на изучение неосознаваемых (или  не вполне осознанных) форм мотивации  и в этом своем качестве  является едва ли не единственным  собственно психологическим методом  проникновения в наиболее интимную  область человеческой психики. 

     Перечислим  некоторые проективные методы  при изучении эмоциональной сферы  ребёнка дошкольного возраста.

      "Дом  - Дерево - Человек" Оценка агрессивности  ребенка и других видов нарушений  поведения таких как конфликтность, негативизм, враждебность.

     "Кактус". Графическая методика для детей  с 4-х лет. Цель – выявление  состояния эмоциональной сферы  ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

    Методика Мира-и-Лопеца. Методика миокинетической психодиагностики предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве для изучения характеристик личности.

    "Мои праздники". Методика предназначена для диагностики  эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы. Предназначена для профессионального использования психологом в процессе психологического консультирования, психодиагностики.

    Психогеометрический тест С.Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громовой). Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85%! Предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке, составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.

     "Рисунок  человека". Выводы об уровне  умственного развития по результатам  тестирования наиболее надежны  применительно к дошкольному  и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста  методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного  возраста, и не имеет возрастных  ограничений сверху.

    "Рисунок школы". Проективная методика, предназначена  для определения отношения ребенка  к школе и уровня школьной  тревожности.

    "Руки" (Hand test). Проективная методика, направленная на изучение агрессивного отношения. Разработан Б. Брайклином, З. Пиотровским, Э. Вагнером.

    Тест тревожности  (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель методики - определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

     Физиономический  тест Кунина. Применяется для экспресс-диагностики настроения. Особую ценность он представляет для психологов, обследующих большие коллективы (например, трудовые) с целью определения "уровня настроения" в текущей ситуации. Допустимо использовать его многократно на том же стимульном материале.

   Тест «Домик» разработан  на основе авторской модели  эмоций в структуре личности  и факте предпочтения эмоций  как потребности и предназначен  для детей в возрасте от 6  лет. Эмоции представлены ребенку  в виде “жильцов” домиков,  которые ребенок раскрашивает, подбирая  подходящий цвет.


Информация о работе Психодиагностические методики