Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:59, лабораторная работа
К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.
Средняя степень выраженности положительных эмоций отмечается, когда их максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам, высокая степень — если хотя бы в одной из проб значения улыбки, двигательного оживления или вокализаций достигают 3 баллов. Средняя и высокая степени выраженности положительных эмоциональных проявлений при восприятии предметов свидетельствуют об общем эмоциональном благополучии ребенка и нормальном ходе развития его познавательной активности.
Познавательные действия. Отсут
Уровень владения познавательными действиями анализируется для каждого вида действий отдельно. Например, у ребенка могут быть хорошо развиты зрительные действия, но развитие мануальных действий в силу тех или иных причин задерживаться. Необходимо выявить, какие действия отсутствуют, и в соответствии с этим рекомендовать консультации других специалистов.
Зрительные действия. Отсутствие фиксации взгляда ребенка на предмете может отмечаться в первые недели жизни, до 3 месяцев нормальными оценками являются 1—2 балла, после 3 месяцев — 3 балла.
Оральные действия присутствуют в поведении ребенка с первых дней жизни.
Мануальные действия. До 1,5—2 месяцев пальцы младенца обычно сжаты в кулачки, поэтому мануальные действия могут отсутствовать, хотя, если удастся вложить предмет в ручку, малыш рефлекторно схватит его. После 2 месяцев нормальными оценками являются 1—2 балла, после 4 месяцев — 3 балла. Мануальные действия могут быть недостаточно развиты по разным причинам, например вследствие педагогической запущенности (дефицит общения или спеленывание ручек), органического поражения центральной или периферической нервной системы либо другого заболевания.
Заключение об уровне
развития познавательной активности делается
на основании обобщения
Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла.
Средний уровень развития познавательной активности определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или одни из них имеют высокие баллы, а другие — более низкие. Психолог должен проанализировать, по каким параметрам и показателям выявилось отставание, соотнести их с возрастом ребенка и сопоставить данные диагностики познавательной активности с данными диагностики развития общения.
Отсутствие и низкий уровень развития познавательной активности констатируются, если все или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует о серьезной задержке в психическом развитии ребенка.
После анализа результатов диагностики психолог составляет заключение. (Форма заключения приведена ниже.)
Заключение
об уровне развития познавательной активности
у ребенка в первом полугодии жизни
Фамилия, имя ребенка |
Возраст |
Дата обследования |
Интерес к предметам (отсутствует, слабая, средняя, высокая степень выраженности — описать по показателям)
Положительные
эмоциональные проявления (
Улыбка
Двигательное оживление
Вокализации
Познавательные действия:
Зрительные
Мануальные
Оральные
Уровень развития познавательной активности (вывод об уровне развития познавательной активности — нормальный, задержка в развитии, глубокая задержка в развитии — с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки)
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии познавательной активности, в случае необходимости — направление к соответствующим специалистам)
Протокол регистрации параметров познавательной активности в первом полугодии жизни
Ф.И. ребенка |
Возраст |
Дата обследования |
Ситуации, пробы |
Интерес |
Положительные эмоциональные проявления |
Познавательные действия |
Примечания | ||||
Улыбка |
Двигательное оживление |
Вокализации |
Зрительные действия |
Мануальные действия |
Оральные действия | |||
«Разные игрушки» |
||||||||
Кукла |
||||||||
Машинка |
||||||||
Мягкая игрушка |
||||||||
Пирамидка |
||||||||
«Одна игрушка» |
||||||||
1-я проба |
||||||||
2-я проба |
||||||||
3-я проба |
||||||||
4-я проба |
||||||||
5-я проба |
||||||||
Максимальный балл |
Заключение
об уровне развития познавательной активности
у ребенка в первом полугодии жизни
Ф.И ребенка |
Возраст |
Дата обследования |
Интерес к предметам
Положительные эмоциональные проявления
Познавательные действия:
Уровень развития познавательной активности:
Рекомендации:
Смирнова Елена Олеговна — доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института РАО; заведующая сектором психологии ребенка раннего возраста, преподаватель возрастной психологии в МГППУ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА
Второй год жизни - новый этап в психическом развитии ребенка. Ведущей в этом возрасте становится предметная деятельность, в процессе которой ребенок осваивает культурные способы обращения с предметами окружающего мира. Ребенка второго года жизни отличает ярко выраженная познавательная активность, которая проявляется в любознательности, неуемном стремлении исследовать все, что он видит, в сосредоточенности на действиях с предметами. Предметная деятельность протекает в форме как самостоятельных действий с предметами, так и совместной деятельности, сотрудничества со взрослыми. Неотъемлемой частью такого сотрудничества является ситуативно-деловое общение, которое обслуживает практическую деятельность ребенка.
Предметная деятельность и общение определяют весь ход социально-личностного и познавательного развития ребенка. В процессе ситуативно-делового общения он начинает овладевать особым классом действий с предметами - культурно-фиксированными действиями, что позволяет ему постепенно входить в мир культуры, направляет его познавательную активность в русло человеческой деятельности. В контактах со взрослыми ребенок усваивает назначение различных предметов, их свойства и способы обращения с ними. Так, в процессе ежедневных режимных процедур малыш учится пользоваться предметами утилитарного назначения (ложкой, чашкой, расческой и т.д.), в повседневных совместных занятиях и играх с дидактическими игрушками (пирамидками, вкладышами) он с помощью взрослого знакомится с некоторыми сенсорными эталонами (формой, цветом, соотношением предметов по величине и пр.) и простейшими правилами их использования. В играх с сюжетными игрушками он начинает действовать в условном плане, I отражая доступными для себя способами часто наблюдаемые им действия взрослых.
Постепенное
овладение культурно
В общении со взрослыми ребенок приобретает опыт практического взаимодействия с разными людьми. Он чрезвычайно чувствителен к обращениям взрослых, охотно откликается на их инициативу. В то же время малыш и сам проявляет ярко выраженную инициативность, вовлекая взрослых в свои занятия, стремится продлить деловые контакты. В этом возрасте ребенок доверчиво относится не только к близким, но и к посторонним взрослым, с удовольствием предлагает им свои игрушки, охотно выполняет просьбы, способен налаживать совместную деятельность с ними.
Любознательность, инициативность, настойчивость, открытость социальному и предметному миру свидетельствуют о благополучном развитии самосознания ребенка, его уверенности в себе.
На втором году жизни взрослый выступает для ребенка в самых разных качествах. Малышу по-прежнему необходимы внимание и ласка взрослого, но на первый план выдвигается потребность во взрослом как помощнике и доброжелательном соучастнике в действиях с предметами. Ребенок постоянно обращается к взрослому с просьбами дать какой-то предмет, помочь собрать или разобрать игрушку, завести машинку, вместе поиграть в мячик и т.д.
Все больше усиливается и роль взрослого как образца действий. На втором году жизни ребенок активно стремится подражать всему, что делают взрослые. Основным объектом подражания становятся действия, в которых взрослый «читает книжку», «разговаривает по телефону» и т.д. Однако в этом возрасте ребенок чаще всего копирует внешнюю картину поведения взрослого, не обращая внимания на результативность того или иного действия. Например, собираясь на прогулку, ребенок начинает одеваться сам, но делает это следующим образом: берет колготки, кофточку, носки и кладет их себе на шею и на ноги, не предпринимая дальнейших попыток одеться по-настоящему. Аналогичных примеров очень много, они свидетельствуют о том, что ребенок уже освоил назначение знакомых ему предметов, но еще не овладел способами действий с ними, приводящими к получению необходимого результата. Таким образом, взрослый еще не в полной мере является образцом того, что и как нужно делать.
Маленький ребенок очень чувствителен к оценке взрослого. Он хорошо различает положительную и отрицательную оценки своих действий. Похвала вызывает радость, стимулирует активность малыша, улучшает его отношение к взрослому, усиливает доверие к нему. Порицание, с одной стороны, огорчает ребенка, иногда даже ведет к прекращению деятельности, с другой - усиливает поиск оценки, что способствует уточнению способов действий с предметами.
На
втором году жизни ребенок использует
достаточно богатый репертуар
Активная речь, как правило, появляется в 1,5 года, хотя некоторые, нормально развивающиеся дети начинают говорить позже. Дети, произносившие до того отдельные слова и предпочитавшие общаться с окружающими с помощью мимики, жестов и лепета, пробуют по собственной инициативе пользоваться речью. Наступает период стремительного обогащения словаря и усложнения грамматического строя речи: на смену отдельным словам, имеющим смысл целого предложения, приходят фразы из двух, трех и более слов. Произношение звуков и слов пока еще несовершенно и часто непонятно не только посторонним, но и близким людям. Однако на протяжении второго года артикуляционная сторона речи достаточно быстро совершенствуется.
Общение ребенка со взрослым все больше начинает опосредствоваться словом.
К 2 годам малыш может называть многие предметы из своего окружения, людей, животных, известные ему явления природы, которые наблюдает или видит на картинках в книжках; он обращается с просьбами, рассказывает о чем-либо, задает вопросы. Речь обогащает опыт совместной деятельности с предметами. Ребенок понимает назначение и основные качества употребляемых им предметов, знает свои вещи и с удовольствием демонстрирует их взрослым. Он становится более внимательным при выполнении действий по образцам.
Под влиянием взрослого ребенок все чаще отражает элементы своего жизненного опыта в игре с сюжетными игрушками. На втором году жизни начинает развиваться особая форма деятельности ребенка - процессуальная игра. В этот же период складывается его общение со сверстниками.