Психодиагностические методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:59, лабораторная работа

Описание

К строго формализованным методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), надежность и валидность. Многие строго формализованные методики доведены до уровня компьютерной реализации.

Работа состоит из  1 файл

СР.docx

— 110.40 Кб (Скачать документ)

1) сосредоточение на взрослом, сопровождающееся замиранием;

2) улыбка;

3) двигательное оживление (повороты головы, вскидывание ручек, перебирание ногами, выгибание корпуса);

4) вокализации (гуканье — короткие отрывистые звуки «гх», «га» и другие; гуление — протяжные, певучие звуки «га-а», «гу-у», «ага», «агу» и другие; вскрики). Комплекс оживления характерен именно для младенцев первого полугодия (от 2 до 6 месяцев жизни).

В конце первого  полугодия комплекс оживления обычно заменяется дифференцированными проявлениями более сложного характера. Взгляды  и улыбки приобретают более тонкие эмоциональные оттенки, гуление постепенно сменяется лепетом, в общем двигательном оживлении обособляются движения рук.

Если взрослые в  этот период не обеспечивают полноценных  условий воспитания, а ограничивают взаимодействие с младенцем удовлетворением  его органических нужд, не проявляя при этом любви, ласки, отзывчивости, сроки появления общения у  ребенка задерживаются, отмечаются низкая инициативность, бедность эмоциональной  сферы. Младенец вял, пассивен, у него отсутствует познавательная активность по отношению к предметному миру. Все это ведет к задержке и  искажению дальнейшего хода развития. При благоприятных условиях общения  создаются возможности для разностороннего  психического развития ребенка: познавательного (зрительные, слуховые, двигательные и другие ориентировочные действия), эмоционального (умение распознавать эмоции взрослых и совершенствование собственных экспрессий), предречевого развития. Общение со взрослыми способствует становлению у младенца основ личности и самосознания: доброжелательного отношения к людям, особой привязанности к близким, любознательности, положительного самоощущения.

Для полноценного психического развития ребенка в первом полугодии  его жизни помимо общения со взрослыми необходимым является создание условий для развития познавательной активности по отношению к предметному окружению, так как она ложится в основу предметно-манипулятивной деятельности, ведущей на следующем возрастном этапе.

Источником познавательной активности является врожденная потребность  ребенка во внешних впечатлениях. Уже в первые дни жизни младенец способен воспринимать воздействия  разных модальностей, исходящие из внешней среды, как от человека, так  и от предметного окружения. Однако предметная среда сама по себе, вне  общения со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной активности ребенка. Общение со взрослыми во многом определяет ее качественные и количественные особенности. Взрослый человек представляет собой наиболее богатый источник зрительных, слуховых, тактильных, вестибулярных, проприоцептивных и других впечатлений, поэтому изначально главным объектом познавательной активности ребенка выступают ухаживающие за ним люди. При благоприятных условиях воспитания, предполагающих организацию развивающей предметной среды, включение предметов в общение ребенка и взрослого, высокими темпами развивается познавательная активность по отношению к предметам.

Она проявляется  в поиске новых впечатлений, во внимании, интересе и положительном эмоциональном  отношении ребенка к предметам, стремлении обследовать их. На протяжении первых месяцев жизни совершенствуются способы обследования предметов. Сначала  появляются зрительные и оральные (ротовые) познавательные действия, затем мануальные (действия руки), постепенно налаживается зрительно-двигательная координация. С момента появления целенаправленного  хватания предмета (обычно после 4 месяцев) начинается развитие предметно-манипулятивной деятельности.

Таким образом, диагностика  психического развития ребенка в  первом полугодии предполагает выявление  уровня развития общения ребенка  со взрослым и его познавательной активности по отношению к предметам.

 

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Шкалы развития Смирновой  для детей первого полугодия  жизни.

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Описание  диагностических ситуаций

Ситуация 1. «Разные игрушки».

Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в ситуации свободного поиска ребенком внешних впечатлений. В этой ситуации ребенок может выбрать любой объект для ознакомления и продолжить поиск впечатлений, переключаясь на другие предметы. При этом проявляются наличные возможности ребенка актуализировать познавательную активность.

Предметная среда. Подбираются четыре игрушки, различающиеся по форме, цвету, фактуре, среди которых имеется игрушка с изображением человеческого лица, например кукла, пирамидка с верхушкой в виде клоуна, машинка, мягкая игрушка-животное, волчок, мяч с узорами. Игрушки не должны быть чересчур большими, так как дети могут испугаться, но и не очень маленькими, чтобы младенец при желании мог взять предмет, похлопать по нему или толкнуть. Главное, чтобы они были красочными, интересными для рассматривания. Игрушки должны быть чисто вымытыми перед проведением диагностики, не иметь острых краев и зазубрин.

Процедура проведения диагностической  пробы. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Психолог садится на стул справа от младенца, стараясь находиться вне поля его зрения, наблюдает за поведением ребенка и регистрирует данные в протоколе. Рядом с ребенком в поле его зрения размещаются четыре разные игрушки, по две с каждой стороны. В течение 5 минут ведется наблюдение за поведением ребенка. В протоколе регистрируются компоненты комплекса оживления и действия руки, глаза, рта, направленные на обследование каждой игрушки.

Ситуация 2. «Одна игрушка».

Цель: выявление параметров познавательной активности младенца в ситуации предъявления игрушек, организованной взрослым. Эта ситуация позволяет актуализировать потенциальные возможности ребенка реализовать познавательную активность.

 

Организация предметной среды. Для совсем маленького ребенка (до 2 месяцев) лучше всего использовать блестящий металлический колокольчик с нежным звоном высотой и диаметром примерно 3—5 см. Более старшим детям можно предложить куклу-неваляшку примерно 25 см высотой, погремушку или резиновую игрушку-пищалку. Желательно, чтобы игрушку предъявляла мать или другой знакомый ребенку взрослый. Если такой возможности нет, психолог сам показывает малышу игрушки.

Процедура проведения диагностических  проб. Ребенок находится в кроватке, манеже или на пеленальном столике, ручки и ножки свободны. Взрослый стоит рядом с ребенком и показывает ему игрушку. Игрушка демонстрируется путем проведения последовательных 5 проб, в которых варьируется способ предъявления. Между пробами делается перерыв в 2 минуты.

1. Взрослый фиксирует игрушку на расстоянии 30—40 см от груди ребенка по линии взгляда в течение 1 минуты.

2. Взрослый медленно (со скоростью примерно 50 см за 5 секунд) перемещает игрушку в горизонтальной плоскости справа налево от линии взгляда перед собой ребенка и обратно в течение 1 минуты.

3. В течение 1 минуты повторяется первая экспозиция, но взрослый время от времени (примерно 3 раза) встряхивает (или сжимает) игрушку, заставляя ее издавать звуки.

4. Игрушку приближают к ребенку так, чтобы он мог до нее дотронуться, взять в руки, поднести ко рту. Если ребенок не тянется к игрушке, взрослый вкладывает предмет в его руку и придерживает, пока ребенок активно не захватит его. Проба длится 1—2 минуты. Если младенец роняет игрушку и беспокоится, стараясь ее достать, взрослый снова вкладывает ее в ручку ребенка. Если же, выпустив игрушку, младенец не делает попыток ее достать, проба прекращается.

5. Игрушку прикладывают к губам ребенка в течение 1 минуты.

Поведение ребенка  в каждой пробе регистрируется в  протоколе. (Форма протокола приводится ниже).

Отмечаются компоненты комплекса оживления, наличие или  отсутствие движений глаз, рта, руки. Проявление комплекса оживления регистрируется только в тех случаях, когда ребенок  смотрит на предмет или переводит  взгляд со взрослого на предмет. Если младенец адресуется только ко взрослому, комплекс оживления в протоколе не регистрируется, в примечании делается соответствующая пометка («адресуется ко взрослому»). В протоколе проставляется максимальное значение выраженности каждого параметра в конкретной пробе. После окончания диагностической процедуры определяется максимальный балл из зафиксированных во всех пробах.

 

Протокол регистрации  параметров познавательной активности в первом полугодии жизни 

 

Фамилия, имя ребенка 

Возраст 

Дата обследования 


 

 

Ситуации, пробы

Интерес

Положительные эмоциональные проявления

Познавательные  действия

Примечания

   

Улыбка

Двигательное оживление

Вокализации

Зрительные действия

Мануальные действия

Оральные действия

«Разные игрушки»

               

Кукла

               

Машинка

               

Мягкая игрушка

               

Пирамидка

               

«Одна игрушка»

               

1-я проба

               

2-я проба

               

3-я проба

               

4-я проба

               

5-я проба

               

Максимальный  балл

               

 

 

 

Шкалы оценки параметров познавательной активности в первом полугодии жизни

Параметры познавательной активности

Критерии оценки параметров

Баллы

Интерес ребенка к предметам

Отсутствует: ребенок не ищет внешних впечатлений, не смотрит  на игрушку или скользит по игрушке  безразличным взглядом.

0

Слабый: ребенок время  от времени посматривает на игрушку  и снова отвлекается.

1

Средний: ребенок фиксирует  взглядом или рассматривает игрушку  без выражения сосредоточенности  и интереса.

2

Сильный: смотрит сосредоточенно, пристально всматривается, замирает, выражает интерес или удивление, не отвлекается

3

Положительные эмоциональные  проявления: улыбка

 

 

 

 

 

 

Двигательное оживление

 

 

 

 

 

 

 

 

Вокализации

Отсутствует.

0

Слабая: кратковременная  улыбка без размыкания губ, со спокойнй мимикой.

1

Средняя: улыбка с размыканием  губ, довольным выражением лица, но без оживленной мимики.

2

Яркая: длительная улыбка с  размыканием губ, оживленной мимикой, радостным взглядом, смех.

3

 Отсутствует.

0

Слабое: поворот головы, слабые эпизодические движения ручками илиножками.

1

Среднее: вскидывание ручек, сгибание ножек, повороты на бок.

2

Сильное: энергичные многократные шагающие движения ногами, вскидывание  ручек, вовлечение в движение корпуса.

3

Отсутствуют.

0

Тихий однократный голосовой  звук.

1

Эпизодические голосовые  звуки.

2

Многократные разнообразные  голосовые звуки, радостные вскрики.

3

Познавательные действия

 

 

 

 

 

 

 

Оральные действия:

 

 

 

 

Мануальные действия:

Зрительные действия: Отсутствуют (ребенок не фиксирует взгляд на предмете).

0

Ребенок фиксирует взгляд на предмете.

1

Ребенок прослеживает взглядом движение предмета.

2

Ребенок рассматривает предмет  с видимым передвижением взора  по объекту, наблюдает за его перемещением.

3

Отсутствуют.

0

Ребенок ощупывает предмет  губами и языком, кусает, захватывает  деснами, лижет языком.

1

Отсутствие мануальных действий.

0

Ребенок прикасается к  приложенному к руке предмету ладонью, пальцами, рефлекторно схватывает.

1

Ребенок ощупывает, похлопывает, охватывает, царапает предмет, приложенный  к руке.

2

Ребенок протягивает руку к предмету, схватывает предмет, манипулирует игрушкой.

3


 

 

Анализ  результатов и составление заключения

Заключение  об уровне развития познавательной активности делается на основании обобщения  показателей выраженности отдельных  параметров.

Высокий уровень познавательной активности отмечается, если все показатели ее параметров имеют оценку 3 балла.

Средний уровень развития познавательной активности определяется, когда показатели параметров измеряются средними баллами или  одни из них имеют высокие баллы, а другие — более низкие. Психолог должен проанализировать, по каким  параметрам и показателям выявилось  отставание, соотнести их с возрастом  ребенка и сопоставить данные диагностики познавательной активности с данными диагностики развития общения.

Отсутствие  и низкий уровень развития познавательной активности констатируются, если все  или большинство ее параметров получили нулевую оценку, что свидетельствует  о серьезной задержке в психическом  развитии ребенка.

После анализа результатов диагностики  психолог составляет заключение.

 

Интерес ребенка к предметам. Отсутствие интереса к предметам констатируется, если ребенок не проявил внимания к предметам ни в одной из проб. Низкая степень интереса определяется, если интерес ребенка к предметам ни в одной пробе не превышает 1 балла. Средняя степень интереса отмечается, если его максимальная оценка во всех пробах равна 2 баллам, а высокая степень интереса — если оценка достигает 3 баллов хотя бы в одной пробе.

До 2,5 месяца низкая степень интереса является нормальной. После 2,5 месяца отсутствие или низкая степень интереса ребенка к предметам  может настораживать как симптом  задержки в развитии познавательной активности. До 3,5 месяца средняя степень  интереса является нормальной. После 3,5 месяца это может означать, что  взрослые уделяют ребенку недостаточно внимания: мало общаются с ним, не пытаются привлечь его внимание к предметам, не организуют адекватную предметную среду. Высокая степень интереса свидетельствует о нормальном ходе развития познавательной активности ребенка.

Положительные эмоциональные проявления. Отсутствие положительных эмоциональных проявлений констатируется, если они не отмечены ни в одной из проб. Слабая выраженность положительных эмоциональных проявлений констатируется, если во всех пробах оценка улыбки, двигательного оживления или вокализаций не превышает 1 балла. До 2,5 месяца отсутствие или слабая выраженность положительных эмоций при восприятии предметов считается нормой, однако после 3 месяцев может расцениваться как один из симптомов задержки в развитии познавательной активности, особенно в совокупности с другими признаками. В этом случае необходимо проанализировать, какие именно компоненты комплекса оживления представлены слабо, и сопоставить характеристики комплекса оживления, проявляющиеся в ситуации восприятия предметов с его характеристиками при общении со взрослыми.

Информация о работе Психодиагностические методики