Психологические особенности личности терапевтических больных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:36, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучить и сравнить личностные особенности терапевтических больных.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы психологических особенностей терапевтических больных;
2. Провести анализ публикаций, связанных с особенностями личности хронических соматических больных;
3. Исследовать и проанализировать психологические особенности личности терапевтических больных;
4. Разработать и апробировать комплекс мер направленных на профилактику дезадаптации хронических соматических больных

Содержание

Введение
Глава 1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний
1.1. Современные концепции личности
1.2. Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
1.3. Психические нарушения при соматических заболеваниях
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностейличности терапевтических больных на примере терапевтических больных дневного стационара МУЗ «Городская поликлиника №7»
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Математико-статистический анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Ольги Головиной..doc

— 675.50 Кб (Скачать документ)

      4. У психосоматических больных наблюдается снижение волевой активности, ограничение круга интересов, вялость, апатичность, нарушения целенаправленной деятельности с падением работоспособности, обеднением и оскудением всего психического облика, акцентуация таких качеств, как нервозность, вспыльчивость, раздражительность, увеличение вероятности  нервных срывов и аффективных реакций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рекомендации

     1. Личность представляет собой сложный, многозначный и многофакторный объект, поэтому необходимо продолжать исследования в этой области психологии с целью дальнейшего достаточно обоснованного определения;

     2. Необходимо повышать резерв здоровья  хронических больных, используя различные методы творческого самовыражения в различных областях их жизни;

      3. С целью уменьшения выраженности нервно-психических нарушений при соматических заболеваниях необходимо способствовать формированию адекватной реакции личности на болезнь;

     4. Для повышения работоспособности хронических больных, целесообразно проводить психо-коррекционную работу, направленную на адаптацию к болезни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Примерная коррекционная программа психопрофилактической работы с психосоматическими больными

     После известия о хроническом диагнозе возникает необходимость в овладении  новыми ценностями, ролями, навыками с  тем, чтобы при изменении образа жизни и потенциально вероятном прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как можно дольше поддерживать связи с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.

     Психопрофилактическая работа может быть организована в два этапа:

     I этап - подготовка к изменению образа жизни в связи с хроническим заболеванием.

Основные  формы психологической работы:

     1. Психологическое просвещение

     Эта форма работы предполагает массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях его заболевания, об основных трудностях, с которыми может столкнуться больной.

     Эта форма наиболее доступна, но невозможность  индивидуального подхода снижает  ее эффективность.

     2. Консультирование

     Организация индивидуальных консультаций по различным  вопросам подготовке к статусу хронического больного. Основным достоинством данного  метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления человека об образе жизни с данным заболеванием, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации.

     3. Групповая работа

     Создание  подготовительных групп по специально разработанным правилам. Отбор и формирование групп можно проводить из тех больных, которые характеризуются негативным отношением к заболеванию.

     В зависимости от особенностей группы, различные будут содержания программ работы. Это могут быть коммуникативные  тренинг, тренинг креативности, сенситивности, уверенности в себе.

     Эта форма работы создает предпосылки  социальной интеграции больных благотворно  влияющие на процесс адаптации.

     II этап - работа с больными, имеющими хронические заболевания, для создания условий психологической адаптации больных к течению заболевания.

     Основные  направления работы:

     1. Работа с дезадаптированными  больными имеющими хронические  заболевания;

     2. Работа с родственниками больных  имеющих хронические заболевания.  Процесс взаимодействия с дезадаптированными больными имеющими хронические заболевания может быть организован как в индивидуальной, так и групповой форме. При построении программы работы важно учитывать личностные особенности больных, обеспечивающие успешную адаптацию к заболеванию. На основе анализа этих особенностей можно выделить следующие блоки работы:

  • работа по формированию адекватной самооценки, т.к. больные с хроническими заболеваниями характеризуются низким уровнем самооценки, зачастую не удовлетворены собой;
  • работа по формированию интернального контроля, т.к. люди с больные с хроническими заболеваниями полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Важно чтобы они приняли на себя долю ответственности за то, что происходит в их жизни, поняли, что очень многое зависит от них.

         На  этом уровне возможно эффективной будет  групповая работа;

  • работа по повышению социальной активности.
 

     Рациональная  адаптация и правильный выбор  занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным  фактором социальной адаптации больных с хроническими заболеваниями.

     Интересное  проведение досуга может принести больному человеку чувство удовлетворения, поэтому  необходимо представить реальные возможности  для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни и пассивность время провождения отрицательно сказываются на психологическом здоровье.

     При этом важно, чтобы человек имел возможность  выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними  интересами.

     Здесь возможна организация различных  кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.).

  • организация клубной работы помогает решить еще одну важную проблему больных с хроническими заболеваниями - наладить процесс взаимодействия людей имеющих одно и то же заболевание, т.е. находящихся в аналогичной социальной ситуации, их общение друг с другом.

     У больных с хроническими заболеваниями  существуют проблемы в общении с  другими людьми. Они не удовлетворены  общением и считают, что многие вещи находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом. Уверенность в своей социальной никчемности и пессимизм по отношению к другим препятствуют им наладить общение.

     Во  время разговора они мало заинтересованы в собеседнике, что оставляет  негативные впечатления. Поэтому важно  создать условия для оптимизации  процесса общения.

     Таким образом, психологическая работа с больными хроническими заболеваниями должна быть направлена на стимулирование исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия.

     Работа  с родственниками больных с хроническими заболеваниями может быть организована в консультативной форме. Важно объяснить родственникам, что социальная поддержка позволяет больным чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств больному, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают. Это является важным фактором, содействующим адаптации.

     Таким образом, работа с больными с хроническими заболеваниями включает в себя занятия  с психологами, направленные на укрепление психологического здоровья, более рациональное отношение к проблемам, возникающим в связи с хроническим заболеванием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. – М., 1998.
  2. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. – М., 2006.
  3. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М., 1976.
  4. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. – М., 2001.
  5. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. – СПб., 1998.
  6. Гасшин В.С., Романов А.И. Эмоции и сердце. – М., 1972.
  7. Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических состояний. – СПб., 1981.
  8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М., 2006.
  9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – СПб., 2002.
  10. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. психология больного. – СПб., 1980.
  11. Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия. – Н. Новгород, 2001.
  12. Коган В., Шабалина Н. Психологические исследования при гипертонической болезни и симптоматической гипертонии. – М., 1969.
  13. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб, 2003.
  14. Курцин И.Т. Теоритические основы психосоматической медицины. – СПб, 1973.
  15. Лагерлеф Х. Психофизиологические реакции в период эмоционального стресса. – СПб, 1970.
  16. Лоуэн А. Биоэнергетика. – СПб, 1998.
  17. Лоуэн А. Радость. – М., 2000.
  18. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. – СПб, 1996.
  19. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и Психосоматика. – Ярославль, 1999.
  20. Макарова О.Ф. Психология и практика. – Ярославль, 1998.
  21. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. – М., 2004.
  22. Меерсон Ф.М. Адаптация, стресс и профилактика. – М., 1981.
  23. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. – М., 2002.
  24. Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. – СПб., 1975.
  25. Никифоров А.С., Коновалов А.Н., Гусев Е.И. Клиническая неврология: Т.2. – М., 2002.
  26. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. – М., 1987.
  27. Оганесян Л.А. О психологическом профиле сердечного больного. – СПб., 1975.
  28. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. – М., 1996.
  29. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 2006.
  30. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций – М., 1979.
  31. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии – Ростов, 2003.
  32. Рухманов А.А. Особенности структуры личности больного гипертонической болезнью. – М., 1981.
  33. Селье Г. Стресс без болезней. – СПб., 1994.
  34. Сельченок К.В. Взаимосвязь психики и здоровья: Хрестоматия. – М., 1999.
  35. Сельченок К.В. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия. – М., 2001.
  36. Смулевич А.Б. и др. Депрессии у соматических больных. – М., 1997.
  37. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности – М., 1989.
  38. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.
  39. Соколов В.П., Ковалевский Г.Т. Эмоции и воображение в условиях нормы и патологии человека. – СПб., 1971.
  40. Сперанский И.И. Роль нервного фактора в происхождении гипертонической болезни. – М., 1961.
  41. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. – М., 2005.
  42. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. – М., 1986.
  43. Уилбер К. Никаких границ. – М., 1998.
  44. Фрейдимен Дж., Фрегер Р. Теория и практика личностно-ориентированной терапии. – М., 1996.
  45. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.
  46. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
  47. Шабалина Н.Б. Уровень умственной работоспособности на различных стадиях гипертонической болезни. – М., 1972.
  48. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.
  49. Шхвацабая И.К. Поведенческие факторы в проблеме лечения больных артериальной гипертензией. – М., 1979.
  50. Энциклопедия глубинной психологии: Т. 2. – М., 2001.
 

Словари

51. Краткий психологический словарь: Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. – 35-39с

52. Словарь практического психолога: С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 80с.

53. Справочник  практического психолога: Малкина-Пых И. Г. – М; 2004. 

Интернет-ресуры 

55. http://www.psychiatry.ua/books/psyther/paper05.htm

56.http://fictionbook.ru/author/nataliya_evgenevna_vodopyanova/psihodiagnostika_stressa/read_online.html?page=3

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Приложение  1. 

Текст опросника ТОБОЛ

     1. Самочувствие

С тех пор как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие   1

Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил      2

Дурное самочувствие я стараюсь перебороть      3

Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим     4

У меня почти всегда что-нибудь болит        5

Плохое самочувствие у меня возникает после огорчений     6

Плохое самочувствие появляется у меня от ожидания неприятностей   7

Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания    8

Мое самочувствие вполне удовлетворительно       9

С тех пор как я заболел, у меня бывает плохое самочувствие с приступами

раздражительности и чувством тоски               10

Мое самочувствие очень зависит от того, как ко мне относятся окружающие

                              11

Ни одно из определений мне не подходит              12 

     2. Настроение

Как правило, настроение у меня очень хорошее      1

Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным    2

У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей,

беспокойства за близких, неуверенности в будущем      3

Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти    4

Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение     5

Информация о работе Психологические особенности личности терапевтических больных