Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:36, курсовая работа
Цель исследования – изучить и сравнить личностные особенности терапевтических больных.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы психологических особенностей терапевтических больных;
2. Провести анализ публикаций, связанных с особенностями личности хронических соматических больных;
3. Исследовать и проанализировать психологические особенности личности терапевтических больных;
4. Разработать и апробировать комплекс мер направленных на профилактику дезадаптации хронических соматических больных
Введение
Глава 1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний
1.1. Современные концепции личности
1.2. Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
1.3. Психические нарушения при соматических заболеваниях
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностейличности терапевтических больных на примере терапевтических больных дневного стационара МУЗ «Городская поликлиника №7»
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Математико-статистический анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
4.
У психосоматических больных наблюдается
снижение волевой активности, ограничение
круга интересов, вялость, апатичность,
нарушения целенаправленной деятельности
с падением работоспособности, обеднением
и оскудением всего психического облика,
акцентуация таких качеств, как нервозность,
вспыльчивость, раздражительность, увеличение
вероятности нервных срывов и аффективных
реакций.
Рекомендации
1. Личность представляет собой сложный, многозначный и многофакторный объект, поэтому необходимо продолжать исследования в этой области психологии с целью дальнейшего достаточно обоснованного определения;
2.
Необходимо повышать резерв
3. С целью уменьшения выраженности нервно-психических нарушений при соматических заболеваниях необходимо способствовать формированию адекватной реакции личности на болезнь;
4.
Для повышения работоспособности хронических
больных, целесообразно проводить психо-коррекционную
работу, направленную на адаптацию к болезни.
Примерная коррекционная программа психопрофилактической работы с психосоматическими больными
После
известия о хроническом диагнозе
возникает необходимость в
Психопрофилактическая работа может быть организована в два этапа:
I этап - подготовка к изменению образа жизни в связи с хроническим заболеванием.
Основные формы психологической работы:
1. Психологическое просвещение
Эта форма работы предполагает массовое обучение по специальной литературе (брошюры, памятки). В этой литературе может быть представлена информация об особенностях его заболевания, об основных трудностях, с которыми может столкнуться больной.
Эта
форма наиболее доступна, но невозможность
индивидуального подхода
2. Консультирование
Организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовке к статусу хронического больного. Основным достоинством данного метода является индивидуальный подход и устная форма подачи материала. В процессе консультирования появляется возможность расширить представления человека об образе жизни с данным заболеванием, а также помочь решить различные психологические проблемы, которые могут затруднить процесс адаптации.
3. Групповая работа
Создание подготовительных групп по специально разработанным правилам. Отбор и формирование групп можно проводить из тех больных, которые характеризуются негативным отношением к заболеванию.
В зависимости от особенностей группы, различные будут содержания программ работы. Это могут быть коммуникативные тренинг, тренинг креативности, сенситивности, уверенности в себе.
Эта форма работы создает предпосылки социальной интеграции больных благотворно влияющие на процесс адаптации.
II этап - работа с больными, имеющими хронические заболевания, для создания условий психологической адаптации больных к течению заболевания.
Основные направления работы:
1. Работа с дезадаптированными больными имеющими хронические заболевания;
2.
Работа с родственниками
На этом уровне возможно эффективной будет групповая работа;
Рациональная адаптация и правильный выбор занятий в сфере досуга и отдыха являются существенным положительным фактором социальной адаптации больных с хроническими заболеваниями.
Интересное проведение досуга может принести больному человеку чувство удовлетворения, поэтому необходимо представить реальные возможности для разностороннего проявления социальной активности личности как предпосылки рационального образа жизни и пассивность время провождения отрицательно сказываются на психологическом здоровье.
При этом важно, чтобы человек имел возможность выбирать самому себе вид деятельности, в соответствии с внутренними интересами.
Здесь возможна организация различных кружков и курсов по интересам (вязание, изготовление различных поделок, изучение искусства и др.).
У больных с хроническими заболеваниями существуют проблемы в общении с другими людьми. Они не удовлетворены общением и считают, что многие вещи находятся вне сферы их контроля. Не смотря на то, что они нуждаются в поддержке близких, ожидают от них заботы, у них низкий уровень принятия других людей, они воспринимают других негативным образом. Уверенность в своей социальной никчемности и пессимизм по отношению к другим препятствуют им наладить общение.
Во
время разговора они мало заинтересованы
в собеседнике, что оставляет
негативные впечатления. Поэтому важно
создать условия для
Таким образом, психологическая работа с больными хроническими заболеваниями должна быть направлена на стимулирование исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия.
Работа с родственниками больных с хроническими заболеваниями может быть организована в консультативной форме. Важно объяснить родственникам, что социальная поддержка позволяет больным чувствовать себя компетентными. Необходима передача позитивных чувств больному, при которой они чувствуют, что о них заботятся, их ценят, уважают. Это является важным фактором, содействующим адаптации.
Таким
образом, работа с больными с хроническими
заболеваниями включает в себя занятия
с психологами, направленные на укрепление
психологического здоровья, более рациональное
отношение к проблемам, возникающим в
связи с хроническим заболеванием.
Литература
Словари
51. Краткий психологический словарь: Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985. – 35-39с
52. Словарь практического психолога: С.Ю.Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 80с.
53. Справочник
практического психолога: Малкина-Пых
И. Г. – М; 2004.
Интернет-ресуры
55. http://www.psychiatry.ua/
56.http://fictionbook.ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
1.
Текст опросника ТОБОЛ
1. Самочувствие
С тех пор как я заболел, у меня почти всегда плохое самочувствие 1
Я почти всегда чувствую себя бодрым и полным сил 2
Дурное самочувствие я стараюсь перебороть 3
Плохое самочувствие я стараюсь не показывать другим 4
У меня почти всегда что-нибудь болит 5
Плохое самочувствие у меня возникает после огорчений 6
Плохое самочувствие появляется у меня от ожидания неприятностей 7
Я стараюсь терпеливо переносить боль и физические страдания 8
Мое самочувствие вполне удовлетворительно 9
С тех пор как я заболел, у меня бывает плохое самочувствие с приступами
раздражительности и чувством тоски 10
Мое самочувствие очень зависит от того, как ко мне относятся окружающие
11
Ни одно из определений
мне не подходит
12
2. Настроение
Как правило, настроение у меня очень хорошее 1
Из-за болезни я часто бываю нетерпеливым и раздражительным 2
У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей,
беспокойства за близких, неуверенности в будущем 3
Я не позволяю себе из-за болезни предаваться унынию и грусти 4
Из-за болезни у меня почти всегда плохое настроение 5
Информация о работе Психологические особенности личности терапевтических больных