Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 03:36, курсовая работа
Цель исследования – изучить и сравнить личностные особенности терапевтических больных.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1.Изучить состояние проблемы психологических особенностей терапевтических больных;
2. Провести анализ публикаций, связанных с особенностями личности хронических соматических больных;
3. Исследовать и проанализировать психологические особенности личности терапевтических больных;
4. Разработать и апробировать комплекс мер направленных на профилактику дезадаптации хронических соматических больных
Введение
Глава 1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний
1.1. Современные концепции личности
1.2. Понятия физического и психического здоровья: норма, патология
1.3. Психические нарушения при соматических заболеваниях
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностейличности терапевтических больных на примере терапевтических больных дневного стационара МУЗ «Городская поликлиника №7»
2.1. Организация исследования
2.2. Методики исследования
2.3. Математико-статистический анализ результатов исследования
Заключение
Список литературы
Приложения
Многочисленными работами было доказано, что частота гипертонических состояний увеличивается по мере приближения к урбанизированным центрам цивилизации, население которых вовлечено в ритмику современной жизни с ее напряженностью и ускоренным темпом, а также имеет широкую зону межличностных контактов, создающих возможность конфликтов[40].
Сильные, но сдерживаемые эмоции и служат причиной того невроза сосудодвигательных центров, которые касаются рефлексов ситуационных, защитных, которые И.П. Павлов понимал как рефлексы, связанные с людскими общественными отношениями, с состояниями угрозы, обороны[6].
В. Коган и Н. Шабалина в своем обследовании гипертонических больных выделили следующие психологические особенности, характерные для данной группы. У больных ГБ в начальной стадии преобладают признаки эмоциональной возбудимости, которая проявляется в ригидности скоростной установки, преобладании быстрого темпа. При ГБ II стадии отмечается торможение ассоциативных реакций. В познавательной сфере наблюдается сужение объема сознания, замедление умственной работоспособности вследствие утомляемости[28].
А.А. Рухманов отмечает у больных ГБ ригидность самооценок, отсутствие динамичности в определении связей между характерологическими особенностями личности и окружающей средой, высокий уровень тревоги, зависимости, повышенную интенсивность эмоциональной агрессивности, низкую комфортность, нарушение уровня социальной адаптации. Тест Розенцвейга по данным ряда авторов, показывает преобладание инрапунитивного типа реагирования, т.е. тенденции к самообвинению, гипертрофированному чувству вины, что ставит адаптацию больных под угрозу срыва[21].
По данным Рухманова при исследовании больных тестом Роршаха на первый план выступает непродуктивная форма контроля: эмоции не регулируются, а подавляются, приводя к высоко – эффективной напряженности. Наряду со снижением категориальной четкости познавательных процессов и возможных интеллектуальных достижений, повышенная тревожность усиливается чувством неудовлетворенности собой и окружением, трудностями принятия решений, ведет к состоянию фрустрации и может легко привести к аффективной дезорганизации психической деятельности, к декомпенсации[21].
Н.Б. Шабалина при исследовании уровня умственной работоспособности на различных стадиях ГБ, отмечала, что для больных характерно привлечение внимания окружающих к своему состоянию, имеющимися затруднениями и конфликтами; на более поздней стадии наблюдались выраженные нарушения динамики в интеллектуальной деятельности[25].
Общий
облик больного остается в большинстве
случаев депрессивно –
Часто меняющаяся жизненная обстановка сопровождается настройкой адаптационных механизмов. Ситуация «стресса» предъявляет к ним повышенные требования, что проявляется различными свидетельствами адаптационного напряжения, в том числе повышением артериального давления. Психологические стрессоры играют важную роль в возникновении гипертонии. Реакции кровяного давления на такие стрессоры различны у различных лиц: при ГБ они четко выражены[27].
Отрицательные эмоциональные реакции повышают артериальное давление у здорового человека, но давление вновь становится нормальным, как только раздражители, вызывающие данные реакции ликвидированы. Для лиц, больных ГБ, характерно хроническое повышение артериального давления; в условиях же воздействия на них отрицательных раздражителей артериальное давление более повышается, что может привести к сердечно – сосудистым нарушениям (гипертоническим кризам, инсультам)[49].
Именно длительное психоэмоциональное напряжение приводит к возникновению и развитию гипертонической болезни сердца, считают В.П. Соколов и Г.Т. Ковалевская. Психическая напряженность – это своеобразная форма отражения субъектом трудной (фрустрирующей) жизненной ситуации. Психическая напряженность возникает в результате не разрешения противоречий между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти выход из фрустрирующей ситуации влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, что впоследствии сможет вызвать функциональные нарушения, в частности – ГБ[47].
В работах «ранних» психосоматиков К. Бингер, Ф. Александера, В. Харис, подчеркивались как основные личностные черты больных ГБ: скрытность, упрямство, неудовлетворенность собой и окружением, враждебная настроенность, сочетающаяся с выраженным контроле и подавлением агрессивных тенденций поведения, что приводило к постоянной внутренней напряженности и тревоге. Однако в дальнейших исследованиях отмечались и неуверенность, и личная несостоятельность, и чувствительность к критике, и тенденция обнаруживать интенсивную реакцию в форме депрессии на психологический стрессор[26].
Дисгармоничность, акцентуированность личностных характеристик больных отмечена в работах Ленинградского института им. В.М. Бехтерева и в исследованиях последних лет, проведенных в 1-м Московском медицинском институте А.Д. Соловьевой, Ф.И. Комаровым, А.М. Вейном и С.Н. Коцюком. Особенности личности выступают, по мнению А.М. Вейна, как фактор, обусловливающий негативное поведение вегетативных реакций, сопровождаясь избыточным увеличением тонуса сосудов сопротивления при физической нагрузке и недостаточным приростом сердечного выброса при напряжении[18].
Ведущей причиной, нарушающей равновесие этой сбалансированной системы, являются длительные, застойные психоэмоциональные перенапряжения, особенно при их сочетании с выраженным неудовольствием[10].
Постоянно
повторяющиеся личностные черты
гипертоников описываются как трудолюбие,
приверженность долгу, общительность,
большое чувство
Язвенная болезнь желудка. Заболевание органов пищеварения занимает второе место по распространенности среди населения, уступая лишь патологии сердечно – сосудистой системы. Пептидная язва поражает более 10% населения, в основном мужской пол. В происхождении пептической язвы имеет значение наследственная предрасположенность. У больных отмечается астеническая конституция и влажность ладоней, усиленное потоотделение, температурные аномалии. В детстве у таких людей наблюдаются проявления невропатии, их перекармливают, наказывают за нарушение жесткого пищевого режима[42].
Заболевание развивается на фоне дистимии, которая связана с длительной психотравмирующей ситуацией[11].
Издавна известна роль депрессивно-ипохондрических расстройств в развитии желудочно-кишечных болезней. В состоянии тревоги, стресса повышается кислотность желудочного сока и уровень пищеварительных ферментов пепсина с повреждением слизистой оболочки. Язва может возникать во время стресса в течение нескольких суток. Развитие язвенной болезни приводит к дезактуализации психотравмы, после чего больные сосредоточены на телесных страданиях. Они фиксируются на проблемах питания: выборе продуктов, приготовлении пищи и ее приеме через определенные промежутки времени. Больные устанавливают себе строгую диету, опасаются употреблять некоторые продукты[15].
В. Зандер считает, что пусковым фактором в развитии болезни является зависть: «Язва возникает, когда человек с голодной установкой должен видеть, как питается другой». Имеется ввиду глубокая связь, существующая между желанием ребенка быть любимым и накормленным[36].
В глубине души язвенный больной бессознательно стремится к защищенному существованию маленького ребенка. Он тщательно скрывает эту зависимую установку от самого себя и подавляет ее, так что она не находит своего выражения в открытом поведении и в личных отношениях. Подавленное желание любви – это бессознательный психологический стимул, непосредственно связанный с физиологическими процессами, ведущими в итоге к образованию язвы. Это желание является причиной благотворного влияния лечения отдыхом, во время которого больной освобождается от постоянной ответственности и ежедневной борьбы. После того как симптоматика становится угрожающей или происходит кровоизлияние, больной может, открыто выразить желание снять с себя ответственность, и тогда ему уже не нужно больше подавлять в себе это желание. Серьезное органическое заболевание как бы оправдывает такую слабость[13].
Если желание получить, быть любимым, зависеть от других отрицается взрослым «эго» или фрустрируется внешними обстоятельствами, не находя удовлетворения в контактах с людьми, то может возникать регрессия: желание быть любимым преобразуется в желание быть накормленным[18].
Стиль
питания есть отражение аффективных
потребностей душевного состояния
человека; последнее, в свою очередь,
находится под его
Кауфманн
обратил внимание на то, что различные
средства питания указывают на определенные
особенности структуры
Миллер Экхарс удачно заметил, что многие женщины ищут в кондитерских изделиях те сладости, которых им не хватает в любви. Поэтому страсть к лакомствам часто занимает место самовознаграждения на фоне скуки и недостатка любви. Прием пищи находится не только в тесной связи с потребностью в любовной заботе, он является коммуникативным процессом[10].
По мнению С.М. Сальникова, возможной причиной развитии заболевания могут являться условия труда, требующие длительного напряжения психической активности человека. Основное значение при этом имеет несоответствие психических возможностей, внутреннего ритма психической активности ритму, задаваемому условиями профессиональной деятельности. Подобная ситуация наблюдается и при развитии язвенной болезни в детском возрасте, когда имеет место несоответствие между возможностями ребенка и предъявляемыми ему требованиями[4].
В многочисленных работах показано изменение отдельных функций желудка в условиях психологического дискомфорта. Г. Энгел нашел, что напряжение, беспокойство, тревога, чувство обиды, негодования и гнева почти всегда сопровождается увеличением секреции соляной кислоты и пепсина. Одновременно выявился гиперкинез желудка. Подобные реакции наблюдались и у здоровых лиц, но у больных язвенной болезнью был выражены резче[19].
С. Волф и Х. Волф при изучении динамики показателей секреции и изменения состояния слизистой желудка через фистулу определили относительно специфические сдвиги в условиях провоцирования различных психологических состояний. Реакции агрессивного типа (враждебность, негодование, ярость) сопровождались развитием гиперемии слизистой, появлением кровоточащих эрозий и повышением секреции, тогда как пассивные реакции (тревога, обида) сочетались с побледнением слизистой, уменьшением секреторной и моторной активности желудка[41].
Изучение М.В Черноруцким личностных особенностей больных язвенной болезнью определяет как наиболее частое качество их повышенную эмоциональную возбудимость и склонность к эмоциям тревоги, опасения и страха. Именно это качество реагирования определяется чертами личности, выявлен у больных другими авторами: тщеславием, ранимостью, впечатлительностью и робостью по Ф. Александеру, развитой психоастеничностью в сочетании со стремлением к самоутверждению и честолюбием, мнительностью при склонности к ипохондризации и замкнутости по И.Ф. Лорису. Астенические личностные черты нередко сочетаются у больных язвенной болезнью с повышенной самооценкой, ответственным отношением к своим обязанностям, прямолинейностью в демонстрации развитого чувства долга, утрированной приверженностью морально – этическим стандартам по В.П. Белову и Т.А. Немчину[11].
Информация о работе Психологические особенности личности терапевтических больных