Психологические проблемы женщин менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Психологические проблемы женщин-менеджеров, тема эта выбрана нами неслучайно. XXI век способен стать веком, когда женское лидерство будет востребовано, периодом, когда женское лидерство будет востребовано, считают многие исследователи менеджмента в США и Европе. Это позволит наконец-то разрушить этот пресловутый "стеклянный потолок", который вот уже не меньше трех десятилетий обсуждается исследователями и аналитиками и благодаря которому женщины - менеджеры не могут завоевать высоких должностных позиций в компаниях.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

Психологические проблемы женщин-менеджеров, тема эта выбрана нами неслучайно. XXI век способен стать веком, когда женское лидерство будет востребовано, периодом, когда женское лидерство будет востребовано, считают многие исследователи менеджмента в США и Европе. Это позволит наконец-то разрушить этот пресловутый "стеклянный потолок", который вот уже не меньше трех десятилетий обсуждается исследователями и аналитиками и благодаря которому женщины - менеджеры не могут завоевать высоких должностных позиций в компаниях.

Причины столь оптимистического прогноза кроются не только в ожидании снижения дискриминационных процессов в  России, но и обусловлены действием  социально-экономических и социально  – психологических факторов. В настоящее время сложилось устойчивое представление о том, что женщины - менеджеры в современной российской экономике занимают достаточно низко конкурентные ниши, а их экономические перспективы носят скорее негативный характер. Именно потому, что занятие женщинами лидирующих позиций в российском бизнесе практически невозможно из-за агрессивного характера российского бизнеса и невозможности женщин выживать в этой среде.

Сейчас в обществе женщины занимают достойное место, многое достигается  ими, но вот психологические проблемы никуда не уходят и сами собой не решаются. Ученые убеждены, что ценностные ориентации российских женщин в большей степени сфокусированы на семье, в то время как обыватели уверены в том же самом, только объясняют это более простыми причинами: забота о детях, любовь к мужу, загруженность по дому, любовь к домашнему хозяйству.

 

 

 

1.Цель нашей курсовой работы - изучить особенности психологических проблем женщин - менеджеров.

2. Задачи исследования:           

    1. Изучить зарубежную и отечественную литературу, которая освещает данную тему.
    2. Получить результаты исследования и сделать вывод.

Объект исследования : 30 женщин-менеджеров высшего звена в возрасте от 25-59 лет.

 

Предмет исследования: психологические особенности женщин – менеджеров высшего звена, влияющие на успешность их профессиональной деятельности.

 

3. База исследования: Две успешные компании существующие на рынке уже более 15 лет, компания «Связной» откуда были приглашены 15 участниц и компания «ЛСР Групп»,откуда также для исследования были приглашены 15 участниц. Кроме данного, в числе критериев профессиональной успешности женщин предпринимателей можно определить  опыт работы, должность (топ-позиция), уровень дохода, преобладание профессионально направленного общения.

 

4.  Гипотеза исследования: 

1. У профессионально успешных женщин высокие показатели по нейторизму и экстраверсии.

2.У успешных женщин высокие мотивационные показатели.

 

5.Методы  и методики исследования:

1. Пятифакторная модель личностных  характеристик (опросник NEO-FFI).

2.Опросник «Шкала поведения на создание полезных контактов»

3. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

4. Методика А.А. Реана на мотивацию к успеху и боязни неудачи.

 

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении определен категориальный аппарат исследования, представлены методы, методики и методологические основы исследования. В первой  главе обзорно и более детально представлен теоретический материал по избранной теме. Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию особенностей женщин- руководителей, результаты исследования. В заключении представлены выводы по работе .

 

Глава 1. Социально-психологические особенности женщин – менеджеров.

1.1. Личность менеджера и ее характеристики.

 

В данной главе мы определим главные  задачи и функции менеджера, тут  будет рассмотрена проблема того, что должен делать менеджер, чтобы  организация могла эффективно работать.

Во многих пособиях по менеджменту, монографиях по управлению личность управленца ранее не была предметом анализа, т.к. все внимание уделялось планированию, экономике, маркетингу и организационно-технической стороне. Однако от умения менеджеров руководить, находить правильные решения и воплощать их в жизнь в большой степени зависит успех организации. Общепризнано, что личность руководителя, его характерологические особенности играют немаловажную роль в управленческой деятельности.

Личность — это категория психологии, обозначающая стабильную и интегральную систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека определенной социальной общности. Структура личности включает в себя совокупность устойчивых психологических качеств человека: способность, воля, эмоции, мотивация и социальные установки. Перечисленные компоненты присущи каждому человеку и качественно зависят от социальных отношений и специфики социальной среды. Основным способом поведения руководителя в процессе управленческой деятельности является непрерывное воздействие на управляемый объект, коллектив или отдельную личность. Эффективность этого воздействия во многом определяется уровнем профессиональной компетентности руководителя и его личностными особенностями. К разряду таких особенностей относится, прежде всего, потребностно - мотивационная система личности. [28,36]

 

Эта система личности включает в  себя три группы мотиваций: биологические, маргинальные, высшие (социальные). Группа биологических мотиваций является общей для человека и животных; маргинальные мотивации базируются на физиологических процессах и механизмах и одновременно несут на себе отпечаток социальных воздействий. Группа высших социальных мотиваций связана с осознанной и целенаправленной деятельностью человека, побуждающей к достижению поставленных им самим или принятых извне определенных целей.

В сфере управления эффективность  деятельности руководителя во многом обусловлена доминированием высших социальных мотиваций: достижение цели (успеха), саморазвитие (самореализация) и свобода.

Мотивация достижения цели заставляет личность преодолевать препятствия в ситуации реального решения практических задач и добиваться поставленных перед собой целей, затрачивая на это энергию указанной потребности. Успешное достижение поставленных перед собой целей приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая воспринимается окружающими как уверенность в себе. Переживание успеха, в т.ч. и профессионального, обладает свойством эмоционального подкрепления, стимулирует человека к повторению данного переживания и, в конечном счете, определяет трансформацию мотивации достижения цели в мотивацию стремления к успеху.

Мотивация саморазвития обеспечивает самостоятельные и относительно независимые поведение и деятельность, которые не всегда полностью осознаются личностью, формируя то, что в психологии называется жизненным путем. Мотивация самореализации может рассматриваться как определенный вариант мотивации саморазвития, возникающий на основе существующих у личности определенных способностей и направленный на их воплощения и развитие. Для руководителя основополагающими будут коммуникативные, предпринимательские и организаторские способности, определяющие развитие этой мотивации. Формирование деятельности, в основе которой лежит мотивация самореализации, сопровождается явными положительными переживаниями и отношением к тому, что делает человек.

Мотивация свободы — потребность в принятии осознанных и самостоятельных решений, а также в формировании независимого от социального давления поведения. Это мотивация наиболее значима при принятии решений в ситуациях, исход которых неизвестен, но чрезвычайно важен для человека. Поведение, формирующееся на базе мотивации свободы, в значительной степени лишено чувственного эмоционального компонента. Определяющий фактор свободного поведения — это разум, не замутненный предрассудками и аффектами, лежащий в основе произвольности выбора и вариативности решений. Своеобразие иерархии целей и задач свободного человека наиболее полно проявляется в кризисных ситуациях, когда необходимо принимать ответственные и безотлагательные решения, которые часто не совпадают с ожиданиями других людей. [1,28]

Мотивация свободы может определять профессиональную деятельность управленца, т.к. у этой категории лиц существует определенный прогноз на профессиональное развитие и имеются перспективные  планы и задачи, преобладающие  над текущими процессами профадаптации. Ради достижения дальних целей и  перспектив развития структура мотивационно-потребностной  системы человека может перестраиваться  с помощью своеобразных внутренних мотивационных регуляторов —  свободы и воли — и за счет торможения активности на основе текущих  потребностей и задач. Таким образом, категория свободы связана с категорией воли, которая тормозит импульсивные инстинктивные и животные по существу формы поведения.

Под волей понимается способность встраивания особого интеллектуального плана между воздействием самой ситуации на человека и его ответным поведением, что обеспечивает субъекту возможность осознания необходимости того или иного действия, а также торможения импульсивных поведенческих актов, детерминированных непосредственными желаниями (Е.И. Рогов, 1995; В.А. Якунин, 1998). Воля, волевые действия и качества человека наряду с эмоциями и эмоциональными переживаниями составляют эмоционально-волевую сферу личности. К основным волевым качествам, обеспечивающим эффективность управленческой деятельности, можно отнести: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность и настойчивость, энергичность и инициативность. Целеустремленность — это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть за счет мобилизации сил на правильное определение путей, средств, способов и приемов своей деятельности. [5,11,28]

Самообладание характерно для людей, которые произвольно управляют своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Личности, которым свойственно самообладание, уравновешенны и последовательны. Самостоятельность рассматривается, как способность человека не поддаваться влиянию различных сил, могущих отвлечь его от достижения поставленной цели. Решительность — волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях жизни и деятельности, характеризующихся наличием определенных противоречий. Настойчивость является качеством личности, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

Внутренний мир, смысловая сфера  личности связывают ее с реальностью  и регулируют жизнедеятельность  согласно системе отношений личности с миром. В эту схему не укладываются проявления самодетерминации личности, когда она осуществляет не столько  внешнюю или внутреннюю регуляцию, сколько преодолевает внешнюю регуляцию  на основе осознанного выбора. Осознанный личностный выбор, в свою очередь, осуществляется на основе свободы и ответственности, о которых уже шла речь выше. [5,25,26,28]

Управленец, достигший заметных успехов  в своей деятельности, отличается четкой ориентацией в жизни, решительностью, способностью переломить неблагоприятный  ход событий, выйти из ситуации, вмешаться  в качестве активной действующей  силы в происходящее с ним. А это  обеспечивает внутренняя свобода человека. Ответственность выступает как  предпосылка внутренней свободы, поскольку, лишь осознавая возможность активного  изменения ситуации и его цену, человек может предпринять попытку  такого изменения. Особой чертой ответственности  являются возможность и способность  личности признавать свои ошибки и  брать на себя вину в случае неудач и неуспеха. Свобода и ответственность  противоречат функционированию системы  психологической защиты, о чем  пойдет речь ниже.

Современному обществу необходимы нравственно надежные руководители, способные на самосовершенствование, в т.ч. духовное. Нравственный руководитель осознает необходимость жить по моральным  заповедям, выверенным человеческим опытом. Именно на этом базируется принцип  правовой защищенности управленческой деятельности, т.к. управленческие решения  должны соответствовать не только действующим  правовым актам, но и нормам морали. Поэтому одним из основных требований к личности управленца должно стать  требование его нравственной устойчивости.

Таким образом, очевидны достаточно жесткие  требования к личности управленца и  руководителя, которым не всегда соответствуют личные качества работающих. Частичное соответствие личностных свойств руководителя перечисленным требованиям определяет степень успешности профессиональной деятельности управленца. Большинство специалистов, изучающих эффективность системы управления, соглашаются с тем, что личность руководителя — прежде всего, личность лидера, т.к. неспособность проявить в определенных ситуациях лидерские возможности однозначно приводит к снижению авторитета и эффективности профессиональной деятельности.[28]

Проблема психологических детерминант  лидерского поведения в настоящее  время окончательно не решена. Существуют три основные концепции происхождения  лидерских качеств руководителя (Л.К. Аверченко и др., 1997). Согласно первой — харизматической (от греч. — дар, благодать) — человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми. Вторая концепция — теории черт — настаивает на том, что личность сама приобретает необходимый набор качеств лидера: высокий интеллект, обширные знания, здравый смысл, инициативность, твердую уверенность в себе, целеустремленность и ответственность в сочетании со свободой и самоопределением. Сторонники этой теории считают, что достаточно выявить все эти качества, а затем необходимо организовать воспитание истинного лидера. Две названные «крайние» концепции были объединены в «синтетическую» теорию, согласно которой эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным, сформированным на основе необходимых индивидуальных свойств, и отражает накопленный жизненный опыт.

Информация о работе Психологические проблемы женщин менеджеров