Психологические проблемы женщин менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Психологические проблемы женщин-менеджеров, тема эта выбрана нами неслучайно. XXI век способен стать веком, когда женское лидерство будет востребовано, периодом, когда женское лидерство будет востребовано, считают многие исследователи менеджмента в США и Европе. Это позволит наконец-то разрушить этот пресловутый "стеклянный потолок", который вот уже не меньше трех десятилетий обсуждается исследователями и аналитиками и благодаря которому женщины - менеджеры не могут завоевать высоких должностных позиций в компаниях.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Замечено, что среди истинных руководителей  нет явных дураков. Интеллект  для них обязателен. Они даже могут  быть необразованны с точки зрения абстрактного интеллекта, но умение управлять  людьми или социальный интеллект  им присущ непременно. Очень важно  то, что большинство руководителей  склонны принимать решения индивидуально, не подчиняясь внешнему давлению. Интеллектуальная независимость - вот, что отличает настоящего руководителя. Кроме того, он эмоционально стабилен. На языке психологов это  ценное качество называется «инфарктоустойчивостью» - отсутствием страха и тревоги. Невротизм  руководителю противопоказан.  
Наверное, в вашем воображении уже возник образ преуспевающего мужчины, уверенного в себе руководителя или бизнесмена... Так и было до недавнего времени, пока на жизненной арене не появились деловые женщины, яркие личности, инициативные, энергичные, не боящиеся трудностей. Наше общество ещё далеко от стабильности, а ведь именно в устойчивом обществе женщина имеет больше шансов занять лидерские позиции. В нашем обществе женщина оказалась в парадоксальной ситуации: на неё взвалили всю ответственность за семью, тогда как мужчина от семейной ответственности был отстранён. У женщин не было возможностей для функционирования вне семьи, возможностей для деловой активности.  
Сейчас на нашу почву всё больше переносится западная модель культуры, и появился ранее не существовавший тип деловой женщины. Но за всё надо платить - в новой роли женщины вынуждены отказаться от традиционных женских ценностей, принимая ценности традиционно мужские. Конфликт состоит в противоречии ценностей «семья, дом, любовь» и ценностей независимости и роста. Занимая руководящий пост, они всеми силами старались упразднить в себе лидера, потому что беспрекословное послушание вышестоящим лицам было несовместимо с такими качествами настоящего лидера, как азарт, инициатива, строптивость, в конце концов, в силу этих причин многие были, сродни секретаршам.[6,10,22] 
Восхождение по лестнице успеха оказалось делом тяжёлым и небезопасным. Деловая женщина должна постоянно доказывать себе и окружающим, что занимается именно своим делом. Примерно 1/3 всех нервных расстройств у бизнес-леди происходит от столкновения их роли руководителя на работе и исполнителя дома. Оба автора пришли к выводу, что главная помеха деловой карьеры многих женщин - в неумении девочек, а затем и женщин ладить между собой, «играть в команде», быть снисходительными к недостаткам других людей.  
Но у женщины есть ряд преимуществ, реализовав которые, она может стать успешным руководителем.

Женщины по результатам психологических  исследований склонны к выбору относительно более легких и менее устойчивых целей. Некоторые из них отличаются значительной ситуационной обусловленностью и меньшей настойчивостью в реализации намеченной цели. Однако ряд исследователей предсказывает стремительный рост числа женщин-менеджеров в скором будущем. Возможно, это связано с  тем, что женщины используют более  гибкие стратегии взаимодействия с  окружающими по сравнению с мужчинами; они отличаются обычно мягкостью  и корректностью в общении  с подчиненными, их способ взаимодействия можно охарактеризовать как более осторожный и осмотрительный, социально менее конфликтный.

Важным биографическим показателем  признается качественное образование  руководителей. По данным японских исследователей, типичный японский менеджер имеет университетский  диплом, а иногда и два. Многие российские менеджеры также имеют и гуманитарное, и экономическое образование. Высшее образование обеспечивает не только высокий уровень профессиональной и научной подготовки специалиста, но и общей культуры руководителя, а также его осведомленности  во многих вопросах, не имеющих непосредственного  отношения к конкретному  производству.[28]

Женщины свободнее выражают свои эмоции и чувства, в том числе с  лицами противоположного пола, они  располагают большим диапазоном межличностных дистанций, каждая из которых показывает определенный уровень близости с человеком (D. Forsyth, 1990). Вследствие большей социальной ориентированности женщины четче осознают те хрупкие связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Женский стиль общения связан с такими межличностными отношениями, для которых характерны подчиненные, либо социально желательные стратегии поведения, демонстрируя которые женщина опирается в большей степени на интуицию). [20]

Женщина-лидер обладает более тонким социальным интеллектом, она тоньше ощущает нюансы отношений, в том  числе и отношение к себе. Она  умеет оценивать и прогнозировать поведение других людей. Правда, её больше, чем мужчин, подстерегает опасность  пойти наповоду у своих эмоций. А истеричность и лидерство - есть вещи несовместимые. 
Женщина обладает большей контактностью и практичностью мышления. Если мужчина склонен строить долгосрочные планы, рассчитывать на долгосрочную перспективу, то женщина предпочитает конкретно гарантированный результат, «здесь и сейчас». Частота нервно-психических расстройств у женщин выше, чем у мужчин, что объясняют реакцией первых на ролевую перегрузку. Среди женщин распространенность пограничных психических расстройств в 2-2,5 раза выше, чем среди мужчин. Эта закономерность особенно выражена в возрасте 30-50 лет и проявляется во всех социально-профессиональных группах населения. У женщин развитых стран чаще отмечаются невротические, депрессивные и инволюционные расстройства, а у мужчин - психопатические расстройства и алкогольные психозы. Статистические данные о более редких у мужчин депрессивных расстройствах К. Вреденберг с соавторами объясняют тем, что для мужчин жалобы на эти состояния неприемлемы с гендерных позиций. Поэтому они не обращаются за профессиональной помощью, а пытаются бороться с ней сами с помощью наркотиков и алкоголя или попросту игнорируя ее. [16,20]

Женщина лучше мужчины контролирует свои и чужие ошибки; она, как правило, лучше формулирует свои мысли  и выражает идеи. Замечено, что она  меньше, чем мужчины реагирует  на ухаживания и сексуальные притязания в деловых отношениях. Она чётко  различает дело и развлечения.  
Один из главных подводных камней на пути развития карьеры деловой женщины - нехватка глобального, обзорного взгляда на проблему, более развитый консерватизм, тенденция погрязать в мелочах и эмоциях, вязнуть в системе человеческих отношений.

Считается, что женщины больше внимания уделяют своему здоровью. Так, в исследовании Р. А. Березовской (2001), изучавшей менеджеров, было выявлено, что терминальная ценность здоровья у женщин значимо выше и  занимает среди прочих ценностей  первое место (у мужчин - лишь четвертое). Это видно и из статистики, согласно которой 24 % женщин и 15 % мужчин подчеркивали важную роль здоровья для обеспечения  полной и активной жизни, а считали, что хорошее здоровье является важным средством достижения успеха в профессиональной деятельности 27 % женщин и 12 % мужчин. Начинают задумываться о своем здоровье на более ранних этапах возникновения  заболевания 30 % женщин и 16 % мужчин; для  последних характерно откладывать  обращение к врачу до последнего момента. [20]

 

Обобщенная оценка приведенных  качеств позволяет предположить, что основной фокус неудовлетворенности  расположен в зоне повышенной эмоциональности, которая воспринимается как тормоз для общего дела. Но хотелось бы заметить, что именно повышенная эмоциональность обеспечивает женщинам-менеджерам преимущества, которые они не всегда осознают.

Черты, способствующие успеху в бизнесе  женщин-менеджеров, в обобщенном виде можно представить следующим  образом:

умение налаживать контакты с людьми, любовь к людям;

добросовестность и ответственность;

умение доводить начатое до конца;

стремление все понять самой  и научиться;

интуиция:

удачливость;

"Калейдоскопное мышление", предрасположенность к лидерству, адекватность самооценки и склонность к воспитательному поведению.

Феномен " калейдоскопного мышления" — это умение отойти от устоявшихся  стереотипов и взглянуть на проблему под новым углом, используя всю собранную предварительную информацию. Подобное мышление отличается от "прицельного мышления" тем, что не застревает на каком-то одном аспекте проблемы и не концентрируется при любых условиях только на определенных способах решения проблемы.

Склонность к лидерству, как  черта женщин-менеджеров, проявилась в том, что более 60% из них до того, как заняли ведущие посты в  фирмах, были или партийными, или  комсомольскими, или общественными  лидерами, тем самым, пройдя стадию формирования потенциала лидерства в других сферах деятельности, навыки которой были потом перенесены в предпринимательство. Если это неформальное лидерство, то женщины обладали способностью быть такими лидерами.

Адекватность самооценки гораздо  более важный психологический "допуск" к занятию менеджерской позиции в фирме, чем может показаться на первый взгляд. Именно адекватность помогает воспринимать поражения и не винить в этом других, а также обусловливает умение преодолевать трудности и смириться со сравнительно долгим ожиданием результатов своих усилий.

Историческая склонность женщин к  воспитательному поведению позволяет  актуализировать потенциал тех работников в фирме, которые, на первый взгляд, не могут быть эффективными. Умение убедить людей, что их усилия необходимы, как ничто другое способно обеспечить "мотивационное включение" сотрудников и помочь им в овладении эффективными стратегиями.[32,33,34,35,37]

Эти характеристики личностного потенциала женщин-менеджеров необходимо, на наш  взгляд, дополнить такой особенностью личностной структуры, как приоритет  действия над анализом..

" Есть ли это результат "естественного отбора" или успеха в бизнесе достигают "действующие типы" - пока определенно заключить сложно, но это интересный материал для будущих исследований социологов и психологов. Может быть, действительно успех в бизнесе достигается за счет "оформления" одних и отмирания других психологических черт.

[40]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Помощь при преодолении психологических проблем.

 

Первое направление — профилактика как смягчение действия организационных  и ролевых факторов риска выгорания  на уровне всей организации (фирмы) в  целом. Это касается таких аспектов, как:

-   корпоративное развитие и сплочение рабочих команд;

-  развитие высокой организационной культуры и «здоровой» атмосферы в трудовом коллективе;

-  профессиональная и административная поддержка;

-   эффективное руководство, адекватное уровню (этапу) организационного развития фирмы и персонала;

-  стандарты формального и неформального поведения в организации;

-  корпоративная лояльность и карьерный рост персонала;

-  справедливая политика компании относительно продвижения по служебной лестнице (карьерного роста), отсутствие дискриминации на основе национальности/ расы, пола, возраста;

-   четкая и «прозрачная» (справедливая) система штрафов и поощрений;

-  четкость должностных обязанностей и легитимность власти.

Второе направление — психологическое вмешательство в процесс восстановления психоэнергетических ресурсов и профессиональной мотивации управленческого персонала. Основные задачи психологической помощи:

-   психологическая разгрузка менеджеров;

-   психокоррекция личностных деформаций, приобретенных вследствие выгорания;

-   обучение «здоровому копингу» — конструктивным моделям преодолевающего поведения:

-  развитие менеджерских умений (расширение репертуара управленческих действий и стратегий):

-   повышение коммуникативной компетентности, сензитивности (эмпатии) и коммуникативных умений;

-   развитие навыков релаксации, саморегуляции и самоконтроля;

-   формирование позитивных и активных жизненных установок;

-   развитие творческого потенциала;

-   активизация мотивации самоактуализации и личностного роста;

-   планирование личной и профессиональной карьеры;

-  индивидуальное консультирование по вопросам здорового образа жизни и питания.

Формы психологической помощи могут  быть как индивидуальными, так и  групповыми — в виде лекций, практических семинаров, профессиональных консультаций и тренингов. Стратегия психологической  помощи против профессионального выгорания  должна быть частью корпоративной программы  по психологическому обеспечению здорового  труда и отдыха управленческого  персонала. В целях сохранения «человеческих  ресурсов» организации специализированные программы «антивыгорания» должны включаться в общую (корпоративную) концепцию управления и развития персонала.[28]

Управление своим психическим  здоровьем предполагает тренировку собственной психики, раскрытие  ее резервов и развитие, совершенствование  психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание в  себе дисциплины ума и чувств. Следует  учить человека активной, осознанной, с ясным пониманием ее целей и  характера воздействия психической  саморегуляции, овладению ее техникой и приемами как неотъемлемого  компонента культуры поведения. Современный  руководитель должен быть уверен в  собственных силах, присущих ему  возможностях и уметь ими распорядиться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять  своей психикой и держать ее под  контролем помогают человеку защитить себя от бытовых и профессиональных стрессов.

В западной литературе довольно широко представлены исследования профессионального  здоровья руководителей, основной акцент в которых делается на изучении управленческого  стресса и способов его преодоления. Так, например, в исследовании Дж. и  Р. Узим (1958), проведенном методом  глубинного интервью, с отобранными  по случайной выборке 75 успешными  руководителями среднего звена, изучался уровень стресса в значимых для индивида сферах деятельности, сопряженных с профессиональной ролью. При сравнении наиболее успешных менеджеров с общей совокупностью руководителей выяснилось, что уровень переживаемого стресса был у них наименьшим. Авторы объясняют это тем, что успешные менеджеры воспринимали стрессовые ситуации как «вызов», стимулирующий их действия, а также такой отличительной особенностью их поведения, как гибкость. Причем в гибкости выделялись три составляющие: толерантность к иррациональным действиям вышестоящих работников, принятие риска, диссоциация прошлых трудностей и текущих интересов (т. е. «забывание» прошлых ошибок и проблем).

Информация о работе Психологические проблемы женщин менеджеров