Психологические проблемы женщин менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Психологические проблемы женщин-менеджеров, тема эта выбрана нами неслучайно. XXI век способен стать веком, когда женское лидерство будет востребовано, периодом, когда женское лидерство будет востребовано, считают многие исследователи менеджмента в США и Европе. Это позволит наконец-то разрушить этот пресловутый "стеклянный потолок", который вот уже не меньше трех десятилетий обсуждается исследователями и аналитиками и благодаря которому женщины - менеджеры не могут завоевать высоких должностных позиций в компаниях.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 151.50 Кб (Скачать документ)

В заключение отметим, что в настоящее  время на западных предприятиях общее  количество программ сохранения и укрепления профессионального здоровья постоянно  растет, за исключением периодов экономического спада. В России также отмечаются растущий интерес на предприятиях к  превентивным программам и осознание  их необходимости. Нередко индустриальные менеджеры сами выступают инициаторами превентивных программ. Однако не следует  забывать о проблеме сопротивления  реализации профилактических программ на рабочих местах. В качестве причин такого сопротивления называют: эмоциональное  отвержение; страх неизвестного; сложность  или «ненаучность» психологических  методов и подходов с точки  зрения представителей технических  дисциплин; общее сопротивление  инновациям и страх перед психическими болезнями. Таким образом, одним  из решающих факторов внедрения и  использования профилактических программ в организации выступает отношение  к ним высшего руководства, которое, как можно предположить, во многом основано на отношении менеджеров к  своему здоровью.

 

 

 

Глава 2. Исследование личности женщин- менеджеров.

2.1 . Организация исследования

 

В России сейчас происходит развитие и формирование профессиональной управленческой культуры. В связи с этим наблюдается  повышенный интерес к личности руководителя. Так как от его организаторских, интеллектуальных, коммуникативных, предпринимательских, и личных качеств зависит продуктивность, профессионализм сотрудников и  микроклимат в организации. Совершенно закономерным является тот факт, что  личность современного менеджера представляет интерес для психологов. Кроме  того, само общество претерпевает значительные изменения, например, роль женщины, теперь не сводится только к сидению дома и созданию семейного уюта. Женщины все чаще появляются на высокопоставленных должностях, в русский язык вошло новое слово «бизнес-леди».

 

1.Цель  нашей курсовой работы   -  изучить особенности психологических проблем женщин - менеджеров.

2. Задачи исследования:           

    1. Изучить зарубежную и отечественную литературу, которая освещает данную тему.
    2. Провести исследование по выбранным методикам, выявить показатели по нейротизму и экстраверсии, выявить уровень мотивации, провести диагностику на выявление степени боязни неудачи.
    3. Получить  результаты исследования и сделать  вывод.

Объект исследования :  30 женщин-менеджеров высшего звена в возрасте от 25-59 лет.

 

Предмет исследования: особенности  личностных черт женщин – менеджеров высшего звена, влияющие на успешность их профессиональной деятельности.

 

3. База исследования: Две успешные  компании существующие на рынке  уже более 15 лет, компания «Связной»  откуда были приглашены 15 участниц  и компания «ЛСР Групп»,откуда  также для исследования были  приглашены 15 участниц. Кроме данного,  в числе критериев профессиональной  успешности женщин предпринимателей  можно определить  опыт работы, должность (топ-позиция), уровень  дохода, преобладание профессионально  направленного общения.

 

4.  Гипотеза исследования: 

1. У профессионально успешных  женщин высокие показатели по  нейторизму и экстраверсии.

2.У успешных женщин высокие  мотивационные показатели.

 

5.Методы  и методики исследования:

1. Пятифакторная модель личностных  характеристик (опросник NEO-FFI).

2.Опросник «Шкала поведения  на создание полезных контактов»

3. Методика  диагностики личности  на мотивацию к успеху Т.  Элерса.

4. Методика А.А. Реана на мотивацию  к успеху и боязни неудачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.  Обоснование методов исследования.

 

1. Пятифакторная модель личностных  характеристик 

(опросник NEO-FFI).[29]

Обоснование выбора методики : Определив  наиболее ярко выраженные у данной выборки женщин – менеджеров качества, мы сможем определить те качества, которые  влияют на профессиональную успешность менеджера.

Опросник представляет  : Выбранный нами опросник содержит 60 утверждений, на которые респондент может дать пять вариантов ответа: абсолютно не согласен, не согласен, не могу решить, согласен с утверждением, полностью согласен.  Каждый из предложенных вариантов ответов,  получает некое количество баллов (от 1 до 5). Далее, путем сравнения со средними величинами и нормативами можно определить степень выраженности того или иного качества у одного испытуемого или по выборке в целом.

Обработка и интерпретация  результатов: Обработка данных и присвоение баллов за тот или иной ответ происходит по совпадению с ключом.

Значение по шкале подсчитывается так, что ответы на прямые утверждения (от 0 до 4, при этом ПНС = 0, НС = 1, Б = 2, С = 3 и ПС = 4) просто суммируются, а ответы на обратные утверждения сначала перекодируются по схеме "0"="4", "1"="3", "2"="2", "3"="1", "4"="0", а потом тоже суммируются и прибавляются к сумме, полученной по прямым утверждениям. 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2.

Нормативные данные по опроснику «Пятифакторная модель личности»

(Д. Люсин 219 чел- выборка студентов  и др.)

 

  Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовестность

Среднее значение

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

Стандартное отклонение

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опросник   «Шкала поведения на создание полезных контактов».[26]

 

 Обоснование выбора методики : Определение показателей по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров и характеристика группы испытуемых,  основным критерием отбора которой явилась успешность профессиональной деятельности.  По результатам исследования мы определим те черты личности,  которые присущи  профессионально успешным женщинам-менеджерам высшего звена.

Обработка и интерпретация. Ответом  по каждому пункту методики является условный балл, цифра, которая обозначает один из возможных вариантов ответов. Обработка результатов достаточно проста. Чем большее количество баллов набрал испытуемый, тем более его поведение ориентировано на создание полезных контактов. 

 Анализируя данные по группе, можно описать  уровень направленности  поведения на создание социально  полезных контактов у успешных  женщин менеджеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В таблице №1 представлены средние  значения и стандартные отклонения по каждой из шкал для данной выборки.

Таблица № 1.

Результаты диагностики «Шкала поведения на создание полезных контактов»

  Шкалы опросника

Поддержание контактов

Общение

Вовлеченность в профессиональную активность

Участие в жизни церкви и общества

Рост кругозора

Среднее значение

19.296

18.481

20.604

17.611

16.373

Стандартное отклонение

4.312

4.445

6.643

7.906

7.653


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методика  диагностики личности  на мотивацию к успеху Т. Элерса.[41]

 

Обоснование выбора методики: Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса. Личностный опросник. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Опросник  представляет  собой: Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам.

Обработка и интерпретация результатов: обработка по «ключу» (см в Приложении) Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Анализ результата:

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация  к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень  мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий  уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий  уровень мотивации к успеху.

 

4.Методика диагностики личности  на мотивацию к успеху и  боязни неудачи. ( опросник Реана  А.А.)[30]

Обоснование выбора методики : Определение  мотивации к успеху  и боязни неудачи. С помощью опросника  определяется та или иная степень  мотивации.

Обработка и интерпретация  результатов  : За каждое совпадение с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов. 
Если количество набранных баллов от 1 до 7 , то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). 
Если количество набранных балов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). 
Если количество набранных балов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Полученные результаты.

 

1. Пятифакторная модель личностных характеристик (опросник NEO-FFI)

Результаты по  экспериментальной  выборке женщин – менеджеров показаны в таблице №2. В таблице №3 представлены нормативные данные по опроснику, полученные Люсиным на выборке студентов.  Мы представили обе таблицы с  целью максимально полного сравнения  и характеристики профессионально  значимых личностных черт женщин –  менеджеров. По социальным параметрам две выборки отличны, во-первых, возрастным статусом испытуемых,  во-вторых, уровнем  профессиональной активности, успешности и уровнем профессиональной самореализации. Следовательно, превышение значений  нормы   по тому или иному параметру  опросника «Пятифакторная модель личности»  может говорить о профессионально  значимых личностных качествах. И, напротив, сохранение   значений в пределах нормы говорит о их минимальной  значимости с точки зрения профессиональной успешности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица № 3.Результаты диагностики по опроснику «Пятифакторная модель личности»

 

  Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

29.166

49.500

42.066

44.566

47.833

Стандартное отклонение

8.416

7.309

7.272

7.004

7.227


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2.

Нормативные данные по опроснику «Пятифакторная модель личности»

(Д. Люсин 219 чел- выборка студентов  и др.)

 

  Шкалы опросника

Нейротизм

Экстраверсия

Открытость опыту

Дружелюбие

Добросовест-ность

Среднее значение

21,21461

28,0274

25,85845

28,87215

28,65753

Стандартное отклонение

6,821079

6,204406

5,594317

5,819305

6,604598


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировав обе таблицы, мы пришли к выводу, что в группе женщин-менеджеров присутствует превышение значений нормы  по каждому из параметров пятифакторной  модели личности.  Следовательно, речь во-первых, идет о ином уровне развития личностных черт, что может быть обусловлено как профессиональным, так и возрастным статусом испытуемых. Далее, в зависимости от степени  превышения значениями определенных  черт показателей нормы, мы  определили пропорциональную представленность данных  черт  в структуре личности профессионально  успешных женщин-менеджеров.

В порядке убывания личностные качества, характеризующие успешных женщин-менеджеров расположены следующим образом: экстраверсия-85%, добросовестность-70%, открытость опыту-65 % ,дружелюбие -50% и нейротизм -45%. Причем, показатели нейротизма лишь ненамного превышают показатели нормы (на 7.952 балла).  То есть, говорить о значимом превышении, характеризующем профессионально значимое качество нельзя.  При анализе данного опросника мы не выделили возрастных подгрупп и подгрупп по параметру опыта работы, в связи с тем, что средние данные по каждому из пяти параметров у них значимо не различаются. Итак, основными личностными чертами,  женщин-менеджеров, влияющими на успешность их профессиональной деятельности являются  экстраверсия,  добросовестность и открытость опыту. Большое значение имеет,  также,   дружелюбие.

 Стоит отметить, также, превышение  значениями стандартных отклонений  в группе женщин-менеджеров значений  стандартных отклонений для группы  студентов, определяющих нормативные  показатели в   исследовании.   Высокие показатели стандартных  отклонений характеризуют больший  разброс значений по группе, что  говорит о большей степени  индивидуализации  и меньшей степени  типизации личностных черт для  успешных  менеджеров вне зависимости  от опыта работы и возрастного  статуса.  Таким образом, высокую степень индивидуальности также можно отнести к характерным личностным чертам женщин-менеджеров.

Информация о работе Психологические проблемы женщин менеджеров