Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа
Психологические проблемы женщин-менеджеров, тема эта выбрана нами неслучайно. XXI век способен стать веком, когда женское лидерство будет востребовано, периодом, когда женское лидерство будет востребовано, считают многие исследователи менеджмента в США и Европе. Это позволит наконец-то разрушить этот пресловутый "стеклянный потолок", который вот уже не меньше трех десятилетий обсуждается исследователями и аналитиками и благодаря которому женщины - менеджеры не могут завоевать высоких должностных позиций в компаниях.
2. Опросник «Шкала поведения
на создание полезных
В таблице №1 представлены средние значения и стандартные отклонения по каждой из шкал для данной выборки.
Таблица 1.
Результаты диагностики «Шкала поведения на создание полезных контактов»
Шкалы опросника |
Поддержание контактов |
Общение |
Вовлеченность в профессиональную активность |
Участие в жизни церкви и общества |
Рост кругозора |
Среднее значение |
19.296 |
18.481 |
20.604 |
17.611 |
16.373 |
Стандартное отклонение |
4.312 |
4.445 |
6.643 |
7.906 |
7.653 |
Наиболее значимым параметром социально-полезных взаимодействий для успешных менеджеров является «вовлеченность в профессиональную активность», далее следуют «поддержание контактов» и «общение» и на последних по значимости местах находятся «участие в жизни церкви и общества» и «рост кругозора».Полученные данные говорят о том, что для успешных женщин-менеджеров у 80 % женщин наиболее характерна ориентация на профессию, на профессиональное общение в ущерб участию в жизни общества в целом и росту кругозора в сочетании с личностным ростом. Таким образом, в общении женщин – менеджеров присутствует, описанная MacCall жесткая ориентация на профессию с профессиональную активность.
3.Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Исследование показало, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.
Интерпретируя результаты мы установили следующее :
70 % опрошенных женщин набрали от 11 до 16 баллов- что говорит о средним уровень мотивации;
30 % женщин набрали от 17 до 20 баллов – у них умеренно высокий уровень мотивации.
4.Методика диагностики
Мотивация на успех относится к позитивной
мотивации. При такой мотивации человек,
начиная дело, имеет в виду достижение
чего-то конструктивного, положительного.
В основе активности человека лежит надежда
на успех и потребность в достижении успеха.
Такие люди обычно уверенны в себе, в своих
силах, ответственны, инициативны и активны.
Их отличает настойчивость в достижении
цели, целеустремленность.
Мотивация на неудачу относится к негативной
мотивации. При данном типе мотивации
активность человека связана с потребностью
избежать срыва, порицания, наказания,
неудачи. Вообще в основе этой мотивации
лежит идея избегания и идея негативных
ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее
боится возможной неудачи, думает о путях
избегания этой гипотетической неудачи,
а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно
отличаются повышенной тревожностью,
низкой уверенностью в своих силах. Стараются
избегать ответственных заданий, а при
необходимости решения сверхответственных
задач могут впадать в состояние, близкое
к паническому. По крайней мере, ситуативная
тревожность у них в этих случаях становится
чрезвычайно высокой. Все это, вместе с
тем, может сочетаться с весьма ответственным
отношением к делу.
Интерпретируя результаты мы установили следующее :
80 % женщин участвующих в
баллы от 14 до 20, у них диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
У 20 % женщин сумма балов
составила12 - 13, у них имеется определенная
тенденция мотивации на успех.
2.4 Выводы по проведённому исследованию.
Цель нашей курсовой работы
- изучить особенности
В результате проделанной работы мы получили возможность составить определенный психологический портрет успешной женщины-менеджера.
В начале описания необходимо
отметить, что данный портрет
характерен для выборки в
Первое, что можно отметить, это жесткая ориентация на профессиональное общение и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера и особенно менеджера высшего звена предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии. Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности. Это ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части в рамках профессии. Рост кругозора в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются и сохраняются в большей части в рамках профессиональной деятельности.
В ситуации, когда профессия становится стилем жизни, а сама жизнь зачастую посвящена работе, преимущественно развиваются те личностные черты, которые профессиональной же деятельности и способствуют.
Генеральной функциональной
обязанностью менеджера является
руководство, и руководство
людьми в том числе. А оно
предполагает высокий уровень
коммуникабельности, ориентацию на
окружающих, умение понимать людей,
работать в команде,
Анализируя опросник «Пятифакторная
модель личности», мы отметили преобладание
значений именно по тем чертам, которые
позволяют менеджеру успешно
справляться со своими обязанностями.
Это высокий уровень
Еще один значимый показатель, это низкий уровень нейротизма, такой показатель имеется у 90 % опрошенных женщин ,предполагающий высокую устойчивость нервной системы к внешним воздействиям. Именно этот показатель определяет такие важнейшие качества успешного менеджера как стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость и уверенность, что позволяет ему обрабатывать огромный поток информации, успешно общаться со многими людьми.
Итак, психологический портрет успешной женщины-менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости
профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия. Подобное сочетание личностных качеств позволяет максимально эффективно исполнять функции руководства и достигать высокой степени профессиональной успешности и самореализации.
Анализируя методику на мотивацию
большинство женщин набрали от 14 баллов
и выше, из чего следует что у них
достаточно высокая положительная мотивация
на успех. Мотивация на успех относится
к позитивной мотивации. При такой мотивации
человек, начиная дело, имеет в виду достижение
чего-то конструктивного, положительного.
В основе активности человека лежит надежда
на успех и потребность в достижении успеха.
Такие люди обычно уверенны в себе, в своих
силах, ответственны, инициативны и активны.
Их отличает настойчивость в достижении
цели, целеустремленность.
3.Заключение.
Профессиональный менеджер, как
и профессионал в любой другой
области, понимает
В связи с изменениями, происходящими в обществе и экономической жизни страны, в последние годы существенно возросло количество женщин – менеджеров и предпринимателей. Однако, несмотря на все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной самореализации, до сих пор не исследованы.
Таким образом, проведенное исследование
особенностей личностных черт женщин-менеджеров,
влияющих на уровень их профессиональной
успешности является актуальным. В
ходе исследования мы достигли своей
цели – выделили и описала профессионально
значимые черты женщин – менеджеров
высшего звена. По результатам исследования
можно сделать следующие
Таким образом, гипотеза, выдвинутая
нами в начале исследования, подтвердилась
лишь частично. Действительно, у женщин-менеджеров
в числе профессионально
В общем, сочетание личностных
черт успешных женщин – менеджеров
максимально соответствует
Полученные нами данные могут найти свое применение в профессиональном отборе на позиции менеджера или менеджера высшего звена, либо при организации и проведении ассессмент-центров для менеджеров. Полученные данные могут быть нормативными для аналогичных выборок. Данные нашего исследования восполняют определенный пробел в научной литературе и дают представление о личностных профессионально значимых особенностях женщин – менеджеров высшего звена.
Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов.
Женщины-менеджеры при оценке достижений различают собственно личные достижения и достижения фирмы. Последние не вызывают у них чувство удовлетворения, но свои собственные достижения их вполне устраивают: "Лично для себя я достигла того, что хотела, - замечает одна из женщин-менеджеров. Относительно компании существует целый ряд объективных причин. Мы много чего не сделали вовремя".
В целом позитивное восприятие себя и высокая оценка уровня своих достижений, однако, не приводит к отказу "изменения" у себя тех свойств, которые мешают успешному бизнесу. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75% женщин назвали излишнюю мягкость; желательным вектором изменения - формирование психологической дистанции с персоналом и изменения практики санкционирования.
успешная женщина-менеджер умеет, прежде всего, продуктивно регулировать процесс перемен, необходимый для оптимальной организации ее деятельности, т.е. является "мастером перемен". Это непростое умение, формирование которого происходит постепенно и требует определенных качеств, лежащих в основании данного свойства. Поэтому картина преимуществ складывается, на наш взгляд, из личностных свойств, которые не всегда осознаются самими женщинами-менеджерами.
Информация о работе Психологические проблемы женщин менеджеров