Психологические проблемы женщин менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Психологические проблемы женщин-менеджеров, тема эта выбрана нами неслучайно. XXI век способен стать веком, когда женское лидерство будет востребовано, периодом, когда женское лидерство будет востребовано, считают многие исследователи менеджмента в США и Европе. Это позволит наконец-то разрушить этот пресловутый "стеклянный потолок", который вот уже не меньше трех десятилетий обсуждается исследователями и аналитиками и благодаря которому женщины - менеджеры не могут завоевать высоких должностных позиций в компаниях.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 151.50 Кб (Скачать документ)

 

2. Опросник   «Шкала поведения  на создание полезных контактов».

В таблице №1 представлены средние  значения и стандартные отклонения по каждой из шкал для данной выборки.

Таблица 1.

Результаты диагностики «Шкала поведения на создание полезных контактов»

  Шкалы опросника

Поддержание контактов

Общение

Вовлеченность в профессиональную активность

Участие в жизни церкви и общества

Рост кругозора

Среднее значение

19.296

18.481

20.604

17.611

16.373

Стандартное отклонение

4.312

4.445

6.643

7.906

7.653


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наиболее значимым параметром социально-полезных взаимодействий для успешных менеджеров является «вовлеченность в профессиональную активность», далее следуют «поддержание контактов» и «общение» и на последних  по значимости местах находятся «участие в жизни церкви и общества» и «рост кругозора».Полученные данные говорят о том, что для успешных женщин-менеджеров у 80 % женщин наиболее характерна ориентация на профессию, на профессиональное общение в ущерб участию в жизни общества в целом и росту кругозора в сочетании с личностным ростом.  Таким образом, в общении женщин – менеджеров присутствует, описанная MacCall жесткая ориентация на  профессию с профессиональную активность.

 

 

3.Методика  диагностики личности  на мотивацию к успеху Т. Элерса.

 

Исследование  показало, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех  и имеющим большие надежды  на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех  и имеют высокую готовность к  риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую  готовность к риску, но высокую мотивацию  к избеганию неудач (защиту). И  наоборот, когда у человека имеется  высокая мотивация к избеганию  неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

Интерпретируя результаты мы установили следующее :

70 % опрошенных женщин набрали  от 11 до 16 баллов- что говорит о средним уровень мотивации;

30 % женщин набрали от 17 до 20 баллов  – у них  умеренно высокий  уровень мотивации.

 

4.Методика диагностики личности  на мотивацию к успеху и  боязни неудачи. ( опросник Реана  А.А.)

 

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. 
Мотивация на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. 
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние, близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.

Интерпретируя результаты мы установили следующее :

80 % женщин участвующих в исследовании  показали достаточно высокие 

баллы от 14 до 20, у них диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

 У 20 % женщин  сумма балов  составила12 - 13, у них имеется определенная тенденция мотивации на успех. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Выводы по проведённому  исследованию.

 

Цель  нашей курсовой работы   -  изучить особенности психологических  проблем женщин - менеджеров.

В результате проделанной работы мы получили возможность составить  определенный психологический портрет  успешной женщины-менеджера.

 В начале описания необходимо  отметить, что данный портрет  характерен для выборки в целом  вне зависимости от возраста  и опыта работы испытуемых. Таким  образом, он обусловлен требованиями  профессии «менеджер». Вторая ремарка,  которая необходима в данном  случае, это акцент на гендерные  особенности. Речь идет именно  о женщинах,  высокопрофессиональных, успешно конкурирующих с мужчинами.  Итак, речь идет о профессионально обусловленном психологическом портрете успешной женщины-менеджера. 

Первое, что можно отметить, это  жесткая ориентация на   профессиональное общение  и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера  и особенно менеджера высшего  звена  предполагают зачастую ненормированный  рабочий день и максимум времени  и усилий, посвящаемых профессии.  Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности.  Это  ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни  церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части  в рамках профессии. Рост кругозора  в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются  и сохраняются в большей части  в рамках профессиональной деятельности.

В ситуации, когда профессия становится стилем жизни, а сама жизнь зачастую посвящена работе,  преимущественно  развиваются те личностные черты, которые  профессиональной же деятельности и  способствуют.

 Генеральной  функциональной  обязанностью  менеджера является  руководство, и руководство   людьми в том числе. А оно  предполагает высокий уровень  коммуникабельности, ориентацию на  окружающих, умение понимать людей,  работать в команде, доброжелательность  по отношению к окружающим.  Огромное значение имеют, также,  стрессоустойчивость и эмоциональная  устойчивость (или психологическая  неуязвимость).

 

Анализируя опросник «Пятифакторная модель личности», мы отметили преобладание значений именно по тем чертам, которые  позволяют менеджеру успешно  справляться со своими обязанностями. Это высокий уровень экстраверсии, у 85 % женщин предполагающий ориентацию на окружающих, учет их мнений в принятии решений, искренний интерес к их личности. Экстраверты хорошо работают в команде, они великолепные коммуникаторы. Далее, это высокая добросовестность и открытость опыту, наблюдается у 75 % опрошенных женщин ,предполагающая возможность эффективного обучения и развития. Но поскольку общение осуществляется преимущественно в профессиональном ключе, то речь идет о эффективности приобретения именно профессионального опыта.

 Еще один значимый показатель, это низкий уровень нейротизма, такой показатель  имеется у 90 % опрошенных женщин ,предполагающий высокую  устойчивость нервной системы к внешним воздействиям. Именно этот показатель определяет такие важнейшие качества успешного менеджера как стрессоустойчивость,  эмоциональная устойчивость  и уверенность, что позволяет ему обрабатывать огромный поток информации, успешно  общаться со многими людьми.

Итак, психологический портрет  успешной женщины-менеджера высшего  звена представлен сочетанием следующих  качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости

профессиональному опыту в сочетании  с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия. Подобное сочетание личностных качеств позволяет максимально эффективно исполнять функции руководства и достигать высокой степени профессиональной успешности и самореализации.

 

Анализируя методику на мотивацию большинство женщин набрали от 14 баллов и выше, из чего следует  что  у них достаточно высокая положительная мотивация на успех. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверенны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. 

3.Заключение.

 

 Профессиональный менеджер, как  и профессионал в любой другой  области, понимает определенные  принципы, выполняет определенные  задачи и поддерживает определенные  планки стандартов. Совокупность  этих элементов и делает менеджера  профессионалом. Высокий профессионализм,  в свою очередь,  зиждется на  совокупности личностных черт, позволяющих  менеджеру  достичь максимального  профессионального роста и профессиональной  самореализации.

В связи с изменениями, происходящими  в обществе и экономической жизни  страны, в последние годы существенно  возросло количество женщин – менеджеров и предпринимателей.   Однако, несмотря на все возрастающее количество женщин - высокопрофессиональных  менеджеров, их личностные характеристики, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и уровень профессиональной самореализации,  до сих пор не исследованы.

Таким образом, проведенное исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров, влияющих на уровень их профессиональной успешности является актуальным. В  ходе исследования мы достигли своей  цели – выделили и описала профессионально  значимые черты женщин – менеджеров высшего звена. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

    1. в психологической литературе широко представлены разнообразные исследования профессионально значимых особенностей и черт личности менеджеров - мужчин. Исследования личностных особенностей женщин менеджеров представлены в меньшей степени;
    2. в качестве базы исследования мы определили тридцать успешных женщин-менеджеров высшего звена, что позволило описать особенности личностных черт, влияющих на профессиональную успешность мы определили с помощью подобранных методик и уровень мотивации и боязни неудачи;
    3. «психологический портрет» успешной женщины – менеджера высшего звена  представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия, высокая мотивация.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась  лишь частично. Действительно, у женщин-менеджеров в числе профессионально значимых личностных качеств, присутствует высокий  уровень экстраверсии. Уровень   нейротизма ниже, чем уровень выраженности всех иных личностных черт, представленных в опроснике позволяет женщинам-менеджерам быть стрессо- и эмоционально устойчивыми, что определяет во многом профессиональную успешность, так же подтверждается и тот факт ,что у этих женщин по мимо выше перечисленного  есть  ярко положительная мотивация на успех.

В общем,  сочетание личностных черт успешных женщин – менеджеров максимально соответствует требованиям  профессии и обуславливает высокий  профессиональный рост и  профессиональную самореализацию.

Полученные  нами данные могут найти  свое применение в профессиональном отборе на позиции менеджера или  менеджера высшего звена, либо при  организации и проведении ассессмент-центров  для менеджеров. Полученные данные могут быть нормативными для аналогичных  выборок. Данные  нашего исследования восполняют определенный пробел в научной  литературе и дают представление  о личностных профессионально значимых особенностях женщин – менеджеров высшего звена.

 

Женщины проявляют больше терпимости и стремления к компромиссному примирению интересов.

Женщины-менеджеры при оценке достижений различают собственно личные достижения и достижения фирмы. Последние не вызывают у них чувство удовлетворения, но свои собственные достижения их вполне устраивают: "Лично для себя я достигла того, что хотела, - замечает одна из женщин-менеджеров. Относительно компании существует целый ряд объективных причин. Мы много чего не сделали вовремя".

В целом позитивное восприятие себя и высокая оценка уровня своих  достижений, однако, не приводит к отказу "изменения" у себя тех свойств, которые мешают успешному бизнесу. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75% женщин назвали  излишнюю мягкость; желательным вектором изменения - формирование психологической дистанции с персоналом и изменения практики санкционирования.

успешная женщина-менеджер умеет, прежде всего, продуктивно регулировать процесс перемен, необходимый для оптимальной организации ее деятельности, т.е. является "мастером перемен". Это непростое умение, формирование которого происходит постепенно и требует определенных качеств, лежащих в основании данного свойства. Поэтому картина преимуществ складывается, на наш взгляд, из личностных свойств, которые не всегда осознаются самими женщинами-менеджерами.

 

Информация о работе Психологические проблемы женщин менеджеров