Психологические проблемы женщин менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:30, курсовая работа

Описание

Психологические проблемы женщин-менеджеров, тема эта выбрана нами неслучайно. XXI век способен стать веком, когда женское лидерство будет востребовано, периодом, когда женское лидерство будет востребовано, считают многие исследователи менеджмента в США и Европе. Это позволит наконец-то разрушить этот пресловутый "стеклянный потолок", который вот уже не меньше трех десятилетий обсуждается исследователями и аналитиками и благодаря которому женщины - менеджеры не могут завоевать высоких должностных позиций в компаниях.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 151.50 Кб (Скачать документ)

В обобщенном портрете успешного руководителя выделяется ряд параметров, по которым  можно установить взаимосвязь личностных свойств с эффективностью управленческой деятельности: это биографические характеристики (возраст, пол, образование, социальное происхождение), способности и специфические  личностные черты. Зарубежные ученые, исследуя возрастные особенности руководителей, выявили много интересного. Так, средний возраст президентов  крупных японских компаний составляет 63,5 года, в американских же компаниях  — 59 лет; оптимальный возраст вступления в должность менеджера — от 30 до 50 лет и более. Эти возрастные показатели свидетельствуют о том, что преуспевающими менеджерами становятся лица, обладающие достаточным опытом и мудростью, но при этом имеющие определенную жизненную перспективу.

Ранее однозначно считалось, что менеджмент — это мужское занятие, что подтверждалось небольшим процентом женщин-менеджеров, среди которых успешных было довольно мало. Приоритет мужчин-руководителей обусловлен их ориентацией на успех, стремлением выбирать цели достаточно высокой степени трудности; уровень притязаний мужчин стабильнее, они более настойчивы в достижении избранного результата.

Способности руководителя представляют отдельный блок его характеристик, которые делятся на общие (интеллект) и специфические (знания, умения). Интеллект как способность решать сложные и абстрактные проблемы должен быть выше среднего, но необязательно на самом высоком уровне. Специфические способности личности руководителя — это специальные знания, умения, компетентность, информированность, которые чаще проявляются у него в конкретной профессиональной деятельности. Успешный руководитель должен уметь творчески использовать эти знания в различных, часто неповторимых ситуациях, постоянно возникающих в процессе работы.[24,26,28]

В основе такого умения лежат организаторские  способности. В отечественной психологической литературе вопросы организаторских способностей впервые были рассмотрены В.И. Мясищевым. Позднее было введено понятие организаторский потенциал как особое системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой протекает конкретная деятельность личности руководителя. Вероятно, это системное качество возникает на стыке общества, коллектива, индивида и объекта его деятельности.

При изучении организаторского потенциала предлагается, с одной стороны, анализировать  общественно-экономические условия, конкретно-историческую обстановку и  вытекающую отсюда специфику организационных  структур и должностных полномочий. С другой — личностная сторона организаторского потенциала проявляется в системе отношений личности к окружающей социальной среде и самому себе.

Черты личности — это последний блок характеристик профессионально успешного руководителя. К числу существенных личностных черт, определяющих высокую эффективность управляющей деятельности, относят следующие свойства:

  1. стрессоустойчивость, проявляющуюся в адекватном реагировании руководителя на неожиданно возникающую непредвиденную (стрессорную) ситуацию, требующую усиления активности и перестройки поведения в целях адаптации к изменившимся условиям, или для изменения ситуации в согласии с целями и задачами управления;
  2. способность, доминировать, которая рассматривается, как умение руководителя влиять на подчиненных и изменять их поведение в соответствии с задачами управления;
  3. стремление к победе как особое качество, которое базируется на мотивации достижения цели (достижения успеха);
  4. уверенность в себе — дополнительное качество, основанное на высокой адекватной самооценке;
  5. стремление к победе и уверенность в себе — две взаимосвязанные характеристики, т.к. успешное достижение человеком поставленных перед собой целей, или достижение субъективно значимых целей, приводит к формированию высокой адекватной самооценки, которая и воспринимается окружающими как уверенность в себе;
  6. креативность — способность к творческому решению задач, которая рассматривается не только как характеристика интеллекта руководителя, но и как желание и способность поощрять творчество своих подчиненных;
  7. эмоциональная уравновешенность, проявляющаяся в способности руководителя поддерживать оптимальное эмоциональное состояние в изменяющихся условиях;
  8. предприимчивость, надежность и независимость, определяющие возможность менеджера формировать свои представления по профессионально важным проблемам и способность достигать успеха вместе со своими подчиненными.[15,16,28]

Перечисленные личностные черты, естественно, не исчерпывают всего богатства  характеристик руководителя, о чем  свидетельствует отечественная  и зарубежная литература. Вместе с  тем, каждый успешный руководитель, менеджер обладают определенными личностными  свойствами, которые формируют систему  профессионально важных качеств  личности, обладающую определенной спецификой в каждой конкретной области управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Личность современной женщины- менеджера.

 

Согласно литературным данным, а  отдельных видах деятельности, требующих, в частности от участвующих в  них людей значительной речевой  активности, женщины в присутствии  мужчин ведут себя довольно робко. В  этом смысле показательны результаты наблюдений американских психологов Ф. Стродтбека и Р. Манна за процессом  общения присяжных заседателей. Оказалось, что мужчины гораздо  активнее участвуют в дискуссии, предшествующей принятию вердикта. Другая исследовательница Е. Эриз обнаружила, что при решении дискуссионных  задач в смешанных (по признаку пола) лабораторных группах мужчины являлись инициаторами 66% всех коммуникативных  актов в группе.

Таким образом, в современной научной  литературе  представлены несколько  весьма различных  подходов к разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя.  Одной  из немногих объединяющих их черт является  исследование менеджеров мужчин. Наряду с данными общепринятыми подходами, можно отметить немногочисленные сравнительные  исследования  поведения женщин и мужчин в отдельных значимых в деятельности менеджера ситуациях (например, в ситуациях, требующих  речевой активности). Стоит отметить, что данные исследования были ограничены сравнением отдельных качеств и  поведенческих стилей по принципу «лучше – хуже» и не позволили составить  представление о особенностях личностных черт женщин – менеджеров.  В своем  исследовании мы стремимся опровергнуть жесткий сравнительный подход и  описываем женщин – менеджеров не как «лучших» или «худших», а как  иных.[3]

1) Женщины в среднем гораздо  позже мужчин начинают заботиться  о личной карьере. Долгое пребывание  на низших должностях технических  специалистов формирует психологию  исполнительства, а многие качества  лидера-организатора, даже если они  ярко проявлялись в детстве  среди сверстников, безнадежно утрачиваются. Когда от женщины ждут исполнительности, аккуратности, пунктуальности, она теряет инициативу, независимость, решительность и самостоятельность.

2) Женщины более эмоциональны, их  настроение в большей степени  подчинено физиологическим процессам  и поэтому они не так хорошо, как мужчины умеют управлять  собой. В этой связи уместно  вспомнить слова Конфуция: "Кто  не умеет владеть собой, то  не сможет управлять другими". Это неумение контролировать  и объективно оценивать свое  психическое состояние можно  объяснить постоянным пребыванием  деловой женщины в напряжении  из-за необходимости "разрываться"  между домом и работой.

Обидчивость, болезненная реакция  на критику, уязвимость, излишняя амбициозность, экстрапунитивность (т.е. стремление перекладывать  вину за свои ошибки на окружающих) - все  эти характерные черты экстернального поведения не позволяют женщине  объективна проанализировать свои намерения, мотивы и поступки. Не желая признаваться самой себе в своих ошибках  и всегда ища самооправдания, она  оказывается неспособной учиться  на собственных промахах и поэтому  обречена на повторение одних и тех  же ошибок бессчетное число раз.

3) Женщины по своей натуре  менее склонны к риску, чем  мужчины. Сомнения, колебания, боязнь  заставляют их перестраховываться  и откладывать до лучших времен  самые важные, не терпящие отлагательства  решения.

4) Согласно исследованиям Маргарет  Хеннинг и Анн Жарден, кругозор  деловых женщин не отличается  широтой, они обычно хуже информированы  во всем, что не касается их  непосредственных занятий и плохо  подготовлены к превратностям  судьбы. Женщины пасуют перед  случайностями и не умеют держать  удары.

5) Те же авторы отмечают, что  женщины, как правило, недооценивают  роль личных контактов и связей, пользы взаимных услуг, протекционизма  и неофициальных отношений. Подозрительность  и нетерпимость по отношению к возможным соперницам, а к соперницам причисляются все кто, хоть чем-нибудь выделяется из общей массы, не позволяют женщинам объединиться в одну «команду» и эффективно сотрудничать, оказывая помощь друг другу.[32,33,36]

Карьерной женщине свойственен  высокий уровень притязаний и  завышенная самооценка. Она нацелена на самоутверждение в деловой  жизни, но экстернальность и излишнее тщеславие не позволяют ей всегда точно выбирать адекватные средства для доказательства своего права  на руководство, особенно среди критически настроенных мужчин.

На первый взгляд, данные приводимых исследований должны убеждать любого, кто с ними ознакомится, что женщинам практически невозможно справиться с давлением внешних и внутренних обстоятельств в стремлении достигнуть профессиональной карьеры или лидирующих позиций. Однако это не так.

Женщины всегда и со всеми готовы поделиться собственным осознанием трудностей, но это не означает, невозможности  женщин выполнять эту деятельность в реальной практике повседневной жизни. Анализ трудностей однозначно формирует  установку на «признание меньших  возможностей женщин как лидеров  организаций по сравнению с мужчинами».

Опыт развития женского предпринимательства  в России показывает, что несмотря на все трудности, женщины берут  на себя «бремя лидерства», и, как правило, справляются с ним. Это не значит, что им не свойственны названные  ограничения, однако женщины действуют  вопреки им, порой побеждая самих  себя.

Всеобщая уверенность в том, что женщины имеют низкие стартовые  возможности по сравнению с мужчинами  для занятия лидирующих позиций, проявляется почти во всех исследованиях  последнего пятилетия, где обсуждается  этот вопрос.[37]

Психологами тщательно исследована  связь между поло-ролевыми стереотипами и оправданием сниженной динамики продвижения женщин по карьерной  лестнице.

Если обобщить выводы этих исследований, то основные позиции их можно свести к такому утверждению. Женщинам без  всяких на то оснований приписывают  следующие установки на работу: больше нравится работа, не требующая интеллектуального  напряжения, в работе больше интересуют коммуникативные и эмоциональные  моменты, женщины ценят самоактуализацию и продвижение по службе меньше, чем мужчины, и работают только ради «булавочных» денег, особенно не интересуясь  материальным вознаграждением.

К. Хорни считает, что женщины  приспосабливаются к желаниям мужчин и видят себя такими, какими хотят  их видеть мужчины.

К. Корнер в середине 60-х годов  описал интересный феномен под названием  «страх успеха», в основе которого лежит  психологическое избегание успеха из-за внутреннего страха, не имеющего рационального объяснения. Позднее  К.Корнер дал интересную интерпретацию  механизма возникновения данного  феномена. В основе его, по мнению автора, не «боязнь успеха», а страх перед  его внешними побочными последствиями. Женщин пугает потеря женственности, привлекательности  для мужчин и возможная расплата за успех - социальное отвержение.[32,33,34,38]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Характерные психологические проблемы женщин- менеджеров.

 

В проведённых Научным центом исследованиях, опрошенные женщины отметили, что  работа позволяет им проявлять творчество, инициативу, вызывает уважительное отношение  со стороны знакомых, друзей, родственников. Но эти престижные последние моменты  имеют малое значение. Настораживает  и даёт пищу для размышлений тот  факт, что для женщин мотивы труда  являются как бы внешними, труд в  меньшей степени является самоценностью.  
На профессиональный статус женщины серьёзное влияние оказывает её семейное положение, необходимость совмещения ролей, что ограничивает выбор деятельности, затрудняет должностное продвижение, создаёт трудности в работе. Около 1/3 опрошенных указали на большую нервную нагрузку, 14% работниц и 19% служащих отметили усталость, вызываемую домашней работой и болезнью детей. 
Таким образом, собственно профессиональные трудности отступают перед чрезмерной нагрузкой женщин - на работе и дома. Отсюда и усталость, и нервное постоянное напряжение, боязнь не успеть, не справиться и т.п. Разумеется, все эти приводящие обстоятельства затрудняют полноценное включение женщин в профессиональную деятельность. [1,2,3] 
Попробуем обобщить те психологические черты, которые характеризуют современную женщину.  
Прежде всего, это глубокое осознание равноправия, равенства своих возможностей и способностей к участию во всех сферах жизни общества.  
Другой важной чертой является признание необходимости сочетания различных социальных ролей - не только активной участницы трудовой и общественной жизни, но и «хозяйки дома», матери. Женщины избирают различные варианты сочетания этих ролей, хотя большинство устойчиво ориентируются на одинаковую их значимость. Конкретный выбор жизненного пути женщина делает сама в соответствии со своими личными качествами, предпочтениями, вкусами, обстоятельствами жизни, но возможность такого выбора сильно зависят от того, какую экономическую и моральную поддержку окажет ей государство и общество на каждом из избранных ею путей.  
Однако никакая, даже самая прогрессивная, социальная практика не может отменить психологические трудности, которые возникают при «двойной» занятости женщины на работе и дома. 
Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет традиционные представления о таких чертах, как мужественность и женственность. Женщине теперь в большей мере присущи такие образцы поведения, которые ранее закреплялись за мужчинами, например, навык и способность принимать решения, отстаивать своё мнение, независимость.

Информация о работе Психологические проблемы женщин менеджеров