Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
Целью работы является теоретическое осмысление, обобщение и анализ психологических подходов к пониманию феномена творчества. В результате этой работы мы предполагаем определиться с рабочей концепцией творчества, в рамках которой будем проводить дальнейшие исследования.
Введение…........................................................................................................................31. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии…….. ..............5 1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества……………...……………...6
1.2. Зарубежные подходы к проблеме творчества………...………………...…….11
2. Механизмы и этапы творческой деятельности……………………………......14
3.Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей...17
3.1. Проблема генезиса творческих способностей…………………………..….17
3.2. Критерии и показатели творческих способностей………………………...19
3.3. Психологические качества и свойства, связанные с творческими способностями…………………………………………………………………………23
3.4. Тестирование и развитие творческих способностей…………….………...27 Заключение.....................................................................................................................33
Библиографический список........................................................................................35
4
Курсовая работа
Психологические условия и механизмы творческой деятельности
Оглавление
Введение….....................
1.2. Зарубежные подходы к проблеме творчества………...………………...…….11
2. Механизмы и этапы творческой деятельности……………………………......
3.Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей...17
3.1. Проблема генезиса творческих способностей…………………………..….17
3.2. Критерии и показатели творческих способностей………………………...19
3.3. Психологические качества и свойства, связанные с творческими способностями……………………………………………
3.4. Тестирование и развитие творческих способностей…………….………...27 Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
Одна из основных целей общества заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. С нашей точки зрения, той способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является способность к творчеству.
Мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свой творческий потенциал, развить в себе творческие способности. Быть постоянно изменяющимся в изменяющемся мире — это, собственно, и есть, с нашей точки зрения, проявление творчества, проявление своей неповторимости, уникальности. Выражение собственной уникальности через творчество, таким образом, непосредственно связано с переживанием своего соответствия жизни, с переживанием ее осмысленности [26]. В этом и заключается по-нашему актуальность данной темы.
Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату.
Заметим, что в нашем обыденном сознании определение творчества чаще всего связывается не с его процессуальной стороной - механизмом, а с результатом творчества - продуктом (созданием нового). Такую связь можно проследить и в научной литературе. При этом, естественно, нельзя ничего сказать о природе творчества. Однако, феноменология творчества сколь широка, столь и неоднородна. Одни ученые, чтобы очертить сферу творчества, считают, что творчество характеризует лишь социально значимые открытия [15, 21]. Другие указывают на столь же несомненный творческий характер тех открытий, которые делает человек для себя [12, 17, 24]. Третьи проводят водораздел по признаку алгоритмизации деятельности [7].
Отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение «творческий» становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга автоматизированных действий. О нерешенности общей проблемы природы творчества говорит существующее положение в понимании творческих способностей [5]. Общепризнанно отсутствие единого научно обоснованного понятия творчества. Даже в психологической литературе часто приходится встречаться с чисто интуитивным представлением или иллюзией четкого понимания природы творческих способностей.
Таким образом, принимая во внимание то, какое значение творчество имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические состояния, личностные возможности, социальную жизнь мы можем говорить об актуальности изучения творчества. Необходимо чаще проводить экспериментальные исследования в данной области для пополнения теоретической базы, чаще разрабатывать конкретные программы обучения и воспитания.
В данной работе будут рассматриваться психологические аспекты психологии творчества, творческих способностей, изложенные в разных литературных источниках.
Целью работы является теоретическое осмысление, обобщение и анализ психологических подходов к пониманию феномена творчества. В результате этой работы мы предполагаем определиться с рабочей концепцией творчества, в рамках которой будем проводить дальнейшие исследования.
Задачами работы являются:
1)
2)
3)
4)
5)
Объектом работы является понятие творчества в психологии, предметом – творческие способности.
Гипотеза работы: несмотря на то, что творчество по своей природе является неоднородным, возможно выделение неких общих для всех видов творчества психологических коррелятов.
1. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии
Часто понятие творчества замещают или приравнивают к понятию креативности. Однако их следует различать:
1. Креативность — это личностное качество, которое характеризуется постоянством и проявляется по мере необходимости в разных ситуациях, а творчество- это как автоматизированный навык, процесс, который может или нет включаться в деятельность.
2. Творческие потенции заложены в мозгу каждого человека. Креативность же на 95% качество, формируемое за счет влияния социальной среды.
3. Процесс творчества протекает в трех основных фазах — подготовительной, поисковой, исполнительной. Способность к каждой фазе может быть выражена у человека по-разному. Отсюда существуют люди, которых называют «генераторами идей» как способных выдвигать их, но не решать, других — «разработчиками» стратегии решения готовых идей, а третьих — «исполнителями» — способными творчески воплощать идеи в конкретный продукт. Креативность проявляется в успешном осуществлении всех трех фаз — умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, находить их решение и творчески воплощать их в конкретный продукт. Творчество может проявляться только в одном виде деятельности, совпадающем со специальными способностями к ней. Каждый вид творчества: научный, организаторский, конструктивно-технический, художественный имеет свой, специфический объект поиска, процесс и продукт. Креативность как личностная характеристика проявляется главным образом в том, что человек творческое начало вкладывает во все виды деятельности.
Таким образом, креативность - это личностное качество, которое базируется на потенциальных возможностях каждого человека, актуализации неосознаваемой потребности быть неповторимой индивидуальностью, свободной, но присоединяющейся к всеобщему через продукты своего творчества, гармонически сочетает индивидуальные и социально-значимые интересы. Структуру креативности можно определить как оптимальное развитие всех потенциальных возможностей индивидуальности и личности.
Творчество - это биологически обусловленная способность создавать нечто новое, оригинальное, новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью, в зависимости от развитости самих творческих способностей человека.
Чтобы изучить проблему творчества, необходимо рассмотреть теоретические подходы к данной теме.
Подобно естественной науке, которая в своих начинаниях искала для объяснения сложных явлений их материального носителя, так и психология для объяснения природы творческих способностей привлекала понятие психической энергии как их материального носителя (Ч.Спирмен, З.Фрейд, А.Ф.Лазурский и др.). Понятие энергии в определенном представлении выступает как положительная скалярная величина, что способствовало закреплению механистической традиции, знающую лишь количественные различия, и определило представление о творческих способностях как просто максимальном выражении способностей (Г.Айзенк, Д.Векслер, Дж.Равен, К.М.Гуревич и др.).Такое понимание творческих способностей, в свою очередь, подкреплялось методически. Этому способствовали методология факторного анализа и метод проблемных ситуаций. Психические процессы стали рассматриваться с точки зрения поисков субъектом выхода из ситуации, ставшей для него из-за ограниченности его наличного опыта проблемной и потому требующей реконструкции этого опыта и его приращения за счет собственных интеллектуальных усилий. В качестве магистрального направления, сопряженного с разработкой проблематики творчества, выступило изучение процессов продуктивного мышления как решения задач («головоломок»). Продуктивный процесс прослеживается в работах С.Л.Рубинштейна. В его школе были впервые выявлены реальные детерминанты инсайта, внезапного озарения, мгновение которого в принципе невозможно прогнозировать. Именно здесь было разработано представление о догадке как о закономерном результате мыслительного анализа, произведенного в свернутой форме.
В качестве важнейшей характеристики современной ситуации в области исследования проблем творчества надо назвать противоречие, состоящее в отставании достигнутого уровня знаний и социальной потребности в нем, т.е. в несоответствии типа социального заказа типу достигнутого знания – в отставании типа знания от типа заказа.
1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества
Наши отечественные ученые внесли весьма важный вклад в исследование психологии творчества. Как отмечал Я.А.Пономарев, «до середины XX века таким исследованиям не придавалось существенного значения, основным социальным стимулом совершенствования психологии творчества являлась любознательность, порой принимающая мало чем контролируемую выдумку, игру фантазии за совершенный продукт.»[20]. Также он говорит, что большинство пионеров исследования творчества видело в нем наиболее полно выраженную свободу проявления человеческого духа, не поддающуюся научному анализу. Идея целенаправленного повышения эффективности создания новых, оригинальных, общественно значимых ценностей рассматривалась как пустая забава. Существование объективных законов творчества человека фактически отрицалась. Главная задача исследователей творчества сводилась к описанию обстоятельств, сопутствующих творческой деятельности.
Но понимание приходит со временем, взгляды меняются в результате новых разработок, подходов, теорий. Так известный деятель отечественной психологии С.Л.Рубинштейн определял творчество как «… деятельность, созидающая нечто новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в историю развития науки, искусства и т.д.» [21, с.38]. Надо отметить, что школа Рубинштейна двигалась по пути преодоления описательности, механистичности, натурализма и односторонности, об этом свидетельствует ее разработка субъективного подхода. Один из современных последователей Рубинштейна А.В.Брушлинский так говорит об этом: «Гуманистическая трактовка человека как субъекта помогает целостно, системно раскрыть его специфическую активность во всех видах взаимодействия с миром.»[2].
Субъективный подход раскрывает проблему соотношения творчества и культуры — одной из самых сложных в психологии творчества. Эта проблема определяется вопросом об источнике творческой самоактивности человека: находится ли этот источник в пределах социокультурной обусловленности человеческого бытия или за ее пределами. Проблема отражает реальное противоречие человеческого существования в социокультурном мире: человек в нем и субъект и объект, и творец и продукт его воздействий. Согласно одному из подходов к ее решению, выдвинутому А.АМелик-Пашаевым, «способность к творчеству принципиально не выводима из освоения соответствующего вида деятельности или даже наличной культуры в целом»[19,c.349]. То есть освоение не идет дальше существующего, остается в границах уже достигнутого, тогда как творчество идет дальше, выходит за эти границы. Согласно А.А. Мелик-Пашаеву, истинным источникам всех творческих проявлений человека является его «высшее Я», изначально «содержащее всю полноту возможностей, которые в перспективе может раскрыть человек», ведущая потребность которого и состоит в том, «чтобы актуально, в плане наличной действительности, стать тем, кем он и только он является в потенциальной глубине своего существа» [19]. Иными словами, вся психика человека — это пластичная совокупность предпосылок, которые могут быть трансформированы в способности к художественному или другому творчеству под воздействием того или другого доминирующего отношения человека к бытию.
Иное решение опирается на главный принцип субъектного подхода — действие внешних причин через внутренние условия. Индивид вступает в процесс социализации не как "пустой сосуд", а как обладающий определенным психологическим потенциалом, который в процессе взаимодействия с внешним миром обогащается и преобразуется, выступая основой возрастающей самоактивности субъекта. Принцип «внешнее через внутреннее» позволяет удерживать и качество субъективности, и социокультурную природу этого качества на пути понимания освоения (обучения, воспитания, образования) как со-творчества. То есть, «сотворчество - освоение и созидание духовных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов — воспитателей и воспитуемых» [2].
Информация о работе Психологические условия и механизмы творческой деятельности