Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа
Целью работы является теоретическое осмысление, обобщение и анализ психологических подходов к пониманию феномена творчества. В результате этой работы мы предполагаем определиться с рабочей концепцией творчества, в рамках которой будем проводить дальнейшие исследования.
Введение…........................................................................................................................31. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии…….. ..............5 1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества……………...……………...6
1.2. Зарубежные подходы к проблеме творчества………...………………...…….11
2. Механизмы и этапы творческой деятельности……………………………......14
3.Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей...17
3.1. Проблема генезиса творческих способностей…………………………..….17
3.2. Критерии и показатели творческих способностей………………………...19
3.3. Психологические качества и свойства, связанные с творческими способностями…………………………………………………………………………23
3.4. Тестирование и развитие творческих способностей…………….………...27 Заключение.....................................................................................................................33
Библиографический список........................................................................................35
3. Поиск неизвестного с помощью ассоциативного механизма. Под ассоциациями понимается установление взаимосвязей между явлениями на основе наличия у них сходных или различных признаков.
4. Соотношение интериоризации и экстериоризации как двух сторон единого эвристического процесса. Интериоризация как формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (Ж.Пиаже, А.Валлон и др.). Экстериоризация (от лат. Exterior- наружный, внешний) — процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся в ходе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Поиск неизвестного осуществляется с помощью следующих эвристических приемов: а) переформулирование требований задачи; б) рассмотрение крайних случаев; в) блокирование составляющих; г) аналогия [9, 10, 11].
Далее необходимо назвать этапы творческого процесса. В процессе художественного творчества обычно выделяют три этапа: замысел, превращение замысла в обдуманный план, воплощение плана в материальную форму. Такое расчленение творческого процесса отражает его структуру лишь схематически: на самом деле жестко закрепленной последовательности этапов не существует. Было бы неверным исходить из того, что последующий этап начинается лишь после завершения предыдущего. Каждый из этапов — необходимый и целостный компонент творческого процесса, но они постоянно проникают друг в друга, так что на стадии доработки могут быть внесены коррективы в первоначальный замысел.
Что касается структуры научно-теоретического творчества, то здесь придерживаются несколько более сложного деления на этапы. Французский математик Ж. Адамар (1865—1963) вычленяет в творческом процессе четыре стадии: 1) подготовку; 2) инкубацию; 3) озарение и 4) проверку; иногда четвертой стадией считают не проверку, а доработку.
Современный американский психолог Россмэн выделил семь стадий:
1) осознание потребности; 2) анализ ее; 3) изучение доступной информации; 4) формулирование предлагавшихся ранее решений; 5) критический анализ этих решений; 6) рождение новой идеи; 7) экспериментальная ее проверка.
Подобно Ж.Адамару Я.А.Пономарев выделяет следующие фазы творческого процесса:
Еще в 1933 году американский философ Джон Дьюи различал пять этапов в решении проблемы: 1) осознание проблемы; 2) анализ ее; 3) выдвижение идей; 4) проверка их; 5) выбор.
Сопоставление этих (и многих других) схем позволяет заключить, что и так называемый творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую психологическую структуру. Представим ее в виде этапов:
1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования задачи. Четкая формулировка задачи — это половина решения.
2. Сосредоточенные усилия и поиски дополнительной информации. Если задача все же не поддается решению, наступает следующий этап.
3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия. Этот период называют периодом инкубации. Как будто бы лучше всего в это время заниматься умственной работой, требующей сосредоточенности и логических рассуждений, но здесь возможны большие индивидуальные различия.
4. Озарение, или инсайд. Внешне инсайд выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего однозначно из посылок. У высокоодаренных людей этот скачок огромен. Но в любом акте творчества, даже при решении школьником задач по арифметике, есть такой разрыв, хотя, быть может, микроскопических размеров.
5. Верификация, или проверка [15].
Мы рассмотрели механизмы и этапы творческой деятельности.
3. Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей
В данной главе рассмотрены основные механизмы и этапы творческой деятельности, проблема генезиса творческих способностей; названы критерии и показатели креативных личностей, а также психологические корреляты творческой деятельности.
3.1 Проблема генезиса
Творческие способности, или творческие потенциалы, заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество- это естественная, природная функция мозга, которая является и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности [1].
Истоки творческих сил восходят к детству, к той поре, когда творческие попытки во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Самый интенсивный период развития творческих способностей или сензитивный период (Лейтес Н.С.) — 2—5 лет. Игры, опирающиеся на воображение, сама новизна умственной работы требуют от ребенка интуиции, своеобразной умственной инициативы. Творчеству благоприятствуют яркость, конкретность представляемых мысленно образов и легкость манипулирования ими.
О расположенности детей к творчеству чаще говорят и пишут применительно к дошкольникам, но моменты творчества достаточно заметны и на всем протяжении школьного возраста. Так для учеников начальных классов характерны неожиданные ассоциации, необычные предположения; известно также, какое важное место в их жизни продолжают занимать игры, включающие в себя моменты изобретательности, импровизации. В последующем, подростковом возрасте потребность в играх — это и жажда свершений, применения своих творческих сил; психологические черты, которые заявляют о себе в эту пору жизни,— независимость суждений, упорство — благоприятствуют развитию творческих возможностей. У школьников старших классов выступают свои возрастные предпосылки творчества: первые вдохновения в поэтических опытах, собственные гипотезы при обсуждении научных проблем, иногда уже успешные попытки технического изобретательства. Такого рода проявления активности в годы возрастного развития можно считать творческими, если иметь в виду не обязательно объективную значимость того, что при этом создается, а самый поиск, тягу к созиданию. По-видимому, подобно восприимчивости к учению, и расположенность к творчеству — в ее индивидуальном своеобразии — отличительная черта детского возраста.
Можно выделить пять самых общих возрастных структурно функциональных этапов творческого акта:
1. ненасыщенная исследовательская активность, проявляющаяся уже в первые годы жизни ребенка
2. постановка вопросов для других и начало логических форм интеллектуального и личностного взаимодействия
3. достижение самостоятельных решений, появление собственных мыслей, что требует заинтересованного слушателя, зрителя, для которого и формулируется только что рожденная мысль. Этот этап личностного самовыражения, характеризующийся интенсивным поиском языка выражения мысли, наиболее сензитивный этап для различных средств языкового развития человека — его речевых, интеллектуальных и образно-эмоциональных художественных форм
4. реальное воплощение собственной мысли и стремление к личностной самореализации. Именно с этого этапа начинается становление личностной и творческой зрелости, характеризующейся преодолением игрового и учебного отношения к формулируемым проблемам и предлагаемым решениям. Оно выражается в обосновании достигаемых решений, в их доказательстве, стремлении получать логические, эстетические и социальные оценки собственных мыслей как продуктов творчества. Это этап первой социальной пробы себя и демонстрации своего таланта
5. профессиональное творческое самоопределение и утверждение себя как творческой личности в будущей профессии. В случае успешного самоопределения последующее профессиональное развитие составляет самосовершенствование и зрелое творчество. Данный этап достигается при условии позитивной оценки и социального признания [16].
Но с годами происходит не только подъем на более высокий умственный уровень, но и ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых, т.е. качественно изменяется не только подъем на более высокий умственный уровень, но и ограничение, вытеснение более ранних свойств, становление новых, т.е. качественно изменяется структура интеллекта. Так, ослабляется образная впечатлительность, усиливается роль словесной, понятийной регуляции; во многом утрачивается непосредственность реакций, более контролируемым становится фантазирование. В результате каждую возрастную ступень отличает особая, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам, готовность к развитию.
Также необходимо затронуть вопрос о врожденности творческих способностей. Как отмечает Н.С.Лейтес, врожденными могут быть только предпосылки, или задатки, способностей, а то, какие же способности разовьются и в какой мере — зависит от конкретно-исторических условий, от содержания жизни, от того, в какие виды деятельности окажется включенным растущий человек. Именно взаимодействие ребенка с тем, что его окружает — овладение речью, усвоение и применение накопленных поколениями людей знаний, умений,— источник формирования у него на основе общих возможностей человеческого мозга и индивидуальных задатков разнообразных способностей, в том числе и творческих. Социальной среде отводится 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5%- наследственным детерминантам [14]. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении, могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности людей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
3.2. Критерии и показатели творческих способностей
Критерии и показатели творческих способностей служат предметом рассмотрения во многих исследованиях [6, 8, 18, 26]. Дискутируется вопрос о том, насколько возможно использовать для определения творческого потенциала детей те же самые критерии, что и для взрослых (новизна и социальная значимость продуктов творчества, их влияние на последующие идеи и направления и т. п.). Поскольку дети не включены еще в общественно полезную деятельность, продукты их творчества не могут оцениваться с позиции «объективной» значимости. Для исследования детей предлагается использовать так называемые «субъективные показатели» креативности. Они направлены на оценку самого процесса, стиля мыслительной деятельности, а не на результат осуществления творческой деятельности. Ребенок, например, открывает на уроке закон натуральных чисел. Закон этот уже открыт, и данное открытие не имеет объективной социальной значимости, однако оно служит показателем «субъективной» креативности ребенка[7, 24].
Все предлагаемые тесты на креативность направлены на выявление некоторых «первичных показателей» творчества, которые позволяют выявить «субъективную» креативность, т.е. творческий стиль деятельности безотносительно к объективной новизне и значимости ее результатов. Эти первичные показатели как «элементы» креативности являются общими для детей и взрослых и, по мнению некоторых авторов, служат фундаментом для любой формы продуктивной деятельности. Эти же качества являются общими инвариантами для всех видов творческой деятельности (научной, художественной, конструкторской и т.п.) [7, 8, 23].
При определении качеств и свойств творческих способностей почти каждый исследователь предлагает свой набор наиболее существенных с его точки зрения, признаков.
Так в одном из исследований выделены следующие составляющие творческого потенциала: стремление к развитию, духовному росту; способность удивляться, «приходить в замешательство при столкновении с новым или необычным»; способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе отчет в ее состоянии; спонтанность, непосредственность; спонтанная гибкость; адаптивная гибкость; оригинальность; дивергентное мышление; способность к быстрому приобретению новых знаний; восприимчивость ("открытость") по отношению к новому опыту; способность легко преодолевать умственные границы и перегородки; способность уступать, отказываться от своих теорий; способность «рождаться каждый день заново»; способность отбрасывать несущественное и второстепенное; способность к тяжелому упорному труду; способность к составлению сложных структур из элементов, к синтезу; и целый ряд других [7]. Представленный список качеств, безусловно, достаточно точно отражает сущность как творческого потенциала, так и ряда составляющих, важных для достижения успешного эффекта в деятельности творческой личности. Нам предстоит еще провести некоторые аналогии и сделать попытку классификации и объединения некоторых из них в определенные блоки.
А. М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, И. В. Равич-Щербо, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я. А. Пономарев), пытается обосновать следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:
а) доминирующую роль познавательной мотивации
б) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем
в) возможности достижения оригинальных решений
Информация о работе Психологические условия и механизмы творческой деятельности