Психологические условия и механизмы творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое осмысление, обобщение и анализ психологических подходов к пониманию феномена творчества. В результате этой работы мы предполагаем определиться с рабочей концепцией творчества, в рамках которой будем проводить дальнейшие исследования.

Содержание

Введение…........................................................................................................................31. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии…….. ..............5 1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества……………...……………...6
1.2. Зарубежные подходы к проблеме творчества………...………………...…….11
2. Механизмы и этапы творческой деятельности……………………………......14
3.Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей...17
3.1. Проблема генезиса творческих способностей…………………………..….17
3.2. Критерии и показатели творческих способностей………………………...19
3.3. Психологические качества и свойства, связанные с творческими способностями…………………………………………………………………………23
3.4. Тестирование и развитие творческих способностей…………….………...27 Заключение.....................................................................................................................33
Библиографический список........................................................................................35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

      Итак, мы рассмотрели основные механизмы творческой деятельности, назвали этапы художественного и научно-теоретического творчества. На основе литературных источников определили, что творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке; самый интенсивный период развития творческих способностей- 2-5 лет. Также затронули вопрос о врожденности творческих способностей. Как отмечает Н.С.Лейтес, врожденными могут быть только предпосылки способ­ностей, а то, какие же способности разовьются и в какой мере — зависит от со­держания жизни, от того, в какие виды деятельности окажется включенным растущий человек. Далее мы рассмотрели критерии и показатели креативной личности.

По мнению ряда авторов, различные типы мыслительной деятельности формируются благодаря тому, что их  «обслуживают» разные по своим качествам  психические  процессы. Поэтому мы  назвали основные психологические корреляты творческой деятельности, прослеженные в научной литературе: восприятие, процесс воображения и фантазии, регуляторные процессы (эмоции и чувства), потребности и мотивы, также упоминули о взаимосвязи с интеллектом.

Таким образом, было выявлено, что в научной литературе присутствует множество разных мнений различных исследователей по данным вопросам; существуют споры по поводу этапов творческой деятельности и показателей креативной личности. Все это свидетельствует о неоднородности творчества, что подтверждает выдвинутую гипотезу. 

 

 

3.4.Тестирование и  развитие творческих способностей

     Одна из важнейших проблем психологии творчества - исследование творческих спо­собностей - особенно интенсивно разрабаты­вается американскими психологами. Дадим краткое описание наиболее рас­пространенных типов тестовых батарей, пред­назначенных для выявления творческих спо­собностей.  В основе многих из них лежат тесты,  разработанные Гилфордом.  Этот   ис­следователь исходит из так называемой ку­бической  модели интеллекта, которая, по признанию самого Гилфорда, представ­ляет   собой   эвристическую   гипотезу,   поз­воляющую классифицировать известные ин­теллектуальные способности и предсказывать новые. Модель является обобщением боль­шой работы по классификации  интеллекту­альных способностей,  проделанной с помощью факторного анализа. Согласно мо­дели  Гилфорда, имеется 3 измерения  интел­лекта: операции, продукты, содержание, ко­торые характеризуют способность к решению любой интеллектуальной задачи.

     Гилфорд предлагает 5 типов операций: познание, память, конвергентное и дивергентное мышление, оценивание; 4 вида содержания: образное символическое, семантическое и поведенческое; 6 видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы,  отношения, системы, преобразования, выводы.

     Гилфорд считает, что все интеллектуальные способности в какой-то мере являются творческими, но наиболее  непосредственное отношение к творчеству имеет способность к дивергентному мышлению, т. е. способность давать  различные  отклики,  в  том числе и неожиданные, неконформистские, на стандартизированные тесты способностей.    Одним из таких тестов, предложенных Гилфордом, был тест на "Необычное использование предметов", в котором испытуемому предлагалось придумать как можно больше вариантов применения самых обычных предметов (например, кирпичей). Многие исследователи приняли предложение Гилфорда, и тесты на "нестандартное мышление" быстро превратились в главный инструмент измерения" креативности. Тесты давали хорошую возможность сравнить людей по стандартной шкале "творчества" [23].                                                                                                        

     Основываясь на теоретической модели креативности Гилфорда, Торранс (1974)  разработал Тесты на Творческое Мышление. Эти тесты состоят из нескольких довольно простых устных заданий и других, включающих манипуляций с фигурами;  все  задания теоретически требуют привлечения  нестандартного мышления и других способностей, необходимых для решения проблемы. Результаты выполнения тестов оцениваются на основе таких параметров, как беглость (сумма правильных ответов на сформулированные проблемы), разносторонность (число различных категорий правильных ответов), оригинальность (статистически определяемая уникальность ответов) и умение скрупулезно подметить или разработать детали ответа (количество различных деталей, присутствующих в ответе испытуемого). Надо заметить, что Торранс определяет творчество как возникновение чувствитель­ности к  проблемам,   недостаткам,  провалам в знании, отсутствующим элементам, дисгар­монии  и т.п., идентификацию  трудностей, исследование   решений,   возникновение   до­гадок или формулирование гипотез относи­тельно   недостающих   элементов,    проверку и перепроверку этих гипотез, возможность модификаций и, наконец, сообщение результатов. По   Торрансу,   идеальные   тесты   должны быть  чувствительными к  каждой операции, включенной в это определение. Он предполагает, что тест является миниатюрной моделью творческого акта. Тесты Торранса   предназначены для детей с разного возраста,  включая подростков [8].

     Для измерения творческих способностей Р.Стернберг и С.Любарт использовали задачи на множественные переключения в сфере понятий. В одном из заданий, например, испытуемым были предложены нестандартные концепции, наподобие "синый", что означало "синий" до 2000 года и "зеленый" после 2000, или "зелий", что означало "зеленый" до 2000 и "синий" после 2000 года. Испытуемые должны были рассуждать на темы как данных нетрадиционных понятий, так и соответствующих общепринятых концепций. Данные авторы определили, что большинство творческих людей легко переключаются с общепринятых концепций типа "синий" и "зеленый" на нестандартные понятия "зелий" и "синый", и обратно. В другом исследовании они давали испытуемым индуктивные задания на рассуждение, предваряя такие задачи утверждениями, противоречащими действительности. Авторы обнаружили, что нетворческие индивиды, хорошо решавшие общепринятые проблемы на рассуждение, испытывали гораздо большие трудности, чем творческие индивиды при решении задач на рассуждение с привлечением противоречащих действительности исходных указаний [8].

     Изложенное понимание природы творчества и наличие методик его диагностики позволяет непосредственно перейти к построению системы диагностики творческих способностей.

     Развитие понимается как процесс, протекающий на протяжении всей жизни человека и являющийся производной биологических и социокультурных доминант, а также их взаимодействия [19].

     Как показали исследования ряда авторов, большую роль в развитии креативности играет опыт, получаемый ребенком до школы, а также и в дальнейшем - в семье. Затем главенствующую роль приобретает система образования, т.е. средняя и высшая школа. Наконец, творческий потенциал находится под влиянием среды, в более широком смысле, он зависит от господствующего в данной общественной системе отношения к новаторству и традиции, от взаимосвязи коллектива и личности, от той или иной ориентации общества на использование достижений творческого человека [15].

          В качестве основных условий, способст­вующих развитию творческих способностей школьников, выдвигаются следующие пожела­ния, связанные с позицией педагога по от­ношению к творческим детям. Чтобы не мешать проявлению творческих способностей детей, а, наоборот, стимулировать их развитие, пе­дагоги должны придерживаться, по мнению психологов, следующих принципов:

1. Внимательно и чутко относиться ко всем проявлениям творческой активности детей. Создание благоприятного климата для творческих детей должно привести к изменению социального статуса са­мого ученика, с одной стороны, а с другой —изменить «ценностную ориентацию» всех учеников в классе, повысить престиж творческого мышления, что, в свою очередь, должно повлиять на развитие творческих способностей.

2. Изменить внутренний настрой по отношению к каждому ученику: надо видеть потенциальные творческие способности в каждом из учеников.

3.  Педагоги должны уметь видеть творческие проявления учеников не только во время классных или специальных заданий, но и в любой другой внешкольной деятельности. Для этого следует включать учеников в самые разнообразные виды деятельности. Отметим, что творческие   способности лучше всего раскрываются    именно в той деятельности,  к которой у ученика имеются специальные способности. Поощрение прояв­лений специальных способностей учеников может способствовать формированию у них индивидуального стиля деятельности, ха­рактеризующегося самостоятельностью и креативностью [7].

4. Формирование достаточно высокой само­оценки у учащихся, которая стимулировала бы  их к деятельности.   Для   этого оценка творческих достижений учеников не должна даваться с некоторых общих позиций, обще­принятых стандартов: педагог должен особо отмечать индивидуальные достижения уче­ников.

     Далее, для развития творческого мышления необходимы специальные техники и упражнения для развития беглости. Основной техникой здесь, по мнению Дж.Гилфорда,  Дж.Рензулли и др. является «брейнсторминг» или метод «мозгового штурма», который предложил в конце 30-х годов А.Осборн как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль [13]. Стимули­рование творческой активности, по мнению А.Осборна, достигается благодаря соблюдению четырех правил:

1.  Исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.

2.  Поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более «дикой» покажется идея — тем лучше.

3.  Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.

4. Высказанные идеи разрешается как угодно комби­нировать, а также видоизменять, т. е. «улучшать» идеи, выдвинутые другими членами группы.

     Также обнаружена польза от сочетания «мозгового штурма» с так называемым синектическим методом. Сущность синектики, предложенной американским пси­хологом Гордоном, состоит в том, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное — чуждым. Превратить незнакомое в знакомое — значит просто изу­чить проблему и привыкнуть к ней. После этого нужно проделать обратную операцию — сделать привычное чуждым. Это достигается, по Гордону, с помощью четы­рех типов операций:

1. Личностное   уподобление — отождествить   самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, на­пример с подвижной частью механизма, деталью ма­шины, летящим электроном и т. д.

2.  Прямая аналогия, или поиски сходных процессов в других  областях   знания.   Например:   инженер-элек­трик, решая техническую задачу, ищет аналогии в гид­равлике, в термодинамике и т, д. Использование мета­фор, по Гордону, значительно  облегчает поиски анало­гий.

3. Символическая аналогия, или  использование  по­этических образов и метафор для формулирования за­дачи.

4. Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается «как в волшебной сказке»: игнори­руются фундаментальные законы природы. Можно про­извольно выключать земное тяготение, менять скорость света и т. д.

     Творческое мышление можно развивать не только в детстве, когда этому способствует сензитивный период, но и в более взрослом состоянии. По мнению К.Роджерса, нетворческих людей не существует, но далеко не все люди способны актуализировать свой твор­ческий потенциал. Как известно, личность — это человек, обладающий сознанием и самосознанием, способный к поз­нанию, общению, труду и управлению своим психическим развитием. Однако чем мы становимся старше, чем приспособленнее и удобнее начинаем себя чувствовать в жизни, тем меньше, по мнению Л.С.Выготского, остается в нас творчес­кого духа, и тем труднее поддаемся мы воспитанию [11].

     Р.Стернберг и С.Любарт в инвестиционной теории кре­ативности отмечают, что для формирования и проявления творческих способностей необходимо наличие 6 условий:

1.  Интеллектуальные способности (синтетическая спо­собность видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; аналитическая спо­собность, позволяющая оценить стоящие идеи; прак­тически-контекстуальная способность, которая выра­жается в умении убедить другого в ценности идеи).

2.  Знания (необходимость иметь достаточно знаний о своем поле деятельности).

3.  Законодательный стиль мышления (собственные прин­ципы и законы движения мысли).

4. Личностные характеристики (готовность преодолевать препятствия, принимать на себя разумный риск, тер­петь неопределенность).

5.  Внутренняя мотивация, сосредоточенность на задаче.

6. Поддержка окружающей среды.

     По Р.Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими чертами: способность идти на разумный риск; го­товность преодолевать препятствия; толерантность к неопре­деленности; готовность противостоять мнению окружающих [8]. Для творческого процесса требуется развитие познавательных и интеллектуальных процессов, особого контакта со средой, включения сознания в общий инновационный процесс, постоянно происходящий в природе и обществе. То есть творчество всегда стимулируется новой задачей, требующей поиска, напряжения, перестройки сложившихся стереотипов.

     Таким образом, в данной главе мы рассмотрели основные методики измерения и развития творческих способностей. Обнаружили, что в основе наиболее рас­пространенных типов тестовых батарей, пред­назначенных для выявления творческих спо­собностей, лежат тесты,  разработанные Гилфордом. Назвали основные условия, способст­вующие развитию творческих способностей школьников. Пришли к выводу, что творческое мышление можно развивать не только в период детства, но и в зрелом возрасте[30].

 

 

                     

 

                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Итак, мы познакомились с феноменом творческих способностей, прослеженным в научной литературе. Из-за того, что в психологии наблюдается неразработанность данного вопроса, накопилось довольно большое количество разных объяснений понятия творчества как психического проявления, в каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами творчества, отличающими его от других психических процессов и явлений. Но в нескольких особенно важных пунктах суждения различных исследователей сходятся. Во-первых, определения говорят о том, что творчество направлено на создание чего-то нового, оригинального. Во-вторых, подчеркивается связь создания этого нового с общественной значимостью. Таким образом, творчество - это деятельность человека, созидающая нечто новое, оригинальное, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью.

Информация о работе Психологические условия и механизмы творческой деятельности