Психологические условия и механизмы творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое осмысление, обобщение и анализ психологических подходов к пониманию феномена творчества. В результате этой работы мы предполагаем определиться с рабочей концепцией творчества, в рамках которой будем проводить дальнейшие исследования.

Содержание

Введение…........................................................................................................................31. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии…….. ..............5 1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества……………...……………...6
1.2. Зарубежные подходы к проблеме творчества………...………………...…….11
2. Механизмы и этапы творческой деятельности……………………………......14
3.Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей...17
3.1. Проблема генезиса творческих способностей…………………………..….17
3.2. Критерии и показатели творческих способностей………………………...19
3.3. Психологические качества и свойства, связанные с творческими способностями…………………………………………………………………………23
3.4. Тестирование и развитие творческих способностей…………….………...27 Заключение.....................................................................................................................33
Библиографический список........................................................................................35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

г) возможности прогнозирования и предвосхищения

д) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. При этом А. М. Матюшкин считает принципиально важным отметить, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека» [16].

     Р.М.Грановская и Ю.С.Крижанская считают основным критерием высококреативных людей - «сопротивление навязанному извне стилю деятельности». Формирование стереотипов, стандартов происходит во всех структурах человеческой психики, начиная со стандартизации движений при развитии навыков, включая восприятие, память, мышление, а также всех структур индивидуальности. Об этом очень подробно рассказывают данные авторы  в своей книге «Творчество и преодоление стереотипов»: «сознание современного человека заблокировано разными  ментальными установками, стереотипами восприятия и поведения, навязанными семьей и обществом». Основное противоречие современности заключается, по мнению авторов, в том, что идет «...борьба между нарастающей тенденцией стандартизации внутреннего мира и необходимостью его индивидуализации» [4, c.58]. Для преодоления стереотипов навязанных извне, необходимо создание внутреннего, творческого стереотипа, характерного для креативной личности. Креативная личность обладает «динамическим стереотипом», в основе которого лежат выработанная и систематизированная последовательность действий, ориентировка на виденье своеобразного и нового в любом объекте, рассмотрение его как фрагмента всеобщего, отражающего дух времени. Именно автоматическим включением «творческой цепочки» при рассмотрении или воображении объекта изображения достигается преодоление сложившегося стандарта. Такой шаблон может быть преодолен и поставленной извне или изнутри задачей [4].

          В целом для творческой личности, по мнению Я.А. Поно­марева, характерны 3 группы свойств:

1.  Перцептивные (связано с восприятием информации): необычная способность концентрации внимания, вос­приятия, большая впечатлительность. К числу перцептивных особенностей личностей, обладающих огром­ным творческим потенциалом, чаще всего относились необыкновенная напряженность внимания, огромная восприимчивость, впечатлительность. К числу интел­лектуальных — интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар предвидения, обширность знаний.

2. Интеллектуальные: наличие интуиции, огромной фан­тазии, выдумки, способности предвидения, знания.

3. Характерологические: частое уклонение от шаблонов, оригинальность, инициативность, упорство, высокая трудоспособность и самоорганизованность. Желание заниматься творчеством, интерес ко всему новому, спо­собность удивляться, восхищаться. Среди характероло­гических особенностей подчеркивались уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация, колоссальная работоспо­собность. Особенности мотивации деятельности ус­матривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе; специфическая черта творца характеризовалась как почти непреодоли­мое стремление творческой деятельности [20].   

     Результаты исследования Д.Б.Богоявленской и других показали, что творческие люди обладают большой вариативнос­тью в сочетании личностных качеств. Общей оказалась одна черта — эмоциональная лабильность. Творческие люди выделились по шкале индиви­дуальности: они оригинальны, с богатым внутренним миром, склонны к абстрактному, нешаблонному мышлению. Умеют испытывать удовольствие от жизни, обладают высокой эмо­циональной возбудимостью (на креативность благоприятно действуют радость, страстность, прилив стенических эмоций, стремление к доминированию, риску, тяготение к независи­мости, нарушение порядка, снятие чувства страха), активны и агрессивны в защите своего «Я», с высокой самооценкой [11].

     Наиболее популярная категоризация творческих признаков принадлежит Дж.Гилфорду, который выделяет 4 основных блока творческих способностей: оригинальность, беглость, гибкость, разработанность.

1. Фактор оригинальности определяет продуцирование необычных, далеко идущих идей. Это умение выйти за рамки привычного, увидеть и использовать то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного.

Оригинальность, нетривиальность, необычность высказы­ваемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности. Творческий человек почти всегда и везде стре­мится найти своё собственное, отличное от других решение.

2. Беглость мышления определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула. Творческий человек может включать предмет во множество самых разнообразных и неожиданных связей, категорий, количество которых и определяет беглость мышления.

3. Фактор   гибкости - способность переходить достаточно быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому. В понятие «гибкость» включается также скорость перехода сознания к работе подсознания и наоборот. Творческое мышление отличается гибкостью в том отношении, что оно помогает человеку сформулировать множество возможных решений [11, 13].

     Стоит отметить, что многие из указанных факторов носят описательный, несколько литературный, умозрительный характер. Их очень трудно зафиксировать в научном исследовании и измерить количественно. Это одна из самых важных проблем поиска психологических коррелятов творческих способностей, и, как следствие, диагностики творческих способностей.

     Таким образом, все факторы, составляющие единую интегративную структуру творческого потенциала, включают:

•   доминирующую роль познавательной информации;

• исследовательскую творческую активность, выражаю­щуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

•   возможности достижения оригинальных решений;

• способности к созданию продуктов деятельности (раз­ного рода), обеспечивающих высокие эстетические, нравственные и интеллектуальные оценки.

 

3.3. Психологические качества и свойства, связанные с творческими способностями

По мнению ряда авторов, различные типы мыслительной деятельности формируются благодаря тому, что их  «обслуживают» разные по своим качествам  психические  процессы.

     Главным психическим процессом, который стимулирует творческую деятельность, многие исследователи считают восприятие. Отсюда делаются попытки вычленить специфические особенности всей сферы перцепции людей с выраженными показателями креативности. У них отмечаются следующие особенности сенсорной сферы:

а) необыкновенная    чувствительность    к сенсорным подсказкам

б) умение  видеть   неточность,   дефекты, необычность и уникальные свойства в самих объектах

в) Творческим людям приписывается особое интуитивное видение главного, существенного. Ви­дение сущности объекта позволяет воспри­нимать «новые функциональные использова­ния объекта», «предвидеть» все его потен­циальные назначения и изменения

г) Очень часто говорится о спонтанности восприятия творческих людей; о свободе от фиксированной установки и константности. Они воспринимают мир таким, какой он есть в данный конкретный момент. Например, они видят траву не вообще зеленой, а со все­ми ее оттенками в солнечный или пасмурный день. Такая особенность восприятия позво­ляет устанавливать своеобразный контакт с непосредственно воздействующей средой, «познать объекты в их новой, отличной от обычной, полной сущности».

д) Для людей с творческим стилем мы­шления наибольшей привлекательностью об­ладают неопределенные, беспорядочные, асимметричные, сложные объекты, которые они, силой своего воображения, приводят в «высший и более гармонический порядок». В самом воспри­ятии «подготавливается» материал для бу­дущей работы мышления, и само восприятие обладает всеми первичными признаками кре­ативности. Поэтому некоторые исследовате­ли считают, что детей прежде всего надо обучать восприятию и виденью мира. Значимость восприятия для твор­чества  подчеркивается и при  рассмотрении восприятия в качестве источника получения и  хранения  информации,  необходимой для любого вида творческой деятельности. Что­бы создать нечто новое, необходимо опирать­ся на нечто известное, иметь достаточно об­ширный  материал,  хранящийся   в   памяти, чтобы свободно им оперировать. При этом некоторые авторы подчеркивают, что  только  пассивно  накопленный  матери­ал не всегда   выполняет   свои   «творческие функции» и хранится в подсознании как бал­ласт. Для того чтобы этого не произошло с запечатленным материалом, необходимо ори­ентировать детей на активное,  мыслящее восприятие, т. е. такое, которое связывалось бы сразу с целевой установкой на последую­щее воспроизведение, на  актуализацию по­лученного материала при выполнении какой-либо конкретной деятельности.           

     Второй    психический    процесс,    наиболее тесно связанный и во многом  переплетающийся с процессом творчества, отличающий творческую индивидуальность — это процесс воображения и фантазии. Творческие люди   отличаются богатством фантазии, силой воображения. Известно, что процесс фантазирования представляет собой необычное комбинирование элементов реальной действительности, придание новых   функций   предмету, создание новых конструкций, которые до этого не имели никаких прямых эквивалентов в     действительности. Поэтому во многих работах фантазия рассматривается как естественная основа  любой  творческой  деятельности.  Воображение и фантазия присущи   каждому   человеку,   но различаются люди по направленности этой фантазии, ее силе и яркости. Особенно ярко выражены эти два процесса в детстве, однако постепенно они утрачивают свою яркость и силу. Это происходит за счет того, что в период школьного обучения  эта  функция  интеллекта   утрачивает свою значимость и не тренируется.

     Большое место в структуре творческого таланта отводится регуляторным процессам – эмоциям и чувствам, а также сфере потребностей и мотивов.

     Важным показателем естественного творчества является изнутри идущая потребность у ребенка в самостоятельном выполнении какой-либо деятельности и действий, свободном владении ими. Она проявляется в том, что ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, складывать и конструировать что-то из песка, кубиков, рисовать. Спонтанное стремление ребенка к самопознанию, познанию и освоению окружающего мира, к самостоятельной, творческой деятельности является доказательством того, что творческий процесс входит в жизнь ребенка помимо его сознания. Потребности также являются  универсальным ключом для понимания развития (или точнее для сохранения) творческих способностей у взрослых. Ребенка невозможно заставить делать то, в чем он не испытывает внутренне детерминированную потребность, равно как и прекратить действия, в которых он испытывает ее. У взрослых актуализировать творческий потенциал возможно только при наличии внутренней необходимости и потребности в нем. Поэтому главным является пробуждение такой потребности [3, 12].

     А.М.Матюшкин в своей концепции творческой одарен­ности, учитывая многообразие внешних проявлений творчес­кого развития, определяет наиболее общую характеристику и структурный компонент творческого потенциала — познава­тельные потребности. Познавательные потребности составляют психологическую основу доминантности познаватель­ной мотивации по сравнению с другими типами мотивации. Познавательная мотивация выражается в форме исследова­тельской, поисковой активности и проявляется в более низких порогах к новизне стимула. По мере развития исследователь­ская активность преобразуется в более высокие формы и выра­жается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по отношению к новому и неизвестному. Трудность обнаружения и открытия нового выражается в преодолении сложившихся привычных подходов к решению проблем. Преодоление раз­ного рода стереотипов формирует другой непременный ком­понент одаренности — оригинальность. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предполагае­мого решения среди других стандартных решений [16, 17].

     Мотивация творчества способствует развитию способности человека к самоактуализации как процессу реализации своих способностей. По А. Маслоу, в самоактуализации лич­ность проявляет интегрированность и пре­одолевает расщепленность. Благодаря эпи­зодам самоактуализации личность становится более открытой опыту, совершенной и спон­танной, юмористичной, трансцендентной и не­зависимой от низших потребностей. Благода­ря эпизодам самоактуализации человек рас­крывает свои возможности, близкие к сущно­сти его бытия. Креативность является одной из важных характеристик самоактуализации [6]. Е.Л.Яковлева подтверждает эту позицию: «творческость – реализация человеком собственной индивидуальности» [26, с.30].

     Мотивы  и  потребности  в творчестве, по мнению ряда авторов, формируются под влиянием доминирующих эмоций человека. А к числу эмоций, которые наиболее часто доминируют у творческих индивидуальностей, относят агрессию и радость. Так, Дж. Гетецельс и Ф. Джексон при исследовании высокотворческих   и   высокоинтеллектуальных детей отмечают большое количество агрессивных элементов в продуктах творчества креативных детей. В перечне качеств, которые в разное время находили у творческих людей и которые были собраны П. Торренсом, имеется большое число эмоциональных  и  личностных  качеств, которые могут базироваться только на доминировании эмоции агрессии. К числу таких качеств относится стремление к доминированию и превосходству, стремление к риску, нарушению привычного порядка  тяготение и т. п. Вместе с тем у творческих людей  отмечается оптимизм, готовность приходить  на  помощь,  чувство прекрасного, юмор. Наиболее часто отмечается два качества: стремление к доминированию и оптимизм [26].

     Если эти эмоции способствуют формированию потребности в творчестве, то доминирование эмоции страха является естественным препятствием для  формирования черт креативности. По мнению  психолого-психоаналитического    направления, именно страх, боязнь фрустраций, делает мышление человека   ригидным,   определяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к  самостоятельным   поискам, способам решений [7]. Поэтому при построении педагогических рекомендаций по развитию творческих способностей, снятию фрустрирующих моментов в обучении уделяется главное внимание.

     Весьма сложны взаимоотношения общего интеллекта и творческих способностей. Большинство исследователей, в том числе Торранс и Д.Б.Богоявленская, утверждают, что не бывает творческих людей с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низким показателем творчества. Существует пороговая связь между этими показателями, т. е. необходимо наличие определенного минимального значения коэффициента IQ, при котором может обнаружиться творческий потенциал. А также существует верхняя граница значения коэффициента IQ, до которого можно обнаружить определенную связь между креативностью и уровнем общих интеллектуальных способностей индивида. Выше этого значения связи не существует. Начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ, равно­го 120. М. Воллах и К. Ко­ган выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающихся способами адаптации к внешним условиям и решению задач. Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативно­сти, уверены в своих способностях, имеют адекватную самооцен­ку, проявляют большую инициативу, личную независимость суж­дений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, со­циально адаптируемы. Дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом стремятся к школьным успехам, по край­не тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников. Дети с низким уровнем интеллекта и вы­соким уровнем креативности часто попадают в категорию «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, «странные фантазеры», не поняты ни учителями, ни сверстниками. Дети с низким уров­нем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адап­тируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную само­оценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью.

Информация о работе Психологические условия и механизмы творческой деятельности