Психологические условия и механизмы творческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое осмысление, обобщение и анализ психологических подходов к пониманию феномена творчества. В результате этой работы мы предполагаем определиться с рабочей концепцией творчества, в рамках которой будем проводить дальнейшие исследования.

Содержание

Введение…........................................................................................................................31. Теоретические подходы к проблеме творчества в психологии…….. ..............5 1.1. Отечественные подходы к проблеме творчества……………...……………...6
1.2. Зарубежные подходы к проблеме творчества………...………………...…….11
2. Механизмы и этапы творческой деятельности……………………………......14
3.Проблемы измерения, диагностики и развития творческих способностей...17
3.1. Проблема генезиса творческих способностей…………………………..….17
3.2. Критерии и показатели творческих способностей………………………...19
3.3. Психологические качества и свойства, связанные с творческими способностями…………………………………………………………………………23
3.4. Тестирование и развитие творческих способностей…………….………...27 Заключение.....................................................................................................................33
Библиографический список........................................................................................35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

     Далее мы выделили основные механизмы и этапы творческой деятельности.     Сопоставление изученных нами схем теорий позво­ляет заключить, что и так называемый творческий акт, и обычное «решение проблем» имеют одинаковую пси­хологическую структуру. Мы представили ее в виде эта­пов по А.Н.Луку[30]:

1.         Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и  формулирования  задачи; 2. Сосредоточенные  усилия и поиски дополнитель­ной информации; 3. Периодом инкубации; 4. Озарение, или инсайд; 5.  Верификация, или проверка.

     В-третьих, мы рассмотрели проблему генезиса творческих способностей. А именно на основе литературных источников определили, что творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке; самый интенсивный период развития творческих способностей- 2-5 лет. Также затронули вопрос о врожденности творческих способностей. Как отмечает Н.С.Лейтес, врожденными могут быть только предпосылки способ­ностей, а то, какие же способности разовьются и в какой мере — зависит от со­держания жизни, от того, в какие виды деятельности окажется включенным растущий человек.

     Большое внимание мы уделили критериям и показателям творческих способностей. Мы получили, что все факторы, составляющие единую интегративную структуру творческого потенциала, включают:

•   доминирующую роль познавательной информации;

• исследовательскую творческую активность, выражаю­щуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

•   возможности достижения оригинальных решений;

• способности к созданию продуктов деятельности (раз­ного рода).

     Далее мы  назвали основные психологические корреляты творческой деятельности, прослеженные в научной литературе: восприятие, процесс воображения и фантазии, регуляторные процессы (эмоции и чувства), потребности и мотивы, также упомянули о взаимосвязи с интеллектом.

     В последней главе мы рассмотрели основные методики измерения и развития творческих способностей. Пришли к выводу, что творческое мышление можно развивать не только в период детства, но и в зрелом возрасте.   

     Итак, творческие задатки присущи в какой-то мере любому человеку. Психологические исследования подтверждают, что люди, которые систематически занимаются творческими упражнениями, улучшают свои творческие мыслительные способности для решения проблем в самых различных сферах [2]. В целях эффективного разблокирования творческого потенциала личности человека представляется очень важным знание и учет закономерностей и механизмов его творческого мышления.

     В результате работы наша гипотеза подтвердилась: несмотря на то, что творчество по своей природе является неоднородным, возможно выделение неких общих для всех видов творчества психологических коррелятов, что и было проведено.

     Все сказанное позволяет сделать вывод, что необходимо продолжать изучение творчества и творческих способностей как в теоретической, так и в практической части. И мы надеемся, что дальнейшие исследования в этой сфере будут способствовать исчезновению дискуссий среди ученых, а так же реализации новых идей, которые будут направлены на развитие творческих способностей, т.к. почти вся материальная и духовная культура человека является продуктом воображения и творчества.

     В дальнейшем мы планируем изучать гендерные различия в проявлении творческих способностей, будем обращаться к основам дифференциальной психологии, а в качестве объектов  изучения будут образные и вербальные творческие способности. Мы будем предполагать, что мужчины будут доминировать в показателях образных творческих способностей.    

 

 

 

 

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. О путях к творчеству // Наука и жизнь, 1977. №2. С.116-120

2. Брушлинский А.В. К психологии творческого процесса // Человек, творчество, наука. М.: Наука, 1967. 145с.

3. Гилева И.О. Проявление мотивационной готовности к творческой деятельности у студентов // Прикладная психология, 2001. №3. С.92-97

4. Грановская Р.М., Крижанская К.С. Творчество и преодоление стереотипов. Спб.: Знание, 1994. 79с

5. Давыдова Г.А. Дорога в будущее // Психологический журнал, 1999. №3. С.131

6. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии, 1999 №2. С.101-106

7. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии, 1975. №5. С.165-171

8. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал, 1998. №2. С.144-150

9. Исследование проблем психологии творчества. / под ред. Я.А.Пономарева. М.: Наука, 1983. 148с.

10. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М.: МГУ, 1983. 234с.

11. Кашатов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. М.: ПЕР СЭ, 2006. 688с.

12. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. М.: Знание, 1999. 215с.

13. Курс развития творческого мышления у детей 6-10 лет / под ред. Ю.Б.Гатаева. Спб.: ИМАТОН, 1996. 96с.

14. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности // Вопросы психологии, 1988. №4. С.101-106

15. Лук, А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. 58с.

16. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа- Пресс, 1993. 94с.

17. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // вопросы психологии, 1989. №6. С. 29-38

18. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии, 1994. №5. С.90-93

19. Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М.: Молодая Гвардия, 1997. 379с.

20. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1990. 2345с.

21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720с.

22. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание, 2006. №3. С.21-28

23. Тафель Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии  // Вопросы психологии, 1972. №4. С.166- 170

24. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание, 2006. №8. С.34-38

25. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: ЛОГОС, 1996. 326с.

26. Яковлева Е.Л. Творческий потенциал личности школьника // вопросы психологии, 1996. №3. С.30-35

  

 

 

 

 

 

  

 



Информация о работе Психологические условия и механизмы творческой деятельности