Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога

Задачи:
Изучить литературу по исследованной теме;
охаректиризовать виды деятельности практического психолога
Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога
Исследовать эффективность психологического консультирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

1.1 Основные виды деятельности практического психолога……………….4

1.2 Психологическое консультирование……………………………………16

1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования…15

1.4 Общие правила психологического консультирования………………...….23

Глава II. Определить эффективность психологического консультирования

2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы...27

2.2 Второй этап: работа с проблемой…………………………………………..28

2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы…………………………………………………………………………30

2.4 Четвертый этап: анализ полученных результатов…………………………34

Заключение……………………………………………………………………...49

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

Психологическое консультирование как  один из основных видов  деятельности практического  психолога 

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

1.1   Основные виды деятельности практического психолога……………….4

1.2   Психологическое консультирование……………………………………16

1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования…15

1.4 Общие правила  психологического консультирования………………...….23

Глава II. Определить эффективность психологического консультирования

2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы...27

2.2 Второй этап: работа с проблемой…………………………………………..28

2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы…………………………………………………………………………30

2.4 Четвертый этап: анализ полученных результатов…………………………34

Заключение……………………………………………………………………...49

Список  использованной литературы 
 

Введение

   Практическая психология – одна из самых «молодых» специальностей, активно вошедшая в нашу действительность на волне гуманизации общественной жизни в конце XX в. В сегодняшней России она стала неотъемлемым признаком современности. Если профессии психолога-исследователя и преподавателя психологии появились еще в конце XIX в., одновременно с обретением психологией положения отдельной новой области знаний, самостоятельной науки, то официальное признание статуса практического психолога в России стало возможным только в конце 80-х гг. XX в. [1, 65 c.]

В современной  психологии выделяют три основных структурных элемента: научный, прикладной, практический. Важно отметить, что здесь есть и переходные, или промежуточные, звенья, которые позволяют говорить о следующих составляющих современной психологии: научно-исследовательская, научно-прикладная, практико-прикладная и практическая.

Условно выделяя составляющие современной  психологии, мы не противопоставляем  их, а стремимся показать характер той связи, которая заключается  в единстве, неразрывности и невозможности  отдельного существования. При этом допускаем, что каждая составляющая имеет внутреннюю логику своего развития, связанную с ее сущностью и историей возникновения и становления. В данном контексте необходимо выделить роль и место психологической науки как источника и фундамента всей конструкции, в которой происходит постоянный процесс взаимообогащения.

Сегодня большинство специалистов отмечают, что первоочередная функция практического  психолога – помочь людям обнаружить в себе внутренние ресурсы и использовать их для преодоления внутренних трудностей. В этом смысле можно сказать, что современный практический психолог – это специалист по обеспечению психологического здоровья личности в условиях той или иной социокультурной среды. Такую помощь он оказывает через разные виды работ, среди которых одно из центральных мест занимает консультирование.

Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога

Задачи:

  1. Изучить литературу по исследованной теме;
  2. охаректиризовать виды деятельности практического психолога
  3. Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога
  4. Исследовать эффективность психологического консультирования

    Объект  исследования: виды деятельности практического  психолога

    Предмет исследования: Консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога 
     
     
     
     

1.1 Основными видами деятельности практического психолога

Основными видами деятельности практического психолога  являются:

психологическое просвещение;

психологическая профилактика;

психологическое консультирование;

психологическая диагностика;

психологическая коррекция;

психолого-педагогический консилиум.

В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости от той проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Деятельность  практического психолога включает различные виды работ: психологическая  профилактика, диагностика, психологическая  коррекция, работа по развитию личности учащихся, психологическое консультирование и психологическое просвещение. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве. [2, 39 c.]

Школьному психологу необходимо владеть всеми  видами работы, так как только в  совокупности они дают возможность на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед ним задачи.

На семинарских  занятиях следует подробно обсудить содержание основных видов работ  психолога. Для более глубокого  понимания каждого из этих видов  деятельности их можно выстроить в иерархический ряд в зависимости от степени углубления знаний о психическом развитии ребенка, что позволит усилить влияние психолога, учителей, родителей.

Психологическое просвещение - самое первое приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологическим знаниям. Основной смысл работы заключается в том, чтобы: а) знакомить учителей и родителей с основами возрастной, педагогической и социальной психологии, учащихся - с основами самовоспитания; б) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; в) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития. [5, 123 c.]

Основные  формы этого вида работы школьного  психолога - лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем не обязательно всю эту работу проводить школьному психологу лично - можно приглашать разных специалистов. Однако содержание всех этих форм обеслечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили только на абстрактно-теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данной школы, данного контингента учащихся, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания школьников.

Психологическая профилактика - на основе своих знаний и опыта психолог проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка. Задачами психопрофилактики являются: а) формирование ответственности за соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического и личностного развития школьника на каждом возрастном этапе; б) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут способствовать появлению определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии; в) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень. [4, 167 c.]

Психопрофилактическая работа может проводиться как  с отдельными учащимися или группами учащихся - классами, возрастными параллелями, так и с членами педагогического  коллектива, родителями, другими взрослыми, которые могут оказать влияние  на формирование личности школьника.

1.2 Психологическое  консультирование

Психологическое консультирование - помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители. Нередко потребность в консультации осознается после просветительной и профилактической деятельности психолога. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми. Центральным моментом консультации является процесс взаимодействия психолога и консультируемого (или консультируемых), установление доверительных взаимоотношений между ними. [7, 128 c.]

В процессе изучения рекомендованной литературы и на семинарских занятиях необходимо раскрыть и понять основной психологический  смысл консультации: помочь человеку самому решить возникающую проблему. Только таким образом накапливается опыт решения жизненных проблем. Очень часто, как показывает практика, неопытный психолог пытается засыпать советами пациента - в результате оба оказываются неудовлетворенными консультацией. И это несмотря на то, что пришедшие на консультацию, в большинстве случаев заинтересованные в контакте с психологом, надеются на быстрое решение своих проблем и, главное, на подтверждение собственного восприятия ситуации. Особенно это относится к учителям, с которыми постоянно взаимодействуют школьные психологи. Учителя нередко испытываю! бессилие в решении проблем, связанных с особенностями воспитания, обучения, поведения тех или иных детей. Причину этих проблем и трудностей они стремятся искать в недостатках семейного воспитания, не подвергая сомнению свои профессиональные и личностные качества. Поэтому во время консультации учителя сопротивляются активному вовлечению в продуктивный процесс всестороннего анализа и решения той или иной проблемы, предпочитая занимать пассивную позицию человека, перекладывающего решение вопроса на другого (консультанта). Школьный психолог не должен в таких случаях идти на поводу у учителя.

На семинарских  занятиях следует глубоко проанализировать процедуру консультирования в рамках школьной психологической службы, познакомиться  с различными видами и методами консультативной работы.

Следующие виды деятельности школьного психолога  требуют особенно высокой профессиональной подготовки: психологическая коррекция - устранение отклонений в психическом и личностном развитии школьника; работа по развитию способностей, личности ребенка; психологическая диагностика - углубленное проникновение психолога во внутренний мир ребенка.

Безусловно, в любой конкретной ситуации каждый из видов работы может выдвигаться  на первый план в зависимости от той проблемы, которую решает школьный психолог, и от специфики того учреждения, где он работает. [8, 178 c.]

В настоящее  время психодиагностика занимает одно. ш главных мест в психологической  службе, так как в школе существуют многочисленные психологические проблемы.

При этом необходимо иметь в виду, что диагностика  в школе не является самоцелью. Ее -данные необходимы для того, чтобы: 1) определить программу дальнейшей работы психолога с ребенком - акцентировать  деятельность на развитии или коррекции; 2) проверить эффективность психо-профилактических мер; 3) дать правильное направление консультативному процессу; 4) выбрать наиболее актуальную для данной школы тематику психологического просвещения и пр.

Процедура диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работы сложна, объемна и ответственна. На семинарских занятиях следует изучить, а во время практики реально опробовать основные этапы проведения этой работы в системе школьной психологической службы: 1) изучение практического запроса; .2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор методов исследования; 5) формулировка психологического диагноза; 6) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 7) осуществление этой программы; 8) контроль за ее выполнением.[9, 203 c.]

Запрос  к психологу. Когда перед школьным психологом встает задача психодиагностики? Когда к нему приходят учителя, родители или сами учащиеся с той или  ниой проблемой, т. е. когда к психологу  поступает запрос?

Любой запрос, формальный он или неформальный, является для психолога сигналом возникновения проблемы учащегося (или группы учащихся, класса). Следует  отметить, что во многих случаях  жалобы носят чрезвычайно расплывчатый, неопределенный характер.

Наиболее  распространенные запросы к психологу  со стороны учителей и родителей  связаны с нежеланием некоторых  учеников учиться, с низкой успеваемостью  отдельных учащихся по всем или каким-то определенным учебным предметам, с  жалобами на несоответствие - уровня учебной деятельности потенциальным возможностям ученика. Учащиеся обращаются к психологу с просьбой помочь им овладеть определенными умениями и навыками, развить свою память, стать внимательнее, сосредоточеннее на уроке, научить рационально распределять свое время и пр. [11, 234 c.]

Информация о работе Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога