Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога

Задачи:
Изучить литературу по исследованной теме;
охаректиризовать виды деятельности практического психолога
Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога
Исследовать эффективность психологического консультирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

1.1 Основные виды деятельности практического психолога……………….4

1.2 Психологическое консультирование……………………………………16

1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования…15

1.4 Общие правила психологического консультирования………………...….23

Глава II. Определить эффективность психологического консультирования

2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы...27

2.2 Второй этап: работа с проблемой…………………………………………..28

2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы…………………………………………………………………………30

2.4 Четвертый этап: анализ полученных результатов…………………………34

Заключение……………………………………………………………………...49

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)
  1. 4 Общие правила психологического консультирования
 

    Общие правила и установки  консультанта, структурирующие  процесс консультирования и делающие его эффективным: 

     
  1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте  уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Вместе с тем каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.
  2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.
  3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.
  4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.
  5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональны и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.
  6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи – решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу, завершаются успехом.
  7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.
  8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.
  9. Некоторые проблемы – это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы. В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.
  10. Эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.   
 
 

           Оценка  результатов психологического консультирования 

     Одно  из важных этических требований, предъявляемых  консультанту, - это осознание истинных результатов своей работы и эффективности  применяемых в консультировании методов. В общем, возникает вопрос: оказывает какое-либо позитивное воздействие психологическое консультирование (или психотерапия)? На это, казалось бы, простой вопрос ответить нелегко. Как отмечает Кори (1986), существует несколько трудностей. Во-первых, консультанты, в силу личностных особенностей исходят в своей работе из разных предпосылок и используют различные методы для достижения целей консультирования, поэтому почти невозможно хоть сколько-нибудь объективно оценить эффективность психологического консультирования. Во-вторых, результаты в значительной степени зависят от клиентов, и если их активность в процессе консультирования деструктивна и они не соблюдают требования консультанта или вообще отказываются принимать на себя ответственность за решение своих проблем, то последствия будут отрицательны независимо от усилий консультанта. Наконец, в-третьих, на результаты консультирования оказывают влияние неопределенные факторы окружения. Например, весь эффект консультирования может быть нейтрализован неконтролируемыми действиями членов семьи клиента. Выделяют также еще одну трудность – отсутствие общепринятых конкретных целей  и установление только общих направлений работы. Очень трудно конкретно оценить реализацию таких целей, как усиление самовыражения, повышение самооценки, перестройка структуры самости. Наконец, большинство консультантов собственно оценку результатов рассматривают как процедуру, угрожающую их профессиональному достоинству, и часто предпочитают иллюзорную жизнь действительности.

     Для оценки результатов консультирования конкретного клиента можно использовать ряд критериев. Блошер (1966) выделяет четыре основных:

     -социальная  приспособленность;

     - личностные особенности;

     - профессиональная приспособленность;

     - успешность учебы.

     Критерий  социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка). Личностные критерии охватывают изменение самооценки и множество других параметров, обычно измеряемых тестами. Профессиональная приспособленность включает профессиональные планы, удовлетворенность работой и т.п. Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

     Обычно  основным источником информации об эффективности  консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта – помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

     Оценка  результатов терапии консультантом  тоже существенна, хотя ее далеко недостаточно для окончательных выводов. Окончательное  консультирование сводится к обсуждению и согласованию оценок достигнутого эффекта, представленных клиентом и консультантом.

  
Глава II. Определить эффективность психологического консультирования

Развитие  ребенка теснейшим образом связано  с особенностями его мира чувств и переживаний, которые существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение.

Для развития детей необходим определенный уровень  работоспособности. Во всех жизненных  сферах одаренные дети имеют право  на проявление своих незаурядных  способностей. Соревноваться друг с другом в решении самых разнообразных задач - естественная потребность детей. Поэтому спорт высоких достижений в детском возрасте в принципе следует признать положительным явлением.

Спорт высоких достижений в детском  возрасте может выполнять следующие функции:

  • - стимулировать физическое, психическое и духовное развитие;
  • - способствовать практическому познанию собственной работоспособности и собственных умений, а также укреплению уверенности в своих силах;
  • - приобщать детей к коллективу и формировать социальное поведение;
  • - расширять опыт и обогащать эмоциональную жизнь ребенка путем рациональной организации досуга.
  • Дети хорошо приспосабливаются к высоким физическим нагрузкам; тренировка с учетом уровня физического и психического развития детей, т.е. тренировка, организованная в соответствии с возрастом занимающихся, не наносит ущерба здоровью детского организма.
  • Однако завышенные ожидания родителей или тренера часто порождают в ребенке неуверенность в своих способностях. Реальные достижения ребенка не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. Это вызывает у ребенка чувство тревожности.
  • У ребенка с повышенной тревожностью легко возникают опасения, волнения, страхи, даже незначительные перемены в ситуации, вызывают стресс. Длительное состояние тревоги неблагоприятно сказывается на работе центральной нервной системы: повышается как физическая, так и умственная утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание, ослабляется память. Может развиться астения - состояние нервного истощения. Длительное переживание тревоги является причиной различных психосоматических заболеваний.
  • Поражение, проигрыш, значимый неуспех - одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка.
  • В нашем случае к психологу обратилась мама девочки 7 лет. Женщина переживает по поводу неудач дочери в спорте.
  • С ней будет проведена консультация, в ходе которой будет выявлена проблема, даны рекомендации по ее устранению. Затем будет проведен анализ полученных результатов.

2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы

  • Клиент - Ирина, 34 года.
  • Запрос: Переживания в связи с неудачами ребенка в спорте.
  • Ход консультации

Приветствие, знакомство.

Психолог: Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь. Меня зовут Анна.

Клиент: Меня зовут Ирина.

Зондирование.

Психолог: Сколько Вам лет? Вы замужем?

Клиент: Мне 34 года. Я замужем, моей дочери 7 лет.

Запрос.

Психолог: Какие проблемы у Вас возникли? Что бы Вы хотели обсудить?

Клиент: У меня в семье возникла большая проблема. Моей дочери семь лет. Она профессионально занимается художественной гимнастикой. По моему мнению, дочь очень талантливая девочка. Лиза (дочь) регулярно участвует в соревнованиях, при выполнении упражнений без предмета все идет хорошо. Лиза радуется, следит за предварительным рейтингом. Как правило, на этом этапе она занимает лидирующие позиции. Но как только наступает время упражнений со скакалкой - баллы резко уменьшаются. Упражнение не получается, скакалка улетает за пределы ковра и т.п.

Что это? Неотработка? Или нам не дано ловить эту несчастную скакалку? Ребенок  переживает... Я переживаю. Дочь тренируется  целыми днями по 3-5 часов..., а результат  один! Просто жалко ребенка, а как  помочь не знаю? Правда, упражнению всего 2 месяца, бросков раньше не было... А тренер говорит: ребенок просто не думает... Может действительно не думает? Хотя знаю прекрасно, что мой ребенок старается!

Психолог: Не волнуйтесь, мы во всем разберемся.

2.2 Второй этап: работа с проблемой

Психолог: Скажите, а ваша дочь хочет быть гимнасткой?

К.: Мне кажется, да. Но когда возникают такие трудности, ребенок очень расстраивается. Кроме того, я считаю, что тренер требует слишком многого и уделяет недостаточно внимания тренировкам с дочерью.

П.: Ваша дочь не думала бросить занятия гимнастикой?

К.: Вы знаете, вообще дочь с радостью занимается, мечтает занимать первые места. Но когда случаются такие неудачи, ребенок так сильно переживает, что иногда говорит об этом. Раз не получается - нечего и браться.

П.: А занятия гимнастикой - это выбор дочери или Ваш?

К.: Ну что вы! Дочь сама решила заниматься спортом. Сама выбирала вид спорта. Мы интересовались всем, что предлагали спортивные школы, и Лиза остановилась на художественной гимнастике.

П.: А вы сами не мечтали стать гимнасткой?

К.: Нет, не мечтала. Я была и остаюсь, очень далека от спорта. Поэтому на профессиональных занятиях дочери не настаивала. Это целиком ее выбор.

П.: Вам кажется, что у Вашей дочери есть все возможности реализовать свои желания?

К.: Думаю да, у нее должно все получиться. Она очень старается, я помогаю ей всем, чем могу. Во всем стараюсь ее поддержать.

П.: Вы считаете, что тренер уделяет Вашей дочери недостаточно внимания?

К.: Нет, ну он конечно выполняет свою работу. С одной стороны у меня нет к нему претензий. Дочь на него не жалуется. С другой стороны, ведь он же ее учит. Почему тогда у нее не получается. Наверное, тренер учит мою дочь недостаточно хорошо.

П.: Давайте поговорим о Вашей дочери. Как Лиза реагирует на свои неудачи?

К.: Лизонька очень расстраивается, иногда даже плачет. Были случаи, когда она отказывалась выступать в следующих соревнованиях. Иногда были порывы бросить занятия.

П.: Чем она это мотивировала?

К.: Она говорила, что все равно у нее ничего не получится, что она не хочет выглядеть в глазах других «неумехой». Не хочет расстраивать меня своими неудачами. Все равно у нее ничего не получится.

П.: Вы испытывали такие же чувства, когда в Вашей жизни случались подобные моменты? (отражение чувств)

К.: Да, такое было. И вот ребенок теперь получается в этой же ситуации. Вы хотите сказать, что это «замкнутый круг»?

П.: Ну Вашему ребенку еще только 7 лет, он еще не в том возрасте, чтобы столкнуться с этой проблемой и решать ее. Может быть проблема в том, что Вы ждете от ребенка достижений, но не получаете их? (интерпретация)

Пауза.

К.: Нет! Вы не правы, причем тут мои желания! Я волнуюсь, что у ребенка не получается, а вдруг это дело всей ее жизни, и если сейчас ей не помочь, то она не сможет реализовать себя в будущем?

Информация о работе Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога