Как проявляется
в детстве цель? Через склонности
и пристрастия. Ребенок тянется
к какому-то определенному делу,
а когда натолкнется на него, увлечен
так, что за уши не оттянешь. Это дело становится
его любовью – и страстью и радостью одновременно.
Но в какой-то момент у ребенка может что-то
не получиться. Как результат – приходит
разочарование.
Разочарования
случаются у всех, и у больших,
и у маленьких. Но взрослые знают,
что это неизбежная часть нашей жизни,
и в большинстве случаев умеют успешно
их преодолевать. А вот детям с их коротеньким
жизненным опытом справиться с разочарованием
куда труднее. Ребенку кажется, что сейчас
(когда не получилось, когда не сбывается
ожидаемое) рушится все, все-все-все, и
пережить это просто невозможно.
Разочарование
– это целая гамма негативных чувств:
бессилие, отчаяние, безнадежность, растерянность.
И все это разом накатывает на ребенка,
когда он понимает, что его ожидания не
сбылись. Что противопоставить ему? Надежду.
«Да, ты ошибся… да, тебе не повезло… да,
да, у тебя что-то не получилось… Но из
любой ситуации есть выход, и только от
тебя зависит, как дальше будут складываться
отношения, как пойдут твои дела», - ребенок
в это должен поверить.
Результаты
На
третьем этапе нашей работы, клиенту
(мама девочки 7 лет) был предложен ряд
рекомендаций и упражнений по преодолению
проблемы, сложившейся в семье. В результате
реализации всех предложенных рекомендаций
ситуация ребенка значительно улучшилась.
Это проявилось в следующих признаках.
Во-первых,
у ребенка по отношению к матери
возникло доверие, что повлекло за собой
улучшение взаимопонимания, что
значительно снизило влияние
кризиса 7-ми лет на ситуацию в семье.
Кроме того, в результате улучшения
взаимоотношений с матерью у ребенка пропал
страх перед соревнованиями. Девочка больше
не боится выступать, уверенна в поддержке
матери, не боится выглядеть непрофессионально.
Что свидетельствует о разрешении проблемы
переживания страха в спорте и длительной
неуспешности.
Кроме
того, ребенок достиг значительных
успехов в художественной гимнастике.
Через месяц, после начала работы
по решению проблем Лиза принимала
участие в областных соревнованиях
и заняла на них 4 место, что является
достаточно серьезным достижением по
сравнению с неудачами последнего периода.
Результатом
таких изменений стало решение
проблемы готовности к соревнованию
в спорте. В настоящее время
ребенок спокоен, уверен в себе и
с психологической точки зрения
полностью готов к участию в соревнованиях
различного уровня.
В связи
со всеми полученными результатами
проблема переживания поражения
в спорте у девочки также разрешилась.
Все полученные
результаты свидетельствуют о том,
что с ребенком была проведена
большая работа, направленная на решение
всех проблем и способствующая ребенку
реализовать свои способности в спорте
в будущем.
Заключение
Психологическое
консультирование — профессиональная
помощь клиенту в поиске разрешения его
проблемной ситуации психологическое
консультирование можно определить также
как специфические отношения между людьми,
при которых возможен способ общения,
позволяющий другому человеку изучать
свои чувства, мысли и поведение с тем,
чтобы прийти к более ясному пониманию
самого себя, а затем открыть и использовать
свои сильные стороны, опираясь на внутренние
ресурсы психологическое консультирование
помогает клиенту впоследствии более
эффективно распоряжаться своей жизнью
посредством принятия правильных решений
и совершения целенаправленных действий.
В качестве клиентов психологическое
консультирование могут выступать здоровые
или больные люди (воспринимаемые консультантом
как дееспособные субъекты, ответственные
за решение своей проблемы), предъявляющие
проблемы экзистенциального кризиса,
межличностных конфликтов, семейных затруднений,
профессионального выбора, др. Пользуясь
терминологией трансактного анализа,
психологическое консультирование проводится
с позиции "Взрослый — Взрослый".
Известно,
что в спорте без психического
напряжения нет продуктивной работы.
В напряженные периоды спортивной деятельности
повышается чувствительность спортсмена
к разнообразным стимулам, повышается
уровень беспокойства и неопределенности,
растет количество причин, побуждающих
к возникновению у спортсмена конфликтных
и кризисных ситуаций. Все эти состояния
являются следствием тех противоречий
деятельности, с которыми имеет дело спортсмен.
Необходимо
объяснять спортсменам, что эти
критические ситуации являются важными
составляющими их спортивного развития.
Психологическая подготовка должна включать
методики социально-психологического
тренинга (СПТ), нацеленные на обсуждение
различных критических ситуаций, обучение
технике их анализа. Моделирование коммуникативной
критики, отрицательных переживаний, конфликтов
и кризисов должно составлять необходимую
часть психологической подготовки спортсмена.
Спортсмен должен уметь эффективно переживать
негативные чувства, должен научиться
быть независимым от критики, хорошо использовать
стрессы и конфликты для собственного
развития. Изложенный выше опыт психотерапевтической
практики может быть эффективно использован
в этом направлении.
Список
использованной литературы:
- Александров
А.А. Психотерапия: Учебное пособие
– СПб.: Питер, 2004. – 408 с. – (Серия
«Национальная медицинская библиотека»)
- Карвасарский
Б.Д. (общая редакция) Психотерапевтическая
энциклопедия – СПб.: Питер Ком, 1998. – 752
с. – (Серия «Мастера психологии»)
- Кочюнас Р.
Психологическое консультирование. Групповая
психотерапия. – М.: Академический Проект;
ОППЛ, 2002. – 464 с. – (Серия «Gaudeamus»)
- Немов Р.С.
Психологическое консультирование: учеб.
для студ. вузов, обучающихся по специальности
«Психология» - М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2008. – 527 с. – (Учебник для
вузов)
- Психотерапия:
учебник (2-е издание) / Под ред. Б.Д. Карвасарского.
– СПб.: Питер, 2002. – 672 с. - (Серия «Национальная
медицинская библиотека»)
- Психотерапия:
Учебник для вузов / Л. Бурлачук, А Кочарян,
М. Жидко. – СПб.: Питер, 2003. – 472 с. – (Серия
«Учебник нового века»)
- Ануфриев
А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности
в обучении детей. Психодиагностические
таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 1997.
- 224 с. (Практическая психология).
- Карелина
И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет.
- М: Академия Развития, 2006. - 144 с. (Практическая
психология в школе)
- Марцинковская
Т.Д. Детская практическая психология:
учебник. - Москва: Гардарики, - 2000. - 255 с.
- Практическая
психология образования. Под ред. И.В. Дубровиной:
Учебник для студентов высших и средних
специальных учебных заведений.-- М.: ТИ
«Сфера.», 2000. - 528 с.
- Сартан Г.Н.
Тренинг самостоятельности у детей. - М.:
ТЦ «Сфера», 2000г. (Серия «Практическая
психология»)
- Шаграева
О.А. Детская психология. Теоретический
и практический курс. Учеб. пособие. М.,
Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368
- Гиппенрейтер
Ю.Б. введение в общую психологию. Курс
лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.
- Общая психология.
Учебник для студентов пед. институтов
/ Под ред. проф. А.В.Петровского. изд. 2-е,
доп. и перераб. - М.: "Просвещение",
1976.
- Психология.
Учебник для гуманитарных вузов / Под общей
ред. В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001.
- Психология:
Учебник для студентов высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. Кн.1. общие основы психологии.
- 3-е издание. М.: Гуманитарный изд. центр
ВЛАДОС, 1997.
- Современная
психология: справочное руководство. М.:
ИНФРА - М, 1999.
- Абрамова,
Г. С. Практическая психология. «Академический
Проект», 2000.
- "Основы
этических знаний" под ред. профессора
Росенко, М.Н.. Изд. "Лань",2002.
- Хорни, К.
Невротическая личность нашего времени.
М., 2003.