Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание

Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога

Задачи:
Изучить литературу по исследованной теме;
охаректиризовать виды деятельности практического психолога
Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога
Исследовать эффективность психологического консультирования

Содержание

Введение…………………………………………………………………2

Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога

1.1 Основные виды деятельности практического психолога……………….4

1.2 Психологическое консультирование……………………………………16

1.3 Популярность и эффективность психологического консультирования…15

1.4 Общие правила психологического консультирования………………...….23

Глава II. Определить эффективность психологического консультирования

2.1 Первый этап: знакомство, зондирование, запрос, выявление проблемы...27

2.2 Второй этап: работа с проблемой…………………………………………..28

2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы…………………………………………………………………………30

2.4 Четвертый этап: анализ полученных результатов…………………………34

Заключение……………………………………………………………………...49

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 228.50 Кб (Скачать документ)

П.: А Вы непременно хотите этого?

К.: Ну, это же естественное желание каждого родителя, а как же иначе?

П.: Вы очень переживаете за успехи и неудачи дочери. Вам не кажется, что это и есть причина волнений дочери? (резюмирование)

К.: Мне кажется, что может быть, но я ее поддержу, не брошу с этим чувством. Если скажет, что не хочет быть спортсменкой, я пойму это и мы найдем другой вариант (рефлексия).

П.: То есть Вы считаете, что способны принимать ребенка таким, какой он есть?

К.: Ну а как же иначе.

П.: Скажите, Вы когда-нибудь сами предлагали ребенку бросить занятия? Были ли случаи, когда Вы сравнивали успехи дочери с успехами других детей?

К.: Да, такие случаи были. Я сравнивала выступления Лизы с другими девочками, и говорила о том, что кто-то из них выступил лучше, чем моя дочь. Я за объективность. И бросить занятия тоже предлагала, раз не получается.

П.: Ваша дочь сейчас в возрасте 7 лет. В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Главная особенность перемен возникающих в семилетнем ребенке - он становится не таким понятным, как был раньше, изменения эти гораздо сложнее и глубже, и далеко не все поступки ребенка теперь так просто объяснить. И от Вашей поддержки, понимания и терпения во многом зависит его дальнейшее восприятие себя - как успешного, полноценного и уверенного человека.

Если  Ваша дочь потеряет интерес к гимнастике, Вы будете искать причину в ней самой или в тренере. На самом деле, причина может быть в Вас. Вы просто пытаетесь создать идеальный образ ребенка, сравнивая его с другими и желая, что Ваша дочь была не хуже.

Вы  предлагаете дочери бросить то, что не получается, тем самым закладываете в ребенке фундамент неуверенности в себе. Это в свою очередь порождает у ребенка страх перед новыми испытаниями. Таким образом, Вы бессознательно закладываете фундамент невротизации ребенка. В дальнейшем ребенок может отказаться от спорта навсегда. Если вследствие вашего неправильного воспитания у ребенка возникнут неврозы, они особенно четко проявятся в подростковом возрасте - ваш ребенок начнет усиленно сопротивляться вам, его могут вообще исключить из школы и т.п.

К.: Ну тогда как же нужно правильно воспитывать ребенка?

П.: Ребенка нельзя осуждать, заставлять, что-то навязывать. Недопустимо сравнивать с другими детьми (не говорить что он хуже или лучше других детей). Ребенок должен воспринимать себя как норму. Прислушивайтесь к желаниям ребенка.

К.: Вы все-таки считаете, что мы должны бросить спорт? (конфронтация)

П.: Зачем же бросать то, что ребенку нравится. Просто помогите ему. Я дам Вам рекомендации по преодолению Ваших проблем.

К.: Спасибо, доктор.

Анализ консультирования

В ходе консультации были использованы следующие  методы: активные: открытые и закрытые вопросы, эмпатическое слушанье, рефлексия, отражение чувств, интерпретация, перефразирование, резюмирование, оценка сказанного.

В результате беседы были выявлены следующие проблемы: на фоне кризиса семилетнего возраста неудачи девочки в спорте привели к целому комплексу психологических проблем. В их число входят: переживание поражения в спорте; переживание длительной неуспешности; переживание страха в спорте; неготовность к соревнованию в спорте.

Для решения  данных проблем клиенту будет  предложен ряд упражнений, направленных на корректирование ситуации.

2.3 Третий этап: рекомендации и упражнения, направленные на решение проблемы

Ребенок клиента - дочь Лиза находится в трудном для любого ребенка возрасте семи лет. В этом возрасте большинство детей переживают так называемый «кризис семи лет». Кризис семи лет - это непростой период в жизни ребенка и его родителей. Явление это тесно связано с резким изменением условий жизни ребенка, его социального статуса и появлением новых правил и даже смысла в его жизни - ребенок идет в школу. Еще один шаг на пути к взрослой самостоятельной жизни. Еще одни обязанности, ответственность, новые правила, новые роли, новые люди, новые отношения. Безусловно, малышу не так-то просто вступить в этот совсем другой период его жизни - и как реакция на эти новые требования - кризис семи лет. И очень часто в предшкольной суете родители не уделяют достаточного внимания состоянию ребенка.

Некоторые действия Лизы являются признаками такого кризиса: отказ от выполнения привычных  требований, появление упрямства, девочка  стала очень ранима и обидчива - любая критика воспринимается в  штыки.

Девочка чувствует острую потребность быть «взрослой», вести себя как взрослая, соответственно принимать самостоятельные решения. Отсюда желание девочки бросить занятия спортом.

Главное психическое новообразование, к  которому приводит кризис семи лет - способность  и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию лидера.

В такой  период необходимо активно поощрять и поддерживать стремление девочки  к новому, более «взрослому» положению  в жизни, приветствовать самостоятельность  ребенка - это способствует развитию интеллекта и инициативы.

В нашем  случае проявлениям независимости  девочки часто сопутствуют неудачи, это привело к тому, что чувство  вины возобладало над стремлением  к самостоятельности и ответственности. На фоне этого развились следующие  проблемы: переживание поражения в спорте; переживание длительной неуспешности; переживание страха в спорте; неготовность к соревнованию в спорте.

Для решения  данных проблем клиенту предложены следующие рекомендации и упражнения:

Рекомендации  по преодолению кризиса 7-ми летнего возраста.

Родителям необходимо помнить, что кризис семи лет - это временное явление и  при правильном поведении взрослых, сопутствующие ему явления пройдут. Взрослым, которые окружают ребенка, необходимо определить единую систему  требований к нему, быть спокойным, доброжелательным, ровным в отношениях с ребенком. И в то же время требовательным и настойчивым в выполнении предъявляемых требований. А самое главное - любить ребенка. Необходимо проводить с девочкой как можно больше времени, общаться, разговаривать, объяснять ребенку непонятные ему вещи, не скрывать своих чувств.

Очень важен и стиль руководства  взрослого Он должен способствовать тому, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместной деятельности, имел возможность проявить инициативу и самостоятельность в достижении цели. Излишняя регламентация поведения ребенка, когда ему отводится роль механического исполнителя отдельных поручений взрослого, расхолаживает ребенка, снижает его эмоциональный тонус, оставляет равнодушным к результатам общего дела

Упражнения  для решения проблемы переживания поражения  в спорте.

Поражение, проигрыш, значимый неуспех - одни из базовых  переживаний личности. Ситуации, провоцирующие  соответствующие переживания, встречаются  в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях. Отношение к неуспеху формируется в процессе переживания значимого поражения. В практике спорта часто встречается ситуация, когда при поражении спортсмена окружающие настаивают на уменьшении глубины его переживания: «Не переживай, это ерунда!». Такая позиция может пагубно сказываться на личном опыте спортсмена, особенно ребенка. Ситуацию нужно эмоционально пережить и извлечь тот опыт, который сделает человека сильнее (взрослее). Извлечь полноценный опыт можно, если включать эмоциональное переживание. Одна только рациональная оценка ситуации не дает этого опыта. Для этого можно предложить следующие ниже задания, направленные на сознательную переработку ситуации поражения.

1. Ребенку  дается задание определить, что  в данном выступлении было  сделано хорошо, получилось, несмотря  на отрицательный итоговый результат.  Найти такие действия или характеристики  нужно обязательно, если ребенок отрицает такую возможность, родители и тренер должны помочь. Необходимо понимать, что все оценки относительны, и оценка «все плохо» является не более чем «призмой» восприятия, результатом восприятия под некоторым углом зрения. Поиск удачных, положительных моментов (за что похвалить) в любом плохом выступлении дает источник мотивации и силы для преодоления. «Если хотя бы это у меня хорошо получается, значит я могу и большее (в принципе возможно и большее)». Повышение самооценки с помощью выделения удачных моментов должно быть конкретно, опираться на реальные действия или факты.

2. Следующим  шагом ребенку предлагается назвать  1-2 конкретные проблемы, которые  на данный момент больше всего  мешают выступать лучше. Это  - точки приложения сил в предстоящем периоде подготовки (что нужно изменить), например, поставить две задачи для работы над собой: одна приоритетная, вторая - дополнительная (следующая, фоновая, запасная) на тот случай, если произойдет сбой в работе над первой задачей. Больше одновременно выделять не стоит, работать над многими задачами сразу психологически трудно и это не способствует повышению уверенности.

3. Исключить  употребление слова «не повезло». Его использование - первый шаг  к следующему проигрышу, результат  того, что ребенок подсознательно не желает или не приучен анализировать ситуацию и искать в себе причины своих неудач. Это значит, что нахождение ошибки приведет к признанию чего-то неприятного, непривычного для ребенка, и он защищается словом «не повезло». Человек, которому «не повезло», ничего не будет менять в себе, а просто будет ждать следующих соревнований, на которых, может быть, повезет больше. Ошибки всегда есть в любом выступлении.

Пример: «Что я мог сделать, чтобы избежать этой ситуации? И чего я не сделал? Что не было учтено? Что в моей подготовке к соревнованию привело меня к такой случайности?» Даже если объективно это спорно, все равно полезно иметь установку: «В спорте вообще нет случайностей».

Пример: «Если я проиграл, то, значит, у  меня были ошибки. Если соперник выиграл, значит, у него было меньше ошибок».

4. Парадоксальным, но оправданным шагом является  задание разработать четкий план  действий (конструктивный) на случай  поражения, «что я буду делать, если опять проиграю». Например, что попробую изменить в своем поведении и своей подготовке. Снимается неопределенность (боязнь неизвестности), что уменьшает возможный страх неудачи и увеличивает уверенность в возможности решения проблемы. Чтобы избежать поражения в некоторых случаях нужно сначала принять факт его возможности. Для того чтобы это задание не являлось установкой на поражение, нужно разрабатывать план не самого поражения, а действий после возможного поражения.

5. Следующее  упражнение направлено на воспитание  в ребенке психологического принятия ошибки. Установки на то, что ошибка и ее выделение необходимы для развития. Допустил ошибки - не значит что неспособен, ошибаются все, это ничего не говорит о личности и способностях в целом. Признание своих ошибок не должно стать чем-то стыдным для ребенка, это повод поработать, и хорошо, что есть над чем. Вот если ошибок нет - это грозит остановкой творческого роста и развития, если вовремя не поставить себе более сложную задачу. Для обсуждения этой темы в беседе с ребенком могут использоваться соответствующие вопросы.

Пример: «Как ты думаешь, над чем тебе нужно  работать? Как ты определяешь, что  мешает тебе достичь цели? Что ты делаешь, обнаружив ошибку? Что бывает, если ты долго не видишь в своих  действиях ошибок, и тренер тебе ничего не говорит?» 

Эффективное переживание поражения приводит к тому, что ребенок, получая опыт выхода из «поля безнадежности отрицательных эмоций», перестает их бояться, перестает бояться поражения, что приводит его к большей мыслительной и двигательной свободе и значительно увеличивает вероятность победы, тогда как непреодоленный и «непрожитый» страх поражения сковывает ребенка, вводит в ступор, ребенок перестает объективно и своевременно оценивать ситуацию.

Ребенок, боящийся проиграть, отвлекает свое внимание на этот страх, думает о том, как бы не проиграть, т. е. думает о действиях, которые делать не надо, в результате чего делает именно эти действия. Потому что они были в фокусе его внимания, хотя бы даже и со знаком «НЕ». В поле внимания не остается места для технически правильных и выигрышных действий. Субъективно поражением не обязательно является фактически занятое место в протоколе результатов. Переживание зависит от того, на что рассчитывал сам ребенок. В некоторых ситуациях и предпоследнее место может быть воодушевляющей удачей, а в других - второе место субъективно равносильно поражению.

Психологическая работа с переживанием длительной неуспешности.

В практике спорта психолог сталкивается с ситуациями, которые характеризуются следующими фразами спортсменов, особенно детей: «у меня ничего не получается», «у меня это никогда не получится», «правда, я неудачник», «не буду делать, все равно не получится» и т. п. В ответ тренер и родители заверяют ребенка в обратном: «ты сможешь», «у тебя получится», «ты отлично подготовлен», «ты сильный», что не меняет реальной ситуации, неуспех и его переживание повторяются.

Информация о работе Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога