Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 10:25, курсовая работа
Описание
Цель: исследовать эффективность вида психологическое консультирование в работе практического психолога
Задачи: Изучить литературу по исследованной теме; охаректиризовать виды деятельности практического психолога Определить роль и место психологического консультирования в работе практического психолога Исследовать эффективность психологического консультирования
Содержание
Введение…………………………………………………………………2
Глава I. Психологическое консультирование как один из основных видов деятельности практического психолога
1.1 Основные виды деятельности практического психолога……………….4
Здесь
мы сталкиваемся не столько с ситуативным
переживанием неуспеха, сколько с
закрепляющимся переживанием себя как
неуспешного. Основная причина - отсутствие
положительной обратной связи. Причем
для ребенка важной является положительная
обратная связь от взрослых. В случаях,
когда механизм положительной обратной
связи к себе нарушен, нарушается переживание
себя. Субъективно исчезают поводы для
переживания себя как успешного.
Задача
психолога - создать условия, в которых
ребенку придется воспринимать себя
как успешного, несмотря на закрепленный
противоположный образ. Для этого
используются три психологических
момента: 1) сравнение себя с собой,
а не с другими; 2) постановка промежуточных
целей с минимальными шагами; 3) положительная
обратная связь. Необходимо создать условия
для положительной обратной связи, причем
положительная обратная связь должна
быть основана не на голословных заявлениях
окружающих и эмоциях, а на реальных действиях
самого ребенка. Эти принципы мы конкретизируем
и реализуем в следующем комплексе упражнений.
Упражнение
1. В начале работы требуется объяснить
ребенку, что отныне в течение
некоторого времени он перестает
сравнивать себя с другими, а начинает
сравнивать свои успехи сегодня со своими
успехами вчера, час назад, неделю назад.
Затем нужно: 1) определить зону абсолютной
успешности - тот уровень трудности или
те действия, с которыми ребенок однозначно
справляется и согласен с этим; 2) ребенок
должен озвучить в беседе с родителями
тот уровень, к которому он стремится;
3) тот путь, который ребенку нужно преодолеть,
делится на минимальные отрезки и описывается
в как можно более конкретных действиях
(что нужно сделать, чтобы достичь поставленной
цели). Чем более подробно и конкретно,
тем больше вероятность отследить, в какой
момент происходит «внутренняя заминка».
Минимальность отрезков должна позволять
как можно чаще отслеживать факт преодоления
данного отрезка (выполнения соответствующего
действия).
Принципиально
важный момент - положительная обратная
связь о каждом действии, о ходе
выполнения плана самому себе, подкрепляемая
положительной обратной связью от родителей.
Уверенность повышается не на основе
«внушений», а на основе реальных действий
ребенка. Во многих случаях эффективно
вначале определять только первый «минимальный
отрезок», первое действие по достижении
цели. В этом случае снимается давление
«массивности» большой цели, страх не
дойти до конца. Внимание сосредоточивается
только на первом шаге, что и позволяет
его сделать. Только после его выполнения
определяется второй шаг и т. д.
В случай,
когда ребенок терпит неудачу
при выполнении «первого шага» или
любого из минимальных отрезков, необходимо
разбить процесс на более мелкие
«шаги» или промежуточные задачи.
В том
случае, когда первоначальная фраза
(жалоба) содержит эпитет («я неудачник»),
нужно уточнить, по поводу каких
действий, что именно (например) не получается
и в дальнейшем работать с действиями.
Пример
1 (разбиваем субъективно недостижимую
цель на минимальные шаги): «У меня не получится
сделать упражнение со скакалкой. Возможно,
не получится, но я могу просто зайти в
спортзал. Если я зашла, то я могу начать
делать любое другое упражнение. Далее
я могу взять любой другой предмет, кроме
скакалки. Я не могу сделать упражнение
со скакалкой. Но я могу сделать упражнения
с другими предметами. Если я могу их делать,
я могу предположить, какие действия со
скакалкой с большей вероятностью приведут
к правильному выполнению упражнения.
Исходя из этого первого действия, какие
могут быть варианты второго действия?»
И т. д.
Отличия
данной работы от работы тренера: 1) акцент
на построение индивидуальных шкал оценки,
достаточно чувствительных к прогрессу;
2) акцент на привитие ребенку навыка
положительной обратной связи самому
себе.
Упражнение
2. В качестве «домашних заданий»
ребенку предлагается ежедневно
записывать в дневник несколько
ответов на вопросы «Что у меня
сегодня хорошо (удачно) получилось?
За что я могу себя похвалить сегодня?»
Нахождение ответов обязательно. Как правило,
первые один-два раза упражнение проделывается
совместно с психологом, при его поддержке.
Роль психолога, как правило, сводится
к подтверждению значимости каких-то простых
действий, того, что ребенок может себя
за них похвалить.
Упражнение
3. Классическое упражнение «Кто Я? Какой
Я?». Ребенку предлагается записать
20 утверждений - ответов на эти вопросы.
Совместно с ребенком анализируется
степень легкости, с которой он
находил качества, уравновешенность
положительных и отрицательных качеств,
общее количество названных качеств. Результаты
свидетельствуют о степени дифференцированности
«образа себя», уровне самооценки, степени
привычности и осознанности размышлений
о себе.
Упражнение
4. В направлении увеличения адекватности
переживания себя работает следующая
психотехника. При разборе и анализе соревновательного
опыта, независимо от успешного или неуспешного
результата, дается задание, дать пять
ответов на вопрос «Что хорошо получилось
(за что я могу себя похвалить)?» и пять
ответов на вопрос «Что не получилось
и, следовательно, является направлением
последующей работы?». Таким образом, оценки
успешности и неуспешности перестают
быть глобальными, переводятся в разряд
оценок отдельных действий (а не личности),
для каждого действия легко создается
алгоритм совершенствования, контролируемый
на каждой стадии (шаге).
Психологическая
работа с переживанием
страха в спорте.
Примеры
ситуаций из конкретных видов спорта:
опасение случайной ошибки, страх
падения, страх не выполнить упражнение,
не принять вовремя верное решение («не
использовать момент») и др.
Основная
позиция: страх - это полезная и конструктивная
эмоция, если его правильно использовать.
Самое худшее, что можно сделать
с любой эмоцией, - это пытаться
ее игнорировать или пытаться запретить
ее себе, убрать «напрямую», «вырезать».
Важен оптимальный уровень страха и конструктивное
использование страха. Как страх может
быть полезен? Функция страха: страх сигнализирует
о том, что предстоит важная ситуация,
подготавливает к сложности, мобилизует,
стимулирует напрячься и быть внимательным,
получить еще информации, прокрутить предстоящее
в голове на предмет того, где могут быть
неожиданности и как к ним подготовиться.
Основное
условие, для того чтобы страх
был конструктивен - внимание на процесс
действия, а не на представление неудачных
картинок того, что может произойти. В
момент опасности нужно вывести эту опасность
из фокуса внимания. Что значит забыть
об опасности? Если по-настоящему забыть,
то это опять же приведет к несобранности,
потере бдительности. Забыть в том смысле,
что оставить ее на периферии внимания,
периферии сознания. Память об опасности
будет внутренним стимулом, будет выражаться
в сверхвнимании к разным техническим,
тактическим моментам процесса борьбы.
Тогда память об опасности занимает свое
место и не распространяется на все поле
внимания. Нужно иметь в виду, что как опасность
воспринимается не только физическая
угроза, но и обычный проигрыш, как опасность
социальная, опасность осуждения, опасность
непризнания окружающими. Приведем упражнения,
используемые в консультировании детей,
занимающихся спортом при работе со страхом:
Упражнение
1. «Проживание страха до конца». То
есть представление максимума возможных
картинок, что будет, если опасения
оправдаются, нужно проделать заранее,
исчерпать эти фантазии и представления
задолго до важной ситуации соревнования.
Родители или психолог помогает проделывать
данное упражнение с помощью конкретизирующих
вопросов.
Пример:
«Я опасаюсь ошибки», «Что будет, если
ты ошибешься?», «Будет неприятно», «Что
именно неприятно?», «Уважать не будут,
план сорвется, в глаза кому-то смотреть
не смогу и т. п.)», «Что будет, если (уважать
не будут, сам в себе разочаруюсь)?»
Подобными
вопросами надо прокрутить цепочку
до самого конца и до самого плохого.
Результаты:
а) меньше останется неосознанного,
но работающего в подсознании
негатива; б) будет план на худший случай;
в) можно выйти на основную причину
страха - тогда работа со страхом
будет более эффективна; работа с
заместителем основной причины менее
эффективна.
Упражнение
2. «Обязательный страх». Упражнение
можно выполнять на тренировках
или в различных жизненных
ситуациях, при условии отсутствия
реального риска травмы из-за спровоцированных
неправильных действий. Родители или
психолог дает задание бояться «по расписанию»,
в обязательном порядке. Например, при
прохождении дистанции или выполнении
какой-либо деятельности в течение 5 минут
обязательно нужно бояться (спортсмен
разрешает себе и пытается спровоцировать
в своем состоянии те явления, от которых
обычно пытается избавиться), затем 5 минут
не бояться, потом опять бояться и т. д.
Результаты:
а) эмоция превращается в объект для
экспериментов, она перестает быть
захватывающей, всеобъемлющей, бесконтрольной;
б) обязательность снижает привлекательность
страха для подсознания. Пробовать желательно
не на соревнованиях и задолго до старта.
Упражнение
3. «Интерес к собственному страху».
Это упражнение превращает собственную
эмоцию в объект и заключается
в установке на интерес к собственному
страху. (Интерес - хорошая комплексная
эмоция, сочетающаяся с сосредоточенностью,
энергичностью, умеренностью.)
Пример:
«Интересно, как я пройду эту дистанцию
в условиях опасений?», «Интересно,
о чем сейчас хочет сказать
мне мой страх?» «О том, что
ты неудачник» - ответ неверный», «О том,
что стоит обратить внимание на (что?),
сделать (как?), подстраховаться в (чем?)
(конструктивные варианты). «О том, что
что-нибудь случиться» ответ неполный,
не конструктивный. Должно быть: «Что именно
может случиться и как поступить в этом
случае». Условие таких внутренних диалогов
- отсутствие цензуры. Подсознанию разрешается
генерировать любые варианты, но сознание
вправе задавать уточняющие вопросы. Прием
может использоваться и в процессе деятельности
при возникновении страха.
Готовность
к соревнованию в
спорте.
Состояние
готовности к соревнованию описывается
различными психологами как «боевая
готовность» или «спокойная боевая
уверенность». Состояние готовности
позволяет ребенку максимально
реализовать в заданный момент времени
все имеющиеся у него возможности (физические,
технические, тактические, психические).
Достижение результата деятельности обеспечивают
3 функциональные системы: 1) функциональная
система, отвечающая за тонус организма;
2) функциональная система, отвечающая
за анализ и переработку информации; 3)
функциональная система, отвечающая за
координацию движений по амплитуде и времени.
Состоянию
готовности соответствует определенный
комплекс эмоций, чувств, переживаний,
индивидуальный для каждого ребенка,
занимающегося спортом. Можно говорить
об индивидуальном эмоциональном профиле
состояния готовности, который иногда
включает в себя трудно сочетаемые характеристики.
Например,
для одного ребенка такой профиль
может быть следующим: «злость, напряжение,
расчетливость, уверенность», а для другого
- «интерес, воодушевление, отстраненность,
спонтанность». Несмотря на индивидуальность,
эмоциональный профиль состояния готовности
имеет сходства у спортсменов одного и
того же вида спорта, а значит, обусловлен
не только индивидуальностью ребенка,
но и особенностями деятельности конкретного
вида спорта.
Содержание
индивидуальных эмоциональных профилей
состояния готовности можно разделить
на три блока.
1. Переживание
сильной эмоции может ощущаться,
как желание выиграть, азарт, воодушевление,
злость, неистовость, размах и т. д. Это
компонент, обеспечивающий тонус, силу,
силовые движения, «адреналин», возможность
выложиться больше, чем на тренировке.
Регуляция энергии - одна из функций эмоций.
Необходимо учитывать, что переживание
эмоции не означает внешнего экспрессивного
эмоционального проявления, напротив,
внешняя экспрессия снижает внутреннюю
интенсивность эмоции.
2. Переживание
концентрации, собранности, сосредоточенности
обеспечивает анализ ситуации, принятие
решения, «царя в голове», ориентировку,
схему, творческие решения. То есть желание
и энергетика находятся как бы «в кольце
сосредоточенности», практически не проявляются
вовне.
3. Переживание
спокойствия, безразличия, отстраненности,
отрешенности соответствует точности
движения, тонкой координации. Точность
возможна только в состоянии отрешенности
(например, для гимнастов на соревнованиях
важна эта характеристика). Она же помогает
«не цепляться за результат».
Эти три
блока переживаний соответствуют
трем функциональным системам, поэтому,
несмотря на индивидуальность в оптимальном
соревновательном состоянии присутствуют
три компонента одновременно. Необходимо
проследить, как в состоянии конкретного
ребенка (девочки Лизы) конкретного вида
спорта проявляется каждый из этих блоков,
и в зависимости от ситуации, усиливать
конкретный блок.