Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:08, реферат
В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих.
1. Понятие личности в психологии;
2. Структура личности;
3. Современные теории личности
Если личность - это социальная сущность человека, то она неминуемо несет на себе отпечаток общественной системы и является ее продуктом. Для личности одной из существенных потребностей является потребность выполнения общественного долга (социальных ожиданий). Именно поэтому в общественную машину тоталитарных режимов хорошо вписывались личности, но совершенно не вписывались индивидуальности, которых она безжалостно уничтожала.
Приоритет внутренних факторов в развитии индивидуальности часто рождает некорректные выводы о врожденности высших проявлений способностей - таланта и гениальности. Это мнение опровергается «надличностной» трактовкой индивидуальности, ибо двигатель развития индивидуальности не врожденный, а формируется как личностное образование. Культурно-историческое влияние на развитие личности опосредует влияние наследственных факторов. Самореализация личности всегда характеризуется ситуацией, когда личность становится субъектом собственного развития. Это хорошо подтверждается мнением Ф. Баррона, считающего способность проектировать себя главной функцией личности, осуществляемой посредством творчества.
Три уровня развития личности - созревание (развертывание по внутренней программе), формирование (интериоризация внешних влияний, ассимиляция, адаптация) и самореализация (экстериоризация, творческая деятельность, жизнетворчество), а также факторы и результат развития представляют собой гегелевскую триаду - отрицание отрицания.
Гуманистическая психология представляет собой альтернативу двум наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму. Своими корнями она уходит в экзистенциальную философию, которая отвергает положение, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.
Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого направления - это концепция становления. Человек никогда на бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Этому свидетельствует наглядный пример становления мужчины из мальчика. Но это не является становлением биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий становление, отрицает сам рост, отрицает, что в нем заложены все возможности полноценного человеческого существования. Но, несмотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного смысла жизни не легок.
Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». В основе этого направления лежит реальность субъективная, или личная, но не объективная, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает.
Один из наиболее ярких представителей гуманистической психологии А. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных, говоря, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.), он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.
Основное место в его
Маслоу установил феномен пиковых переживаний человека, связанных с ощущением наивысших минут счастья, определенных достижений и побед.
Высшей потребностью А. Маслоу считал самоактуализацию - желание самовыражения, реализации своих потенциальных способностей и беспрерывное совершенствование их. Это потребность в творчестве и красоте. Это не только конечное состояние, но и процесс актуализации своих возможностей. Это потребность в труде, для самоактуализирующихся людей исчезает разделение «труд-радость».
Самоактуализация - это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать. Человек всегда хочет быть настолько хорошим, насколько он может быть.
Проблемы, сформулированные А. Маслоу и его последователями в конце 60-х годов, а именно: реализация потенциальных возможностей, актуализация скрытых резервов человеческого организма, изучение поведения человека в экстремальных условиях - стали предметом разносторонних исследований.
По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:
- физиологические - 85%,
- безопасность и защита - 70%,
- любовь и принадлежность - 50%,
- самоуважение - 40%, ·
- самоактуализация - 10%.
Если потребности более
Так тормозное влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. Еще одно препятствие для самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности.
Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование, организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.
Тем самым охватываются различные аспекты функционирования человека в единстве его души и тела. А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности, изменениям в области образования.
В гуманистической психологии были разработаны различные формы и техника актуализации способностей. Немаловажное значение имело приобщение к высшим переживаниям, использование измененных состояний сознания. Концепция самореализации тесно связана с теорией А. Маслоу.
Развитие предполагает формирование
новых потребностей (вторичных, третичных
и т.д.). Однако одними потребностями,
как первоисточниками развития, нельзя
объяснить примеры высшего
Одной из наиболее ярких и влиятельных концепций личности XX века явилась концепция З. Фрейда. Ученый условно разделил личность на три составляющие: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Подразумевается, что человек подвержен мощнейшему влиянию внутренних инстинктов (Оно), которые сталкиваются с общественными требованиями и установками (Сверх-Я) на своеобразной арене борьбы, которой служит Я. Согласно данной психодинамической теории, человеческая личность, как явствует из вышесказанного, представляет собой клубок противоречий, противостояний между природными, сущностными потребностями и требованиями общественного уклада. Движущими силами развития индивида выступают сексуальный и агрессивный инстинкты. Именно движение в сторону их удовлетворения означает реализацию действительного личностного потенциала. Таковая реализация происходит в виде ожесточенной борьбы внутри человека, через проживание тревоги и регуляции противостояния с помощью механизмов психологической защиты. Рост личности человека оценивается с помощью определения его актуальной на данный момент стадии психо-сексуального развития. Так, если человек «застревает» на какой-либо стадии развития (всего Фрейд выделяет три стадии развития: оральная, анальная и фаллическая), то данная личность считается «недоразвитой», подверженной чрезмерной фрустрации, и данный кризис личностного роста может быть преодолен с помощью психологического анализа детских комплексов и неврозов.
Одной из разновидностей личностных теоретических подходов, выделяемых на сегодняшний день, являются подходы, отличительной особенностью которых стало внимание к теме отдельных личностных черт. Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе. Они представляют собой обобщенные личностные диспозиции, которые объясняют повторяемость функционирования личности в разных ситуациях и в разное время. Черты можно характеризовать тремя свойствами - частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций.
Свой вклад в развитие теории личностных черт внес Айзенк, который предположил, что факторный анализ позволяет обнаружить те естественные структурные элементы, которые существуют внутри человеческой личности.
Согласно Айзенку, «генетические факторы определяют что-то порядка двух третей вариативности базовых личностных параметров».
В настоящее время сторонники теории личностных черт выделяют пять факторов черт личности:
- невротизм,
- экстраверсия,
- открытость опыту,
- доброжелательность,
- сознательность.
Следующей разновидностью теорий о личности являются так называемые теории научения, которые рассматривают процесс личностного становления с позиций «стимул-реакция». Согласно теории научения, ни одна реакция не является результатом конфликтов в сфере бессознательного, а представляет собой лишь усвоенную неадаптивную реакцию, которая может быть устранена. И при этом, как полагают сторонники теории научения, нет никаких оснований предполагать, что устраненную неадаптивную реакцию заменит другая неадаптивная реакция. Скиннер, один из основоположников теории научения, в своих представлениях о личностном росте и развитии продолжает особо подчеркивать важность режимов подкрепления в процессе усвоения и исполнения поведения.
Еще одной теорией личности, подлежащей нашему рассмотрению, является теория личностных конструктов, основателем которой является Дж. Келли. Многие идеи Келли, включая его взгляды на науку, базируются на философской позиции конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции, нельзя открыть ни объективной реальности, ни абсолютной истины - их не существует. Вместо этого можно говорить о попытках конструировать события - интерпретировать явления, чтобы понять их.
Заключение
Личность - совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании. В то же время личность несет социальную направленность, является частью общественных отношений, выступает объектом управления в системе социальных отношений.
За всеми современными теориями
личности стоит философское