Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты психологии отношения подростков ко лжи.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать современные исследования проблемы лжи в современных психологических исследованиях;
2) рассмотреть особенности отношения подростков ко лжи в контексте их возрастных психологических особенностей.
Введение
4
Глава 1. Теоретический анализ исследований проблемы лжи в психологических исследованиях
1.1. Проблема лжи в гуманитарных исследованиях
1.2.Источники формирования, причины и стадии проявления лжи в ходе психического развития человека
7
7
15
Глава 2. Возрастные особенности подростков и их отношение ко лжи
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Проблема отношения подростков ко лжи
32
32
33
Заключение
41
Список использованных источников
Во втором издании одного из уже упомянутого психологического словаря читаем, что «ложь – феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; «...ложь представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющей целью вести реципиентов в заблуждение; как правило ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях» [36, с. 189]. По мнению Соловьева B.C., «ложь - в отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное, а потому нравственно-предосудительное противоречие истине» [18].
В книге «Психология детства» русский философ и психолог В.В. Зеньковский В.В. пишет: «Под ложью мы должны разуметь заведомо лживые высказывания с целью кого-либо ввести в заблуждение. Мы имеем здесь три основных момента, одинаково необходимых для того, чтобы была возможность говорить о лжи, - ложное (в объективном смысле) высказывание, сознание того, что это высказывание ложно, и, наконец, стремление придать заведомо ложной мысли вид истины, стремление ввести кого-либо в заблуждение» [15, с. 215].
Еще один исследователь, занимавшийся данной проблемой Симоненко С. И. предлагает рассматривать ложь как особую психологическую реалию в 2-х основных аспектах: как результат и как процесс. Результатом в данном случае является восприятие обманываемым человеком несоответствующей действительности информации. Процесс же заключается в той динамике душевных состояний, которая происходит в самом обманщике [18].
Если подвести итог рассмотрению понимания в отечественной культуре признаков присутствия или отсутствия лжи, то можно утверждать, что ключевыми характеристиками лживости утверждения считаются искажение истины, сознательность намерения ввести в заблуждение и вера говорящего в ложность утверждения.
Ж. Дюпра дает следующее определение лжи: «Ложь - это психосоциологический словесный, или нет, акт внушения, при помощи которого стараются, более или менее умышленно, посеять в уме другого какое-либо положительное или отрицательное верование, которое сам внушающий считает противным истине» [14, с. 10]. Американский психолог Поль Экман, тщательно изучив психологические аспекты лжи, ее мотивы, разновидности, личностные и психологические детерминанты определяет ее как «намерение ввести в заблуждение другого человека» [54]. О. Липман и А. Адам дают следующее определение лжи: «если какой - либо человек имеет по отношению к Б переживание обманывания, когда он сознательно вызывает в Б убеждение в наличии определенного круга фактов, отличающегося от того круга фактов, который он сам считает истинным; если он далее чувствует себя связанным с Б известной общностью; и когда он осознает, что эта общность, благодаря лжи, хотя бы временно разрывается» [14, с. 20]. Эти ученые представляют ложь как борьбу конкурирующих в сознании человека ложных и правдивых комплексов знаний, следовательно, человек лжет в том случае, когда ложные представления побеждают правдивые за счет цели и намерения, и говорит правду, тогда, когда правдивые комплексы представлений побеждают за счет моральных представлений и представлений о последствиях. Таким образом, по их мнению, ложь - это, строго говоря, волевой акт.
И хотя большая часть литературы на русском языке (как отечественных, так и зарубежных исследователей), непосредственно посвященная теме лжи, рассматривает эту проблему с 2-х основных позиций – морали и психологии (Ж. Дюпра, О. Липман, Л. Адам, К. Мелитан, А. Шеталова). По мнению одного из ведущих современных специалистов по данной проблеме В. В. Знакова существуют принципиальные различия в понимании содержания понятия ложь в западной и русской культуре. Им отмечается, что в отечественной литературе и словарях можно найти лишь определения лжи как нравственного или аморального деяния лгущего субъекта, искажающего истину. В западной же культуре ложь обычно рассматривается как одна из форм насилия над обманываемым человеком, как нарушение прав личности [20, с. 84]. Следовательно, зарубежные психологи считают ложь предосудительной, так как она нарушает права того, к кому она обращена, а утверждение считают ложным в основном только тогда, когда содержащаяся в нем информация вступает в конфликт с правами личности, к которой оно обращено. Соответственно, западное понимание лжи В.В.Знаков считает морально-правовым, а понимание лжи в русской культуре, где ложь в первую очередь, рассматривается как категория нравственного сознания человека, называет субъектно-нравственным [20, с. 90]. К такому выводу он приходит в результате эксперимента, сопоставив определения лжи наших современников со словарными определениями и мнениями российских философов начала века по данному вопросу и выявив высокую степень совпадения мнений.
Таким образом, можно говорить о том, что существует множество определений лжи. При этом мнения авторов зависят не только от их интерпретации и понимания сущности данного понятия, но и от принадлежности к определенной исторической эпохе и культуре.
Если попытаться собрать воедино составляющие понятия» ложь», предлагаемые разными авторами, то можно сказать, что ложь - это феномен общения и поведения, продуцируемый преимущественно представлениями человека о себе, о других и о ситуации, в основе которых лежат индивидуальные и социально-психологические особенности личности и общества, результатом которого является сознательное искажение истины с целью получения преимуществ и выгоды для себя лично или для другого (других).
Синонимами понятия «ложь» являются «неправда, измьшления; лганье, вранье (разг.); враки, брехня, брех (прост.)» (Словарь синонимов ..., 1969, с.215), при этом подчеркивается, что ложь следует отличать от вымысла, который интерпретируется как «плод фантазии (или воображения), досужие выдумки», и синонимами которого являются; домысел, легенда, выдумка, сказка, басня, небылица, россказни, небывальщина (Словарь синонимов ..., 1969, с.94). Уместно сразу поставить вопрос о том, а существует ли какое-то различие между психосемантическим содержанием понятий лжи, неправды, обмана или это тождественные по сути понятия? Проведем анализ сходства и различия этих понятий, опираясь на теоретические и эмпирические исследования отечественных и зарубежных ученых [14].
В.В. Знаков для определения этих категорий предлагает осуществлять их анализ одновременно в двух взаимопересекающихся плоскостях. Одна из них – анализ установок, целей, намерений передающего сообщение субъекта, другая - выявление степени соответствия сообщения действительности. Тогда неправду можно охарактеризовать как высказывание, основанное на заблуждении и неполном знании (отсутствие намерения солгать); ложь - как сознательное искажение истины, а обман – как полуправду, провоцирующую воспринимающего ее человека на ошибочные выводы (обманщик преследует цель обмануть) [20].
С.Бок считает обман более широкой категорией, включающей в себя ложь. Она считает, что когда мы хотим обмануть других намеренно, мы передаем сообщения, которые вводят в заблуждение, заставляют верить в то, во что мы сами не верим. Это можно сделать с помощью жеста, маскировки, посредством действия или бездействия, даже посредством молчания. Так вот, ложью является любое намеренно обманное сообщение, которое заявлено - сформулировано устно или письменно. Следовательно, обман в понимании С. Бок, является более широким понятием, включающим в себя ложь [14].
В.В. Знаков предлагает описывать обман на основании двух его главных смыслообразующих признаков:
1) сознательность намерения обманывающего создать у партнера
ложное представление, при этом ложные сведения могут частично или
полностью отсутствовать за счет представления других, менее важных
фактов для понимания ситуации в целом. Поэтому обманутый становится
невольным соучастником обмана за счет формирования у него
неадекватных представлений о действительности;
2) обман обычно связан с реальными действиями и с материальными
потерями для обманываемого [17].
Таким образом, анализ литературы показывает, что неправда – это высказывание коммуникатором собщения, связанного не только с его заблуждением, но и непониманием причин и последствий того, что он утверждает; обман - может быть определен как поступок, утверждение или утаивание части информации с целью сокрытия истины и формирования у партнера по коммуникации неадекватных представлений о действительности.
1.2 Источники формирования, причины и стадии проявления лжи в ходе психического развития человека
Рассматривая ложь как феномен человеческой деятельности, необходимо обратиться к источникам его формирования в онтогенезе. Каким же образом происходит усвоение лживых форм и норм поведения, которые ситуативно возникают у детей? Хотя существующие ныне теоретические наработки по данной теме немногочисленны, можно обозначить основные положения, которые выдвигаются учеными, занимавшимися изучением лживого поведения.
Представители биологизаторского направления, к которому мы относим Дж. Селли (1901), В.Штерна (1922), К. Бюлера (1930), в своих работах специально обращали внимание на изучение» основных элементов нравственности» у маленьких детей. Ученых интересовал вопрос о том, в каком отношении ребенок от природы оказывается склонным к нравственным или безнравственным поступкам.
Правдивость, по мнению Селли, является врожденным свойством ребенка, поэтому считает воздействие общественной среды и обучения в развитии данного качества не имеют никакого значения. Источники детской лжи Дж.Селли находит внутри самого ребенка, в его инстинктивных действиях, к которым автор относит игру фантазии, самообман, любовь к поражающим взрослых эффектам, склонности к припрятыванию предметов. Но ребенок может не только совершать маленькие обманы, но и искажать истину в корыстных целях, причиной чего, по мнению Селли, является ожесточенность ребенка, сопротивление чужим желаниям, откуда можно заключить, что излишняя гиперопека., контроль будут способствовать формированию защит в форме лжи. Важным аспектом изучения лжи Дж. Селли считает тревогу, которая сопровождает ложь. Он утверждает, что испытываемые, ребенком угрызения совести показывают, что ребенок отличает сознательную ложь от бессознательной [14].
Итак, Дж. Селли в своем понимании нравственного развития ребенка выступает как приверженец теории конвергенции двух факторов: биологического и социального, но с преимуществом биологической предопределенности поведения.
Тенденция к биологизации психического развития ребенка прослеживается в работах другого представителя этого направления – В. Штерна, который считал, что такие сложные нравственные формы поведения как лживость и правдивость имеют» спонтанное происхождение в душе самого ребенка» [14]. Он так же как Дж. Селли считает, что часть детской лжи есть продукт воздействий, оказываемых воспитателями, и связана с самозащитой ребенка от пугающих последствий. Он объясняет научение лжи через подражание поведению взрослых. Склонность ко лжи вырабатывается путем чрезмерного разрастания фантазии у ребенка, что притупляет различие между мнимым и действительным. В то время как для взрослого ложью является утверждение или отрицание фактов, ребенок таким образом выражает свои актуальные состояния. При этом, утверждение для него – это выражение желания, а отрицание - оборона, защита от нежелательного, т.е. ложь выступает как формирующийся механизм психологической защиты. Так, например, ребенок заявляет о боли для того, чтобы его взяли на руки, или просится в туалет, чтобы его вынули из кроватки или сняли со стула и т.п. таким образом, заявляя об одной потребности, он удовлетворяет другую, и постепенно закрепляется рефлекс; слово - удовлетворение потребности.
Супруги Штерн обратили внимание на внутренние условия, не зависящие от самого ребенка и могущие привести ко лжи [14]:
а) инстинкт самосохранения, который побуждает ребенка отклонять
от себя все неприятное;
б) детская фантазия;
в) влечение к подражанию, которое в раннем детстве проявляется в
подражании всему, как хорошему, так и дурному;
г) тенденция делать оценки, которые сводятся к одобрению или
неодобрению собственных или чужих поступков;
д) способность применять эти оценки к мотивации собственной воли;
е) свойство воли поддаваться влиянию внушающих воздействий тем больше, чем она слабее и несамостоятельней.
В.Штерн несколько противоречив, когда с одной стороны утверждает, что рассматривать ложь как врожденное качество - ошибка, а с другой пишет о том, что как и «во лжи, так и в правдивости есть элементарные задатки, которые являются» врожденной принадлежностью детской души» [14].
Сходные взгляды наблюдаем и у К.Бюлера, который отмечал, что врожденные способности проявляются не только в области интеллекта, но и в области нравственных качеств, утверждая, что такие негативные качества личности, как воровство, бродяжничество объясняются наследственностью и передаются из поколения в поколение» как какое-нибудь простое физическое свойство ...». Детскую ложь он рассматривает в связи с фантазиями в играх, которые надо всегда иметь в виду при оценке детских показаний, так как» большая часть детской лжи возникла благодаря такой невинной проделке содержания переживания» [14].
К.Мелитан (1903) говорит об изначальной полной искренности каждого человека. По его мнению, различий между шуткой (фантазией) и ложью практически нет. Ребенок научается лгать в игре, когда он конструирует реальность с помощью фантазий, соответствующих его желаниям, что почти является ложью. С другой стороны он научается лгать, наблюдая за лицемерием взрослых, за их мелкой ложью в быту. Он обращает внимание на то, что ложь полезна или необходима, откровенность невыгодна, а вежливость не позволяет быть искренним, и тогда он пробует лгать сам и привыкает ко лжи. Основной причиной лжи являются какие-либо страсти, среди которых К.Мелитан (1903) выделяет ненависть, которая производит клевету; любовь, партийность, страсть к прибыли и власти, тщеславие и малодушие, причем две последние, по его мнению, - наиболее сильные, Мелитан уверен – порок порождает ложь: привычная безнравственность ведет к привычной лживости. Человек лжет, чтобы сохранить за собой репутацию добропорядочного человека: «Сначала возмущает сама мысль о лжи, первая ложь стоит нам дорого и причиняет угрызения совести, но мало-помалу отвращение ко лжи уменьшается, угрызения совести притупляются и ложь становится нормальной». Мелитан считает ложь критерием нравственности, так как достаточно узнать, что человек лжет, чтобы иметь право подозревать его в том, что он нечестный человек.