Психология отношения подростков ко лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты психологии отношения подростков ко лжи.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать современные исследования проблемы лжи в современных психологических исследованиях;
2) рассмотреть особенности отношения подростков ко лжи в контексте их возрастных психологических особенностей.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Теоретический анализ исследований проблемы лжи в психологических исследованиях
1.1. Проблема лжи в гуманитарных исследованиях
1.2.Источники формирования, причины и стадии проявления лжи в ходе психического развития человека

7
7

15
Глава 2. Возрастные особенности подростков и их отношение ко лжи
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Проблема отношения подростков ко лжи
32
32
33
Заключение
41
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Отношение поростков ко лжи.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

Образцова О. приводит мотивы сознательной лжи и их представленность в лживом поведении, к которой прибегают дети (да и взрослые) с определенными осознаваемыми целями, т.е. преследуя материальные или моральные выгоды:

а) Мотивы страха (30%),

б) Лень (30%),

в)  Тщеславие,

г)  Эгоизм [13].

Исследовательница лжи С. Бок спустя 70 лет пишет в своей монографии» Ложь» [53], что каждый зависим от лжи, когда пытается справиться с бедой, спасти свое лицо, избежать причинения боли чувствам других или чтобы добиться власти.

Понимание того, что можно солгать и, тем самым, добиться того, что иначе недоступно - всегда открытие, которое сопровождается детски-наивной верой в невидимость лжи, настойчивыми попытками отпора, вопросом «Откуда взрослые узнают, что я вру?» Вся мощь интеллекта требуется ребенку для утаивания лжи, обучение этому искусству – тесно связано со становлением его сознания. Есть принципиальная разница между ребенком, который еще может заявить невинно гостю: «Мама говорит, что Вы так много едите, что на Вас не напасешься», и ребенком, который уже так не скажет.

В период освоения такта, деликатности, вежливости, чуткости изменяется и родительская тактика воспитания. Вместо «нельзя говорить ложь» приходится говорить «нельзя говорить то, что нельзя говорить». Так происходит формирование» светского» человека, который может сгладить возникшую неловкость, не задает нескромных вопросов, способных спровоцировать ложь другого характера.

Из многообразия условий, способствующих развитию склонности ко лжи, ученые пытались выделить наиболее значимые из них. Русский педагог  С. Преображенский считал, что причины лжи кроются:

1 Во влиянии общества. В 60-70-е годы 19 века, после реформ в российском обществе, профессия учителя была непрестижна, учителя не пользовались авторитетом. Школа стала многосословной, в одних и тех же классах учились дети дворян, купцов и ремесленников, что, по его мнению, привело к бурному расцвету школьной ляси, которая заключается в неприемлемом поведении учащихся: они выходят из класса, прогуливают, а их родители оправдывают их в письмах и записках лживого содержания.

2 В семье, где матери увлекаются общественными или иными удовольствиями и оставляют своих детей на произвол судьбы, где детям внушаются для практической жизни житейские правила: всем угождать, а выгоды добиваться лестью, лицемерием, ложью, надувательством.

Прошло больше века, но мы наблюдаем все ту же безрадостную картину. Уместно привести высказывание американского психолога, более 20 лет изучающего психологию лжи и посетившего нашу страну в 1979 и 1990 г.г.:» За многие десятилетия советские люди усвоили, что добиться чего-либо они смогут, лишь обходя установленные предписания. Хитрость и обман в этой стране стали нормой. Каждый знал, что законы несправедливы, система порочна и выжить молено, лишь прехитрив систему» [54, с.10 ]. Это говорит о том, как важно учитывать внешние условия и обстоятельства для формирования отношения ко лжи. Но при этом валено учитывать личностные качества человека, делающего выбор - лживо или правдиво поступить в данной ситуации.

В работах Г. Я. Трощина мы можем выявить еще один важный аспект в понимании детской лжи. Автор идентифицирует ложь с воображением и творчеством: «Ложь относится к творчеству, это несомненно; под ложью мы разумеем выдумку, выдавание несуществующего за существующее, стремление придать явлению такой вид, какого оно в действительности или совсем не имеет, или имеет только отчасти» [4]. В проявлении лжи Г.Я.Трошин видит» элемент, новизны», который составляет существенный признак работы воображения. Автор отмечает, что наиболее ранней формой детской лжи являются симуляции. Они, по мнению Г.Я.Трошина, появляются уже в возрасте одного года. Ложь до трехлетнего возраста носит невинный характер, она основана на мотиве самосохранения. Ложь детей проявляется в виде отрицаний, которые он считает разновидностью творческой лжи. Позже происходит утончение этого вида лжи, и дети, как и взрослые, начинают отрицать лишь там, где это не грозит им разоблачением.

К началу школьного возраста, как считает Г. Я. Трошин, непосредственная детская ложь прекращается. Период от двух до шести он называет» золотой порой детской лжи», потому что дети лгут в этом возрасте при помощи фантазии [4, с. 730].

Таким образом, в рассмотренных работах наметились неоднозначные подходы к пониманию детской лжи – биологизаторский (психофизиологический), когнитивный и психосоциологический. Сторонники биологизаторского направления отстаивают идею изначальной предопределенности нравственности. Согласно их позиции такие качества, как правдивость и лживость могут быть врожденными (А.Шеталова, Дж.Селли, К.Мелитан и др.). А если и признается влияние среды, то лишь как фактора замедляющего или ускоряющего развитие качеств, которые даны ребенку от рождения: ложь как творчество и фантазирование, ложь как способность к одновременному фантазированию и искажению истины, ложь как искажение истины с корыстной целью.

Напротив, есть другая точка зрения, что ложь – это явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное. К этому мнению склоняется большинство  русских исследователей (Алешинцев И.,  Каптерев  П.Б.) ценностей подростка большое влияние оказывают его опыт общения с внешним миром, а так же отношения со сверстниками и родителями.

Когнитивистская парадигма представляет моральное развитие как процесс адаптации ребенка к требованиям социальной среды, в результате которого происходит формирование лживого поведения. Согласно когнитивным теориям Ж.Пиаже, Колберга и Гиллиган, О.Лииман, дети по мере взросления проходят определенные этапы нравственного развития от полного отрицания - к соблюдению определенных норм под внешним контролем и далее - к внутреннему самоконтролю; от эгоистической мотивации следования моральным установкам - к альтруистической; от выполнения правил поведения под угрозой наказания - к сознательному подчинению во избежание самоосуждения.

Не менее интересным представляется и вопрос о влиянии веры на формирование честности и лживости, так как ложь более всего клеймится богословием. Анализ отечественных психологических публикации показывает, что, несмотря на очевидность актуальности обсуждаемой темы, почти нет исследований, посвященных изучению религиозности как важного критерия формирования у детей честного поведения и неприятия лжи. Какие ценности он возьмет на вооружение зависит от многих обстоятельств, но, прежде всего от тех морально-нравственных ценностей, которые прививаются в семье. Основы духовности и нравственности, основы внутренней культуры закладываются в человеке в самом раннем дошкольном и младшем школьном возрасте. В подростковом же возрасте происходит пересмотр имеющихся ценностей и выбор нравственных идеалов. В семьях, в которых чтятся богословские традиции, у детей формируются такие идеалы, как братские отношения к другим людям, приоритет высших духовных ценностей, отсутствие культа земных благ, честность и совестливость.

Исследования показывают, что вера отражается как на поведении детей, так и их личностных особенностях. Адаптационные возможности верующих детей выше. Они реже чувствуют себя незащищенными, менее враждебны и конфликтны, чем их неверующие сверстники [14].

И.А. Ильин источником, причиной появления лжи считает слабый дух, который легко побеждается всевозможными побуждениями и соображениями – страхом лишений, недостатком мужества и воли, опасностью для личной жизни, отсутствием доверия, тщеславием, властолюбием, жаждой жизненного комфорта и т.д.: «Во лжи нуждается не сила, а слабость, не свободный человек, а раб» [23, с. 328-329]. По его мнению функция лжи состоит в том, чтобы скрыть Божественное в человеке - а это путь разложения и гибели. Как он отмечает:» Ложь -противорелигиозна, ибо религия не терпит ни мнимых актов, ни мнимой молитвы, ни пролганных содержаний, ни неискреннего общения. Пошлость и неискренность наряду с сердечной мертвостью суть основные источники греха» [ 23, с. 330].

Е. А. Душина, обобщив, психологические исследования, выделила следующие причины детской лжи:

а)              честность связана с интеллектом (более одаренные дети лгут
меньше);

б)              дети, которые лгут менее социально приспособлены;

в)              у детей-лжецов родители часто лгут;

д)              лжецы вырастают в малообеспеченных семьях;

е)              существует наследственный фактор, определяющий лживость [14].

Проведенные впоследствии исследования подтвердили далеко не все из выдвинутых гипотез. Не отмечено однозначной зависимости честности от интеллекта. Существует лишь косвенная взаимосвязь между ними. Хартшорн и Мэй считают, что одаренные дети просто в большей степени способны предвидеть неприятности, связанные с разоблачением обмана. Также одаренные дети лгут тоньше, изобретательнее, поэтому их труднее уличить во лжи [14]. Такого же мнения придерживается А. Шеталова (1904), основываясь на своих наблюдениях.

Действительно, ложь и социальная неприспособленность существенно взаимосвязаны. Оказалось, что те дети, чьи затруднения в социальной адаптации привели их к психотерапевту, лгут чаще других детей. Этот факт установлен в нескольких независимых друг от друга исследованиях, выполненных за последние 15 лет. Исследования охватывали возрастные периоды от 5 до 15 лет.

Было выявлено два вида социальной дезадаптации, для которых ложь оказалась наиболее характерной - отклоняющееся поведение и склонность к агрессии. Так, в одном исследовании было обнаружено, что 65% детей с» плохим» поведением являются лжецами, тогда как среди невротиков доля лжецов не превышает 13% [14].

Исследования показали, что дети-лжецы в большинстве своем происходят из семей, в которых родители лгут и нарушают общепринятые нормы. Также было установлено, что дети-лжецы обычно испытывают недостаток родительского внимания. Это подтвердилось в работе Хартшорна и Мэя [1931], посвященной изучению лжи у мальчиков -учащихся пятых, седьмых, десятых классов. Те мальчики, которые воспитывались в неполной или неблагополучной семье, лгали чаще. Причем наличие обоих родителей не помогало, если отношения в семье были плохими.

У детей-лжецов и друзья обычно лгут. При сравнении учащихся третьих, шестых, восьмых и одиннадцатых классов выяснилось, что с возрастом все большее число детей готовы следовать за товарищами в неблаговидных делах [14].

Вырастают ли лжецы в малообеспеченных семьях утвердительно ответить нельзя, так как данные по этому вопросу противоречивы. Во множестве исследований была прослежена зависимость, согласно которой дети из малообеспеченных семей больше лгут. Однако существуют работы, в которых не выявлено никакой взаимосвязи между неискренностью детей и благосостоянием их родителей [54].

Роли наследственности были посвящены работы Хартшорна и Мэя. Они установили определенную, хотя и неярко выраженную, зависимость: братья и сестры склонны ко лжи примерно в одинаковой степени. Поскольку наследственные данные у детей одних родителей очень сходны, можно признать вероятность того, что ложь имеет генетическую основу. Причем сходство степени лживости у братьев и сестер далее выше, чем сходство уровня интеллекта. Сходство в склонности ко лжи у родных братьев и сестер сохранялось даже в группе детей, выравненных по показателям интеллекта.

Однако, братья и сестры живут в одном доме, воспитываются в одинаковых условиях, так что не обязательно именно наследственность определяет сходство в склонности ко лжи. Стремясь выделить влияние именно наследственности, Хартшорн и Мэй обследовали сирот, которые больше не проживали в семье. Сходство в лживости между родными братьями и сестрами далее у таких детей оставалось весьма значительным. Однако, оставшись без семьи, сироты оказываются в условиях воспитательного учреждения, которое становится новым общим домом для братьев и сестер, что так лее не позволяет однозначно обозначить роль наследственности в склонности ко лжи. Более убедительным выглядело бы исследование сирот, разлученных с рождения и воспитывавшихся в разных условиях. В воспитательных учреждениях братья и сестры имеют много общих друзей, а дружеские отношения тоже влияют на лживость и правдивость [14].

Итак, причин, по которым у некоторых детей склонность ко лжи развивается в большей степени, чем у других, множество. Одни из них коренятся в личности ребенка, другие – в его окружении, третьи - зависят от возраста и пола. Нельзя забывать так же и о влиянии общества, исторической эпохи, в которую развиваются дети.


Глава 2. Возрастные особенности подростков и их отношение ко лжи

2.1 Психологические особенности подросткового возраста

Отношения отдельного человека как его сознательно избираемые связи и предпочтения являются продуктом индивидуального развития, а формы развития этих отношений в дошкольном и школьном детстве зависят от взаимоотношений с родителями, воспитателями, педагогами, сверстниками.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в V-VIII классах средней школы и охватывают возраст от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в V класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в цикле детского развития отражено в других его названиях – «переходный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений со взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения.

Л. С. Выготский [7],  отмечал основные особенности подросткового возраста: на этом этапе подросток открывает свое Я, оформляет мировоззрение. Л.С. Выготский выделил важное новообразование — рефлексию, которая определяет развитие личности подростка.

Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова [4] в свое время выделили особую характеристику подросткового возраста — «чувство взрослости». Это чувство выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, утверждении своего личностного достоинства и требовании ко взрослым уважать эти стремления и считаться к ними.» Чувство взрослости «выступает как стимул активности подростка, направленный на переориентацию с «детских» норм на «взрослые», на усвоение ценностей, установок, норм. Этот феномен утвердился в возрастной психологии и психологии личности.

Информация о работе Психология отношения подростков ко лжи