Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты психологии отношения подростков ко лжи.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать современные исследования проблемы лжи в современных психологических исследованиях;
2) рассмотреть особенности отношения подростков ко лжи в контексте их возрастных психологических особенностей.
Введение
4
Глава 1. Теоретический анализ исследований проблемы лжи в психологических исследованиях
1.1. Проблема лжи в гуманитарных исследованиях
1.2.Источники формирования, причины и стадии проявления лжи в ходе психического развития человека
7
7
15
Глава 2. Возрастные особенности подростков и их отношение ко лжи
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Проблема отношения подростков ко лжи
32
32
33
Заключение
41
Список использованных источников
Первым фактором развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей) [6].
Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда – пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости. Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.
Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность) [6].
В зарубежной психологии развитие подростков специально рассматривали Г. Томэ, К. Левин, Дж. Колман, Дж. Элдер, Дж. Мид, Э. Штерн и другие. Во всех обсуждаемых теориях подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию.
Э. Штерн определял подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В своих работах он заключал, что подростковый возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, но и особый образ действий. Называя «серьезной игрой», Э. Штерн описывает «особый образ действий» как промежуточную форму поведения между детской игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. Рассматривая социальное поведение подростков, Э. Штерн обращался к изучению общественных организаций юношества, где выделил особую позицию подростка в социальных отношениях: подросток ушел от детской игры; он еще не пришел ко взрослой деятельности; его социальное поведение психологически серьезно и занимает все его существо [4].
Давая характеристику подросткового возраста, психологи выделяют социальные потребности этого возраста: потребность в общении и обособлении.
Психологические особенности подростка рассматривает в контексте своей теории феноменологии развития и бытия личности, а так же сложившихся в отечественной психологии подходов В.С. Мухина [31]. Она выделяет в качестве важнейшей особенности личности в отрочестве быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. «Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности.
Развивающееся самосознание в подростковом возрасте определяет духовную работу в отношении определения внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свое мировоззрение, за свои личностные качества. Подросток начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.
В.С. Мухина показала, что «ребенок выражает себя через стремление» быть как все», а так же через стремление «быть лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня» [31]. Потребность» быть лучше, чем другие» стимулирует к дальнейшему продвижению к достижениям.
В.С. Мухина указывает на формирование в подростковом возрасте ответственного отношения к себе, другим людям, природе и предметному миру. В этом контексте для подростков остро выступает феномен взаимодействия» Мы» и» Я». «Мы» — это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора; это умение отрефлексировать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности. «Я» — это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в обществе с самим собой. «Мы» и «Я» — социальное общее и социальное индивидуальное, — две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами [31].
Таким образом, развитие подростков проходит в сложных социальных и психологических условиях. Подростки формируют Я-концепцию, вырабатывают мировоззрение, отношение к ценностям, нравственности, в том числе и к таким явлениям, как ложь, обман, неправда.
2.2. Проблема отношения подростков ко лжи
Впервые к проблеме лжи в жизни детей и подростков обратились в 1889 году американские учителя. В результате их исследования было выделено 3 группы детей с определенными типами отношения ко лжи [31]:
а) дети с высоко развитым чувством истины;
б) дети, оправдывающие ложь ради доброй цели;
в) дети, отношение ко лжи у которых зависит от личного
расположения или нерасположения (оправдывают ложь, сказанную ради
родителей или друзей).
Интересное исследование по данному вопросу было проведено русским психологом А.П.Нечаевым в 1909 году при участии слушателей Педагогической Академии. В результате исследования было установлено, что с наибольшей строгостью дети относятся к случаям лжи из озорства и самосохранения, а наиболее снисходительно – ко лжи альтруистической. Решая вопрос, как следовало бы поступить по справедливости с солгавшим ребенком, ученики старшего возраста гораздо больше придавали значения различным мерам словесного воздействия, чем ученики младших классов, которые с большей готовностью высказывались за справедливость применения физического наказания [14]. Так же было замечено, что ученики младшего возраста придают гораздо больше значения внешним последствиям проступка, чем ученики более старшего возраста, обращающие внимание преимущественно на внутренние мотивы, руководившими солгавшим лицом [14].
Интересовался отношением детей ко лжи и Ж.Пиаже. В своем исследовании он предлагал детям рассказы, в которых были отражены нравственные ситуации, связанные с проявлением правды или лжи. В оценке этих рассказов у детей проявились некоторые общие закономерности. Чем более невероятна по содержанию была ложь, чем больше она отличается от действительности, тем более отрицательно относятся к ней дети. В распределении степени наказания за ложь 8-ми летние дети опираются на величину материального ущерба, а не на мотив, которым руководствовался лжец [4].
Одно из более поздних исследований относится к 1982 году, Студентов колледжа просили проранжировать степень допустимости лжи от 1 (абсолютно недопустимая ложь) до 11 (ложь, по их мнению, простительная). Было установлено, что наиболее допустимой студенты считают ложь, направленную на защиту других людей от ущерба, позора и стыда, а так же предохраняющую личную жизнь от чужого вмешательства. Ложь, причиняющая другим вред или имеющая целью исключительно личную выгоду, считалась, наоборот, самой недопустимой. Взрослея, дети приобретают более благожелательное отношение к альтруистической лжи.
В исследовании Е. А. Душиной выявлены следующие особенности отношения подростков в возрасте 12-16 лет ко лжи. В целом они адекватно и достаточно типично интерпретируют понятие «ложь», воспринимая ее как неправду, искажение истины, выражаемое в вербальной или невербальной форме. Основными причинами лжи школьники считают самозащиту получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше, завоевание авторитета, при этом девочки проявляют более эмоциональное и личностное отношение ко лжи. Понимание различий категорий «неправды», «обмана» и «лжи» доступно подросткам более старшего возраста (14-16 лет), при этом девочки всех возрастов более сенситивны к восприятию этих различий. Отношение подростков ко лжи изменяется от 12 до 16 лет, при этом выявлено более негативное в целом отношение ко лжи подростков 12 лет, особенно ко лжи в целях самозащиты от вмешательства взрослых в личную жизнь и ко лжи бессознательной. Показано, что чем старше подросток, тем более благосклонно он относится к таким видам лжи, которые носят адаптивный характер и не наносят окружающим значимого вреда, тем чаще он позволяет себе лгать [14].
Социально-экономические, культурно-исторические и другие макро факторы социальной среды дифференцированно воздействуют на отношение подростков к разным видам лжи. Е.А. Душина установила, что стили семейного воспитания: гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей, игнорирование потребностей подростка, недостаточность санкций и требований-запретов оказывают влияние на отношение подростков ко лжи. Подростки из неполных семей в большей мере стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь [14].
Историко-сопоставительный анализ данных полученных автором в 1998 г. на выборке московских школьников, и результатов исследования А.П. Нечаева отношения ко лжи учащихся Кадетского Николаевского Корпуса (мальчиков в возрасте от 12-16 лет) показало, что социао-культурные факторы оказывают влияние на отношение к различным видам лжи, в первую очередь – на отношение ко лжи из озорства и хвастовства. На отношение подростков ко лжи бессознательной, в защиту себя и альтруистической влияние этих факторов не распространяется.
Е.А. Душина также отмечает, что девочки и мальчики 12-16 лет имеют различия в отношении к различным видам лжи. Половая принадлежность влияет на отношение ко лжи (в выборе меры наказания) в рассказах, связанных с ложью в защиту себя от наказания и вмешательства в личную жизнь. Мальчики склонны к более суровым мерам наказания, чем девочки. Способ словесного воздействия на лгунов предпочитают девочки независимо от их возраста и вида лжи [14]. Таким образом, можно предположить, что половые особенности понимая лжи и отношения к ней закладываются именно в подростковом возрасте.
Выше отмечалось, что в современных исследованиях отмечаются различия в отношении ко лжи мужчин и женщин (В.В. Знаков, С. Гиллиган,). Известно, что у мужчин ложь и обман зачастую бывают ситуативными: они точнее могут описать ситуации, в которых лгут, четко осознавая цель обмана. Для женщин важно не простое искажение фактов, а ложь и обман с целью искажения или сокрытия подлинных чувств и мыслей [18;20].
В исследовании нравственных представлений и эмоциональных переживаний, влияющих на понимание неправды, лжи и обмана женщинами и мужчинами в коммуникативных ситуациях В.В. Знаковым было выявлено, что мужчины и женщины обнаруживают различия в понимании характеристик неправды, лжи и обмана:
а) мужчины делают попытки различить ложь и обман по конечному результату (ложь – больше обмана, она включает в себя обман); неправду рассматривают как эмоционально «неокрашенное» искажение действительности; обман в отличие от лжи и неправды может быть выражен действием или несет в себе сокрытие правды;
б) женщины неправду связывают с неполным знанием, заблуждением или фантазией и, как правило, не связывают обман с сокрытием правды, утаиванием нужных собеседнику сведений, в чем проявляется скрытность как мужская черта характера;
в) для женщин типичными являются мысленные возвращения к совершенным ими лжи или обману, эмпатичность по отношению мыслей и чувств обманутого человека за счет идентификации с ним, что способствует тому, что женщины чаще становятся приверженцами добродетельной лжи. Для женщины важна не ситуация морального выбора, в которой она принимает решение солгать ей или нет, а ее нравственные переживания и психологические особенности личности [19, с. 47-49].
Кроме того, уминавшееся также исследование доктора Якубовича свидетельствуют о том, что среди детей, симулирующих болезни, чаще встречаются девочки, чем мальчики.
Таким образом, анализ исследований по проблеме лжи и отношения к ней позволяет сделать вывод, что данный вопрос, рассматривается в литературе преимущественно на основе теоретических рассуждений и опирается лишь на незначительное число эмпирических исследований. Несмотря на то, что в арсенале мировой психологической науки накоплен определенный потенциал конкретных данных и теоретических идей по различным вопросам рассматриваемой проблемы, в отечественной литературе исследования в этой области немногочисленны и относятся, преимущественно, к началу XX века.
Между тем, исходя из теории отношений В. Н. Мясищева, «моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой» [32, с. 22]. Это, в свою очередь приводит к образованию оценочных отношений личности к явлениям окружающей действительности. Именно на этой основе формируется требовательность к окружающим и к самому себе как характерологическая черта индивидуальности человека. Поэтому, для формирования правильных образцов поведения, образования естественных оценочных отношений в нравственно-психологической сфере необходима достаточно надежная, актуальная информация и данные об истинном положении дел, с целью разработки необходимых корректирующих воздействий. Поэтому изучение отношений современной молодежи к важнейшим морально-нравственным ценностям и категориям, выявление особенностей и условий их определяющих представляется крайне важным с точки зрения прогнозирования перспектив развития нашего общества.