Психология отношения подростков ко лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты психологии отношения подростков ко лжи.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать современные исследования проблемы лжи в современных психологических исследованиях;
2) рассмотреть особенности отношения подростков ко лжи в контексте их возрастных психологических особенностей.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Теоретический анализ исследований проблемы лжи в психологических исследованиях
1.1. Проблема лжи в гуманитарных исследованиях
1.2.Источники формирования, причины и стадии проявления лжи в ходе психического развития человека

7
7

15
Глава 2. Возрастные особенности подростков и их отношение ко лжи
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Проблема отношения подростков ко лжи
32
32
33
Заключение
41
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Отношение поростков ко лжи.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

Первым фактором развития личности подростка является его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и товарищами, наконец, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). Однако процесс становления нового растянут во времени. Он зависит от многих условий и потому может происходить неравномерно по всему фронту. Это определяет, с одной стороны, сосуществование в подростке «детскости и «взрослости», а с другой – наличие у подростков одного и того же паспортного возраста существенных различий в уровнях развития различных сторон взрослости. Это связано с тем, что в обстоятельствах жизни современных школьников есть моменты двоякого рода: 1) тормозящие развитие взрослости (занятость детей только учением при отсутствии у большинства других постоянных и серьезных обязанностей, тенденция многих родителей освобождать ребят от бытового труда, забот и огорчений, опекать во всем); 2) моменты овзросляющие (огромный поток информации, акселерация физического развития и полового созревания, большая занятость многих родителей и как возможное следствие этого - ранняя самостоятельность детей) [6].

Все это вызывает огромное разнообразие условий, определяющих развитие, а отсюда – пестроту проявлений и существенные различия в развитии тех или иных сторон взрослости. Общее направление в развитии взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов. Важность подросткового периода определяется тем, что в нем закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. В юношеском возрасте продолжается их развитие.

Подростковый период считают трудным и критическим. Такая оценка обусловлена, во-первых, происходящими в это время многочисленными качественными сдвигами, которые подчас носят характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка; это может происходить в сравнительно короткий срок, часто бывает неожиданным и сообщает процессу развития скачкообразный, бурный характер. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются, с одной стороны, появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка, а с другой - трудностей в его воспитании: подросток не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста (упрямство, грубость, негативизм, строптивость, замкнутость, скрытность) [6].

В зарубежной психологии развитие подростков специально рассматривали Г. Томэ, К. Левин, Дж. Колман, Дж. Элдер, Дж. Мид, Э. Штерн и другие. Во всех обсуждаемых теориях подчеркивается важная роль социального окружения на развитие личности подростка и его социализацию.

Э. Штерн определял подростковый возраст как один из этапов формирования личности. В своих работах он заключал, что подростковый возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, но и особый образ действий. Называя «серьезной игрой», Э. Штерн описывает «особый образ действий» как промежуточную форму поведения между детской игрой и серьезной и ответственной деятельностью взрослого. Рассматривая социальное поведение подростков, Э. Штерн обращался к изучению общественных организаций юношества, где выделил особую позицию подростка в социальных отношениях: подросток ушел от детской игры; он еще не пришел ко взрослой деятельности; его социальное поведение психологически серьезно и занимает все его существо [4].

Давая характеристику подросткового возраста, психологи выделяют социальные потребности этого возраста: потребность в общении и обособлении.

Психологические особенности подростка рассматривает в контексте своей теории феноменологии развития и бытия личности, а так же сложившихся в отечественной психологии подходов В.С. Мухина [31]. Она выделяет в качестве важнейшей особенности личности в отрочестве быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. «Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого: осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности.

Развивающееся самосознание в подростковом возрасте определяет духовную работу в отношении определения внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свое мировоззрение, за свои личностные качества. Подросток начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.

В.С. Мухина показала, что «ребенок выражает себя через стремление» быть как все», а так же через стремление «быть лучше, чем все». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня» [31]. Потребность» быть лучше, чем другие» стимулирует к дальнейшему продвижению к достижениям.

В.С. Мухина указывает на формирование в подростковом возрасте ответственного отношения к себе, другим людям, природе и предметному миру. В этом контексте для подростков остро выступает феномен взаимодействия» Мы» и» Я». «Мы» — это способность к идентификации с другими, это умение слиться со всеми в эмоциональных ситуациях и в ситуациях социального выбора; это умение отрефлексировать себя как часть единого, это способность обрести радость от пребывания в конкретной общности.  «Я» — это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в обществе с самим собой. «Мы» и «Я» — социальное общее и социальное индивидуальное, — две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Отрок стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами [31].

Таким образом, развитие подростков проходит в сложных социальных и психологических условиях. Подростки формируют Я-концепцию, вырабатывают мировоззрение, отношение к ценностям, нравственности, в том числе и к таким явлениям, как ложь, обман, неправда.

 

2.2. Проблема отношения подростков ко лжи

Впервые к проблеме лжи в жизни детей и подростков обратились в 1889 году американские учителя. В результате их исследования было выделено 3 группы детей с определенными типами отношения ко лжи [31]:

а)              дети с высоко развитым чувством истины;

б)              дети, оправдывающие ложь ради доброй цели;

в)              дети, отношение ко лжи у которых зависит от личного
расположения или нерасположения (оправдывают ложь, сказанную ради
родителей или друзей).

Интересное исследование по данному вопросу было проведено русским психологом А.П.Нечаевым в 1909 году при участии слушателей Педагогической Академии. В результате исследования было установлено, что с наибольшей строгостью дети относятся к случаям лжи из озорства и самосохранения, а наиболее снисходительно – ко лжи альтруистической. Решая вопрос, как следовало бы поступить по справедливости с солгавшим ребенком, ученики старшего возраста гораздо больше придавали значения различным мерам словесного воздействия, чем ученики младших классов, которые с большей готовностью высказывались за справедливость применения физического наказания [14]. Так же было замечено, что ученики младшего возраста придают гораздо больше значения внешним последствиям проступка, чем ученики более старшего возраста, обращающие внимание преимущественно на внутренние мотивы, руководившими солгавшим лицом [14].

Интересовался отношением детей ко лжи и Ж.Пиаже. В своем исследовании он предлагал детям рассказы, в которых были отражены нравственные ситуации, связанные с проявлением правды или лжи. В оценке этих рассказов у детей проявились некоторые общие закономерности. Чем более невероятна по содержанию была ложь, чем больше она отличается от действительности, тем более отрицательно относятся к ней дети. В распределении степени наказания за ложь 8-ми летние дети опираются на величину материального ущерба, а не на мотив, которым руководствовался лжец [4].

Одно из более поздних исследований относится к 1982 году, Студентов колледжа просили проранжировать степень допустимости лжи от 1 (абсолютно недопустимая ложь) до 11 (ложь, по их мнению, простительная). Было установлено, что наиболее допустимой студенты считают ложь, направленную на защиту других людей от ущерба, позора и стыда, а так же предохраняющую личную жизнь от чужого вмешательства. Ложь, причиняющая другим вред или имеющая целью исключительно личную выгоду, считалась, наоборот, самой недопустимой. Взрослея, дети приобретают более благожелательное отношение к альтруистической лжи.

В исследовании Е. А. Душиной выявлены следующие особенности отношения подростков в возрасте 12-16 лет ко лжи. В целом они адекватно и достаточно типично интерпретируют понятие «ложь», воспринимая ее как неправду, искажение истины, выражаемое в вербальной или невербальной форме. Основными причинами лжи школьники считают самозащиту получение какой-либо выгоды, желание сделать лучше, завоевание авторитета, при этом девочки проявляют более эмоциональное и личностное отношение ко лжи. Понимание различий категорий «неправды», «обмана» и «лжи»  доступно подросткам более старшего возраста (14-16 лет), при этом девочки всех возрастов более сенситивны к восприятию этих различий. Отношение подростков ко лжи изменяется от 12 до 16 лет, при этом выявлено более негативное в целом отношение ко лжи подростков 12 лет, особенно ко лжи в целях самозащиты от вмешательства взрослых в личную жизнь и ко лжи бессознательной. Показано, что чем старше подросток, тем более благосклонно он относится к таким видам лжи, которые носят адаптивный характер и не наносят окружающим значимого вреда, тем чаще он позволяет себе лгать [14].

Социально-экономические, культурно-исторические и другие макро факторы социальной среды дифференцированно воздействуют на отношение подростков к разным видам лжи. Е.А. Душина установила, что стили семейного воспитания: гиперпротекция, недостаточность требований-обязанностей, игнорирование потребностей подростка, недостаточность санкций и требований-запретов оказывают влияние на отношение подростков ко лжи. Подростки из неполных семей в большей мере стремятся оправдать ложь в защиту себя от наказания и эгоистическую ложь [14].

Историко-сопоставительный анализ данных полученных автором в 1998 г. на выборке московских школьников, и результатов исследования А.П. Нечаева отношения ко лжи учащихся Кадетского Николаевского Корпуса (мальчиков в возрасте от 12-16 лет) показало, что социао-культурные факторы оказывают влияние на отношение к различным видам лжи, в первую очередь – на отношение ко лжи из озорства и хвастовства.  На отношение подростков ко лжи бессознательной, в защиту себя и альтруистической влияние этих факторов не распространяется.

Е.А. Душина также отмечает, что девочки и мальчики 12-16 лет имеют различия в отношении к различным видам лжи. Половая принадлежность влияет на отношение ко лжи (в выборе меры наказания) в рассказах, связанных с ложью в защиту себя от наказания и вмешательства в личную жизнь. Мальчики склонны к более суровым мерам наказания, чем девочки. Способ словесного воздействия на лгунов предпочитают девочки независимо от их возраста и вида лжи [14]. Таким образом, можно предположить, что половые особенности понимая лжи и отношения к ней закладываются именно в подростковом возрасте.

Выше отмечалось, что в современных исследованиях отмечаются различия в отношении ко лжи мужчин и женщин (В.В. Знаков, С. Гиллиган,). Известно, что у мужчин ложь и обман зачастую бывают ситуативными: они точнее могут описать ситуации, в которых лгут, четко осознавая цель обмана. Для женщин важно не простое искажение фактов, а ложь и обман с целью искажения или сокрытия подлинных чувств и мыслей [18;20].

В исследовании нравственных представлений и эмоциональных переживаний, влияющих на понимание   неправды,   лжи и обмана   женщинами   и   мужчинами в коммуникативных ситуациях В.В. Знаковым было выявлено, что мужчины и женщины  обнаруживают различия в понимании характеристик неправды, лжи и обмана:

а) мужчины делают попытки различить ложь и обман по конечному результату (ложь – больше обмана, она включает в себя обман); неправду рассматривают как эмоционально «неокрашенное» искажение действительности; обман в отличие от лжи и неправды может быть выражен действием или несет в себе сокрытие правды;

б) женщины неправду связывают с неполным знанием, заблуждением или фантазией и, как правило, не связывают обман с сокрытием правды, утаиванием нужных собеседнику сведений, в чем проявляется скрытность как мужская черта характера;

в) для женщин типичными являются мысленные возвращения к совершенным ими лжи или обману, эмпатичность по отношению мыслей и чувств обманутого человека за счет идентификации с ним, что способствует тому, что женщины чаще становятся приверженцами добродетельной лжи. Для женщины важна не ситуация морального выбора, в которой она принимает решение солгать ей или нет, а ее нравственные переживания и психологические особенности личности [19, с. 47-49].

Кроме того, уминавшееся также  исследование доктора Якубовича свидетельствуют о том, что среди детей, симулирующих болезни, чаще встречаются девочки, чем мальчики.

Таким образом, анализ исследований по проблеме лжи и отношения к ней позволяет сделать вывод, что данный вопрос, рассматривается в литературе преимущественно на основе теоретических рассуждений и опирается лишь на незначительное число эмпирических исследований. Несмотря на то, что в арсенале мировой психологической науки накоплен определенный потенциал конкретных данных и теоретических идей по различным вопросам рассматриваемой проблемы, в отечественной литературе исследования в этой области немногочисленны и относятся, преимущественно, к началу XX века.

Между тем, исходя из теории отношений В. Н. Мясищева, «моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой» [32, с. 22]. Это, в свою очередь приводит к образованию оценочных отношений личности к явлениям окружающей действительности. Именно на этой основе формируется требовательность к окружающим и к самому себе как характерологическая черта индивидуальности человека. Поэтому, для формирования правильных образцов поведения, образования естественных оценочных отношений в нравственно-психологической сфере необходима достаточно надежная, актуальная информация и данные об истинном положении дел, с целью разработки необходимых корректирующих воздействий. Поэтому изучение отношений современной молодежи к важнейшим морально-нравственным ценностям и категориям, выявление особенностей и условий их определяющих представляется крайне важным с точки зрения прогнозирования перспектив развития нашего общества.

Информация о работе Психология отношения подростков ко лжи