Психология отношения подростков ко лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты психологии отношения подростков ко лжи.
Задачи курсовой работы:
1) проанализировать современные исследования проблемы лжи в современных психологических исследованиях;
2) рассмотреть особенности отношения подростков ко лжи в контексте их возрастных психологических особенностей.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Теоретический анализ исследований проблемы лжи в психологических исследованиях
1.1. Проблема лжи в гуманитарных исследованиях
1.2.Источники формирования, причины и стадии проявления лжи в ходе психического развития человека

7
7

15
Глава 2. Возрастные особенности подростков и их отношение ко лжи
2.1. Психологические особенности подросткового возраста
2.2. Проблема отношения подростков ко лжи
32
32
33
Заключение
41
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Отношение поростков ко лжи.doc

— 261.50 Кб (Скачать документ)

 


Заключение

Исследования понимания и отношения детей ко лжи интересовали как отечетсвенных, так и зарубежных психологов уже с начала XX в. (П. О. Каптерев, С. Преображенский, И. А. Ильин, И. А. Алешенцев, А. Сосновский, А. Шеталова, К. Гартьер, А. П. Нечаев, В. Штерн, Л. Мелитан, А. Адам, С. Бок, П. Экман, М. Мэй др.).  В современной психологии исследуются различные аспекты лжи в жизни детей (Е. А. Душина, Б. И. Дубровский, В. В. Знаков, Ю. А. К. Секацкий, К. Щербатых, и др.). Тем не менее, можно констатировать в целом недостаточную разработанность методических подходов к изучению отношения ко лжи, отсутствие ее общепризнанной типологии, данных о влиянии хода и условий социализации, индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей человека на оценку лживости в поведении.

Анализ исследований по проблеме лжи позволил определить неправду – как высказывание коммуникатором сообщения, связанного не только с его заблуждением, но и непониманием причин и последствий того, что он утверждает; обман – как поступок, утверждение или утаивание части информации с целью сокрытия истины и формирования у партнера по коммуникации неадекватных представлений о действительности (В.В. Знаков, С. Бок, П. Экман).

Развитие подростков проходит в сложных социальных и психологических условиях. Важными потребностями подростка являются потребность в общении и обособлении; стремясь к идентификации с группой, подросток стремится обрести свою индивидуальность. В этом возрасте формируется ответственное отношение к себе, другим людям, природе и предметному миру. Развивающееся самосознание в подростковом возрасте определяет духовную работу в отношении определения внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свое мировоззрение, за свои личностные качества. Подростки формируют Я-концепцию, вырабатывают мировоззрение, отношение к ценностям, нравственности, в том числе и к таким явлениям, как ложь, обман, неправда.


Список использованных источников

 

1        Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения/ К. А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1981. – 312 с.

2        Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов/ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М.: Наука, 1996. – 448 с.

3        Борисова И. В. Особенности самосознания личности детей 10-15 лет из полных и неполных семей: автореф. дис. …канд.психол. наук/ И. В.  Борисова. – М, 1996. – 16 с.

4        Богатырева Е. Н. Психология обмана/ Е. Н. Богатырева. – СПб.: Издательство» Питер», 1998. - 192 с.

5        Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1998. – 464с.

6        Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1993. – 364 с.

7        Выготский Л. С. Проблема возраста. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4./ Л. С.  Выготский. –М.: Педагогика, 1984.– 432с.

8        Гальперин П.Я. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления/ Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин. – М.: Мысль, 1978. – 124 с.

9        Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии/ П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова. – М., 1978. – 316 с.

10   Гусейнов А. А. Этика: учебник/ А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. – М.: Гардарики, 2005. – 472с.

11   Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. Т.2. / В. И. Даль. – М., 1979. – 468 с.

12   Дубровский Б. И. Проблема самообмана/ Б. И.  Дубровский// Российский психоаналитический вестник. – 1991. – № 1. – С. 18-26.

13   Дубровский Б.И. Обман/ Б.И. Дубровский//Философско-психологические проблемы. – М.: Мысль, 1994.  – 326 с.

14   Душина Е. А. Особенности отношения ко лжи современных школьников: дис. …канд. психол. наук/ Е. А. Душина. -М., 2000. – 174 с.

15   3еньковский В.В. Психология детства/ В. В. 3еньковский. – М.: Издательский центр» Акаедпроект», 1996. – 346 с.

16   Зимин К. И. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь/ К. И. Зимин, А. С Спирин. – М.: Сюита. – 544с.

17   Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания/ В. В. 3наков// Понимание в мышлении, общении, человеческом бытии. – М.: Изд-во « Институт психологии РАН», 2007. – С. 226-236.

18   Знаков В. В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности / В. В. 3наков// Психологический журнал. – 1993. – №5. – С. 13-23.

19   Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана/ В. В. 3наков// Психологический журнал. – 1997. – № 1. С.38-49.

20   Знаков В.В. Психология понимания правды/ В. В. 3наков. – С-Пб: Смысл, 1999. – 279 с.

21   Знаков В. В. Индивидуальные различия понимания обмана в малом бизнесе/ В. В. 3наков// Психологический журнал. – 1994. – №6. –С.51-60.

22   Знаков В.В. Почему лгут русские и американцы : размышления российского психолога над книгой Пола Экмана/ В. В. 3наков// Вопросы психологии. – 1995. – №2. – С.84-92.

23   Ильин И. А. О лжи и предательстве. Аксиомы религиозного опыта/ И. А. Ильин. –M.: Генезис, 1993. – С. 412.

24   Кант И. Трактаты и письма/ И. Кант. – М.: Наука, 1980. – 709 с.

25   Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники/ Ключевский В. О. -М.: ВАГРИУС, 1993. – 408 с.

26   Кольцова В. А. Изучение истории психологии в системе культуры/ В. А. Кольцова, А. М. Медведев// Психологический журнал. – 1992,. – № 5. – С. 16-22.

27   Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А. В.Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов- на –Дону, 1998. – 438 с.

28   Краткий словарь по социологии/ Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина – М.: Политиздат, 1989. – 479 с.

29   Матейчек 3. Родители и дети/ Матейчек 3. - М.: Прогресс, 1992. – 316 с.

30   Мелитан К. Психология лжи/ К. Мелитан. – М.: ГЕНЕЗИС, 1993. – 306 с.

31   Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В. С. Мухина. – 9-е изд. – М.: Издательский центр» Академия», 2004. – 456 с.

32   Мясищев В.Н. Психология отношений/ В. Н. Мясищев. – М.: Наука, 1995. - 412 с.

33   Ожегов С. И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – М.: Мысль, 1988. – 608 с.

34   Панасюк Ю.А. Психологические методы исследования личности в клинике. –Л.: Издательство» Питер», 1978, – 68 с.

35   Пиаже Ж. Избранные психологические труды/ Ж, Пиаже. –М: Наука, 1994. – 674 с.

36   Психологический словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов на-Дону, 1998. – 604 с.

37   Психологический словарь/ Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. –  М.: Педагогика Пресс, 1998. – 440с.

38   Психология развития/ Под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр» Академия», 2001. – 352 с.

39   Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития/ Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 416с.

40   Пэрну Л. Я воспитываю ребенка/ Л. Пэрну. – М., Прогресс, 1979. - 270 с.

41   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/ Ф. Райс. С.-Пб.: Питер, 2000. – 368 с.

42   Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ К. Роджерс. – М.: Прогресс, 1994. – 346 с.

43   Секацкий А. К. Онтология лжи/ А. К. Секацкий. – С.-Пб.: Издательство С.-Пб., ун-та, 2000. – 412 с.

44   Словарь по этике/ Под ред. А.А.Гусейнова, И. С. Кона. – 6–е изд. – М.: Политиздат, 2009. – С.423–425.

45   Тернер Дж. Социальное влияние/Дж. Тернер. – СПб.: Питер, 2003. – 256с.

46   Титаренко В.Я. Семья и формирование личности/ В. Я. Титаренко. - М.: Прогресс, 2007. – 351 с.

47   Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности/ Фельдштейн Д. И.  – М.: Изд-во Института психологии РАО, 2005 г. – 312 с.

48   Философский словарь/ Под ред. Розенталя М.М. – 3-е изд. – М., Политиздат, 1995, – 496 с.

49   Харламенкова Н.Е. Способность отказывать в просьбе как психологический механизм самоутверждения личности/ Н. Е. Харламенкова// Сознание личности в кризисном обществе. – М.; Институт психологии РАН, 1995. – С.146-156.

50   Ципко А. Насилие лжи/ А. Ципко. – М., 1990. – 316 с.

51   Щербатых Ю. В. Психология обмана. Популярная энциклопедия/ Ю. В. Щербатых. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. – 544 с.

52   Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи/ Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - С.-Пб.: Речь, 1999. – 651 с.

53   Экман П. Почему дети лгут? – М.: Прогресс, 1993. – 402 с.

54   Экман П. Психология лжи/ П. Экман. С.-Пб.: Смысл, 1999. – 257с.

55   Юницкий В. А. Психологические особенности детей, потерявших родителей: автореферат дис. … канд. психол. н./ В. А.  Юницкий. – М., 1992.– 14 с.

56   Эстетика: словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева и др. – М.; Политиздат, 1989. – 447 с.

 

2

 



Информация о работе Психология отношения подростков ко лжи