Психология творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является анализ различных подходов в изучении развития творческого мышления.
Исходя из цели, объекта и предмета, задачами исследования являются:
 теоретический анализ научной литературы по теме: «мышление, творческое мышление»;
 проследить и установить причины развития творческого мышления.

Работа состоит из  1 файл

работа кур итоговая нов.docx

— 191.44 Кб (Скачать документ)

Таким образом, согласно ассоцианизму, мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно  гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания или феноменального поля. В бихевиоризме мышление сводилось к поведению во “внутреннем плане”, отличающимся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних “умственных” действий.

Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями познания, прежде всего, через исследование:

    • самого мышления и законов  его функционирования путем логического анализа; 
    • мышления с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;
    • мышления с помощью средств и методов кибернетики.

2 Мышление

Для более адекватного  и полного представления места  мышления в структуре психики  личности необходимы знания этой структуры(см.приложение 1)..

Психические свойства - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;

психические состояния - определенный уровень работоспособности и  качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;

психические образования - психические  явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Таким образом, мышление в  структуре психики личности относится  к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают отражение  и осознание людьми воздействий  окружающей действительности.

 

2.1 Психологическая сущность мышления

 

Психология, в отличие  от других наук, изучает мышление конкретного  человека в его реальной жизни  и деятельности. Психологическое  исследование природы мышления исходит  из различения чувственного и рационального  познания, отличия мышления от восприятия. Последнее отражает окружающий мир  в образах, предметы мира предстают  в восприятии со стороны своих  внешних, чувственно достоверных свойств. В восприятии вещи, явления и свойства даны в своих единичных проявлениях, которые “соединены, но не связаны”. Но для ориентации человека в природном  и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия, потому что:

- во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.

- во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию, они не выражены в наглядных свойствах.

- в-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека. Но с помощью восприятия невозможно познать прошлое (что уже случилось) и предвидеть будущее (чего еще нет).

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел, движущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000 километров в секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.

Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано, оно отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредствованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.

В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому мышление определяют как обобщенное отражение действительности. Всякое мышление совершается в обобщениях. “Мышление, - подчеркивал С.Л.Рубинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному”.

В процессе мышления субъект  использует различного рода средства, вырабатываемые человечеством с  целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык. Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.

Традиционные определения  мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредствованность. Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление представляет собой  процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует  различными видами обобщений, включая  образы, понятия и категории.

Появление речи в процессе эволюции человека принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно  новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность  передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем её в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь жестами и мимикой. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, таккак сама мысль совершается и формируется с помощью слова.

Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине  мира. Эти операции позволяют строить  и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина  мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной – с другой. Присоединяясь к непосредственному  образу предмета, слово выделяет его  существенные элементарные или комплексные  признаки, которые непосредственно  недоступны субъекту. Слово переводит  субъективный смысл образа в систему  значений, что делает его более  понятным как самому субъекту, так  и другим окружающим его.

 

2.2. Специфика  и особенности мышления

 

Специфичность мышления заключаются  в том, что:

- мышление дает возможность  познать глубинную сущность объективного  мира, законы его существования; 

- лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

- мышление позволяет предвидеть  будущее, оперировать с потенциально  возможным, планировать практическую деятельность.

Для психологического анализа  мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие  специфические качества человеческого мышления, - связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн).

Процесс мышления характеризуется  следующими особенностями (см. Приложение 2):

 

1. Мышление всегда имеет  опосредствованный характер. Устанавливая  связи и отношения между предметами  и явлениями объективного мира, человек опирается не только  на непосредственные ощущения  и восприятия, но обязательно  и на данные прошлого опыта,  сохранившиеся о памяти.

2. Мышление опирается  на имеющиеся у человека знания  об общих законах природы и  общества. В процессе мышления  человек пользуется уже сложившимися  на основе предшествующей практики  знаниями общих положений, в  которых отражены наиболее общие  связи и закономерности окружающего  мира.

3. Мышление исходит из  “живого созерцания”, но не  сводится к нему. Отражая связи  и отношения между явлениями,  мы всегда отражаем эти связи  в отвлеченном и обобщенном  виде, как имеющие общее значение  для всех сходных явлений данного  класса, а не только для данного,  конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда есть  отражение связей и отношений  между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически  связано с практической деятельностью.  В своей сущности оно опирается  на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание”  внешнего мира, а такое его  отражение, которое отвечает задачам,  возникающим перед человеком  в процессе труда и других  видов деятельности, направленных  на переустройство окружающего  мира.

Для описания проявлений мышления психология использует определение  мышления в широком смысле: это  активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.

 

 

 

 

 

2.3 Виды мышления

 

В психологии наиболее принята  и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное; 

2) наглядно-образное;

3) словесно-логическое;

4) абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно  у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными  этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.

Информация о работе Психология творческого мышления