Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа
Целью нашей курсовой работы является анализ различных подходов в изучении развития творческого мышления.
Исходя из цели, объекта и предмета, задачами исследования являются:
теоретический анализ научной литературы по теме: «мышление, творческое мышление»;
проследить и установить причины развития творческого мышления.
Таким образом, учить мыслить школьников в процессе обучения—это значит, учитывая их природные особенности, опираться на методологические и психологические основы их развития, обеспечивать усвоение содержания учебных предметов при одновременном учете операционного и мотивационного аспектов учения.
43.2 Дидактическая эвристика как способ развития творческого мышления.
В эвристической образовательной
деятельности могут одновременно присутствовать
эвристические и репродуктивные
компоненты, и учителю важно различать
их в целостном учебном процессе.
Обеспечить достижение этой цели помогает
следующий принцип: по всем вопросам
учебной программы ученики
В традиционном обучении учитель
«дает» материал по предмету, сообщает
«знания», излагает правила и законы,
а дети их усваивают. Считается, что
приращение знаний как личных, так
и общечеловеческих, возможно только
после знакомства с уже имеющимися.
В эвристическом обучении по всякому
важному вопросу ученики
С детскими версиями и суждениями
учитель работает как с особым
личностным содержанием образования,
помогает ученикам оформить и выразить
свою мысль. Особое внимание уделяется
неординарным, нестандартным суждениям
и работам. Ученики с помощью
учителя внимательно
Свое непосредственное педагогическое
воплощение эвристическая деятельность
находит в рамках образовательной
ситуации. Образовательная ситуация
обозначает конкретный временной и
пространственный участок педагогической
реальности, который выполняет функции
стимула и условий создания учениками
образовательной продукции. Основная
отличительная черта таких
Структура образовательной
ситуации включает в себя: мотивацию
деятельности, ее проблематизацию, личное
решение проблемы участниками ситуации,
демонстрацию образовательных продуктов,
их сопоставление друг с другом и
с культурно-историческими
Полученные учениками продукты деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) сопоставляются с культурно-историческими аналогами. Каждый ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой первичный результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика (его знаний, чувств, способностей, опыта), создается соответствующая продукция. Результатом данного этапа обучения является, с одной стороны, личностное развитие и продукция самих учеников, с другой, усвоение и личностная оценка ими общепринятых достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов. Завершает цикл эвристического обучения рефлексия – осознание учениками способов собственной деятельности, фиксация достигнутых образовательных результатов. В этом случае результат деятельности ученика выступает не только личностным, но и в определенном смысле общекультурным приращением, а ученик оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника. При этом ученику нет необходимости переоткрывать все знания и опыт человечества. Но главные вопросы бытия и фундаментальные проблемы изучаемых курсов первично начинают решаться в личной деятельности ученика.
Контролировать в
Из сказанного следует, что
рассматривать образовательную
деятельность ученика необходимо во
взаимосвязи ее внешнего материализованного
проявления с внутренним, – личностными
качествами, которые проявлялись, формировались
и развивались в его
Заключение.
В заключении нашей работы мы можем сделать следующие выводы по проблеме крестивности:
Творческий уровень знаний—это такие знания и умения, которые приобретены в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся. Приемы мышления, которые обеспечивают этот уровень знаний, также являются творческими; ученики определяют тему и задачи работы, формулируют гипотезу и план поиска, осуществляют поиск, обосновывают гипотезу, превращая ее в решение, вывод , затем проверяют полученные данные. Знания творческого уровня достигаются эвристическими и исследовательскими методами, которые и побуждают учащихся к самостоятельной творческой деятельности: изучение истории родного села (улицы, колхоза, завода), творческого пути писателя-земляка, написание сценария ученического кинофильма, комментариев к диа (кино) фильму, дикторского текста и т. п. Этот уровень достигается, как правило, в старших классах. А в средних и младших возможны лишь элементы исследования.
Поэтому нельзя без необходимого багажа опорных знании и приемов приступать к освоению высшего уровня знаний—творческого. На этом уровне вся цепочка мыследеятельности актуализируется для решения проблем, выполнения исследований. Например, к обобщающему уроку на тему «Как жили древнейшие люди» ученики могут прочитать замечательную книгу Димитра Ангелова «Когда человека не было» (М., 1969). Художественно выписанные живые сцены жизни дополнят систему обобщенных знании учащихся на данную тему.
Итак, в основе творческого мышления лежит неистребимое желание «дойти до самой сути». «Как это чудесно, когда тебе открывается единая природа комплекса явлений, которые при непосредственном чувственном восприятии кажутся совершенно независимыми друг от друга», - говорил Эйнштейн.
И конечно, стремление к постижению мира, в котором мы живем, было присуще людям, творившим всесторонне, показавшим своим собственным примером, какие возможности заложены историей в каждом разумном человеческом существе.
Литература:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8