Психология творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является анализ различных подходов в изучении развития творческого мышления.
Исходя из цели, объекта и предмета, задачами исследования являются:
 теоретический анализ научной литературы по теме: «мышление, творческое мышление»;
 проследить и установить причины развития творческого мышления.

Работа состоит из  1 файл

работа кур итоговая нов.docx

— 191.44 Кб (Скачать документ)
xt-align:justify">Психологами было затрачено  много усилий и времени на выяснение  того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор  ясного ответа на вопрос о психологической  природе творчества нет. Наука располагает  только некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения  человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие и, препятствующие нахождению правильного решения.

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался  сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что “творческость” мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

А. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

В. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Г. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались  и другие попытки дать определение  творческому мышлению, но они внесли мало нового в то его понимание, которое  было предложено Дж.Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Рассмотрим эти условия в обобщенном виде.

1. Если в прошлом определенный  способ решения человеком некоторых  задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает  его и в дальнейшем придерживаться  данного способа решения. При  встрече с новой задачей человек  стремится применить его в  первую очередь.

2. Чем больше усилий  было потрачено на то, чтобы  найти и применить на практике новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще на практике.

3. Возникновение стереотипа  мышления, который в силу указанных  выше условий мешает человеку  отказаться от прежнего и искать  новый, более подходящий путь  решения задачи. Один из способов  преодоления такого сложившегося  стереотипа состоит в том, чтобы  на некоторое время вообще  прекратить попытки решения задачи, а затем вернуться к ней  с твердой установкой пробовать  для поиска решения только  новые пути.

4. Интеллектуальные способности  человека, как правило, страдают  от частых неудач, и боязнь  очередной неудачи начинает автоматически  возникать при встрече с новой  задачей. Она порождает защитные  реакции, которые мешают творческому  мышлению, обычно связанному с риском для собственного “Я”. В итоге человек теряет веру в себя, у него накапливаются отрицательные эмоции, которые мешают ему думать. Чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций людей столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

5. Максимум эффективности  в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем уровне эмоционального возбуждения. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.

6. Чем больше знаний  имеет человек, тем разнообразнее  будут его подходы к решению  творческих задач. Однако соответствующие  знания должны быть разнонаправленными, так как они обладают способностью  ориентировать мышление на различные  подходы к решению.

У творческих людей нередко  удивительным образом соединяются  зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные  способности, умения и навыки и своеобразные “детские” черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении  и поступках.

Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять  оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей, те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к  творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:

1) склонность к конформизму,  выражающаяся в доминирующем  над творчеством стремлении быть  похожим на других людей, не  отличаться от них в своих  суждениях и поступках;

2) боязнь оказаться “белой  вороной” среди людей, показаться  глупым или смешным в своих  суждениях.

Обе тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого  характера не находят поддержки  у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку  со стороны взрослого в качестве единственно “правильных” наиболее распространенных, общепринятых мнений;

3) боязнь показаться слишком  экстравагантным, даже агрессивным  в своем неприятии и критике  мнений других людей. В условиях  нашей культуры довольно распространено  следующее мнение: критиковать человека - значит быть по отношению  к нему невежественным, проявлять  к нему неуважение. Этому мы, к  сожалению, с детства учим своих  детей, совершенно не думая  о том, что в данном случае  приобретение вежливости, тактичности,  корректности и прочих полезных  качеств происходит за счет  утраты другого, не менее ценного  свойства: сметь, иметь и уметь  отстаивать, открыто высказывать  и защищать собственное мнение, не заботясь о том, понравится  или не понравится оно окружающим. В этом собственно и состоит  требование к человеку всегда  оставаться честным и откровенным;

4) боязнь возмездия со  стороны другого человека, чью  позицию мы критикуем. Подвергая  критике человека, мы обычно вызываем  с его стороны ответную реакцию.  Опасение такой реакции нередко  выступает в качестве препятствия на пути к развитию собственного творческого мышления;

5) завышенная оценка значимости  своих собственных идей. Иногда  то, что мы сами придумали или  создали, нравится нам больше, чем мысли, высказываемые другими  людьми, причем настолько, что  у нас возникает желание свое  никому не показывать, ни с  кем им не делиться и оставить  при себе;

6) высокоразвитая тревожность.  Человек, обладающий этим качеством,  обычно страдает повышенной неуверенностью  в себе, проявляет боязнь открыто  высказывать свои идеи;

7) есть два конкурирующих  между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышленue связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам бы мог творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.

Выход из этого положения  в том, чтобы у ребенка с  самого детства развивать как  критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом  мыслительном акте. Если человек высказывает  собственную идею, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана  кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.

Интеллектуальные способности  человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение  достаточно длительного периода  времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а  затем дать более легкие, то и  с этими последними после долгих неудач они будут справляться  плохо.

Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в  школе. При сравнении их с менее  творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым  интересным из них оказалось то, о чем уже говорилось выше: сочетание  у творческих личностей интеллектуальной зрелости и “детских” черт характера.

4.1.Этапы и механизмы творческой деятельности

Многие представители  творческих профессий - ученые, изобретатели, писатели - отмечают, что важные, критические этапы в их деятельности носят интуитивный характер. Решение проблемы приходит внезапно, а не в результате логических рассуждений. Творчество в своей основе представлено механизмами сверхсознания (Симонов П.В., 1975). Если сознание вооружено речью, математическими формулами и образами художественных произведений, то язык сверхсознания - это чувства, эмоции. Творческий процесс приводит не только к расширению сферы знания, но и к преодолению ранее существовавших, принятых норм.

Выделяют три основных этапа творческого процесса:

- замысел, рождение догадки; 

- генерацию различных  гипотез, включая самые фантастические, для объяснения данного явления;

- критический анализ и  отбор наиболее правдоподобных  объяснений, которые протекают на  уровне сознания.

Озарение, открытие, нахождение пути решения проблемы возникают в виде переживания, чувствования, что выбранное направление - то самое, которое заслуживает внимания. И здесь решающая роль принадлежит чувству, интуиции - языку сверхсознания. Многие изобретатели отмечают, что догадка возникает в виде расплывчатого образа, который только еще должен быть выражен словами. Однако внезапность появления догадки, озарения - кажущаяся, так как она является следствием интенсивной мыслительной работы человека, поглощенного увлекающей его проблемой или художественным произведением.

Творчество - создание нового из старых элементов во внутреннем мире. Создание нового продукта вызывает положительную эмоциональную реакцию. Это положительное эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Выявление нового аспекта  в когнитивных процессах обусловлено работой детекторов новизны, которые способны улавливать новое не только во внешнем, но и во внутреннем мире - новые мысли, новые образы. Ориентировочная реакция возникает при этом не на изменение внешнего сигнала, а на преобразование внутреннего образа. При этом она сопровождается положительным эмоциональным переживанием и сама является эмоциональным подкреплениeм. Детекторы новизны обладают высокой чувствительностью, они сразу же фиксируют факт появления новой мысли еще до того, как она будет оценена. Осознание появления новой мысли сопровождается творческим волнением, которое стимулирует умственную работу. И только после появления эмоциональной реакции мысль начинает критически оцениваться. Таким образом, неосознанное сопоставление разного рода информации, содержащейся в памяти, порождает новую мысль. Ее последующая оценка осуществляется путем сравнения этой мысли с другими, ранее уже осознанными. Следовательно, продукция нового осуществляется главным образом в подсознании, а его оценка - на уровне сознания.

Творчество связано с  развитием потребности в познании, в получении новой информации, которая достигается в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности. Последнюю можно рассматривать как цепь ориентировочных рефлексов. Каждый из ориентировочных рефлексов обеспечивает получение определенной порции информации.

Творческое мышление - это  ориентировочно-исследовательская  деятельность, обращенная к следам памяти в сочетании с поступающей актуальной информацией.

Ориентировочный рефлекс  как выражение потребности в  новой информации конкурирует с  оборонительным рефлексом, который  является выражением агрессии или страха, тревоги.

Таким образом, стимуляцию ориентировочно-исследовательской  активности можно рассматривать  как основу развития творческого потенциала человека.

4.2 Креативность и ее диагностика

Наряду с интеллектом  в англо-американской психологии в середине 50-х гг. выделилось и приобрело большую популярность изучение особых интеллектуальных способностей, названных креативностью (от лат. сreatio - создание, сотворение). Тесты креативные – тесты по диагностике творческих способностей человека. Толчком для выделения креативности послужили данные об отсутствии связи между традиционными тестами интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций.

Было признано, что последняя (креативность) зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Эту способность назвали креативностью и стали изучать независимо от интеллекта - как способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. Креативность связывают с творческими достижениями личности.

Изучение креативности ведется  в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.

   Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж.Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов), любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула), фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Гилфорд объединил эти факторы под общим названием “дивергентность мышления”, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от “конвергентного мышления”, ориентирующегося на известное или “подходящее” решение проблемы).

Информация о работе Психология творческого мышления