Психология творческого мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

Целью нашей курсовой работы является анализ различных подходов в изучении развития творческого мышления.
Исходя из цели, объекта и предмета, задачами исследования являются:
 теоретический анализ научной литературы по теме: «мышление, творческое мышление»;
 проследить и установить причины развития творческого мышления.

Работа состоит из  1 файл

работа кур итоговая нов.docx

— 191.44 Кб (Скачать документ)

 

2.6 Мыслительные операции

 

В психологии выделяют следующие операции мышления (см. Приложение 6): анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. В  ходе анализа какого-либо предмета его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа будет определенное соотношение возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга.Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении таким образом общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. - выделение в них общего и различного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощьюучителя постепенно вычленяет наиболее общие признаки этих животных. Так сравнение ведет к обобщению.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.

Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами, в частности, можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов. В данном случае сходство основано на их чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, которые делаются в результате такого поверхностного, неглубокого анализа объектов, не имеют большой ценности и к тому же постоянно приводят к ошибкам. Обобщение, основанное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит - это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, становится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитающим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза.

Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков  вещей субъект обнаруживает тождество  и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней  позволяет человеку установить родовидовые  отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. 

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определённого исходного отношения в системе. Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом “восхождения от абстрактного к конкретному”.

Закономерности рассмотренных  операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.

3. Развитие мышления в онтогенезе

 

Онтогенетический аспект (онтогенез мышления) включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости.

В психологической науке  выделяются различные взгляды ученых на понимание онтогенетического  развития мышления. К ним можно  отнести: взгляды Ж.Пиаже, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, подход Л.С.Выготского, информационную теорию интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса.

 

 

 

3.1. Подход Ж.Пиаже

 

Один из наиболее известных  психологов современности, швейцарский  ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая  оказала большое влияние на современное  понимание онтогенетического развития мышления. В теоретическом плане  он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.

Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова  “операция”). Операция, по Пиаже, представляет собой “внутреннее действие”, продукт  преобразования (“интериоризации”) внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой  является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная  операция).

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделяет следующие четыре стадии:

1. Стадия сенсомоторного  интеллекта, охватывающая период  жизни ребенка от рождения  до примерно двух лет. Она  характеризуется развитием способности  воспринимать и познавать окружающие  ребенка предметы в их достаточно  устойчивых свойствах и признаках.

2. Стадия операционального  мышления, включает его развитие  в возрасте от двух до семи  лет. На этой стадии у ребенка  складывается речь, начинается активный  процесс интериоризации внешних  действий с предметами, формируются  наглядные представления.

3. Стадия конкретных операций  с предметами. Она характерна  для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции  становятся обратимыми.

4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают  дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется  способностью ребенка выполнять  операции в уме, пользуясь логическими  рассуждениями и понятиями. Внутренние  умственные операции превращаются  на этой стадии в структурно  организованное целое.

 

3.2 Теория поэтапного формирования умственных действий

 

В  основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними  интеллектуальными операциями и  внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической  школе (А.Валлон) и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали свои теоретические  и экспериментальные работы Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец  и многие другие.

П.Я.Гальперин внес в соответствующую  область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции  планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы  интериоризации внешних действий, определил  условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными  свойствами.

Процесс переноса внешнего действия во внутрь, по П.Я.Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе  происходит преобразование заданного  действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное  действие, т.е. действие высшего интеллектуального  уровня, не может сложиться без  опоры на предшествующие способы  выполнения того же самого действия, в  конечном счете – на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.

Четыре параметра, по которым  преобразуется действие при его  переходе извне внутрь, суть следующие: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых  операций и мера освоения. По первому  из указанных параметров действие может  находиться на трех подуровнях: действие с материальными предметами, действие в плане громкой речи и действие в уме. Три остальных параметра  характеризуют качество сформированного  на определенном уровне действия: обобщенность, сокращенность и освоенность.

Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом.

I. Выявление ориентировочной  основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза. Осуществляется ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно в конечном счете должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.

II. Происходит формирование  действия в материальном виде. Осуществляется выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки на каждом.

На этом этапе обучающийся  умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.

III. Действие формируется  в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. Осуществляется выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план, по мнению П.Я.Гальперина, означает не только выражение действия в речи, но, прежде всего, речевое выполнение предметного действия.

IV. Этап формирования действий  во внешней речи про себя. Здесь  осуществляется перенесение громкоречевого  действия во внутренний план. Становится свободное проговаривание  действия целиком “про себя”.

V. Формирование действий  во внутренней речи. Происходит  выполнение действия в плане  внутренней речи с соответствующими  его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса  и деталей выполнения из сферы  сознательного контроля и переходом  на уровень интеллектуальных  умений и навыков.

Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход “из вне  во внутрь”.

3.3. Подход Л.С.Выготского

 

Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит  изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень  сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.

С рождения ребенку не даны понятия, и этот факт в современной  психологии считается общепризнанным. Как же формируются и развиваются  понятия? Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении  его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного  понятия.

Образование понятий –  результат длительной, сложной и  активной умственной, коммуникативной  и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование  понятий у индивида своими корнями  уходит в глубокое детство. Л.С.Выготский (1896-1934) был одним из первых ученых психологов, кто детально исследовал этот процесс. Он экспериментально установил  ряд ступеней и этапов, через которые  проходит образование понятий у  детей.

Информация о работе Психология творческого мышления