Психология управления поведением личности подчиненного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Актуальность проблемы исследования. В современных условиях как никогда необходима качественная подготовка административных кадров, умеющих создать условия и психологическую атмосферу для работы сотрудников рабочего коллектива. В тоже время проблема эффективности управления персоналом сегодня стоит наиболее остро.

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
1. Руководитель как субъект управленческой деятельности......................................4
1.1 Структура личности руководителя.........................................................................4
1.2 Профессиональные способности руководителя....................................................8
1.3 Стили управления, их обусловленность особенностями личности руководителя.....................................................................................................................13
2. Личность подчиненного как объект управления...................................................20
2.1 Индивидуально-типологические особенности личности подчиненных и их использование в управлении............................................................................................21
2.2 Особенности управления сотрудниками, имеющими выраженные признаки различных акцентуаций....................................................................................................22
2.3 Ролевые стереотипы поведения сотрудников. Нейтрализация негативных последствий «психологических игр» подчиненных......................................................32
Заключение....................................................................................................................36
Список литературы.......................................................................................................38

Работа состоит из  1 файл

Психология управления персоналом.docx

— 68.03 Кб (Скачать документ)


ГОЛИЦЫНСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ  ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ         

Центр  образовательной  деятельности

 

                                                            

Отделение заочного обучения

по курсу «Психология»

 

 

РЕФЕРАТ

по учебной  дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ»

На тему: «Психология управления поведением личности подчиненного»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы П-101

Кирсанова В.А.

Проверил преподаватель:

Фомин А.С.

 

 

 

Голицыно - 2012г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение..........................................................................................................................3

1. Руководитель как субъект управленческой деятельности......................................4

1.1 Структура личности  руководителя.........................................................................4

1.2 Профессиональные способности  руководителя....................................................8

1.3 Стили управления, их  обусловленность особенностями личности руководителя.....................................................................................................................13

2. Личность подчиненного  как объект управления...................................................20

2.1 Индивидуально-типологические  особенности личности подчиненных  и их использование в управлении............................................................................................21

2.2 Особенности управления  сотрудниками, имеющими выраженные  признаки различных акцентуаций....................................................................................................22

2.3 Ролевые стереотипы  поведения сотрудников. Нейтрализация  негативных последствий «психологических  игр» подчиненных......................................................32

Заключение....................................................................................................................36

Список литературы.......................................................................................................38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  проблемы исследования. В современных условиях как никогда необходима качественная подготовка административных кадров, умеющих создать условия и психологическую атмосферу для работы сотрудников рабочего коллектива. В тоже время проблема эффективности управления персоналом сегодня стоит наиболее остро.

Выдвижение на руководящие  и организаторские должности, как  правило, обусловлено высоким уровнем  овладения техническими навыками, профессиональным навыкам в своей области, а не лидерским качествам или выраженным способностям к управленческой деятельности.

Однако по мере продвижения  по ступенькам служебной лестницы все  более важными для эффективной  профессиональной деятельности становятся навыки и умения разработки, принятия и реализации управленческих решений, оценки эффективности деятельности подчиненных, подбора высококвалифицированных  сотрудников.

Последствиями неправильного  с психологической точки зрения управления могут быть: халатное отношение  подчиненных к работе, разобщение внутри рабочего коллектива, недоверие друг к другу и др. Все это неизбежно приводит к снижению уровня профессиональной деятельности. [8].

Поэтому для эффективной  работы руководитель должен обладать необходимыми личными качествами, профессиональными  способностями к управленческой деятельности, знать средства влияния  и стили поведения, которые будут  наиболее эффективными для направления  усилий людей на достижение целей  организации.

Проблема видится в  том, что существует несоответствие между имеющимся уровнем психологической  компетентности руководителей, развития их личностных качеств, управленческих способностей, знаний, навыков и умений и современными требованиями к ним.

 

 

 

1.  РУКОВОДИТЕЛЬ КАК  СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Структура личности  руководителя

 

Личность человека всегда была и остается одной из самых  интригующих тайн, волновавших человечество. Для всестороннего анализа этого  социального феномена необходимо развести ряд понятий – «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

Человек – это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы – к человеческому роду. Человек – это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам.

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек (и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны) – это индивид.

Но, появившись на свет как  индивид, человек постепенно приобретает  особое социальное качество, он становится личностью. Еще в детстве индивид включается в сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как реального человека, не только не похожего на других, но и не так как они, действующего, мыслящего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Таким образом, личность – это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек – носитель самых разных свойств, то личность – это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает ответственность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.

В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество определений  личности, зависящее от уровня развития личности или методологической позиции  автора. На наш взгляд, одним из наиболее удачных является определение, данное психологом А.В. Петровским [11].

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они недоступны.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других.

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Она проявляется в чертах темперамента, характера, в привычках, в преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность – это  непременный и важнейший признак  личности. Личность человека неповторима  в своей индивидуальности.

Различные научные подходы к рассмотрению личности, особенно психолого-управленческого подхода. Как известно, личность изучают многие дисциплины, в том числе социология, общая психология, психология управления. Какова же специфика рассмотрения личности этими дисциплинами?

Социология изучает личность не как индивидуальность, а как  социальный тип. Ее интересуют лишь те черты, которые схожи во многих людях, которые «привязывают» личность к группе. Она обращается к проблеме личности через призму специфики  общественных отношений. При этом имеется  в виду, что такие отношения  строятся не на основе симпатий или  антипатий, а на основе определенного  положения, занимаемого каждым в  системе социально заданных функций  и ролей.

Общая психология изучает  личность как конкретного человека, во всем его своеобразии и неповторимой уникальности личностных качеств. Она  фокусирует свое внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях  между индивидами.

Опоры лишь на социологический  или общепсихологический подход явно недостаточно для того, чтобы  научиться управлять личностью  подчиненного. Ведь нас интересует не личность подчиненного вообще, а  подчиненный как представитель  определенной организации. Именно в  ней он себя проявляет как личность, именно во взаимодействии с другими  он способен заявить о себе и быть уверенным, что его голос будет  услышан.

Для психологии управления наиболее близок подход социальной психологии [3]. Вместе с тем есть и определенное своеобразие. Психологию управления интересует, как те или иные типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии, сказываются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевое разнообразие проявлений личности в этой сфере.

Кроме того, психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а  важнейшие ее разновидности –  в организации; точнее, ее интересует результат, получаемый от многообразия взаимоотношений личности в организации, прежде всего по вертикали. Например, психологию управления интересует индивид  Иванов, прежде всего, как руководитель соответствующего подразделения организации, как подчиненный Петрова. Главное  внимание при этом сосредоточивается  на проблеме мотивации личности к  успешной деятельности в интересах  организации. Особое внимание акцентируется  на личности руководителя, на необходимых  личностных качествах [10].

Психология управления поведением личности подчиненного – это совокупность приемов, форм и методов воздействия  руководителя на формирование, развитие и использование личностного  потенциала подчиненных в достижении целей деятельности учреждений. Таким образом, главная сфера приложения психологии управления – исследование всей сложности проявлений участия личности в управленческих отношениях, управленческой деятельности. А значит, для психологии управления важными являются знания о структуре личности (как руководителя, так и подчиненного).

В структуре личности выделяют следующие составные части:

1. Психические  процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:

- познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);

- эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;

- волевые, определяющие саморегуляцию деятельности;

2. Психические  состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:

- положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);

- отрицательные состояния, то есть затрудняющие решения задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.);

- психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт.

3. Психические  свойства как самое важное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства:

- самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);

- направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, ценностей, потребностей, идеалов, установок, убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»);

- способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справиться с тем или иным видом деятельности («Что может человек?»);

- характер, то есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в общении, поведении, деятельности («Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?»);

 

 

 

- темперамент, то есть природнообусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»).

Наиболее важными элементами структуры личности руководителя с  точки зрения психологии управления признаются его ценности и профессиональные способности, а также индивидуально-психологические  особенности, обуславливающие стиль  управленческой деятельности.

1.2 Профессиональные  способности руководителя

Психологи считают, что способности  не даются человеку от природы в  готовом виде. Человек рождается  с задатками, врожденными особенностями  организма. Из этих задатков под влиянием воспитания, жизненных обстоятельств  и самой деятельности человека развиваются способности [1].

Способности - свойства функциональной системы формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности личности, определяющие эффективность формирования и функционирования системы деятельности.

Исследование проблемы способностей в отечественной психологии связано  с именем Б.М.Теплова, который рассматривал способности, прежде всего, как индивидуально-психологические  различия между людьми. Б.М.Теплов выделил  три их признака [2].

Во-первых, никто не станет говорить о способностях там, где  дело идет о свойствах, в отношении  которых все люди равны.

Информация о работе Психология управления поведением личности подчиненного